Изучение эмоций депрессивной направленности у детей с задержкой психического развития
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 18:18, дипломная работа
Описание работы
Задержка психического развития является сложным полиморфным нарушением, которое и определяет недоразвитие психической, психологической и физической деятельности ребёнка. В психологической литературе распространено представление о том, что задержка психического развития – это эмоциональная и волевая незрелость в сочетании с отставанием в развитии познавательной деятельности у детей. В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………………………..3 1. Теоретический аспект изучения особенностей эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития……………………………………………………….....6 1.1Эмоциональная сфера………………………………………………………………….…6 1.1.1 Понятие «Эмоции» и их функции.…………………………………………………....6 1.1.2 Классификации эмоций……………………………………………………………......9 1.1.3. .Особенности эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………...10 1.2.Дети с задержкой психического развития……………………………………………..11 1.2.1 Определение понятия «Задержка психического развития». ……………………….11 1.2.2 Классификация и причины возникновения задержки психического развития.…..12 1.3.Депрессия………………………………………………………………………………..16 1.3.1.определение понятия «Депрессия», её проявления………………………………....16 1.3.2. Особенности депрессивного состояния……………………………………………..18 1.3.3. Проявления депрессивного состояния у детей……………………………………...19 Список литературы………………………………………………………………….……….
Таким образом, общими типическими
признаками эндогенной депрессии у
детей являются: массивность, соматоалгических
и поведенческих расстройств, маскирующих
собственно аффективную симптоматику;
многоплановость оттенков патологического
аффекта с преобладанием тревоги,
страха или дисфории; неспособность
ребёнка к адекватной вербализации
переживаний; наличие обратимых
регрессивных расстройств.
Список литературы:
Белопольская Н. Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с задержкой психического развития//Вопросы психологии.-1996.№1.С.19-26.
Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. - М., 1999.
Борякова Н. Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития.//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2004.№1.с.10-16.
Васильева, И. Г. Особенности коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с задержкой психического развития / И. Г. Васильева // Коррекционная педагогика. - 2007. С. 75-78.
Вилюнас В. Психология эмоций / В. Вилюнас. – СПб.: Питер, 2004. 496 с.
Голикова, О. Ю. (педагог-психолог). Система работы по развитию эмоций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / О. Ю. Голикова / Дошкольная педагогика. - 2007. - N 4. - С. 30-34. –
Гольдфельд И. Л. Специальная педагогика и психология: краткий дефектологический словарь/И. Л. Гольдфельд, Н. И. Карпова, Л. К. Минакова; Федерал. агентство по образованию, ГОУВПО «КГПУ».- Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2006.-108с.
Гольдфельд И. Л. Клинико-психологические основы интеллектуальных нарушений у детей/ И. Л. Гольдфельд; Федерал. агентство по образованию, ГОУВПО «КГПУ». 2-е изд., испр. И доп. - Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2007.
Дети с задержкой психического развития. /Под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984.
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. С. Г. Шевченко. М. 2001.
Довгая А. Н.Об особенностях развития эмоциональной сферы//Дошкольное воспитание.-2007.№12.с. 12-17.
Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь - справочник. - Мн.: Харвест,2004.-576с.
Екжанова Е. А. Задержка психического развития у детей и пути её психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2002.№1.С. 8-17.
Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития: Учебное пособие: Хрестоматия.-изд. 2-е, испр. и доп.- СПб.: Речь, 2007.-168 с.
Здоровый дошкольник: социально-оздоровительные технологии северо-Западного региона России. Тезисы докладов региональной научно- практической конференции 4-5 декабря 2001 года.
Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-288с.
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. - СПб.: Речь, 2006.-198 с.
Лебединский В. В. Нарушение психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В. В. Лебединский.-5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.-144с.
Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 224 с.
Мамайчук И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития: научно-практическое руководство / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 352 с.
Марковская И. М. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. - М., Речь, 1993.
Марковская, И. Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития / И. Ф. Марковская. // Дефектология. - 2006. - N 3. - С. 28-34.
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М.: Феникс, 1998.
Нейропсихологическая диагностика задержки психического развития у детей младшего школьного возраста / И. И. Мамайчук, М. П. Мороз, Е. В. Чубарова и др. // Дефектология. - 2002. - N 6. - С. 17-25.
Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие./ Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф.Рыбалко. - СПб.: речь, 2008-688с.
Прозорова М. Изучение социальных эмоций у старших дошкольников с ЗПР//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2006.№2.С.66-70.
Психологический словарь/ под ред. В.
П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова, - 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс,
1996.
Ребёнок в современном обществе: психолого-педагогические аспекты развития, воспитания и обучения: материалы межвузовской научно-практической конференции 19-20 октября 2006 года, Петрозаводск/отв. за вып. И. Л. Гольдфельд [ и др.]; федерал. агентство по образованию, ГОУВПО «КГПУ».- Петрозаводск, 2006.-388с. :ил.
Троицкая Л. Особенности эмоциональной сферы детей//Воспитание школьников.-2008.№8.С.47-50.
Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М., 1990
Урунтаева Г.А. Практикум по деткой психологии: пособие для студентов педагогических инст-тов, воспитателей дет. сада/ Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина,- М.: Просвещение: Владос,1995.-291с.
Фролова, О. В. (кандидат психологических наук, доцент). Психологические особенности тревожности в фрустрационных ситуациях и их психоло-гическая коррекция у детей с задержкой психического развития младшего школьного воз-раста / О. В. Фролова // Коррекционная педагогика. - 2007. - N 4 (22). - С. 65-67.
Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование. - М., 1998.
Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей дет. Сада/ А.В. Запорожец, Я. З. Неверович, А.Д. Кошелева и др.; под ред. А. Д. Кошелевой.- М.:Просвещение,1985.-176с., ил.
Данилина Т. А. В мире детских эмоций:пособие для практ. Работников ДОУ/Т.А. Динилина, В. Я. Зедгенидзе, Н.М. Стёпина.-4-е изд.-М.:Айрис-пресс, 2008.-160с.-(библиотека писхолога образования)
Пасечник Л.В. реабилитация депрессивного состояния у детей. Учебно-методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера, 2007.-96 с.
http://mpab.webtalk.ru/viewtopic.php?id=330
Петров И. Н. Как преодолеть депрессию:практическое руководство/И. Н. Петров.-Ростов н/Д.:Феникс, 2007.-218с.
Курпатов А. В. Средство от депрессии. Практическое пособие.-6-е издание.-М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007.-256 с.,ил.