Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 18:18, дипломная работа
Задержка психического развития является сложным полиморфным нарушением, которое и определяет недоразвитие психической, психологической и физической деятельности ребёнка.
В психологической литературе распространено представление о том, что задержка психического развития – это эмоциональная и волевая незрелость в сочетании с отставанием в развитии познавательной деятельности у детей.
В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития.
Введение……………………………………………………………………………………..3
1. Теоретический аспект изучения особенностей эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития……………………………………………………….....6
1.1Эмоциональная сфера………………………………………………………………….…6
1.1.1 Понятие «Эмоции» и их функции.…………………………………………………....6
1.1.2 Классификации эмоций……………………………………………………………......9
1.1.3. .Особенности эмоционального развития детей дошкольного
и младшего школьного возраста…………………………………………………………...10
1.2.Дети с задержкой психического развития……………………………………………..11
1.2.1 Определение понятия «Задержка психического развития». ……………………….11
1.2.2 Классификация и причины возникновения задержки психического развития.…..12
1.3.Депрессия………………………………………………………………………………..16
1.3.1.определение понятия «Депрессия», её проявления………………………………....16
1.3.2. Особенности депрессивного состояния……………………………………………..18
1.3.3. Проявления депрессивного состояния у детей……………………………………...19
Список литературы………………………………………………………………….……….
У старших дошкольников впервые
возникают переживания, относящиеся
к будущему, то есть эмоциональное
предвосхищение событий. В дошкольном
детстве постепенно меняется место
эмоций во временной структуре
Наиболее явно обнаруживается роль эмоций в реализации уже имеющихся у ребенка мотивов поведения. Эмоции играют существенную роль не только в регуляции деятельности в соответствии с уже сложившимися у ребенка потребностями, но и способствуют формированию, развитию и активизации мотивов.
Для того чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт. Процесс превращения целей в мотивы деятельности составляет важнейшую особенность усвоения социальных норм, требований и идеалов.
Эмоции играют большую роль в жизни человека и животных. Они выполняют важные функции: отражательную, сигнальную, защитную, управляющую, мобилизующую, компенсаторную и дезорганизующую. [12]
1.1.2. Классификации эмоций.
Вопрос о количестве и
видах эмоциональных реакций
обсуждается давно. Попытки дать
универсальные классификации
Р. Плутчик (Plutchik,
1966) выделяет восемь базисных эмоций, деля
их на четыре пары, каждая из которых
связана с определенным действием:
1)разрушение (гнев)—защита(страх);
2)принятие(одобрение)—
3)воспроизведение(радость)—
4)исследование(ожидание)—
По К. Изарду выделяют 10 фундаментальных
(базовых) эмоций: радость, удивление, печаль,
гнев, отвращение, презрение, горе-страдание,
стыд, интерес-волнение, вина.
Все остальные эмоциональные состояния, по версии Изарда, являются производными или составными, т.е. возникают на основе нескольких фундаментальных.[47]
Леонтьев предложил выделять группы эмоций по источнику их происхождения:
1.1.3.Особенности эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
У детей младшего школьного возраста могут наблюдаться такие эмоциональные нарушения как:
Ю.М. Миланич (1997) разделяет
детей с эмоциональными нарушениями
на три группы. В первую входят дети
с выраженными
Из всего массива обнаруженных эмоциональных нарушений Ю.М. Миланич выделяет три группы:
В картине эмоционального неблагополучия дошкольника, выделенные нарушения могут сочетаться и взаимообусловливать друг друга.
1.2.Дети с задержкой психического развития.
1.2.1 Определение
понятия «Задержка
Задержка психического развития - понятие, сложившееся в отечественной психологии в 60-егг. XX века на основе и в результате начавшегося на десятилетие раньше изучения детей, как испытывающих стойкие трудности в обучении в обычной (массовой) школе, так а таких, которые, будучи диагностированными как умственно отсталые, через непродолжительный период обучения в специальной вспомогательной школе начинали весьма успешно продвигаться вперёд и обнаруживали большие потенциальные возможности. Во многих случаях последние при оказании им соответствующей педагогической поддержки и организационной помощи продолжали образование в обычной школе.[19]
В первом же случае дети характеризовались как стойко неуспевающие, во втором же - во вспомогательной школе до введения термина «задержка психического развития» - состояние детей определялось как псевдоолигофрения.
Развёрнутое последовательное
психологическое изучение обеих
групп детей позволило
В настоящее время специальная психология располагает большим количеством исследований, посвященных изучению специфических особенностей психической деятельности детей с задержкой психического развития.
Терминологические расхождения при обозначении задержки психического развития наблюдаются у разных специалистов: педагогов, логопедов, психиатров. В современной практике специального образования нет единого термина для обозначения категории детей, не способных к успешному обучению в общеобразовательной школе, поскольку эта группа полиморфна по этиологии, патогенезу и психолого-педагогическим особенностям. В России по-прежнему продолжают использовать термин «задержка психического развития», но часто используют термин «учащиеся с трудностями в обучении».
Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение отклонений в психофизическом развитии, которое выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. При ЗПР у детей могут быть первично нарушены как отдельные структуры мозга, так и их основные функции в разных сочетаниях. Глубина повреждений или степень незрелости может быть различной. Это и определяет многообразие психических проявлений, которые встречаются у детей с задержкой психического развития. В определении ЗПР отражаются как биологические, так и социальные факторы возникновения и развертывания такого состояния, при котором затруднено полноценное развитие здорового организма, в результате чего задерживается становление личности ребенка.[15]
1.2.2 Классификация
и причины возникновения
Г.Е.Сухарева (1965) предложила дифференцировать детей с задержанным темпом психического развития (подразумеваются разные формы психофизического инфантилизма.); детей с дефектами семейного воспитания; детей, астенизированных соматическими заболевания; детей с первичными нарушениями речи, обусловленными локальными поражениями мозга. В её клинических исследованиях анализируются четыре варианта нарушения темпа психического развития у детей.
I. Психофизический инфантилизм с недоразвитием эмоциональной и волевой сфер при сохранном интеллекте.
К этому варианту относятся дети, у которых общая картина психофизического инфантилизма сочетается как с физической, так и психической незрелостью. Особенности психического отставания проявляются в деятельности и поведении, включая существенные недостатки волевой регуляции.
II. Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности. При его наличии детям свойственны не только черты эмоциональной и волевой незрелости, но и отставание в интеллектуальном развитии, что часто даёт повод для ошибочного их отнесения к умственно отсталым детям.
III. Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями.
В данном случае
у детей отмечаются
IV.Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложнённый недоразвитием речи.
При всех указанных четырёх формах отставания в психическом развитии ведущими остаются особенности эмоциональной и волевой сферы. Их сочетание с другими симптомами дало основание М. С. Певзнер выделить определённые клинические варианты задержки психического развития у детей.[8]
В 1973 г. М. С. Певзнер совместно
с Т. А. Власовой была подробно описана
первичная задержка психического развития
с нарушением познавательной деятельности
и работоспособности в
1.негрубые церебральные нарушения центральной нервной системы;
2. обменно-трофические
Известной среди специалистов является классификация К. С. Лебединской (1982), которая предложила выделять формы задержки психического развития по этиологическому принципу:
В рамках каждой из четырёх
выделяемых форм проявлений задержки
в психическом развитии. Особое значение
придаётся соотношению
Первая группа- задержка психического развития конституционального происхождения. Это гармонический и психический инфантилизм. Такие дети отличаются уже внешне. Они более субтильны, часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего возраста, даже когда они уже становятся школьниками. У этих детей особенно сильно выражено отставание в развитии эмоциональной сферы. Они находятся как бы на более ранней стадии развития по сравнению с хронологическим возрастом. У них наблюдается большая выраженность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность, для них очень характерны лёгкие переходы от смеха к слезам и наоборот. У детей этой группы очень выражены игровые интересы, которые преобладают даже в школьном возрасте.