Изучение особенностей навыков чтения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Исследования, проводимые за последние годы (Р.И. Лалаева, А.К. Аксенова) показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.
Способность к чтению изучается во многих странах педагогами, лингвистами, дефектологами, логопедами, психиатрами, невропатологами, нейрофизиологами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы вопроса изучения особенностей навыков
чтения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
1.1. Развитие навыков чтения в онтогенезе……………………………………..7
1.2. Развитие навыков чтения в дизонтогенезе………………………………...11
1.3. Нарушение чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью...…..20
1.4. Методы и приемы воспитания навыков чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью……………...………………………….……………………..26
Глава II. Изучение особенностей навыков чтения у учащихся с
интеллектуальной недостаточностью
2.1. Организация и проведение констатирующего эксперимента………… ..42
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………57
Выводы по II главе …………………………………………...…………………63
Заключение………………………………………………………………………65
Список литературы……………………………………………………………..68

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

1 –  смысловые ошибки с самокоррекцией  или коррекцией после стимулирующей  помощи;

2 –  невозможность достроить смысловую  программу одного из предложений;

3 - невозможность  достроить смысловую программу  в обоих предложениях.

 

Итоговая  оценка:

70-75 баллов  – высокий уровень;

55-70 баллов -  средний уровень;

Ниже 45 баллов – низкий уровень.      

На III этапе изучались особенности навыков чтения. Для этого мы использовали стандартизированную методику исследования навыков чтения.      

Нами обследовались навыки чтения: правильность, беглость, выразительность, осознанность, способ чтения. Был предложен следующий текст « Как я ловил раков».     

Как я ловил раков.     

В нашей деревне текут два ручейка. В них живет много раков. Мальчики ловят их руками под камнями, в дырах между корнями или под берегом. Потом они варят их, и лакомятся ими. Одного  рака я получил от моего друга, и он мне очень понравился, был очень вкусный.     

Вопросы для оценки понимания прочитанного:

  1. Сколько ручейков текут в деревне?
  2. Кто в них живет?
  3. Где мальчики ловят раков?
  4. Что мальчики с ними делают?
  5. От кого мальчик получил рака?

 

     При хорошем понимании текста ребенок  должен правильно ответить не менее  чем на 3-4 вопроса из 5(при условии, что прочитано 25-30 слов).     

Программой  для специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы VIII вида предусмотрено, что учащиеся 3 классов должны читать 25-30 слов, чтение –  правильное, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, допускается послоговое при чтении трудных слов. 

2.2. Анализ результатов  констатирующего эксперимента      

I этап: изучение степени  усвоения навыков звукового анализа по методике Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и Н.А. Чевелевой.

Результаты обследования занесены в таблицу 2.           

Таблица 2.

ФИО

Различение  и выделение звуков из состава слова

Придумывание  слов на заданный звук

Подбор картинок на зад. звук

Распределение картинок

Сравнение слов паронимов

Деление предложений

ИТОГ:

1

Николай М.

0

1

1

1

0

1

4

2

Василий К.

0

1

1

0

1

1

4

3

Максим Б.

1

1

0

1

1

1

5

4

Виктория З.

0

1

1

0

0

0

2

5

Денис Р.

1

1

1

1

о

1

5

6

Валерия Т.

0

1

1

1

0

1

4




 

     Средний уровень – 86%;     

Низкий  уровень – 14%.     

После проведения констатирующего эксперимента выяснилось, что уровень усвоения навыков звукового анализа у детей с интеллектуальной недостаточностью средний. Все справились более чем с 4 заданиями, только Виктория З. выполнила 2 задания. Такие низкие показатели связаны с тем, что особенно сложной задачей для детей с интеллектуальной недостаточностью является слияние звуков в слоги. Процесс слияния звуков в слоги осуществляется лишь на основе четкого представления о звуковой структуре слога. А функция фонематического анализа формируется у школьников специальной (коррекционной) школы-интерната с большим трудом, сложным является для них и формирование обобщенного представления о слоге. Прочитав правильно слова, они не могут соотнести их с соответствующей картинкой.     

Многие  дети с трудом дифференцировали звуки сходные акустически и артикуляторно. Наиболее трудными для дифференциации являются такие пары звуков, как ц – с, ш – щ, ч – щ, ж – ш, з – с, д – т, твердые и мягкие.     

Особенно  стоит отметить выполнение задания  на распределение картинок, начинающихся с наиболее часто смешиваемых  звуков. Несформированность фонетико-фонематической строя речи обнаруживается в неточной слуховой дифференциации близких по звучанию фонем и в затрудненности анализа слов.

II этап: изучение уровня  развития фонетико-фонематической  и лексико-   грамматической стороны речи:

а) по методике А.Н. Корнева;

Результаты  обследования занесены в таблицу 3.     

Таблица 3.

ФИО

Рядоговорение (в баллах)

Ритмы (в баллах)

Кулак-ребро-ладонь (в баллах)

Повторение  цифр (в баллах)

«Право-лево» (в  баллах)

Составление рассказа (в баллах)

Итог:

1

Николай М.

0

2

2

2

3

0

5

2

Василий К.

2

3

2

3

0

4

9

3

Максим Б.

2

2

3

2

2

0

6

4

Виктория З.

3

0

3

2

2

6

13

5

Денис Р.

0

0

0

2

0

0

2

6

Валерия Т.

0

2

2

2

0

0

2


 

     Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует  о дислексии. То есть из 6 испытуемых дислексия имеется у 50 %.     

В ходе выполнения заданий этой методики выяснилось, что у половины исследуемых детей с интеллектуальными нарушениями имеется дислексия. Сложности при выполнении вызвало задание «Ритмы», что говорит о недостаточной сформированности фонематического анализа. Недоразвитие пространственного гнозиса, пространственных представлений не позволило детям с интеллектуальной недостаточностью качественно выполнить задание «Кулак-ребро-ладонь» и «Право-лево».

б) по методике Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной.

Результаты исследования представлены в таблице 4.

Таблица 4.

ФИО

Составление предложений  из слов в начальной форме

Повторение  предложений

Верификация предложений

Добавление  предлогов в предложение

Завершение  предложений

Итог:

1

Николай М.

5

15

10

10

15

55

2

Василий К.

5

10

5

5

10

35

3

Максим Б.

10

15

5

10

15

55

4

Виктория З.

5

10

0

5

10

30

5

Денис Р.

10

15

5

10

15

55

6

Валерия Т.

10

10

5

10

15

50


Средний уровень – 67%;

Низкий  уровень – 33%.      

 В ходе выполнения заданий  наблюдались: изменение падежных окончаний и числа существительных; неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного; изменение числа местоимения; неправильное употребление родовых окончаний местоимений; изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего, а также формы времени и вида.     

Характеризуя  сформированность грамматического  строя детей с интеллектуальной недостаточностью можно сказать следующее: часто смешивают наречия, выражающие пространственные отношения; слабо дифференцируют предлоги, частично сходные по своим значениям.

III этап: изучение навыков  чтения по стандартизированной  методике     

исследования навыка чтения.

Результаты  обследования занесены в таблицу 5. 

Таблица 5.

ФИО

Правильность

Беглость (в сло-вах в  мин.)

Выра-зитель-ность

Осознанность

Способ чтения

1

Николай М.

Без грубых орфогр. ошибок

15

+

Понимает смысл  прочитанного, может пересказать

Отрывистое  послоговое, обрывистое

2

Василий К.

Искажает звуко-слоговую стр-ру слов

17

_

Смысл прочитанного  понимает с трудом, пересказ неполный

Плавное слоговое

3

Максим Б.

Грубые ошибки: грамм-ие,лекс-ие

13

+

Понимает смысл  прочитанного, может пересказать

Отрывистое  послоговое

4

Виктория З.

Правильно разли

чает  и называ-

ет буквы

10

_

Смысл прочитанного не понимает, пересказать не может

Побуквенное

5

Денис Р.

Негру-

бые орфогр. ошибки

25

+

Понимает смысл  прочитанного, пересказ полный

Плавное слоговое

6

Валерия Т.

Искажает звуко-слоговую стр-ру слов

28

+

Понимает смысл  прочитанного, пересказ полный

Чтение целыми словами



 

    Ответы  на вопросы:

Николай М. – 3 вопроса;

Василий К. – 4 вопроса;

Максим Б. – 2 вопроса;

Виктория З. – 2 вопроса;

Денис Р. – 4 вопросов;

Валерия Т. – 4 вопросов.     

Затруднения в понимании учащимися смысла прочитанного тормозят отсутствие беглости и правильности чтения, недостатки техники чтения (большое количество ошибок, низкий темп).      

После проведения эксперимента выяснилось, что навык сознательного, беглого, правильного  и осознанного чтения сформирован не у всех детей.     

Большая часть испытуемых пользуется отрывистым послоговым или слоговым способом чтения, то есть непродуктивными способами  чтения. В связи с этим понимание  прочитанного текста затруднено, полно  и развернуто пересказать могут  не все дети.     

 Большинство учащихся при  чтении допускали ошибки. В основном, это смешение графем, имеющих  отдельные сходные элементы; допускают  смягчение согласных в конце  слов; нестойкие замены парных  глухих и звонких согласных; перестановки, пропуски букв, слогов; не дочитывают окончаний; встречаются ошибки зрительного восприятия; заменяют отдельные звуки в словах, что в одних случаях приводит к искажениям слов, а в других - к синтаксическим заменам их другими словами.      

Наиболее  распространенными недостатками чтения испытуемых явились монотонность, отсутствие пунктуационной интонации; учащиеся часто используют интонацию завершенности (точки) в середине предложения.     

Наблюдались особенности понимания смысла прочитанного текста: фрагментарность восприятия текста, стремление к дословному воспроизведению прочитанного, при этом учащиеся нередко теряли смысловую направленность вопроса.

Таким образом, процесс овладения чтением детьми с интеллектуальной недостаточностью характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                                             

                                          Выводы  по главе II     

Целью исследования являлось изучение особенностей нарушения навыков чтения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.   

 Для того чтобы выяснить особенности  нарушения чтения у учащихся  с интеллектуальной недостаточностью младших классов и для полного понимания структуры дефекта, было проведено обследование, состоящее из трех этапов:     

I этап - изучение степени усвоения  звукового анализа;     

II этап - изучение уровня развития  фонетико-фонематической и лексико-грамматической  сторон языка;     

III этап - обследование навыков чтения.      

На  первом этапе нами была использована методика Т.Б. Филичевой, Н.А.Чевелевой, Г.В. Чиркиной.     

На  втором этапе была предложена методика раннего выявления дислексии по А.Н. Корневу, а также методику сформированности грамматического строя речи по Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной.      

Информация о работе Изучение особенностей навыков чтения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью