Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 17:11, реферат
Радикальная реформа системы образования Российской Федерации в полной мере нашла отражение в ее начальном звене – дошкольном образовании. Уже сейчас можно определить основные изменения, которые произошли в Дошкольном образовании за годы реформирования. Не все изменения можно отнести к числу положительных. Одним из негативных изменений стало существенное сокращение этого звена образования. Вторым негативным изменением является сложность экономических условий и слабая материальная поддержка государством этого звена.
Игра – важное
средство умственного
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность. Н.К.Крупская впервые в педагогике поставила вопрос о связи игры с трудом. Она доказала, что у детей нет резкой грани между этими видами деятельности: в игре, как и в работе, главное – постановка цели и ее выполнение. По мнению Н.К.Крупской, игра готовит детей к труду. Эту мысль развивает А.С.Макаренко. Он утверждает, что хорошая игра похожа на хорошую работу, их объединяет усилие мысли и рабочее усилие, радость творчества, чувство ответственности. «Чем же все-таки отличается игра от работы?... Работа есть участие человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но к ним отношение косвенное, она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы»*. Идеи Н.К.Крупской и А.С.Макаренко лежат в основе советской педагогики игры. Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие. Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре уже в определенном образе: моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры оборудуют поликлинику. Иногда в настоящую работу ребенок вводит игровой образ. Так, надевая белый фартучек и косынку, чтобы делать печенье, он превращается в рабочего на кондитерской фабрике, а, убирая участок, становится дворником.
В игре формируются
моральные качества: ответственность
перед коллективом за
Таким образом, творческая
игра как важное средство
Руководство творческими
играми – один из самых
Часто ставится вопрос: может ли и должен ли воспитатель вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку. Основной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.
Тема игры – это явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны.
Содержание игр советских детей разнообразно: в них отражается быт семьи и детского сада, труд людей разных профессий, общественные события, понятные ребенку и привлекающие его внимание. Деление игр на бытовые, производственные и общественные условно. В одной и той же игре часто сочетаются элементы быта, труда и общественной жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на работу; родители с детьми идут на праздник, в театр. Но в каждой игре есть преобладающий мотив, который определяет ее содержание, ее педагогическое значение. Игра с куклами в «дочки-матери» существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители – самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего, хочется подражать. Закономерно также, что куклы привлекают главным образом девочек, ведь о детях больше заботятся мамы и бабушки. Однако, если мальчикам не внушают презрения к таким играм («зачем тебе кукла, ты ведь не девочка»), и они с удовольствием бывают папами, выполняют домашние обязанности, возят в коляске малышей.
Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели, подметают пол в своем «доме», стирают кукольное белье. Жизнь в детском саду также дает богатый материал для игровой деятельности, особенно в младших группах, когда ребенок получает много новых впечатлений. В игре отражается повседневная жизнь детского сада и необычайные радостные события: новогодняя елка, посещение кукольного театра, зоопарка.
Подавляющее большинство
игр посвящено изображению
Чтобы решить вопрос о методах влияния на игровую деятельность детей, необходимо понять, чем они руководствуются в выборе игры, почему подражают именно данному герою, изображают данное событие. Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной. Задача воспитателя – помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Опыт лучших педагогов убеждает в том, что единственно правильный путь управления игрой – создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувства детей. Для того, чтобы получилась интересная игра, недостаточно, чтобы дети только увидели, как строят дом, перевозят грузы. Если ограничиться этим, ребята будут подражать только действиям взрослых, не осознавая значения их труда. В результате игра будет бедной, малосодержательной. Надо глубоко взволновать детей событиями жизни, трудовыми подвигами, чтобы они захотели подражать им.
Влияние искусства
и художественной литературы
на формирование личности
Сильное влияние
на игру оказывают зрелища, особенно
телевидение, которые прочно вошло
в быт каждой семьи. Телепередачи
дают интересный материал для
игр. Многие игры возникают под влиянием специальных
детских передач, а также передач о событиях,
которыми живет наша страна.
