Экологическое воспитание дошкольников в игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 17:11, реферат

Описание работы

Радикальная реформа системы образования Российской Федерации в полной мере нашла отражение в ее начальном звене – дошкольном образовании. Уже сейчас можно определить основные изменения, которые произошли в Дошкольном образовании за годы реформирования. Не все изменения можно отнести к числу положительных. Одним из негативных изменений стало существенное сокращение этого звена образования. Вторым негативным изменением является сложность экономических условий и слабая материальная поддержка государством этого звена.

Файлы: 1 файл

Курсовая по педагогике.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Экологическое воспитание дошкольников в игре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

      Радикальная реформа  системы образования Российской  Федерации в полной мере нашла  отражение в ее начальном звене  – дошкольном образовании. Уже  сейчас можно определить основные изменения, которые произошли в Дошкольном образовании за годы реформирования. Не все изменения можно отнести к числу положительных. Одним из негативных изменений стало существенное сокращение этого звена образования. Вторым негативным изменением является сложность экономических условий и слабая материальная поддержка государством этого звена. К положительным изменениям в дошкольном образовании мы относим разнообразие форм дошкольного образования: устранение более тесной преемственности между дошкольным и общим образованием; возможность самостоятельного и альтернативного подхода к выбору содержания, методов и форм педагогического процесса и др.

Известно, что в последние годы в связи с альтернативным подходом к выбору содержания образовательного процесса в дошкольных учреждениях разработано множество комплексных и парциальных программ. Помимо образовательных целей и задач в большинстве программ достаточно подробно разработано методическое обеспечение. Все это даст возможность педагогам для более широкого выбора методов, средств и форм организации деятельности детей. Важнейшей деятельностью дошкольника во многом  определяющей интенсивность его развития, является познавательная деятельность. Хотя программы дают большой спектр методов и форм организации познавательной деятельности детей, последние нельзя использовать без соответствующей оценки. Механическое включение в педагогический процесс отдельных новых форм познавательной деятельности, по мнению С.А. Веретенниковой, не приносит пользы, а иногда вредит развитию ребенка. В организации познавательной деятельности дошкольников, в выборе ее форм и средств педагог должен опираться на основные характеристики познавательной деятельности детей на различных возрастных этапах.

     

      Начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире начинается с дошкольного детства. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

      Тема: игра, как средство  экологического воспитания дошкольников.

      Объект: экологическое  воспитание дошкольников.

      Предмет: игра, как  средство экологического воспитания  дошкольников.

     Цель курсовой работы: изучить игру, как средство экологического воспитания.

      В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

  1. Выявить особенности познавательной деятельности детей.
  2. Решить образовательную, воспитательную и развивающую задачи.
  3. Описать наблюдения, проведения игр в старшей группе.
  4. Выявить некоторые тенденции развития форм познавательной деятельности дошкольников.
  5. Провести работу с родителями.

В работе над курсовым проектом мы использовали следующие методы:

  1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме экологического воспитания.
  2. Сравнительный анализ альтернативных программ дошкольного образования.
  3. Изучение опыта работы дошкольных учреждений г. Энгельса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы  организации экологического воспитания  в игровой деятельности.

 

1.1 педагогические требования к организации экологического воспитания дошкольников в природе.

                  

     Взрослые, обучающие и воспитывающие  детей, создающие для них необходимые  условия – это решающий фактор  в экологическом воспитании. Три  аспекта личности определяют общий результат их деятельности – продвижение детей по пути обретения начал экологической культуры:

  • понимание экологических проблем и причин, их порождающих, ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, желание и действенная готовность изменить ее;
  • профессионализм и педагогическое мастерство: владение методикой экологического воспитания детей; понимание целей и задач этого направления, систематическая реализация конкретных технология в практике работы с детьми, творческий поиск и совершенствование своей деятельности;
  • общая ориентация и применение новой гуманистической модели воспитания: создание благоприятной атмосферы проживания детей в образовательном учреждении, забота о физическом здоровье, использование личностно-ориентированных методов воспитания, индивидуализация в работе с семьей.

      Экологическая культура не может  складываться без сознания существующей  в настоящее время экологической  ситуации. Понимание глобальных, планетарных  проблем, экологических проблем  своей страны, России и ориентация в экологическом неблагополучии своего региона, места проживания создают обеспокоенность, и неравнодушие дают воспитателю кругозор и стимул к проведению разнообразной педагогической работы. Этот общечеловеческий, общегражданский фундамент – начало экологической культуры любого человека, который определяет его мировоззренческую позицию и характер поведения. На этом фоне легко происходит осмысление целей и задач экологического воспитания дошкольников.

      Реальные достижения  в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом всех участников педагогического  процесса, от заведующей дошкольным учреждением до помощника воспитателя, их знанием и практическим владением  методами экологического воспитания, инициативой и творческим поиском в рамках своих функциональных обязанностей. Рассмотрим возможности творческого поиска работников дошкольных учреждений.

      Организационно-управленческая  деятельность заведующего детским  садом, занимающегося экологическим  воспитанием детей – это система  определенных мероприятий, реализация которых приводит к нужному результату:

 

1

2

3

4

Организация зеленой зоны; экологически правильное содержание растений и животных в помещении; создание экологически оздоровительной развивающей среды для детей

Накапливание и систематизация учебно-наглядного методического материала и оборудования

Проведение непрерывно действующего семинара– практикума для педагогического персонала учреждения

Пропаганда экологических знаний среди родителей, индивидуальная работа с семьей


 

       Воспитатель реально заботится о детях и воспитывает их:

  • создает благоприятную обстановку в группе, атмосферу дружеского взаимодействия взрослых и детей;
  • осуществляет личное общение с дошкольниками и их родителями.

