Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:24, курсовая работа
Цель исследования: изучение возможностей духовно – нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности.
Предмет исследования: духовно – нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности.
Объект исследования: развитие духовно – нравственных качеств личности младшего школьника .
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы духовно – нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.
2. Подобрать методы исследования нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
3. Провести экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты.
4. Разработать программу развития духовно – нравственных качеств младших школьников в процессе учебной деятельности.
Введение 3
1. Теоретические основы духовно – нравственное развитие и его роль в формировании личности ребенка
1.1.Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 6
1.2.Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени образования. 7
1.3. Проблема духовно-нравственного развития
учеников начальной школы 15
2. Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников
2.1. Приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств у детей младшего школьного возраста 19
2.2. Диагностика уровня духовно – нравственной воспитанности младших школьников 24
2.3. Методы и приёмы духовно-нравственного развития младших школьников 29
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Направления воспитания |
Ценностные установки |
Планируемые результаты воспитательной деятельности |
Развитие нравственных чувств и этического сознания. |
Нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике; стремление к развитию духовности. |
- учащиеся имеют начальные
представления о моральных - учащиеся имеют нравственно- - учащиеся уважительно
относятся к традиционным - учащиеся неравнодушны
к жизненным проблемам других
людей, умеют сочувствовать - формируется способность
эмоционально реагировать на
негативные проявления в - учащиеся знают традиции
своей семьи и |
Направления воспитания |
Ценностные установки |
Планируемые результаты воспитательной деятельности |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
Уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие. |
- сформировано ценностное
отношение к труду и - учащиеся имеют элементарные
представления о различных - учащиеся обладают - учащиеся осознают приоритет
нравственных основ труда, - учащиеся имеют первоначальный
опыт участия в различных - учащиеся мотивированы к самореализации в творчестве, познавательной, общественно полезной деятельности. |
Направления воспитания |
Ценностные установки |
Планируемые результаты воспитательной деятельности |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое. |
- у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; - учащиеся имеют элементарные
представления о важности - учащиеся имеют первоначальный
личный опыт - учащиеся имеют первоначальные
представления о роли - учащиеся знают о возможном
негативном влиянии |
Направления воспитания |
Ценностные установки |
Планируемые результаты воспитательной деятельности |
Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). |
Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. |
- учащиеся имеют первоначальный
опыт эстетического, - учащиеся имеют элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; - у учащихся есть - у учащихся есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах. |
1.3. Проблема духовно- нравственного развития учеников начальной школы
Проблема духовно-
Вопрос духовно-нравственного
воспитания детей является одной
из ключевых проблем, стоящих перед
каждым родителем, обществом и государством
в целом. В обществе сложилась
отрицательная ситуация в вопросе
духовно-нравственного
Ученые в области педагогики
выявили, что в различные возрастные
периоды существуют неодинаковые возможности
для нравственного воспитания. Ребенок,
подросток и юноша, по-разному
относятся к различным
Работая над проблемами нравственной
воспитанности младших
1) Склонность к игре. В
условиях игровых отношений
2) Невозможность долго
заниматься монотонной
3) Недостаточная четкость
нравственных представлений в
связи с небольшим опытом. Учитывая
возраст детей, нормы
Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.
К 10-11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным.
Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый. Но именно такое противоречие наблюдается среди подростков: они хотят понравиться окружающим людям, но не обучены элементарному поведению.
На 3 уровне (к 14-15 годам) осваивается принцип: «Помогай окружающим людям!»
4) Может существовать
противоречие между знанием,
-А я видел, как Игорь
в трамвае сидел, а его
- Игорь в парах ходить не умеет: то толкается, то на ноги наступает, то отстает.
- Сегодня он чуть не сбил с ног учительницу из другого класса...
- Это правда? - удивляется учитель.
-Да, но я так больше не буду! — искренне заверяет мальчик.
Не всегда знание моральных
норм и правил поведения соответствует
реальным действиям ребенка. Особенно
часто это случается в
5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).
Как будем преодолевать эти особенности? Обратимся к опыту великих педагогов. В. А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит прежде всего формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:
1.Ты живешь среди людей.
Не забывай, что каждый твой
поступок, каждое твое желание
отражается на окружающих тебя
людях. Знай, что существует граница
между тем, что тебе хочется,
и тем, что можно. Проверяй
свои поступки вопросом к
2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
4.Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
5. Будь неравнодушен к
злу. Борись против зла,
Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.»
2. Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников
2.1 Приемы педагогической
работы по формированию
Из страны детства все
мы уходим в большую жизнь, насыщенную
радостью и страданием, минутами счастья
и горя. Способность радоваться жизни
и умение мужественно переносить
трудности закладывается в
Наши педагоги, изучая все лучшее, что было наработано до революции и после, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, интеллектуально развитую личность. Используемые в школе учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной страны.
Содержательность и
Информация о работе Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников