Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение возможностей духовно – нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности.
Предмет исследования: духовно – нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности.
Объект исследования: развитие духовно – нравственных качеств личности младшего школьника .
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы духовно – нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.
2. Подобрать методы исследования нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
3. Провести экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты.
4. Разработать программу развития духовно – нравственных качеств младших школьников в процессе учебной деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы духовно – нравственное развитие и его роль в формировании личности ребенка
1.1.Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 6
1.2.Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени образования. 7
1.3. Проблема духовно-нравственного развития
учеников начальной школы 15
2. Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников
2.1. Приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств у детей младшего школьного возраста 19
2.2. Диагностика уровня духовно – нравственной воспитанности младших школьников 24
2.3. Методы и приёмы духовно-нравственного развития младших школьников 29
Заключение 40
Список использованной литературы 42

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 69.15 Кб (Скачать файл)

                                          Содержание

 
Введение                                                                                                                   3

1.   Теоретические основы духовно – нравственное развитие и его роль в формировании личности ребенка                              

1.1.Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся                                                                                                           6

1.2.Ценностные установки  духовно-нравственного развития  и воспитания обучающихся на начальной ступени образования.                                             7

1.3. Проблема духовно-нравственного развития

 учеников начальной  школы                                                                                 15

2. Изучение  уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников

2.1. Приемы педагогической  работы по формированию духовно-  нравственных качеств у детей младшего школьного возраста                         19

2.2. Диагностика уровня  духовно – нравственной воспитанности младших школьников                                                                                                            24

2.3. Методы и приёмы духовно-нравственного развития младших школьников                                                                                                            29

Заключение                                                                                                            40

Список использованной литературы                                                                   42

 

 

 

 

                                              Введение

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические  преобразования, происходящие в современном  обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение  можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается  в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном  мире маленький человек живет  и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование  не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными  знаниями важно и потому, что они  не только информируют младшего школьника  о нормах поведения, утверждаемых в  современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной  школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать                                                         

происходящее и строить  свою деятельность в соответствии с  интересами окружающих его людей. Решение  этой задачи связано с формированием  устойчивых духовно-нравственных свойств  личности школьника.

Решение главных задач  обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими  и духовно-нравственными нормами.

Всё больше и больше людей  приходят к пониманию того, что  для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить  посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Духовность, по мнению Л. П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.

В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно  обсуждается вопрос о том, каким  быть нравственному образованию, о  месте и роли религии и, в частности, православия в нём.

Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий  для  духовно – нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а так же определение места духовно – нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения данной проблемы учителю  требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание.

Цель  исследования: изучение возможностей духовно – нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности.

Предмет исследования: духовно – нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности.

Объект  исследования: развитие духовно – нравственных качеств личности младшего школьника .

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:

1. Проанализировать  состояние проблемы духовно – нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.

2. Подобрать методы исследования  нравственного воспитания  младших школьников в учебной деятельности.

3. Провести экспериментальное  исследование и интерпретировать  полученные результаты.

4. Разработать программу  развития духовно – нравственных  качеств младших школьников в  процессе учебной деятельности.

Методы  исследования:

-изучение психолого-педагогической  и методической литературы по  проблеме исследования;

-наблюдение за деятельностью  школьников; беседа, анкетирование;

-опытно-экспериментальная  работа, направленная на духовно  – нравственное воспитание  младших школьников.

1.Духовно – нравственное развитие и его роль в формировании личности ребенка

1.1.Цель и задачи  духовно-нравственного развития  и воспитания обучающихся

В Концепции духовно-нравственного  развития и воспитания личности гражданина России обоснован национальный воспитательный идеал и сформулирована высшая цель образования –  высоконравственный, творческий, компетентный гражданин  России, принимающий судьбу Отечества  как свою личную, осознающий ответственность  за настоящее и будущее своей  страны, укоренённый в духовных и  культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Цель программы  духовно-нравственного развития и  воспитания обучающихся: обеспечить  системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи программы:

— формировать основы гражданской  идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

— воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

— воспитывать нравственные качества личности ребёнка,

— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных  и этических норм;

— приобщать детей к  культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

 

1.2.Ценностные  установки духовно-нравственного  развития и воспитания обучающихся на начальной ступени образования.

 
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни,  создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой  сферы личности, формирования способности  человека оценивать и сознательно  выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов  отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Ценностные установки  духовно-нравственного развития и  воспитания учащихся начальной школы  согласуются с традиционными  источниками нравственности.

Основные ценности  содержания образования, формируемые на ступени начального общего образования  – это:

Ценность мира – 1) как  общего дома для всех жителей Земли;

                              2) как мирового сообщества, представленного разными

                                   национальностями;

                               3) как принципа жизни на Земле.

Ценность человеческой жизни  – как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные  качества и добродетели, все ценности. Ценность любви к Родине, народу – как проявление духовной зрелости человека и  выражается в осознанном желании служить Отечеству.

Дар слова – как возможность  получать знания, общаться

Ценность природы - осознание  себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к  среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания  чувства красоты, гармонии, её совершенства.

Ценность семьи - как общности родных и близких людей, в которой  передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.

Ценность добра – как  проявление высшей человеческой способности  – любви, сострадания и милосердия.

Ценность познания мира –  ценность научного знания, разума, осуществление  стремления человека к постижению истины.

Ценность красоты - как  совершенства, гармонии, приведения в  соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной  деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных  ценностей.

Ценность свободы выбора – как возможность совершать  суждения и поступки в рамках  норм, правил, законов общества.

Процесс превращения базовых  ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения  ребенка в процесс открытия для  себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения  к ней, формирования  опыта созидательной  реализации этих ценностей на практике.

Ценностные ориентиры  духовно-нравственного развития и  воспитания определяются требованиями ФГОС и  общим представлением о  современном выпускнике начальной  школы.

Ученик начальной школы — это человек:

-любознательный, активно  познающий мир;

-владеет основами умения  учиться;

-любит  родной край  и свою страну;

-уважает и принимает   ценности семьи и общества;

-готов самостоятельно  действовать и отвечать за  свои поступки перед  семьей  и школой;

-доброжелательный, умеет слушать и слышать партнера, умеет высказать свое мнение;

-выполняет правила здорового  и безопасного образа жизни  для себя и окружающих;

-ученик, знакомый с историей  своей школы, развивающий её  традиции;

-член детского сообщества, владеющий культурой межличностных  отношений, построенных на приоритете  интересов, на цивилизованных  формах человеческого общения

Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты

воспитательной деятельности

 

 

 

Направления воспитания

Ценностные установки

Планируемые результаты воспитательной деятельности

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства  и гражданского общества.

-сформировано ценностное  отношение к России, своему народу, краю, государственной символике,  законам РФ, родному языку, народным  традициям, старшему поколению;

- учащиеся имеют элементарные  представления об институтах  гражданского общества, о государственном  устройстве и структуре российского  общества, о традициях и культурном  достоянии своего края, о примерах  исполнения гражданского и патриотического  долга;

- учащиеся имеют опыт  ролевого взаимодействия и реализации  гражданской, патриотической позиции;

- учащиеся имеют опыт  социальной и межкультурной коммуникации;

- учащиеся имеют начальные  представления о правах и обязанностях  человека, гражданина, семьянина, товарища.

Информация о работе Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников