Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:24, курсовая работа
Цель исследования: изучение возможностей духовно – нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности.
Предмет исследования: духовно – нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности.
Объект исследования: развитие духовно – нравственных качеств личности младшего школьника .
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы духовно – нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.
2. Подобрать методы исследования нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
3. Провести экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты.
4. Разработать программу развития духовно – нравственных качеств младших школьников в процессе учебной деятельности.
Введение 3
1. Теоретические основы духовно – нравственное развитие и его роль в формировании личности ребенка
1.1.Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 6
1.2.Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени образования. 7
1.3. Проблема духовно-нравственного развития
учеников начальной школы 15
2. Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников
2.1. Приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств у детей младшего школьного возраста 19
2.2. Диагностика уровня духовно – нравственной воспитанности младших школьников 24
2.3. Методы и приёмы духовно-нравственного развития младших школьников 29
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Введение
1. Теоретические основы
духовно – нравственное развитие и его
роль в формировании личности ребенка
1.1.Цели и задачи духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся
1.2.Ценностные установки
духовно-нравственного
1.3. Проблема духовно-нравственного развития
учеников начальной
школы
2. Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников
2.1. Приемы педагогической
работы по формированию
2.2. Диагностика уровня духовно
– нравственной воспитанности младших
школьников
2.3. Методы и приёмы духовно-нравственного
развития младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Во все века люди высоко
ценили духовно-нравственную воспитанность.
Глубокие социально- экономические
преобразования, происходящие в современном
обществе, заставляют нас размышлять
о будущем России, о ее молодежи.
В настоящее время смяты
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной
школой ставится задача подготовки ответственного
гражданина, способного самостоятельно
оценивать
происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Решение главных задач
обучения должно обеспечивать формирование
личностного отношения к
Всё больше и больше людей
приходят к пониманию того, что
для духовного возрождения
Духовность, по мнению Л. П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.
В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, православия в нём.
Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для духовно – нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а так же определение места духовно – нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание.
Цель исследования: изучение возможностей духовно – нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности.
Предмет исследования: духовно – нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности.
Объект исследования: развитие духовно – нравственных качеств личности младшего школьника .
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы духовно – нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.
2. Подобрать методы исследования нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
3. Провести экспериментальное
исследование и
4. Разработать программу
развития духовно –
Методы исследования:
-изучение психолого-
-наблюдение за деятельностью школьников; беседа, анкетирование;
-опытно-экспериментальная работа, направленная на духовно – нравственное воспитание младших школьников.
1.Духовно – нравственное развитие и его роль в формировании личности ребенка
1.1.Цель и задачи
духовно-нравственного
В Концепции духовно-
Цель программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи программы:
— формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
— воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
— воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
— приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
1.2.Ценностные
установки духовно-
Духовно-нравственное
воспитание – это педагогически организованный
процесс, в котором учащимся передаются
духовно-нравственные нормы жизни,
создаются условия для усвоения и принятия
обучающимися базовых национальных ценностей,
для освоения системы общечеловеческих,
культурных, духовных и нравственных ценностей
многонационального народа Российской
Федерации.
Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности.
Основные ценности содержания образования, формируемые на ступени начального общего образования – это:
Ценность мира – 1) как общего дома для всех жителей Земли;
2) как мирового сообщества, представленного разными
3) как принципа жизни на Земле.
Ценность человеческой жизни – как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности. Ценность любви к Родине, народу – как проявление духовной зрелости человека и выражается в осознанном желании служить Отечеству.
Дар слова – как возможность получать знания, общаться
Ценность природы - осознание
себя частью природного мира. Бережное
отношение к природе как к
среде обитания и выживания человека,
как к источнику для
Ценность семьи - как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.
Ценность добра – как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия.
Ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.
Ценность красоты - как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.
Ценность свободы выбора – как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.
Ученик начальной школы — это человек:
-любознательный, активно познающий мир;
-владеет основами умения учиться;
-любит родной край и свою страну;
-уважает и принимает ценности семьи и общества;
-готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
-доброжелательный, умеет слушать и слышать партнера, умеет высказать свое мнение;
-выполняет правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;
-ученик, знакомый с историей своей школы, развивающий её традиции;
-член детского сообщества,
владеющий культурой
Основные направления, ценностные
установки и планируемые
воспитательной деятельности
Направления воспитания |
Ценностные установки |
Планируемые результаты воспитательной деятельности |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. |
Любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. |
-сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению; - учащиеся имеют элементарные
представления об институтах
гражданского общества, о государственном
устройстве и структуре - учащиеся имеют опыт
ролевого взаимодействия и - учащиеся имеют опыт
социальной и межкультурной - учащиеся имеют начальные
представления о правах и |
Информация о работе Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников