Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение возможностей духовно – нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности.
Предмет исследования: духовно – нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности.
Объект исследования: развитие духовно – нравственных качеств личности младшего школьника .
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы духовно – нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.
2. Подобрать методы исследования нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
3. Провести экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты.
4. Разработать программу развития духовно – нравственных качеств младших школьников в процессе учебной деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы духовно – нравственное развитие и его роль в формировании личности ребенка
1.1.Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 6
1.2.Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени образования. 7
1.3. Проблема духовно-нравственного развития
учеников начальной школы 15
2. Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников
2.1. Приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств у детей младшего школьного возраста 19
2.2. Диагностика уровня духовно – нравственной воспитанности младших школьников 24
2.3. Методы и приёмы духовно-нравственного развития младших школьников 29
Заключение 40
Список использованной литературы 42

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 69.15 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Направления воспитания

Ценностные установки

Планируемые результаты воспитательной деятельности

Развитие нравственных чувств и этического сознания.

Нравственный выбор;  справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение,

равноправие, ответственность  и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, забота о старших  и младших; свобода совести и  вероисповедания; толерантность, представление  о вере, духовной культуре и светской этике; стремление к развитию духовности.

- учащиеся имеют начальные  представления о моральных нормах  и правилах нравственного поведения,  в т.ч. об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп;

- учащиеся имеют нравственно-этический  опыт взаимодействия с людьми  разного возраста;

- учащиеся уважительно   относятся к традиционным религиям;

- учащиеся неравнодушны  к жизненным проблемам других  людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- формируется способность  эмоционально реагировать на  негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону  своих поступков и поступков  других людей;

- учащиеся знают традиции  своей семьи и образовательного  учреждения, бережно относятся к  ним.


 

Направления воспитания

Ценностные установки

Планируемые результаты воспитательной деятельности

Воспитание трудолюбия, творческого  отношения к учению, труду, жизни.

Уважение к труду; творчество и созидание;

стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

- сформировано ценностное  отношение к труду  и творчеству;

- учащиеся имеют элементарные  представления о различных профессиях;

- учащиеся обладают первоначальными  навыками трудового творческого  сотрудничества с людьми разного  возраста;

- учащиеся осознают приоритет   нравственных основ труда, творчества, создания нового;

- учащиеся имеют первоначальный  опыт участия в различных видах  деятельности;

- учащиеся мотивированы  к самореализации в творчестве, познавательной, общественно полезной  деятельности.


 

 

 

Направления воспитания

Ценностные установки

Планируемые результаты воспитательной деятельности

Формирование ценностного  отношения к здоровью и

здоровому образу жизни.

Здоровье физическое и  стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое,

нервно-психическое и  социально-психологическое.

- у учащихся сформировано  ценностное отношение к своему  здоровью, здоровью близких и  окружающих людей;

- учащиеся имеют элементарные  представления о важности морали  и нравственности в сохранении  здоровья человека;

- учащиеся имеют первоначальный  личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

- учащиеся имеют первоначальные  представления о роли физической  культуры и спорта для здоровья  человека, его образования, труда  и творчества;

- учащиеся знают о возможном  негативном влиянии компьютерных  игр, телевидения, рекламы на  здоровье человека.


 

Направления воспитания

Ценностные установки

Планируемые результаты воспитательной деятельности

Формирование ценностного  отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

- учащиеся имеют первоначальный  опыт эстетического, эмоционально-нравственного  отношения к природе;

- учащиеся имеют элементарные  знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

- у учащихся есть первоначальный  опыт участия в природоохранной  деятельности в школе, на пришкольном  участке, по месту жительства;

- у учащихся есть личный  опыт участия в экологических  инициативах, проектах.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Проблема духовно- нравственного развития учеников начальной школы

 

Проблема духовно-нравственного  образования сегодня стоит в  нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них -абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

Вопрос духовно-нравственного  воспитания детей является одной  из ключевых проблем, стоящих перед  каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась  отрицательная ситуация в вопросе  духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами  данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение  морально-нравственной обстановки в  обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми ; резкое снижение физической подготовки школьников, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей.

Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности  для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному  относятся к различным средствам  воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в  воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее  место в формировании всесторонне  развитой личности.

 

Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические  особенности:

1) Склонность к игре. В  условиях игровых отношений ребенок  добровольно упражняется, осваивает  нормативное поведение. В играх,  более чем где- либо, требуется  от ребенка умение соблюдать  правила. Нарушение их дети  с особой остротой подмечают  и бескомпромиссно выражают свое  осуждение нарушителю. Если ребенок  не подчинится мнению большинства,  то ему придется выслушать  много неприятных слов, а может,  и выйти из игры. Так ребенок  учится считаться с другими,  получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра  требует от ее участников умения  действовать по правилам. «Каков  ребенок в игре, таков во многом  он будет в работе, когда вырастет»  - говорил А.С.Макаренко.

2) Невозможность долго  заниматься монотонной деятельностью.  Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут  удерживать свое внимание на  одном каком-либо предмете более  7-10 минут. Дальше дети начинают  отвлекаться, переключать свое  внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена  видов деятельности во время  занятий.

3) Недостаточная четкость  нравственных представлений в  связи с небольшим опытом. Учитывая  возраст детей, нормы нравственного  поведения можно разбить на 3 уровня:

Ребенок до 5 лет усваивает  примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании  чего-либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.

К 10-11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать  состояние окружающих людей, и его  присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным.

Бессмысленно говорить о  втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый. Но именно такое  противоречие наблюдается среди  подростков: они хотят понравиться  окружающим людям, но не обучены элементарному  поведению.

На 3 уровне (к 14-15 годам) осваивается  принцип: «Помогай окружающим людям!»

4) Может существовать  противоречие между знанием, как  нужно, и практическим применением  (это касается этикета, правил  хорошего тона, общения). Так, обсуждая  предстоящую поездку в музей,  напоминаем, как вести себя в  транспорте. Вдруг дети говорят:

-А я видел, как Игорь  в трамвае сидел, а его бабушка  стояла возле него.

- Игорь в парах ходить  не умеет: то толкается, то  на ноги наступает, то отстает.

- Сегодня он чуть не  сбил с ног учительницу из  другого класса...

- Это правда? - удивляется учитель.

-Да, но я так больше  не буду! — искренне заверяет  мальчик.

Не всегда знание моральных  норм и правил поведения соответствует  реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических  норм и личных желаний ребенка.

5) Неравномерность применения  вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

Как будем преодолевать эти  особенности? Обратимся к опыту  великих педагогов. В. А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному  воспитанию наш педагогический коллектив  видит прежде всего формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

1.Ты живешь среди людей.  Не забывай, что каждый твой  поступок, каждое твое желание  отражается на окружающих тебя  людях. Знай, что существует граница  между тем, что тебе хочется,  и тем, что можно. Проверяй  свои поступки вопросом к самому  к себе: не делаешь ли ты  зла, неудобства людям? Делай  все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.

2. Ты пользуешься благами,  созданными другими людьми. Люди  делают тебе счастье детства.  Плати им за это добром.

3. Все блага и радости  жизни создаются трудом. Без труда  нельзя честно жить.

4.Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5. Будь неравнодушен к  злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым  к тому, кто стремится жить  за счет других людей, причиняет  зло другим людям, обкрадывает  общество.

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.»

 

2. Изучение  уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников

2.1 Приемы педагогической  работы по формированию духовно-  нравственных качеств у детей  младшего школьного возраста

Из страны детства все  мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья  и горя. Способность радоваться жизни  и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь  им нужно очень многое. Чтобы стать  добрыми к людям, надо научиться  понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Взгляните  на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее  небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей!

Наши педагоги, изучая все  лучшее, что было наработано до революции  и после, пытаются воспитать физически  здоровую душу, наполненную   духовной энергией,  интеллектуально развитую личность. Используемые в школе учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной страны.

Содержательность и осознанность нравственного "образа — Я" у второклассников — четвероклассников в их высказываниях-самоопределениях ("хороший — не очень хороший") существенно не различаются. Характеристики национальной и гражданской принадлежности являются для младших школьников малозначимыми. Школьной микросредой недостаточно корректируется сознательное вырабатывание детьми нравственных норм, включая взаимоотношения со сверстниками (это значение школьной жизни было отмечено всего 6% выпускников: "быть доброй, дорожить дружбой", "нельзя обижать маленьких"). Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, стремятся быть похожим в жизни на учителя 9% младших школьников, а на литературных героев — 4% (мальчиков в основном привлекают былинные богатыри, а девочек — сказочные принцессы). Зато для 40% выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков: "Я хочу быть таким, как Саша Белый. ". Только у 14% детей образа их будущей жизни к связи с овладением определенной профессией включает смыслы бескорыстного несения блага другим, служения обществу. Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций: "Я хочу быть банкиром, потому что он богатый и хорошая работа".

Информация о работе Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников