Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 22:46, курсовая работа
Исследования, проводимые за последние годы (Р.И. Лалаева, А.К. Аксенова) показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.
Способность к чтению изучается во многих странах педагогами, лингвистами, дефектологами, логопедами, психиатрами, невропатологами, нейрофизиологами.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы вопроса изучения особенностей навыков
чтения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
1.1. Развитие навыков чтения в онтогенезе……………………………………..7
1.2. Развитие навыков чтения в дизонтогенезе………………………………...11
1.3. Нарушение чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью...…..20
1.4. Методы и приемы воспитания навыков чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью……………...………………………….……………………..26
Глава II. Изучение особенностей навыков чтения у учащихся с
интеллектуальной недостаточностью
2.1. Организация и проведение констатирующего эксперимента………… ..42
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………57
Выводы по II главе …………………………………………...…………………63
Заключение………………………………………………………………………65
Список литературы……………………………………………………………..68
Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально и протекало в III этапа:
I этап - Изучение степени усвоения навыков звукового анализа.
II этап - Изучение состояния устной
речи в целом, то есть уровень
развития фонетико-
III этап - Изучение особенностей нарушения навыков чтения.
На первом этапе нами была использована методика Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной.
Направления исследования:
Сначала проверялось умение выделять гласные звуки. Экспериментатор произносил громко и протяжно звуки а и о. Предлагал ребенку повторять эти звуки за ним. Затем называл слова, где эти звуки стоят в начале и находятся под ударением (осы, Аня, Оля), а учащиеся определяли, какой первый звук в каждом слове. Аналогично исследовались все остальные гласные звуки.
После этого мы предлагали испытуемому выделить согласный звук, прежде находящийся в конце слова, затем – в начале.
Экспериментатор называл слова, а ребенок поднимал руку, если слышал слово, оканчивающееся (начинающееся) на заданный звук.
Экспериментатор вначале сам называл ряд слов, начинающихся на какой-то звук, например: мыло, мама, мальчик, муха, машина. А затем просил ребенка придумать и назвать слова, начинающихся на звук ш, далее – на звук с.
Для этой цели нами
а) с заданного звука (картинки, которые нужно будет отобрать ребенку);
б) со звуком, наиболее часто смешиваемого с заданным;
в) с других звуков.
Испытуемый должен был отобрать картинки, названия которых начинались на звук ш. В этом случае мы предъявляли ему следующий набор картинок: чашка, каша, шар, шуба, желуди, чулки, цыпленок, цепь, сарафан, скамейка, сани, сумка, щетка, щипцы, зонт, платье, лейка, карандаш, стол, школа.
Ребенок отбирал только нужные картинки, а остальные откладывал в сторону.
Ребенку предъявляли картинки, названия которых начинались со смешиваемых звуков. Набор состоял из картинок с предметами, названия которых начинались на звуки с и ш. Ребенок должен был внимательно подумать и разложить картинки на две соответствующие группы.
Ребенку предъявляют ли набор картинок, из которых он должен был подобрать такие пары, названия которых различались лишь одним звуком, например: рак-лак, жук-лук, дом-ком, мак-бак, коза-коса.
Испытуемому предлагали для анализа предложение и слово. «Сосчитай количество слов в предложении и звуков в слове; определи, из каких звуков оно состоит, какова последовательность звуков, затем назови звуки по порядку».
Оценка. Мною была составлена успешность выполнения заданий по уровневой системе:
I уровень – высокий (6 баллов). Выполнены все задания.
II уровень – средний (4 балла). Выполнены 3 задания.
III уровень – низкий (1 балл). Выполнены менее чем 2 задания.
На втором этапе была предложена методика раннего выявления дислексии по А.Н. Корневу.
Направления работы:
Инструкция: перечисли по порядку времена года и (после ответа) дни недели.
Оценка: (в штрафных баллах):
- правильно ответил на оба вопроса – 0 баллов;
- правильно ответил на один вопрос – 2 балла;
- не ответил ни на один вопрос – 3 балла.
Инструкция: послушай, как я стучу, и после того, как я закончу, постучи также (однократное предъявление ритмических ударов по столу карандашом или палочкой с длинными и короткими интервалами).
Простые ритмы: !! ! ! !! !! ! ! !!! ! Если задание выполнялось верно, переходили к сложным ритмам, если было допущено больше одной ошибки, то прекращали.
Сложные ритмы: !!! ! ! ! !! !! ! !!!
Критерии выполнения те же.
Оценка:
- правильно выполнены оба задания – 0 баллов;
- выполнены только простые
- не выполнено ни одного
Инструкция: посмотри, что я сейчас сделаю, и повтори так же. Демонстрировалось трижды подряд последовательность из трех движений: кулак-ребро-ладонь. Испытуемый должен был трижды воспроизвести эту последовательность.
Если ребенок нарушал последовательность не более одного раза, указывалась ошибка и давалась другая попытка. При ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторялась, но не более 5 демонстраций.
Оценка:
- правильное воспроизведение с одной-двух попыток после 1-й демонстрации – 0 баллов;
- правильное воспроизведение
- правильное воспроизведение
Инструкция: сейчас я назову какие-нибудь несколько цифр, а ты, как только я закончу, повтори их в том же порядке. Экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации, называл ряд из трех цифр. При ошибочном воспроизведении предъявлялся другой ряд из трех цифр. При правильном воспроизведении переходили к ряду из 4 и затем 5 цифр. Экспериментатор фиксировал количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это являлось предварительной оценкой за 1 часть задания.
Инструкция: я назову цифры, повтори их, начиная с конца, повторяй их в обратном порядке. Пояснение на примере. Я говорю 1-2, ты 2-1. Предлагается ряд из 2 цифр, затем из трех. Оценивалась 2 часть задания. Итоговой являлась сумма предварительных оценок.
Цифровые ряды:
Прямой счет:
№3 3-8-6, 6-1-2.
№4 3-4-1-7, 6-1-5-8. №3 5-7-4, 2-5-9.
№5 8-4-2-3-9, 5-2-1-8-6. №4 7-2-9-6, 8-4-9-3.
Оценка:
- итоговый результат больше 6 – 0 баллов;
- итоговый результат равен 6 – 2 балла;
- итоговый результат меньше 6 – 3 балла.
Инструкция: подними левую руку (обязательно начинают с левой), покажи правый глаз, левую ногу. Если задание выполнялось – переходили к следующему, если нет – прекращали.
Инструкция: возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой за правое ухо, правой рукой за левое ухо, покажи правой рукой левый глаз.
Оценка:
- выполнены оба задания – 0 баллов;
- выполнена только простая
- не выполнено ни одного задания – 3 балла.
Предъявлялся рассказ в 2 картинках (рассказ о курице и цыплятах).
Инструкция: расскажи, что здесь нарисовано (если ребенок не может начать или перечисляет предметы – наводящие вопросы). После составления задается вопрос: почему цыплята стали черными.
Оценка:
- рассказ составлен
- рассказ составлен по
- вместо рассказа перечисляются предметы – 3 балла;
- не перечисляет даже предметы на картинках – 4 балла.
- дано правильное объяснение – 0 баллов;
- объяснение не полное – 1 балл;
- не объясняет – 3 балла;
- итоговая оценка – по сумме 1 и 2.
Составление итогового заключения:
При обследовании детей 8-9 лет с выраженной речевой патологией суммируются оценки за 1, 4, 5, 6 задания. Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствовала о дислексии.
Также на II этапе мы использовали методику сформированности грамматического строя речи по Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной.
Направления исследования:
а) Составление предложений из слов в начальной форме.
Инструкция: Я назову слова, а ты попробуй составить из них предложение.
Доктор, лечить, дети.
Сидеть, синичка, на, ветка.
Груша, бабушка, внучка, давать.
Миша, собака, небольшая, дать, косточка.
Петя, купить, шар, мама, красный.
б) Повторение предложений.
Инструкция: Повторяй за мной как можно точнее.
В саду было много красных яблок.
Ранней весной затопило весь наш луг.
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно.
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
в) Верификация предложений.
Инструкция: Я буду читать предложения, если ты заметишь ошибку, постарайся ее исправить.
Собака вышла в будку.
По морю плывут корабль.
Дом нарисован мальчик.
Хорошо спится медведь под снегом.
Над большим деревом была глубокая яма.
г) Добавление предлогов в предложение.
Инструкция: Попробуй вставить пропущенное слово.
Лена наливает чай ... чашки.
Птенец выпал … гнезда.
Щенок спрятался … крыльцом.
Деревья шумят … ветра.
Пес сидит … конуры.
д) Завершение предложений.
Инструкция: Закончи предложение.
Игорь промочил ноги, потому что ……
Сережа замерз, хотя ……
Для дальнейшего сравнения получаемые результаты мы обработали (перевели в баллы) следующим образом:
Составление предложений из слов в начальной форме.
Оценки грамматического строя речи:
3 – правильное выполнение;
2 – неправильный порядок слов, пропуск членов предложения;
1 – негрубые аграмматизмы;
0 – грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из
Максимальная оценка – 15 баллов.
Штрафные оценки за смысловые ошибки:
0 – правильное выполнение;
1 – смысловая неполнота;
2 – смысловая неточность, незначительные искажения ситуации;
3 – невозможность смыслового
Повторение предложений.
Оценки за грамматическое структурирование.
3 – правильное выполнение;
2 – неправильный порядок слов, пропуск членов предложения;
1 – негрубые аграмматизмы, параграмматизмы;
0 - грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов.
Максимальная оценка – 15 баллов.
Штрафные оценки за смысловые ошибки:
0 – правильное выполнение;
1 – смысловая неполнота;
2 – смысловая неточность, незначительные искажения ситуации;
3 – грубое искажение смысла, смысловая неадекватность.
Верификация предложений.
Оценки за грамматическое структурирование.
3 – правильное выполнение;
2 – использование стимулирующей
1 – ошибка выявлена, но не справлена, либо исправлена с
0 – ошибка не выявлена.
Максимальная оценка – 15 баллов.
Штрафные оценки за смысловые ошибки:
0 – отсутствие смысловых ошибок;
1 – смысловая неполнота;
2 – невозможность преодолеть
3 – игнорирование смысловой
Добавление предлога в предложение.
Оценки за грамматическое структурирование.
3 – правильное выполнение;
2 – самокоррекция;
1 – коррекция после стимулирующей помощи («Подумай еще»);
0 – неправильное выполнение даже после помощи или отказ.
Максимальная оценка – 15 баллов.
В этом задании смысловые ошибки не оценивались, так как их трудно выявить, большая часть ошибок в этой пробе обусловлена трудностями грамматического конструирования.
Завершение предложений.
Оценки за грамматическое структурирование.
15 – оба предложения достроены
10 – самостоятельное и правильное завершение одного из
5 – правильное завершение только одного предложения или
0 – неправильное завершение обоих предложений или отказ.
Штрафные оценки за смысловые ошибки:
0 – отсутствие смысловых ошибок;