Воспитатели и методист организуют всевозможные конкурсы, выставки, «месячники», во время которых идет апробация новых игр, изготовление пособий, поделок, ширм, альбомов. Большое значение имеет разработка конспектов занятий, прогулок, сценариев, походов, праздников, их систематическое совершенствование и апробация.

Творческая активность воспитателя может быть направлена на следующее:

  • вдумчивое освоение и непрерывное совершенствование методов и технологий экологического воспитания детей;
  • постоянный поиск и проверка новых приемов работы с детьми, которые на фоне устоявшихся методов и форм воспитания могут обеспечить оптимальное использование складывающейся ситуации, применение своего и детского опыта к конкретным природным условиям детского сада. Новый прием в общении с детьми, их обучении – это самый гибкий механизм, который дает разнообразное и вариативное использование одной и той же технологии воспитателями  с  разными детьми в разных условиях;
  • создание атмосферы взаимодействия, доверия и сопереживания любых событий. В общении с детьми воспитатель реализует изначально позитивный взгляд на них, воспитывает способом одобрения. помощи и поддержки.

Углубленная работа дошкольного учреждения, ее результативность – это итог скоординированного взаимодействия всего персонала, понимание и выполнение сотрудниками всех специфических в экологическом воспитании функций. Медсестра и врач совместно с физруком осуществляют эколого-оздоровительную работу  с детьми. Медсестра следит за поддержанием гигиенических нормативов среды проживания дошкольников. Вместе с воспитателем и физкультурным работником они формируют у ребят первоначальные навыки здорового образа жизни. Задачей психолога является создание благоприятной атмосферы, проведение в жизни личностно-ориентировочного стиля взаимодействия взрослого с детьми и их родителями, вместе с методистом психолог руководит регулярно диагностикой уровня экологической воспитанности детей, анализ которой позволяет скорректировать работу всего учреждения.

Музыкальный руководитель вместе с руководителем изодеятельности и воспитателями разрабатывает мероприятия, обеспечивающие реализацию эколого-эстетического направления. Важная функция методиста – систематическое проведение семинара-практикума, участие в котором позволит воспитателям овладеть методикой экологического воспитания и совершенствоваться в реализации технологии.

Главная «идеология» всей работы – заведующая детским садом и методист – своевременно ставят и осуществляют организационно-содержательные задачи, координируют связь с внешними учреждениями, создают атмосферу всеобщей заинтересованности в работе, реально заботятся о создании условий для экологического воспитания и эколого-оздоровительной работы с детьми. Особо следует сказать об экологе и воспитателе.

В штате детского сада, занимающегося экологическим воспитанием, целесообразно иметь эколога-специалиста с  экологическим, биологическим, географическим или другим соответствующим, функции которого заключаются в следующем:

 

1

2

3

4

Бионадзор за зеленой зоной учреждения, руководство ее правильной, экологически грамотной организаций и содержанием

Систематическое проведение консультаций (семинара) с персоналом учреждения по основам экологии, теоретическое и практическое повышение квалификации и уровня экологической культуры воспитателей, пропаганда экологических знаний среди родителей

Разработка, подготовка и участие в проведении наиболее сложных форм экологической работы с детьми (знакомство с экосистемами, комплексные занятия, экскурсии на природу0

Анализ всей эколого-педагогической работы дошкольного учреждения, ее коррекция и своевременное определение задач


      Корректируя работу  учреждения с экологических позиций, эколог не подменяет воспитателя, который является главной фигурой  в экологическом воспитании детей, носителем и проводником экологической  культуры, владея методами экологического воспитания и конкретной технологией, воспитатель создает обогащенную зеленую зону в группе, следит за эколого-оздоровительными условиями проживания детей, осуществляет постоянное сотрудничество с ними во всех видах деятельности и дает пример экологически правильного поведения, взаимодействуя со всеми объектами, которые находятся рядом с детьми.

      В чем заключается  творческий поиск каждого из  участников педагогического процесса  в учреждении, которое занимается  экологическим воспитанием детей! Творчество начинается с хорошего, неравнодушного отношения взрослого к своим функциональным обязанностям, инициативного поиска способов решения задач и достижения целей экологического воспитания детей, становление у них начал экологической культуры. Творчество развивается в активных практических действиях, переходит в систему целенаправленных мероприятий: оно спряжено с анализом и осмыслением достигаемых результатов, с поиском форм самосовершенствования и саморазвития. В итоге появляется потребность в демонстрации успеха, в общественной оценке и признании, возникает желание поделиться опытом с другими.

      Обозначенный путь  – это путь развития личности  взрослого человека. Психологи утверждают, что человек как деятель развивается, прежде всего, в процессе проникновения в действительность через ее познание. Ведущее значение при этом имеет профессиональный труд. Особое удовлетворение приносит людям творческий труд, когда ставятся и решаются новые задачи, осуществляется поиск новых средств и способов их решения. Активный творческий поиск педагога, воспитателя, который осуществляется на основе мировоззрения – это, по выражению В.С. Мухиной,»второе рождение» личности. Развивающаяся при этом личность способна сопротивляться и подчиняться им, в зависимости от того, насколько они согласуются или расходятся с ее мировоззрением. Второе (в данном случае, профессиональное) рождение личности повышает самосознание, помогает преодолеть стереотипы мышления и поведения. Это особенно важно для людей, занимающихся решением экологических проблем – проблем планетарного масштаба. В новой области педагогики – экологическом воспитании – кроется огромная возможность для раскрытия творческого потенциала каждой добровольно вставшей на эту стезю личности. Реализация этого потенциала осуществляется через индивидуальные особенности личности, ее направленность, темперамент и способности, через микро- и макрошаги.

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников в игре