Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 22:46, курсовая работа
Исследования, проводимые за последние годы (Р.И. Лалаева, А.К. Аксенова) показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.
Способность к чтению изучается во многих странах педагогами, лингвистами, дефектологами, логопедами, психиатрами, невропатологами, нейрофизиологами.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы вопроса изучения особенностей навыков
чтения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
1.1. Развитие навыков чтения в онтогенезе……………………………………..7
1.2. Развитие навыков чтения в дизонтогенезе………………………………...11
1.3. Нарушение чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью...…..20
1.4. Методы и приемы воспитания навыков чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью……………...………………………….……………………..26
Глава II. Изучение особенностей навыков чтения у учащихся с
интеллектуальной недостаточностью
2.1. Организация и проведение констатирующего эксперимента………… ..42
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………57
Выводы по II главе …………………………………………...…………………63
Заключение………………………………………………………………………65
Список литературы……………………………………………………………..68
1 – смысловые ошибки с
2 – невозможность достроить смысло
3 - невозможность достроить смысловую программу в обоих предложениях.
Итоговая оценка:
70-75 баллов – высокий уровень;
55-70 баллов - средний уровень;
Ниже 45 баллов – низкий уровень.
На III этапе изучались особенности навыков чтения. Для этого мы использовали стандартизированную методику исследования навыков чтения.
Нами обследовались навыки чтения: правильность, беглость, выразительность, осознанность, способ чтения. Был предложен следующий текст « Как я ловил раков».
Как я ловил раков.
В нашей деревне текут два ручейка. В них живет много раков. Мальчики ловят их руками под камнями, в дырах между корнями или под берегом. Потом они варят их, и лакомятся ими. Одного рака я получил от моего друга, и он мне очень понравился, был очень вкусный.
Вопросы для оценки понимания прочитанного:
При хорошем понимании текста ребенок должен правильно ответить не менее чем на 3-4 вопроса из 5(при условии, что прочитано 25-30 слов).
Программой для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида предусмотрено, что учащиеся 3 классов должны читать 25-30 слов, чтение – правильное, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, допускается послоговое при чтении трудных слов.
2.2. Анализ результатов
констатирующего эксперимента
I этап: изучение степени усвоения навыков звукового анализа по методике Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и Н.А. Чевелевой.
Результаты обследования занесены в таблицу 2.
Таблица 2.
№ |
ФИО |
Различение и выделение звуков из состава слова |
Придумывание слов на заданный звук |
Подбор картинок на зад. звук |
Распределение картинок |
Сравнение слов паронимов |
Деление предложений |
ИТОГ: |
1 |
Николай М. |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
4 |
2 |
Василий К. |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
4 |
3 |
Максим Б. |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
5 |
4 |
Виктория З. |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
5 |
Денис Р. |
1 |
1 |
1 |
1 |
о |
1 |
5 |
6 |
Валерия Т. |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
4 |
Средний уровень – 86%;
Низкий уровень – 14%.
После проведения констатирующего эксперимента выяснилось, что уровень усвоения навыков звукового анализа у детей с интеллектуальной недостаточностью средний. Все справились более чем с 4 заданиями, только Виктория З. выполнила 2 задания. Такие низкие показатели связаны с тем, что особенно сложной задачей для детей с интеллектуальной недостаточностью является слияние звуков в слоги. Процесс слияния звуков в слоги осуществляется лишь на основе четкого представления о звуковой структуре слога. А функция фонематического анализа формируется у школьников специальной (коррекционной) школы-интерната с большим трудом, сложным является для них и формирование обобщенного представления о слоге. Прочитав правильно слова, они не могут соотнести их с соответствующей картинкой.
Многие дети с трудом дифференцировали звуки сходные акустически и артикуляторно. Наиболее трудными для дифференциации являются такие пары звуков, как ц – с, ш – щ, ч – щ, ж – ш, з – с, д – т, твердые и мягкие.
Особенно стоит отметить выполнение задания на распределение картинок, начинающихся с наиболее часто смешиваемых звуков. Несформированность фонетико-фонематической строя речи обнаруживается в неточной слуховой дифференциации близких по звучанию фонем и в затрудненности анализа слов.
II этап: изучение уровня
развития фонетико-
а) по методике А.Н. Корнева;
Результаты обследования занесены в таблицу 3.
Таблица 3.
№ |
ФИО |
Рядоговорение (в баллах) |
Ритмы (в баллах) |
Кулак-ребро-ладонь (в баллах) |
Повторение цифр (в баллах) |
«Право-лево» (в баллах) |
Составление рассказа (в баллах) |
Итог: |
1 |
Николай М. |
0 |
2 |
2 |
2 |
3 |
0 |
5 |
2 |
Василий К. |
2 |
3 |
2 |
3 |
0 |
4 |
9 |
3 |
Максим Б. |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
0 |
6 |
4 |
Виктория З. |
3 |
0 |
3 |
2 |
2 |
6 |
13 |
5 |
Денис Р. |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
6 |
Валерия Т. |
0 |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
2 |
Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о дислексии. То есть из 6 испытуемых дислексия имеется у 50 %.
В ходе выполнения заданий этой методики выяснилось, что у половины исследуемых детей с интеллектуальными нарушениями имеется дислексия. Сложности при выполнении вызвало задание «Ритмы», что говорит о недостаточной сформированности фонематического анализа. Недоразвитие пространственного гнозиса, пространственных представлений не позволило детям с интеллектуальной недостаточностью качественно выполнить задание «Кулак-ребро-ладонь» и «Право-лево».
б) по методике Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной.
Результаты исследования представлены в таблице 4.
Таблица 4.
№ |
ФИО |
Составление предложений из слов в начальной форме |
Повторение предложений |
Верификация предложений |
Добавление предлогов в предложение |
Завершение предложений |
Итог: |
1 |
Николай М. |
5 |
15 |
10 |
10 |
15 |
55 |
2 |
Василий К. |
5 |
10 |
5 |
5 |
10 |
35 |
3 |
Максим Б. |
10 |
15 |
5 |
10 |
15 |
55 |
4 |
Виктория З. |
5 |
10 |
0 |
5 |
10 |
30 |
5 |
Денис Р. |
10 |
15 |
5 |
10 |
15 |
55 |
6 |
Валерия Т. |
10 |
10 |
5 |
10 |
15 |
50 |
Средний уровень – 67%;
Низкий уровень – 33%.
В ходе выполнения заданий наблюдались: изменение падежных окончаний и числа существительных; неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного; изменение числа местоимения; неправильное употребление родовых окончаний местоимений; изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего, а также формы времени и вида.
Характеризуя сформированность грамматического строя детей с интеллектуальной недостаточностью можно сказать следующее: часто смешивают наречия, выражающие пространственные отношения; слабо дифференцируют предлоги, частично сходные по своим значениям.
III этап: изучение навыков чтения по стандартизированной методике
исследования навыка чтения.
Результаты обследования занесены в таблицу 5.
Таблица 5.
№ |
ФИО |
Правильность |
Беглость (в сло-вах в мин.) |
Выра-зитель-ность |
Осознанность |
Способ чтения |
1 |
Николай М. |
Без грубых орфогр. ошибок |
15 |
+ |
Понимает смысл прочитанного, может пересказать |
Отрывистое послоговое, обрывистое |
2 |
Василий К. |
Искажает звуко-слоговую стр-ру слов |
17 |
_ |
Смысл прочитанного понимает с трудом, пересказ неполный |
Плавное слоговое |
3 |
Максим Б. |
Грубые ошибки: грамм-ие,лекс-ие |
13 |
+ |
Понимает смысл прочитанного, может пересказать |
Отрывистое послоговое |
4 |
Виктория З. |
Правильно разли чает и называ- ет буквы |
10 |
_ |
Смысл прочитанного не понимает, пересказать не может |
Побуквенное |
5 |
Денис Р. |
Негру- бые орфогр. ошибки |
25 |
+ |
Понимает смысл прочитанного, пересказ полный |
Плавное слоговое |
6 |
Валерия Т. |
Искажает звуко-слоговую стр-ру слов |
28 |
+ |
Понимает смысл прочитанного, пересказ полный |
Чтение целыми словами |
Ответы на вопросы:
Николай М. – 3 вопроса;
Василий К. – 4 вопроса;
Максим Б. – 2 вопроса;
Виктория З. – 2 вопроса;
Денис Р. – 4 вопросов;
Валерия Т. – 4 вопросов.
Затруднения в понимании учащимися смысла прочитанного тормозят отсутствие беглости и правильности чтения, недостатки техники чтения (большое количество ошибок, низкий темп).
После проведения эксперимента выяснилось, что навык сознательного, беглого, правильного и осознанного чтения сформирован не у всех детей.
Большая часть испытуемых пользуется отрывистым послоговым или слоговым способом чтения, то есть непродуктивными способами чтения. В связи с этим понимание прочитанного текста затруднено, полно и развернуто пересказать могут не все дети.
Большинство учащихся при чтении допускали ошибки. В основном, это смешение графем, имеющих отдельные сходные элементы; допускают смягчение согласных в конце слов; нестойкие замены парных глухих и звонких согласных; перестановки, пропуски букв, слогов; не дочитывают окончаний; встречаются ошибки зрительного восприятия; заменяют отдельные звуки в словах, что в одних случаях приводит к искажениям слов, а в других - к синтаксическим заменам их другими словами.
Наиболее распространенными недостатками чтения испытуемых явились монотонность, отсутствие пунктуационной интонации; учащиеся часто используют интонацию завершенности (точки) в середине предложения.
Наблюдались особенности понимания смысла прочитанного текста: фрагментарность восприятия текста, стремление к дословному воспроизведению прочитанного, при этом учащиеся нередко теряли смысловую направленность вопроса.
Таким образом, процесс овладения чтением
детьми с интеллектуальной недостаточностью
характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями.
Целью исследования являлось изучение особенностей нарушения навыков чтения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Для того чтобы выяснить
I этап - изучение степени усвоения звукового анализа;
II этап - изучение уровня развития
фонетико-фонематической и
III этап - обследование навыков чтения.
На первом этапе нами была использована методика Т.Б. Филичевой, Н.А.Чевелевой, Г.В. Чиркиной.
На втором этапе была предложена методика раннего выявления дислексии по А.Н. Корневу, а также методику сформированности грамматического строя речи по Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной.