Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 22:46, курсовая работа
Исследования, проводимые за последние годы (Р.И. Лалаева, А.К. Аксенова) показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.
Способность к чтению изучается во многих странах педагогами, лингвистами, дефектологами, логопедами, психиатрами, невропатологами, нейрофизиологами.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы вопроса изучения особенностей навыков
чтения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
1.1. Развитие навыков чтения в онтогенезе……………………………………..7
1.2. Развитие навыков чтения в дизонтогенезе………………………………...11
1.3. Нарушение чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью...…..20
1.4. Методы и приемы воспитания навыков чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью……………...………………………….……………………..26
Глава II. Изучение особенностей навыков чтения у учащихся с
интеллектуальной недостаточностью
2.1. Организация и проведение констатирующего эксперимента………… ..42
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………57
Выводы по II главе …………………………………………...…………………63
Заключение………………………………………………………………………65
Список литературы……………………………………………………………..68
На III этапе изучались особенности навыков чтения. Для этого мы использовали стандартизированную методику исследования навыков чтения.
Нами обследовались навыки чтения: правильность, беглость, выразительность, осознанность, способ чтения.
После проведения констатирующ
Анализ результатов обследования показал, что особенно сложной задачей для детей с интеллектуальной недостаточностью является слияние звуков в слоги.
В процессе чтения слов, вследствие недифференцированности восприятия, для детей с интеллектуальными нарушениями почти не существует доминирующих букв. Правильное чтение и понимание прочитанного слова осуществляется на основе синтеза слогов в единое целое слово. У учащихся СКОУ VIII вида способность звуко-слогового синтеза часто снижена, происходит замедленное узнавание и понимание прочитанного слова.
Еще большие затруднения вызывает чтение
предложений и текста, это
связано с недоразвитием фонематического восприятия, с неразличением оппозиционных
звуков, с несформированностью пространственных
представлений, зрительного анализа и
синтеза.
Наиболее распространенными недостатками чтения испытуемых вились монотонность, отсутствие пунктуационной интонации; учащиеся часто используют интонацию завершенности (точки) в середине предложения.
Наблюдались особенности понимания смысла прочитанного текста: фрагментарность восприятия текста, стремление к дословному воспроизведению прочитанного, при этом учащиеся нередко теряли смысловую направленность вопроса.
Таким образом, процесс овладения чтением
детьми с интеллектуальной недостаточностью
характеризуется качественным своеобразием
и определенными трудностями.
Заключение
Мною было проведено теоретическое и опытно-экспериментальное исследование среди шести учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально и протекало в III этапа.
На первом этапе нами была использована методика Т.Б. Филичевой, Н.А.Чевелевой, Г.В. Чиркиной. Методика включала в себя шесть заданий на изучение степени усвоения навыков звукового анализа. После проведения констатирующего эксперимента выяснилось, что уровень усвоения навыков звукового анализа у детей с интеллектуальной недостаточностью средний. Все справились более чем с 4 заданиями, только Виктория З. выполнила 2 задания.
На втором этапе была предложена методика раннего выявления дислексии по А.Н. Корневу. Методика включала в себя шесть заданий. В ходе выполнения заданий этой методики выяснилось, что у половины исследуемых детей с интеллектуальными нарушениями имеется дислексия.
Также на II этапе мы использовали методику сформированности грамматического строя речи по Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной. Методика включала в себя пять заданий. В ходе выполнения заданий у большинства детей наблюдались: изменение падежных окончаний и числа существительных; неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного; изменение числа местоимения; неправильное употребление родовых окончаний местоимений; изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего, а также формы времени и вида.
На III этапе изучались особенности нарушения навыков чтения. Для этого мы использовали стандартизированную методику исследования навыков чтения. Методика включала в себя текст и 5 вопросов на понимание прочитанного.
Мною обследовались навыки чтения: правильность, беглость, выразительность, осознанность, способ чтения.
Затруднения в понимании
Большая часть испытуемых пользуется отрывистым послоговым или слоговым способом чтения.
Большинство учащихся при чтении допускали ошибки. В основном, это смешение графем, имеющих отдельные сходные элементы; допускают смягчение согласных в конце слов; нестойкие замены парных глухих и звонких согласных; перестановки, пропуски букв, слогов; не дочитывают окончаний; встречаются ошибки зрительного восприятия; заменяют отдельные звуки в словах, что в одних случаях приводит к искажениям слов, а в других - к синтаксическим заменам их другими словами.
Наиболее распространенными недостатками чтения испытуемых явились монотонность, отсутствие пунктуационной интонации; учащиеся часто используют интонацию завершенности (точки) в середине предложения.
Наблюдались особенности понимания смысла прочитанного текста: фрагментарность восприятия текста, стремление к дословному воспроизведению прочитанного, при этом учащиеся нередко теряли смысловую направленность вопроса.
Проведенное мною теоретическое и опытно-экспериментальное исследование, посвященное проблеме изучения особенностей нарушения навыков чтение позволяет констатировать следующее: недостаточность звукового анализа и синтеза, нарушение произносительной стороны речи, слабость зрительного восприятия, пониженные работоспособность и внимание, бедность словаря и несовершенство грамматического строя речи, затруднения в понимании логических связей – все это приводит к тому, что дети с интеллектуальной недостаточностью читают текст со значительными искажениями: пропускают, переставляют, заменяют буквы, слоги, сливают конец одного слова и начало второго, теряют строку.
В связи с этим коррекционная работа по устранению
Таким образом, гипотеза получила свое подтверждение, что использование системы специальных заданий, направленных на исследование аналитико-синтетической деятельности будет эффективным при изучении навыков чтения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Цель исследования достигнута, задачи решены.
Практическая значимость: процедура данного
исследования может быть использована
логопедом-дефектологом при изучении навыков чтения
у учащихся с интеллектуальной недостаточностью,
а также студентами при прохождении практики.
Список литературы