Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:24, курсовая работа
Цель исследования: изучение возможностей духовно – нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности.
Предмет исследования: духовно – нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности.
Объект исследования: развитие духовно – нравственных качеств личности младшего школьника .
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы духовно – нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.
2. Подобрать методы исследования нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
3. Провести экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты.
4. Разработать программу развития духовно – нравственных качеств младших школьников в процессе учебной деятельности.
Введение 3
1. Теоретические основы духовно – нравственное развитие и его роль в формировании личности ребенка
1.1.Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 6
1.2.Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени образования. 7
1.3. Проблема духовно-нравственного развития
учеников начальной школы 15
2. Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников
2.1. Приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств у детей младшего школьного возраста 19
2.2. Диагностика уровня духовно – нравственной воспитанности младших школьников 24
2.3. Методы и приёмы духовно-нравственного развития младших школьников 29
Заключение 40
Список использованной литературы 42
8.Подарок коллективу (коллективная деятельность).
Человеческие отношения.
1.Душа - это наше творение.
2.Отворите волшебные двери добра и доверия.
3.Хорошие песни к добру ведут.
4-Вглядись в себя - сравни с другими.
5. Помоги понять себя.
6.О настоящем и поддельном.
7.Тепло родного дома.
8.Поздравляем наших мам.
9.Цветы, цветы - в них Родины душа.
10.Когжа солнце тебе улыбается (праздник песни).
Отношения в коллективе.
1 .Чтобы быть коллективом.
2.Коллектив начинается с меня.
3. Подарок коллективу.
4.Секретные советы мальчикам и девочкам.
5-Скажи себе сам.
6.Вот и стали добрей и умней.
7.Школе посвящается (заключительный праздник)
Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.
Последнее предполагает:
1. Выработку понимания жизненной важности морали;
2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);
3. Выработку стимулов
дальнейшего нравственного
4. Выработку моральной
стойкости, желание и умения
сопротивляться злу, искушению
и соблазну самооправдания при
нарушении моральных
5. Милосердие и любовь к людям.
Средствами нравственного воспитания являются:
1.Моральное убеждение
как основное нравственно-
2.Моральное принуждение
как форма морального
Моральное воспитание осуществляется
в тесном органическом единстве, во-первых,
с основной (профессиональной) деятельностью,
во-вторых, с воспитанием
Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, возрастные особенности, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.
Список использованной литературы
1. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.
2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.
3. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988.
4. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.
5. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979.
6. Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1987.
7. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978.
8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка- М: 1979.
9. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991
10. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение,1977.
11. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процес-се воспитания. - М.: Просвещение, 1979.
12. Кантарбаев С.Е. Формирование учебной деятельности как средства трудового воспитания: Автореферат. - Алматы, КазГУ им. С.М. Кирова, 1996.
13. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1987. – 386с.
14. Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. Изд-во Ростовского ун-та, 1983.
15. Краткий словарь по философии -М: 1982.
16. Крупская Н.К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томах Т.2. – М.: Просвещение, 1978.
17. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976.
18. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Просвещение, 1985.
18. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989.
20. Морозова Т.В. «Обзоры по информационному обеспечению общесоюзных науч.-пед. Программ.» -Обзор информ.вып. 5 с.3
21. Ницше Сочинение в 2-х томах -М: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1988.
22.Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников. - М.: Просвещение, 1981.
23. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.
24. Уледов А.К. Нравственное воспитание. - М.: Мысль, 1979.
25. . Урунбасарова Э.А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки. - Алматы: Казгосиздат, 1999.
26. Ушинский К.Д. Собрание сочинений -= М.: 1985,т.2.
27. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1990.
Информация о работе Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников