Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение возможностей духовно – нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности.
Предмет исследования: духовно – нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности.
Объект исследования: развитие духовно – нравственных качеств личности младшего школьника .
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы духовно – нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.
2. Подобрать методы исследования нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
3. Провести экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты.
4. Разработать программу развития духовно – нравственных качеств младших школьников в процессе учебной деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы духовно – нравственное развитие и его роль в формировании личности ребенка
1.1.Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 6
1.2.Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени образования. 7
1.3. Проблема духовно-нравственного развития
учеников начальной школы 15
2. Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников
2.1. Приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств у детей младшего школьного возраста 19
2.2. Диагностика уровня духовно – нравственной воспитанности младших школьников 24
2.3. Методы и приёмы духовно-нравственного развития младших школьников 29
Заключение 40
Список использованной литературы 42

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 69.15 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

2.3. Методы и приемы  духовно -  нравственного  воспитания   младших  школьников.

Моральные  мотивы  руководят  нравственными  поступками  человека,  побуждают  его  размышлять  над  соответствующим  проявлением  образа  действий.  Чтобы  добиться  от  учащихся  глубоко  осознанного,  обоснованного  поведения,  учитель  начальных классов ведет  целенаправленную  работу  над  формированием  мотивов,  их  дальнейшим  развитием.  В  данном  процессе  учитель  исходит  из  общественных  требований  времени.  А  поэтому  моральные  мотивы  не  только  основа  нравственного  поведения,  но  и  довольно  показательный  результат  воспитания.

Основным  инструментом,  посредством  которого  учитель  направляет  и  организует  деятельность  ребенка,  являются  обычно  задания,  которые  он  ставит  перед  ребенком.  Для  их  эффективности  нужно,  чтобы  они  были  внутренне  приняты  ребенком,  от  чего  зависит  смысл  задания  для  него.  При  необеспеченности  мотивации  заданий  со  стороны  учителя  внутреннее  их  содержание  для  ребенка  может  резко  разойтись  с  их  объективным  содержанием  и  с  замыслом  учителя,  воспитателя.

Иными словами, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию  положительных  черт  характера  и  нравственных  качеств  только  при  условии,  если  они  возбуждают  у  учащихся  положительное  внутреннее  отношение  и  стимулируют  их  собственное  стремление  к  моральному  развитию.

Педагогический  смысл  работы  по  духовно - нравственному  становлению  личности  младшего  школьника  состоит  в  том,  чтобы  помогать  ему  продвигаться  от  элементарных  навыков поведения к более высокому  уровню,  где требуется самостоятельность принятия  решения и нравственный  выбор.

В  педагогической  литературе  описывается  множество  методов  и  приемов  нравственного  воспитания.  Так,  например,  по  результатам  методы  воздействия  можно  разделить  на два  класса:

1.Влияния,  создающие  нравственные  установки,  мотивы,  отношения,  формирующие  представления,  понятия,  идеи.

2.Влияния,  создающие  привычки,  определяющие  тот  или  иной  тип  поведения.

Наиболее  последовательной  и  современной  представляется  классификация,  разработанная  Щукиной  Г.  И.,  в  которой  выделяют  такие  группы  методов:

  • Методы  разностороннего  воздействия  на  сознание,  чувства  и  волю  учащихся  в  интересах  формирования  у  них  нравственных  взглядов  и  убеждений  (методы  формирования  сознания  личности);
  • Методы  организации  деятельности  и  формирования  опыта  общественного  поведения;
  • Методы  стимулирования  поведения  и  деятельности.

Примеры методов для исследования нравственной сферы школьника:

Метод «Беседа»

(предназначен для изучения  представлений детей о нравственных  качествах 6-7 лет (1 класс)

Развиваются обобщенные представления  о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное  отношение к таким моральным  качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Вопросы для  беседы:

▪ Кого можно назвать  хорошим (плохим)? Почему?

▪ Кого можно назвать  честным (лживым)? Почему?

▪ Кого можно назвать  добрым (злым)? Почему?

▪ Кого можно назвать  справедливым (несправедливым)? Почему?

▪ Кого можно назвать  щедрым (жадным)? Почему?

▪ Кого можно назвать  смелым (трусливым)? Почему?

Выясняют соответствие представлений  о нравственно-волевых качествах  возрасту. Делается вывод о том, как  меняются эти представления с  возрастом.

Методика  «Что такое хорошо и что такое  плохо?»

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого  поступка твоего знакомого; безвольного  поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка  сформировано неправильное представление  о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление  о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано  полное и четкое представление

Методика  «Закончи историю»

Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком  справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Примеры методов для диагностики  эмоционального компонента нравственного  развития:

Методика  «Сюжетные картинки»

(предназначена для детей 1–2 классов)

Ребенку предоставляются  картинки с изображением положительных  и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы  с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок  неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с  изображением плохих и хороших  поступков), эмоциональные реакции  неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок правильно  раскладывает картинки, но не  может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – ребенок правильно  раскладывает картинки, обосновывает  свои действия, эмоциональные реакции  адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребенок обосновывает  свой выбор (называет моральные  нормы); эмоциональные реакции адекватны,  ярки, проявляются в мимике, активной  жестикуляции и т.д.

Методика  «Что мы ценим в людях»

(предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать  те их качества, которые нравятся в  них и которые не нравятся, и  привести по три примера поступков  на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок  не имеет четких нравственных  ориентиров. Отношения к нравственным  нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные  ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные  ориентиры существуют, оценки поступков  и эмоциональные реакции адекватны,  но отношение к нравственным  нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает  свой выбор нравственными установками;  эмоциональные реакции адекватны,  отношение к нравственным нормам  активное и устойчивое.

Методика  «Как поступать»

(предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).

Ребенку предлагается представить  себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что  ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Методика  «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)

Детям предлагается бланк  теста, где необходимо закончить  предложения несколькими словами.

1. Если я знаю, что поступил  неправильно, то …

2. Когда я затрудняюсь  сам принять правильное решение,  то …

3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым,  но скучным занятием, я обычно  …

4. Когда в моем присутствии  обижают человека, я …

5. Когда ложь становится  единственным средством сохранения  хорошего отношения ко мне,  я …

6. Если бы я был на  месте учителя, я …

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Методика  «Незаконченные предложения, или моё  отношение к людям».

Отношение к  друзьям

Думаю, что настоящий друг …

Не люблю людей, которые  …

Больше всего люблю  тех людей, которые …

Когда меня нет, мои друзья …

Я хотел бы, чтобы мои  друзья …

Отношение к  семье

Моя семья обращается со мной как …

когда я был маленьким, моя семья …

Чувство вины

Сделал бы все, чтобы забыть …

Моей самой большой  ошибкой было …

Если ты совершаешь дурной поступок, то …

Отношение к  себе

Если все против меня …

Думаю, что я достаточно способен …

Я хотел бы быть похожим  на тех, кто …

Наибольших успехов я  достигаю, когда

Работа по духовно –  нравственному воспитанию в начальной  школе

 
В связи с данными  исследования мы пришли к выводу, что необходимо создать программу, направленную на воспитание духовно – нравственных качеств младших школьников, которой можно придерживаться в течение всего обучения ребенка  в начальном звене.

Программы  духовно – нравственного воспитания  с 1 –го по 3- ий класс

1-ый класс

Форма  общения.

1.Доброе слово что ясный день.

2.Ежели вы вежливы,

3.Когда идешь по улице.

4.Узнай себя.

5.Нам счастья не сулит  обида чья-то.

Отношения к окружающему.

1 .Путешествие в волшебную  сказку.

2-Я могу быть волшебником.

3.Маленькое дело лучше  большого безделья.

4.Любимый уголок родной  отчизны.

5.У каждого народа свои  герои.

6.Мы соберём большой  хоровод.

7.Я люблю маму милую  мою.

8.Поздравляем наших мам:  коллективный праздник.

9.Люби все живое.

Отношения в коллективе.

1.Если радость на всех  одна.

2.Мой класс - мои друзья.

3.Самолюб никому не  люб.

4.Поиграем и подумаем.

5.О дружбе мальчиков и девочек.

6.Путешествие в мир  мудрых мыслей.

7. Доброта что солнце (итоговое  занятие).

 

2-ой класс.

Форма общения.

1.Если песни петь, с  ними веселей.

2.Добрым жить на белом  свете веселей.

3. Добро творить - себя  веселить.

4-Подумай о других.

5.Подарок коллективу.

6.Делу - время, потехе - час.

7.Чего в других не  любишь, того и сам

не делай.

Отношения с окружающими.

1 .Подари другому радость.

2.От чего зависит настроение.

3.Не стесняйся доброты  своей.

4.Мой дом - моя семья.

5.В труде человек хорошеет

6.Все на белом свете  солнышкины дети.

7.Поздравляем наших мам.

8.Со взрослыми и сверстниками.

9.Цени доверие других.

Отношения в коллективе.

1 .Как хорошо, что все  мы здесь сегодня собрались.

2.Советуем друг другу.

3.Общее и особенное  для мальчиков и девочек.

4.Поговорил бы кто со  мной.

5.Подарок коллективу (общеколлективная деятельность).

6. Делаем газету (итоговое  занятие).

 

3-ий класс.

Форма общения.

1.Здравствуйте все.

2.Будем беречь друг  друга.

3. Дружим с добрыми  словами.

4.Любим добрые поступки.

5.Подари учителю дело  и слово доброе.

6.Умеем общаться.

7.Каждый интересен.

Информация о работе Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников