Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение возможностей духовно – нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности.
Предмет исследования: духовно – нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности.
Объект исследования: развитие духовно – нравственных качеств личности младшего школьника .
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы духовно – нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.
2. Подобрать методы исследования нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
3. Провести экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты.
4. Разработать программу развития духовно – нравственных качеств младших школьников в процессе учебной деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы духовно – нравственное развитие и его роль в формировании личности ребенка
1.1.Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 6
1.2.Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени образования. 7
1.3. Проблема духовно-нравственного развития
учеников начальной школы 15
2. Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников
2.1. Приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств у детей младшего школьного возраста 19
2.2. Диагностика уровня духовно – нравственной воспитанности младших школьников 24
2.3. Методы и приёмы духовно-нравственного развития младших школьников 29
Заключение 40
Список использованной литературы 42

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 69.15 Кб (Скачать файл)

В представлениях детей о  главных человеческих ценностях  духовные ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний  детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру. В оценках окружающего у 1,2% младших школьников проявляются их религиозные воззрения. Ценностное отношение к Родине, родному краю выражают в своих суждениях всего 3% детей. Вместе с тем имеются проявления негативного отношения к своему Отечеству ("хочу уехать жить в Германию").

В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

В этом плане в школе  с детьми проводится немало различных  мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.

Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в  школьную жизнь, является психологическая  готовность, которая включает определенный уровень интеллектуального и  личностного развития ребенка, в  том числе и коммуникативные  компоненты готовности к школьному  обучению.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения  и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок  усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Воспитательный процесс  планируется и строится во взаимосвязи  духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается  возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.

 

Календарь традиционных школьных дел и праздников

• сентябрь (День знаний, День семейного общения, Посвящение в первоклассники, трудовой отряд);

• октябрь (Праздничные мероприятия ко Дню Учителя, Праздник Урожая, конкурс рисунков «Люблю тебя мой край родной»);

• ноябрь (Посвящение в Светлячки, КТД ко Дню матери);

• декабрь (Конкурс ёлочных игрушек, беседы на тему: «Конституция – основной закон государства»);

• январь (Детская Рождественская Неделя Милосердия);

• февраль ( акция «Подарок ветерану своими руками,23 февраля- смотр строя и песни)

• март (Праздник «Прощание с Азбукой», КТД ко Дню 8 марта)

• апрель (слет Светлячков, трудовой отряд)

• май (КТД  «Неделя Памяти», праздник «Прощание с начальной школой»)

Интересно можно проводить  предметные недели с подведением  итогов: а это и концерты, и  олимпиады, и научно-практические конференции  и выпечка пирогов.

Веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе  оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души. Анализируя работу по природоведению, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришли к выводу, что учащиеся мало знают о малой  родине, родном крае, не знакомы в  достаточной степени с его  прошлым и настоящим. Но даже имеющийся  небольшой объем материала носит  абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес  к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе  родного края, необходимо обратиться к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения.

Для чего же следует изучать  свой край? Что изучать? Как преподавать  краеведческий материал?

Не менее важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь  с социосредой (родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире (“Я — мой город”), (“Я — мой город, мой край, мое Отечество”). Она не позволяет скатиться на позиции местничества при изучении края и в то же время содействует формированию гражданственности.

Для чего же изучается свой край в начальной школе? Остановимся  на этом более подробно. Именно в  начальной школе закладываются  основы познавательного интереса к  изучению города как окружающего  ребенка микроклимата, создаются  условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для  него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает  новые стороны, учится грамотно с  ним взаимодействовать и т.д.

Краеведение предполагает комплексное  изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет изучение предмета “природоведение”. Здесь,  необходимо систематизировать и расширять представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Основными направлениями являются геологическое строение, климатические условия, растительный и животный мир... Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, выбираются разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разные профессий и т.п.

Современные родители уже  привыкли к личной безответственности, которую в нас воспитали на протяжении последних десятилетий.

Но нельзя давать согласие на эту разрушительную работу. Для  этого надо создавать свои учебные  заведения, делать все, чтобы помогать людям и в первую очередь детям  приходить к Богу, чтобы утвердиться  на единственно верном фундаменте.

Православие – это не система, это жизнь в любви. И  православным наше воспитание получается только тогда, когда мы начинаем совершать  его в любви. Здесь речь идет не только о православии, но и о других религиях, ведь все они несут и  дают людям  человеческие ценностные ориентиры.

Благочестивая мать и жена, любящая, нежная, твердая и терпеливая в жизненных невзгодах, опора  семье и Отечеству – это  и идеал русской женщины и  наша история, это боль, тревога и  забота наших дней. Как воспитать  девочку такой? Конечно, это немыслимо без восстановления исторической памяти, возрождения русской национальной традиции. В конце каждого учебного года учителя подводят итоги, было ли интересно жить ребятам в школе. Для этого предложили детям анкету. Первый вопрос был такой: “Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились? Ребята перечислили много мероприятий, проведенных за год, а те ребята, которые пришли вновь, написали: “Я узнала, что в школе можно не скучать, а жить интересно и весело”. На вопрос “Чему научили тебя наши дела?” дети написали, что они научились любить Родину, свой город, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде.

Наблюдения показали, что  у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение  выполняют дружно, видят, кому нужна  помощь, активно помогают друг другу, слушаются старосту и вожатых. Детские  коллективы живут согласно урокам хороших  манер Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Качественное образование  – это, прежде всего, становление  человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Диагностика уровня  духовно – нравственной воспитанности младших школьников

Для  выявления уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников надо было выяснить категориальную структуру  нравственности.

Поэтому в самом начале работы предстояло ответить на вопрос: какие категории в нравственном сознании являются базовыми? У Платона, Сократа, Аристотеля находим такие категории, как добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба, В Средневековье появляется понятие «милосердие», в более позднюю историческую эпоху - «долг» (И. Кант), «вина» (Гегель). Таким образом, было выделено 10 категорий.

Затем мы попросили младших  школьников пояснить, как они понимают предъявленные им слова. Из  опрошенных было 24 первоклассника (11 девочек и 13 мальчиков), Опрос проводился индивидуально.

Статистика ответов первоклассников представлена в табл. 1. Объяснили все понятия 8 человек (4 девочки и 4 мальчика), отказались это делать 3 человека (1 девочка и 2 мальчика).

Итак, первоклассникам проще  всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», , «долг», и труднее, «милосердие», «мудрость».

Раскрывая смысл категории  «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».

В толковании зла можно  выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с  действием -«это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся». Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо».

Добро в представлении  отвечающих -«когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». При этом существуют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано прежде всего с помощью («это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают»), для вторых - с отсутствием внешних конфликтов («это когда никто не дерется», «никого не обижают»). Некоторые первоклассники включили «добро» в дихотомию: «добро - это когда нет зла». Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось.

Несмотря на то что категории «свобода» и «долг» объяснило преобладащее большинство учащихся, их понимание далеко от действительного.

Статистика ответов первоклассников  представлена в табл. 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №1

Понятия

Объяснили

Не объяснили

девочки

мальчики

девочки

мальчики

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

1. Счастье

9

67,7

10

72

1

32,3

3

27,9

2. Свобода

4

77,4

7

86

7

22,6

4

13,95

3. Мудрость

9

35,5

9

58,1

2

64,5

4

41,9

4.Мужество

11

54,8

10

53,5

1

45,2

3

46,5

5.Умеренность

10

32,3

5

11,6

5

67,7

4

88,4

6.Справедливость

10

61,3

8

65,1

2

38,7

2

34,9

7 Дружба

10

96,8

11

95,3

1

3,2

2

4,7

8. Добро

11

93,5

13

79,1

0

6,5

0

20,9

9. Зло

11

90,3

10

88,4

1

9,7

3

11,6

10. Милосердие

5

22,6

4

37,2

8

77,4

8

62,8

11. Долг

1

67,7

3

76,7

10

32,3

10

23,3

12. Вина

5

48,4

13

69,8

6

51,6

0

30,2

Информация о работе Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников