Изучение эмоций депрессивной направленности у детей с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 18:18, дипломная работа

Описание работы

Задержка психического развития является сложным полиморфным нарушением, которое и определяет недоразвитие психической, психологической и физической деятельности ребёнка.
В психологической литературе распространено представление о том, что задержка психического развития – это эмоциональная и волевая незрелость в сочетании с отставанием в развитии познавательной деятельности у детей.
В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………..3
1. Теоретический аспект изучения особенностей эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития……………………………………………………….....6
1.1Эмоциональная сфера………………………………………………………………….…6
1.1.1 Понятие «Эмоции» и их функции.…………………………………………………....6
1.1.2 Классификации эмоций……………………………………………………………......9
1.1.3. .Особенности эмоционального развития детей дошкольного
и младшего школьного возраста…………………………………………………………...10
1.2.Дети с задержкой психического развития……………………………………………..11
1.2.1 Определение понятия «Задержка психического развития». ……………………….11
1.2.2 Классификация и причины возникновения задержки психического развития.…..12
1.3.Депрессия………………………………………………………………………………..16
1.3.1.определение понятия «Депрессия», её проявления………………………………....16
1.3.2. Особенности депрессивного состояния……………………………………………..18
1.3.3. Проявления депрессивного состояния у детей……………………………………...19
Список литературы………………………………………………………………….……….

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 55.66 Кб (Скачать файл)

Вторая группа-задержка психического развития соматогенного происхождения, которая связана с длительными  тяжёлыми соматическими заболеваниями  в раннем возрасте. Это могут быть тяжёлые аллергические заболевания, заболевания пищеварительной системы. Длительная диспепсия на протяжении первого года жизни неизбежно  приводит к отставанию в развитии.

Третья группа-задержка психического развития психогенного происхождения. Такие случаи фиксируются довольно редко, так же как и задержка психического развития соматогенного происхождения. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими  нарушение формирования личности ребёнка. Эти условия - безнадзорность, часто  сочетающаяся с жестокостью со стороны  родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией  воспитания в раннем детстве. Безнадзорность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, взрывчатости и, конечно, безынициативности, к отставанию в интеллектуальном развитии. Гиперопека ведёт к формированию искажённой, ослабленной личности, у таких детей обычно проявляется эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм.

Четвёртая группа - это задержка психического развития церебрально-органического  генеза.

Для этой формы характерна стойкость и выраженность нарушений  эмоциональной и волевой сферы, познавательной деятельности. Выявляется негрубая органическая недостаточность центральной нервной системы, чаще резидуального характера как следствие патологии беременности ( тяжёлые токсикозы, инфекции, интоксикации, травмы, несовместимость крови матери и плода по резус- и другим факторам);недоношенность.

При задержке психического развития церебрально  – органического  генеза страдает головной мозг ребёнка. До  сих пор остаётся спорным  вопрос о локализации поражений, приводящих к стойким вариантам  отставаний в психическом развитии. Проводилось изучение электрической  активности мозга, которая выявила  с различной частотой возникающую  патологию тех или иных структур.[15]

Отклонения в развитии эмоциональной и волевой сфер представлены органическим инфантилизмом. Возбудимый тип органического инфантилизма характеризуется психомоторной  расторможенностью, эйфорическим фоном  настроения, импульсивностью, при  которой создаётся ошибочное впечатление детской жизнерадостности и непосредственности. Для тормозимого типа органического инфантилизма характерным является сниженный фон настроения, дети нерешительны, безынициативны, боязливы. Встречается определённая специфика патогенеза и локализации церебральной недостаточности при задержке психического развития. Инфантильность здесь сочетается с карикатурной взрослостью, которая заметна в речи, манере поведения.

Временная задержка психического развития может  возникнуть у ребенка по разнообразным  причинам. Чаще всего это патология  беременности или родов у матери, перенесенные ребенком травмы, тяжелые  заболевания, особенно в раннем возрасте. В результате неблагоприятного воздействия  этих факторов на центральную нервную  систему ребенка происходит как  бы приостановка или искаженное развитие определенных структур коры головного  мозга. Очень большое, а иногда и  решающее значение здесь имеют недостатки социальной среды, в которой воспитывается  малыш. Здесь на первом месте стоят дефицит материнской ласки, человеческого внимания, недостаток ухода за малышом. Именно по этим причинам так часто встречается задержка психического развития у детей, которые воспитываются в детских домах, круглосуточных яслях. В таком же тяжелом положении оказываются и предоставленные сами себе дети, воспитывающиеся в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут беспорядочный образ жизни.

1.3.Депрессия.

1.3.1.определение  понятия «Депрессия», её проявления.

Депрессия — в психологии — аффективное состояние, характерное отрицательным эмоциональным фоном, изменениями сферы мотивационной, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения.

Депрессия - стойкое состояние пониженного настроения (уныние, печали, тоски). В типичных случаях сопровождается речевой и двигательной заторможенностью.

Часто депрессия возникает  на фоне стрессов или длительно существующих тяжелых травмирующих ситуаций. Иногда они возникают без видимых  причин. Депрессия может возникнуть в виде единичных, разных по тяжести эпизодов болезни или протекать длительно в виде повторяющихся обострений.

Современная наука рассматривает  депрессию как заболевание, в  происхождение которого вносят вклад  разные причины или факторы - биологические, психологические и социальные.

К биологическим факторам депрессии относят, прежде всего, специфические нарушения нейрохимических процессов.

Психологические факторы: особый стиль мышления, так называемое негативное мышление, для которого характерны фиксация на отрицательных сторонах жизни и собственной личности; специфический стиль общения в семье с повышенным уровнем критики; повышенное число стрессогенных жизненных событий в личной жизни; социальная изоляция.

Социальные причины: рост депрессии в современной цивилизации связывают с высоким темпом жизни, повышенным уровнем её стрессогенности (высокой конкурентностью современного общества, социальной нестабильностью). В современном обществе культивируется целый ряд ценностей, обрекающих человека на постоянное недовольство собой - это заставляет его тяжело переживать и скрывать свои проблемы и неудачи, лишает их эмоциональной поддержки и обрекает на одиночество.[40]

Проявления  депрессии очень разнообразны и  варьируют в зависимости от формы  заболевания. Перечислим наиболее типичные признаки этого расстройства:

Эмоциональные проявления: 
тоска, страдание, угнетенное, подавленное настроение, отчаяние, 
тревога, чувство внутреннего напряжения, ожидание беды, 
раздражительность, чувство вины, частые самообвинения, 
недовольство собой, снижение уверенности в себе, снижение самооценки, 
снижение или утрата способности переживать удовольствие от ранее приятных занятий, 
снижение интереса к окружающему, 
утрата способности переживать какие-либо чувства (в случаях глубоких депрессий). 
Депрессия часто сочетается с тревогой о здоровье и судьбе близких, а также со страхом показаться несостоятельным в общественных местах.

Физиологические проявления: 
нарушения сна (бессонница, сонливость), 
изменения аппетита (его утрата или переедание), 
нарушение функции кишечника (запоры), 
снижение сексуальных потребностей, 
снижение энергии, повышенная утомляемость при обычных физических и интеллектуальных нагрузках, слабость, 
боли и разнообразные неприятные ощущения в теле (например, в сердце, в области желудка, в мышцах).

Поведенческие проявления: 
пассивность, трудности вовлечения в целенаправленную активность, 
избегание контактов (склонность к уединению, утрата интереса к другим людям) 
отказ от развлечений.

Мыслительные проявления 
трудности сосредоточения, концентрации внимания, 
трудности принятия решений, 
преобладание мрачных, негативных мыслей о себе, о своей жизни, о мире в целом; 
мрачное, пессимистическое видение будущего с отсутствием перспективы, мысли о бессмысленности жизни, 
мысли о самоубийстве (в тяжелых случаях депрессии), 
наличие мыслей о собственной ненужности, незначимости, беспомощности, 
замедленность мышления.[39]

 

 
Для постановки диагноза "депрессия" необходимо, чтобы часть перечисленных  симптомов сохранялась не менее  двух недель.

1.3.2. Особенности депрессивного состояния.

Депрессии сопутствуют заторможенность  движений, мышления, снижение активности, безынициативность. Речь у депрессивных детей замедленна, они не вступают в разговор, на вопросы отвечают односложно, часто шепотом; при этом выражение лица скорбное, тоскливое, аппетит снижен, сон нарушен.

Различают активную и реактивную депрессию. Активная вызывается психическими и общими заболеваниями, а реактивная связана с тяжелыми жизненными ситуациями: неудачами, обидами, смертью близких  людей. Ребёнок становится мнительным, мрачным, необщительным, пессимистически  ко всему настроенным, у него возникают  тягостные переживания, страхи, снижается  самооценка. Успехи в учебе и в  других областях деятельности падают, появляется отклоняющееся поведение.

Депрессивное состояние  обычно проходит по прекращению действия основной причины. Если же она не устранена, то депрессия переходит в устоявшееся  эмоциональное состояние, которое  может сохраниться долго, и требует  специальной психолого-педагогической коррекции.

Из этого можно сделать  вывод, что главной причиной детской  депрессии являются отвержение, неласковость, слишком суровые наказания.

Сильным источником детской  депрессивности может быть и школа. Дети более тревожны и склонны  к депрессии в случаях, когда  боятся учителей, администрации; общаются с учителем, чье мнение для них  важно и имеет значение; когда  их успехи оценивает комиссия; их поведение  разбирается в классе, на собраниях; они находятся в новых или  незнакомых ситуациях и не знают, как правильно себя вести; готовятся  к чему-то новому, необычному (например, к переходу в новый класс).

Для детей в состоянии  депрессии характерен негативизм, их взгляд на жизнь окрашен в мрачные  тона. Депрессивные дети больше внимания обращают на печальные стороны жизни. Они, как им кажется, больше уже ничего хорошего не ждут, склонны смотреть на всё пессимистически (для детей это противоестественно, они должны быть оптимистами).

Обычно у депрессивных детей нет настроения, что тоже противоестественно. Они бездеятельны, асоциальны, пассивны, не желают учиться, иногда враждебны, сосредоточены на себе, задумчивы и несчастны.

В тяжелой форме депрессия  может приводить к саморазрушению: дети остро чувствуют и усиленно переживают свою незначительность. Для  них характерны апатия, нежелание  что-либо делать, безразличие к друзьям  и семье, плохой сон и аппетит. Чрезмерно пессимистический взгляд на мир заставляет их преувеличенно  переживать рядовые события, всё  им мыслится в чёрных красках.

Конечно же, депрессивное состояние  не может не влиять на поведение. Оно  становиться отклоняющимся и  приобретает направленность в зависимости  от характера ребёнка. Встречаются  случаи отчаяния, когда ребёнок от безысходности способен на деструктивные действия. Это наблюдается преимущественно в тех случаях, когда длительная депрессия вызвана обездоленностью, безысходностью.

1.3.3. Проявления депрессивного состояния у детей.

Проявления депрессивного  состояния возможны как в детском, так в подростковом и юношеском  возрасте. Для каждого возраста характерны свои особенности.

Детский возраст. До 10 лет при депрессивных состояниях наблюдаются вялость, медлительность, малоразговорчивость. Дети не радуются игрушкам, книгам. Они пассивны, растерянны, выглядят усталыми и нездоровыми. Жалуются на слабость, боли в животе, голове, ногах. У них снижается успеваемость, затрудняется общение, нарушается аппетит и сон.

Подростковый и юношеский  возраст. Депрессивное состояние проявляется в заторможенности моторики и речи, снижении инициативы, в пассивности, утрате живости реакций, чувстве тоски, скуки, апатии, тревоги. Имеет место умственное притупление, забывчивость, склонность к самокопанию, заостренная чувствительность к отношению со стороны ровесников, угрюмо-дисфорические реакции; возможны суицидные мысли, попытки.[48]

Депрессии у детей и  подростков распознаются с трудом, во-первых, из-за того, что смешиваются с «нормальными» возрастными изменениями, а во-вторых, в силу их собственной специфики, обусловленной возрастом возникновения. Нераспознанные (часто по вине родителей и педагогов) депрессивные расстройства, особенно повторяющиеся или затяжные эндогенные эффективные фазы в возрасте «первичной социализации», приводят к тяжёлым формам дизадаптации, имеющим порой необратимый характер.

Уже в первые дни и недели после начала депрессии большинство  детей жалуются на физическое недомогание  и высказывают жалобы на неприятные телесные ощущения. Эти расстройства являются либо крайне разнообразными, нестойкими, часто сменяющими друг друга, либо, напротив, монотонными, однозначными, элементарными, ограниченные одной  изолированной жалобой. Наиболее часто  у детей дошкольного возраста отмечаются боли в животе, а у  детей младшего школьного возраста и пубертатного возраста – жалобы на головную боль. Чаще всего болевые  расстройства не являлись постоянными, а повторялись в виде очерченных приступов со страхом, моторным беспокойством  и плачем. Приступообразный характер имеют и дыхательные нарушения. Нередко в детстве депрессию  маскирует псевдоневрологическая  симптоматика, к которой относятся  расстройства, имитирующие неврологическое  заболевание.

Описанные расстройства в  сочетании с вялостью, повышенной утомляемостью, падением массы тела, изменением всего облика ребёнка (землистый цвет лица, бедность слизистых и т.д.) создают картину тяжелого физического недуга и в первое время является предметом пристального внимания.[46]

Иногда в структуре  депрессии у детей выявляются патологические фантазии, фабула которых  в основном соответствовала аффективному фону и включала преимущественно  сцены похорон, убийств и т.д.

Депрессии у школьников представляли собой сочетание истинной депрессивной симптоматики и личной защитной реакции, наступавшей в ответ на свою собственную  несостоятельность и те меры воздействия. К таким личностным реакциям относились отказ от посещения школы, истероформные  состояния, конфликтность, прогулы  уроков, агрессивность и др.

Информация о работе Изучение эмоций депрессивной направленности у детей с задержкой психического развития