Опираясь на интересы
детей и на их представления, педагог руководит
выбором игры. Различными приемами он
вызывает в памяти ребят то, что они видели,
о чем им читали. Для малышей, например,
важно наглядное напоминание – игрушки:
игрушечное пианино наводит на мысль провести
музыкальное занятие, игрушечные животные
напоминают знакомую сказку. Иногда, чтобы
подсказать детям идею игры, можно показать
им спектакль кукольного театра или театра
игрушек. Повторяя инсценировку, малыши
в основном ее переделывают, объединяя
показанное со своим личным опытом: так,
доктор Айболит не зверей, а кукол, которые
заболели гриппом.
Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и ее содержанием. Однако опыт показывает, что уже на четвертом году жизни дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определенную цель.
Перед началом игры воспитатель спрашивает: «Во что будете играть? Что построите? Куда поедете на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?» Эти вопросы заставляют детей задумываться и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться. Постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер, становится содержательнее, интереснее. В старшем дошкольном возрасте больший игровой опыт, более развитое воображение помогает детям самим придумывать различные интересные сюжеты. Воспитателю достаточно лишь словесного напоминания об экскурсии, книге, кинофильме, чтобы родилась идея новой хорошей игры. Важным побудителем игры является также беседа, в которой раскрывается виденного и прочитанного, характеры действующих лиц, их переживания. Если удается увлечь детей сюжетом, игра возникает естественно даже без предложения воспитателя. Но педагог может посоветовать детям тему игры, если знает, что она заинтересует их.
При организации
игры перед воспитателем
Игра важна и
для подготовки ребенка к
2.1 Опытно – экспериментальная работа по использованию игр в процессе экологического воспитания.
Учитывая теоретические материалы в области влияния природы на воспитание у детей нравственных и эстетических чувств, была спланирована и проведена серия мероприятий. Мероприятия проводились с детьми старшей группы (10 чел.) в МБДОУ «Детский сад № 71».
Сначала потребовалось провести констатирующий эксперимент. Он состоит из текста, проводилось тестирование индивидуально. В тест вошло 10 заданий, разных по характеру, которые позволили выявить уровень знаний и умений детей в области экологии в разных видах деятельности. Результаты обработки теста показали, что дети имеют отрывочные знания о природе, не знают, как себя вести в природе. В первом задании дети называли растения и животных, но затруднялись объяснить их среду обитания, чем они питаются. Многие дети правильно раскладывали картинки, но не могли объяснить. Часто ребенок не мог ничего про воздух. Ошибки поведения, которые совершил персонаж в черте города, дети отметили больше, чем те, которые совершены в лесу. Отмечались наиболее яркие ошибки. Третье задание показало, что большинство детей имеет расплывчатое представление об экосистемах. В творческой деятельности они показали себя лучше, но затруднялись выбрать из текста слова, характеризующую природу. Сенсорика у детей развита недостаточно сильнее, особенно осязание. Логическое мышление и зрительная память у многих детей развита хорошо, но не все дети могут объяснить словами свою мысль. По результатам теста была составлена таблица. Проанализировав ситуацию, мы наметили проведение комплекса мероприятий. В процессе перевода детей из средней группы в старшую, было проведено воспитательно-образовательное мероприятие в форме занятия-развлечения. На первом этапе стояли воспитательные задачи: воспитывать ответственность за, уважение и любовь к ним, умение видеть красивое в объектах. природы. А также педагоги преследовали цель сплочения детского коллектива, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Кроме того мероприятия давало хорошую возможность закрепить и уточнить знания о рыбах в аквариуме и их содержание, имеющиеся у детей. Была проведена различная предшествующая работа: в течение года дети учились ухаживать за аквариумными рыбками, получили знания об обитателях аквариума, разучивали игры, стихотворения о природе. В предшествующую работу также можно включить общую воспитательную работу.
Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников в игре