Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение возможностей духовно – нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности.
Предмет исследования: духовно – нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности.
Объект исследования: развитие духовно – нравственных качеств личности младшего школьника .
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы духовно – нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.
2. Подобрать методы исследования нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
3. Провести экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты.
4. Разработать программу развития духовно – нравственных качеств младших школьников в процессе учебной деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы духовно – нравственное развитие и его роль в формировании личности ребенка
1.1.Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 6
1.2.Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени образования. 7
1.3. Проблема духовно-нравственного развития
учеников начальной школы 15
2. Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников
2.1. Приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств у детей младшего школьного возраста 19
2.2. Диагностика уровня духовно – нравственной воспитанности младших школьников 24
2.3. Методы и приёмы духовно-нравственного развития младших школьников 29
Заключение 40
Список использованной литературы 42

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 69.15 Кб (Скачать файл)

8.Подарок коллективу (коллективная деятельность).

Человеческие отношения.

1.Душа - это наше творение.

2.Отворите волшебные двери  добра и доверия.

3.Хорошие песни к добру  ведут.

4-Вглядись в себя - сравни  с другими.

5. Помоги понять себя.

6.О настоящем и поддельном.

7.Тепло родного дома.

8.Поздравляем наших мам.

9.Цветы, цветы - в них  Родины душа.

10.Когжа солнце тебе  улыбается (праздник песни).

Отношения в коллективе.

1 .Чтобы быть коллективом.

2.Коллектив начинается  с меня.

3. Подарок коллективу.

4.Секретные советы мальчикам  и девочкам.

5-Скажи себе сам.

6.Вот и стали добрей  и умней.

7.Школе посвящается (заключительный праздник)

 

 

 

                                         Заключение 

Воздействие на человека, с  целью формирования у него духовно-нравственных качеств  - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

Значение и функция  начальной школы в системе  непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими  звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления  и развития личности ребенка. Психологи  установили,  что  именно младший  школьный  возраст  характеризуется  повышенной  восприимчивостью  к  усвоению  нравственных  правил  и  норм.  Это  позволяет  своевременно  заложить  нравственный  фундамент  развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности  в  младшем  школьном  возрасте,  является  формирование  гуманистического  отношения  и  взаимоотношения  детей,  опора  на  чувства,  эмоциональную  отзывчивость.

Педагогический  смысл  работы  по  нравственному  становлению  личности  младшего  школьника  состоит  в  том,  чтобы  помогать  ему  продвигаться  от  элементарных  навыков  поведения  к  более  высокому  уровню,  где  требуется  самостоятельность  принятия  решения  и  нравственный  выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной  личности в ее гуманистическом аспекте.

Последнее предполагает:

1. Выработку понимания  жизненной важности морали;

2. Установку на выработку  нравственного самосознания (совесть);

3. Выработку стимулов  дальнейшего нравственного развития;

4. Выработку моральной  стойкости, желание и умения  сопротивляться злу, искушению  и соблазну самооправдания при  нарушении моральных требований;

5. Милосердие и любовь  к людям.

Средствами  нравственного воспитания являются:

1.Моральное убеждение  как основное нравственно-психологическое  средство воздействия на личность.

2.Моральное принуждение  как форма морального осуждения.

Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно- эстетическая, политическая, правовая и т.д.

Кроме педагогического воздействия  на формирование нравственных качеств  личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные  виды деятельности, ведущие типы общения, возрастные особенности, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.

 

 

 

                        Список использованной литературы

 

1. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. 

2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. 

3. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988.

4. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.

5. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979.

6. Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1987.

7. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978.

8.  Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка- М: 1979.

9. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991

10. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение,1977.

11. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процес-се воспитания. - М.: Просвещение, 1979.

12. Кантарбаев С.Е. Формирование учебной деятельности как средства трудового воспитания: Автореферат. - Алматы, КазГУ им. С.М. Кирова, 1996.

13. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1987. – 386с.

14. Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. Изд-во Ростовского ун-та, 1983.

15. Краткий словарь по философии -М: 1982.

16. Крупская Н.К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томах Т.2. – М.: Просвещение, 1978.

17. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976.

18. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Просвещение, 1985.

18. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989.

20. Морозова Т.В. «Обзоры по информационному обеспечению общесоюзных науч.-пед. Программ.» -Обзор информ.вып. 5 с.3

21. Ницше Сочинение в 2-х томах -М: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1988.

22.Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы          нравственного    школьников. - М.: Просвещение, 1981.

23. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.

24. Уледов А.К. Нравственное воспитание. - М.: Мысль, 1979.     

25. . Урунбасарова Э.А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки. - Алматы: Казгосиздат, 1999.

26. Ушинский К.Д. Собрание сочинений -= М.: 1985,т.2.

27. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1990.

 


Информация о работе Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников