Изучение особенностей навыков чтения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Исследования, проводимые за последние годы (Р.И. Лалаева, А.К. Аксенова) показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.
Способность к чтению изучается во многих странах педагогами, лингвистами, дефектологами, логопедами, психиатрами, невропатологами, нейрофизиологами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы вопроса изучения особенностей навыков
чтения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
1.1. Развитие навыков чтения в онтогенезе……………………………………..7
1.2. Развитие навыков чтения в дизонтогенезе………………………………...11
1.3. Нарушение чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью...…..20
1.4. Методы и приемы воспитания навыков чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью……………...………………………….……………………..26
Глава II. Изучение особенностей навыков чтения у учащихся с
интеллектуальной недостаточностью
2.1. Организация и проведение констатирующего эксперимента………… ..42
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………57
Выводы по II главе …………………………………………...…………………63
Заключение………………………………………………………………………65
Список литературы……………………………………………………………..68

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

На III этапе изучались особенности навыков чтения. Для этого мы использовали стандартизированную методику исследования навыков чтения.      

Нами обследовались навыки чтения: правильность, беглость, выразительность, осознанность, способ чтения.      

 После проведения констатирующего  эксперимента проводился количественный и качественный анализ результатов.      

Анализ  результатов обследования показал, что особенно сложной задачей для детей с интеллектуальной недостаточностью является слияние звуков в слоги.      

В процессе чтения слов, вследствие недифференцированности восприятия, для детей с интеллектуальными нарушениями почти не существует доминирующих букв. Правильное чтение и понимание прочитанного слова осуществляется на основе синтеза слогов в единое целое слово. У учащихся СКОУ VIII вида способность звуко-слогового синтеза часто снижена, происходит замедленное узнавание и понимание прочитанного слова.      

Еще большие затруднения вызывает чтение предложений и текста, это  
связано с недоразвитием фонематического восприятия, с неразличением оппозиционных звуков, с несформированностью пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.     

Наиболее  распространенными недостатками чтения испытуемых вились монотонность, отсутствие пунктуационной интонации; учащиеся часто используют интонацию завершенности (точки) в середине предложения.      

Наблюдались особенности понимания смысла прочитанного текста: фрагментарность восприятия текста, стремление к дословному воспроизведению прочитанного, при этом учащиеся нередко теряли смысловую направленность вопроса.      

Таким образом, процесс овладения чтением детьми с интеллектуальной недостаточностью характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями.  
  
  
 

 

Заключение

     Мною было проведено теоретическое и опытно-экспериментальное исследование среди шести учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

    Исследование  проводилось с каждым ребенком индивидуально  и протекало в III этапа.    

  На  первом этапе нами была использована методика Т.Б. Филичевой, Н.А.Чевелевой, Г.В.    Чиркиной. Методика включала в себя шесть заданий на изучение степени усвоения навыков звукового анализа. После проведения констатирующего эксперимента выяснилось, что уровень усвоения навыков звукового анализа у детей с интеллектуальной недостаточностью средний. Все справились более чем с 4 заданиями, только Виктория З. выполнила 2 задания.

     На  втором этапе была предложена методика раннего выявления дислексии по А.Н. Корневу. Методика включала в себя шесть заданий. В ходе выполнения заданий этой методики выяснилось, что у половины исследуемых детей с интеллектуальными нарушениями имеется дислексия.

    Также на II этапе мы использовали методику сформированности грамматического строя речи по Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной. Методика включала в себя пять заданий. В ходе выполнения заданий у большинства детей  наблюдались: изменение падежных окончаний и числа существительных; неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного; изменение числа местоимения; неправильное употребление родовых окончаний местоимений; изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего, а также формы времени и вида.

    На III этапе изучались особенности нарушения навыков чтения. Для этого мы использовали стандартизированную методику исследования навыков чтения. Методика включала в себя текст и 5 вопросов на понимание прочитанного.      

Мною обследовались навыки чтения: правильность, беглость, выразительность, осознанность, способ чтения.

    Затруднения в понимании учащимися смысла прочитанного тормозят отсутствие беглости и правильности чтения, недостатки техники чтения (большое количество ошибок, низкий темп). 

    Большая часть испытуемых пользуется отрывистым послоговым или слоговым способом чтения.

    Большинство учащихся при чтении допускали ошибки. В основном, это смешение графем, имеющих отдельные сходные элементы; допускают смягчение согласных в конце слов; нестойкие замены парных глухих и звонких согласных; перестановки, пропуски букв, слогов; не дочитывают окончаний; встречаются ошибки зрительного восприятия; заменяют отдельные звуки в словах, что в одних случаях приводит к искажениям слов, а в других - к синтаксическим заменам их другими словами.      

Наиболее  распространенными недостатками чтения испытуемых явились монотонность, отсутствие пунктуационной интонации; учащиеся часто используют интонацию завершенности (точки) в середине предложения.     

Наблюдались особенности понимания смысла прочитанного текста: фрагментарность восприятия текста, стремление к дословному воспроизведению прочитанного, при этом учащиеся нередко теряли смысловую направленность вопроса.  

    Проведенное мною теоретическое и опытно-экспериментальное исследование, посвященное проблеме изучения особенностей нарушения навыков чтение позволяет констатировать следующее: недостаточность звукового анализа и синтеза, нарушение произносительной стороны речи, слабость зрительного восприятия, пониженные работоспособность и внимание, бедность словаря и несовершенство грамматического строя  речи, затруднения в понимании логических связей – все это приводит к тому, что дети с интеллектуальной недостаточностью читают текст со значительными искажениями: пропускают, переставляют, заменяют буквы, слоги, сливают конец одного слова и начало второго, теряют строку.     

 В связи с этим коррекционная  работа по устранению нарушений  чтения в СКОУ VIII вида должна  быть тесно связана с развитием  познавательной деятельности, анализа,  синтеза, сравнения, обобщения,  абстрагирования.      

Таким образом, гипотеза получила свое подтверждение, что использование системы специальных заданий, направленных на исследование аналитико-синтетической деятельности будет эффективным при изучении навыков чтения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Цель исследования достигнута, задачи решены.     

Практическая  значимость:  процедура данного  исследования может быть использована логопедом-дефектологом при изучении навыков чтения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, а также студентами при прохождении практики.  
  
  
  
  
 

 

 

Список  литературы 

  1. Аксенова  А.К. Методика обучения русскому языку  в специальной (коррекционной) школе. – М. Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2002.
  2. Аксёнова А.К., Барская Н.М.  Практикум по методике русского языка во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1989.
  3. Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г.  Подготовка детей с трудностями в обучении к овладению навыком беглого чтения. - М., 1987.
  4. Аксёнова А.К., Якубовская  Э.В.  Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. - М.:Педагогика, 1991.
  5. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. Известия АПН РСФСР.-1950.-Вып.70.
  6. Барская Н.М., Нисневич Л.А.  Методика русского языка во вспомогательной школе . - М.: Просвещение, 1992.
  7. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического  исследования. – СПб.: Речь, 2005.
  8. Воронкова В.В. Обучение грамоте в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: Школа-Пресс, 1995.
  9. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. М.,1982. т. 3.
  10. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1965.
  11. Гнездилов М.Ф. Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1962.
  12. Данилкина Г.И. Особенности обучения русскому языку во вспомогательной школе. - М.: Педагогика, 1986.
  13. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. - М.: Просвещение, 1963.
  14. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
  15. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  16. Каше Г. А. Логопедическая работа в I классе вспомогательной школы.-М., 1992.
  17. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: ИД «МиМ», 1997.
  18. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004.
  19. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. - М.: Просвещение, 1983.
  20. Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1978.
  21. Лапшин В.А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. - М., 1990.
  22. Леонтьев Л. Л. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
  23. Логопедия: Учеб. Для студ.дефектол.пед.высш.учеб.заведений/ Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
  24. Львов М.Р., Методика преподавания русского языка в начальных классах.
  25. Парамонова Л. Г. Нарушения речи у учащихся вспомогательной школы и пути их коррекции // Обучение во вспомогательной школе. - М.;      Л., 1973.
  26. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М.,  1977.
  27. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  28. Программы для 0-4 классов школы VIII вида (для детей с нарушением интеллекта)./ Под ред. О.Л. Дымова. - М.: Педагогика, 1990.
  29. Программы для специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей./ Под ред. Р.Д.Исаковой. - М.: Педагогика, 1990.
  30. Речевые нарушения у детей / В.М. Акименко В.М. – Ростов н/Д:             Феникс, 2002.
  31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М., 1989.
  32. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталых школьников. - М.,1979.
  33. Сорокина Н.К. Особенность навыков чтения у детей -олигофренов//Вопросы олигофренопедагогики. – М., 1977.
  34. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта. - СПб.: Ин-т спец. педагогики, 2000.
  35. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.
  36. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта. - СПб.: Ин-т спец. педагогики, 2000.

 

 

  

    

 

 

         

       
 


Информация о работе Изучение особенностей навыков чтения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью