Экологическое воспитание дошкольников в игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 17:11, реферат

Описание работы

Радикальная реформа системы образования Российской Федерации в полной мере нашла отражение в ее начальном звене – дошкольном образовании. Уже сейчас можно определить основные изменения, которые произошли в Дошкольном образовании за годы реформирования. Не все изменения можно отнести к числу положительных. Одним из негативных изменений стало существенное сокращение этого звена образования. Вторым негативным изменением является сложность экономических условий и слабая материальная поддержка государством этого звена.

Файлы: 1 файл

Курсовая по педагогике.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Работа была начата с « неожиданно» произнесенного почтальоном письма следующего содержания:

 

 

           Куда: Детский сад № 31 г. Энгельса.

           Кому: ребятам старшей группы.

           Обратный  адрес: Заячья поляна ближнего  леса.

 

 

 

                            « Здравствуйте, уважаемые дети!

 

На заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять свои серые шубки на белые? Получилось так, что одна половина поляны считала, что пора, а другие говорили, что рано. Одни кричали, что трава еще зеленая, а другие, что небо уже серое. Одни говорили, что наступила уже осень, и скоро начнется зима, а другие думают, что осень только собирается в наши края. Мы не знаем, что нам делать. Подскажите нам, пожалуйста. Ведь вы уже скоро будете учиться в школе и, наверное, сможете определить – наступила ли осень? Говорят, что идет она к нам через ваш город. Расскажите, далеко ли она, когда она будет в лесу? Только собрание заячьей поляны просит представить убедительные доказательства! Ведь менять шубки – дело для зайцев не простое. Надеемся на вашу помощь!

 

                                                                      Заячье собрание. Пригородный лес».

 

 

Это подвело детей к цели: узнать, наступила ли осень – не на календаре, а  в природе.

 

    Мы определили цель: провести  разведку осенних примет.

 

 

Ход игры. Вся группа разбивается на небольшие отряды, которые выбирают командира. Каждый отряд придумывает свое название (осеннее), эмблему. Выбирается капитан всей команды разведчиков и его помощник – штаб разведки (в  его  обязанности входит распределение поручений между отрядами, сбор сведений, донесений, принятие текущих решений по ходу выполнения проекта). После выборов начинается подготовительный этап. Он состоит из 2 частей:

1 часть – разработка плана  проекта;

2 часть – путешествие в природу  с целью разведки осенних примет.

Как узнать: наступила ли осень?

Каждый разведотряд предлагает свой ответ, а штаб разведки разрабатывает маршрут.

1 этап маршрута – «Готовность №1», после которого следует «Старт», он представляет собой конкурсную программу, в которой участвуют разведотряды команды;

а) каждый отряд представляет себя, название, эмблему, девиз, приветствие «Добро пожаловать, осень».

б) конкурс стихов об осени, в которых звучат ее приметы. Например:

                                         Льдинка хрустнет звонко,                             

                                         Крикнет птица тонко,

                                         Будто есть попросит,

                                         Наступила осень.

                                         Гнезда черные пусты,

                                         Меньше сделались кусты,

                                         Ветер листья носит,

                                         Осень, осень, осень.

с) конкурс «Одень прохожего»: из предложенной одежды (в рисунках) участникам конкурса необходимо отобрать наиболее подходящую для осени. При этом желательно не забывать мелкие детали, такие, как плащ или зонтик. Лишнюю одежду необходимо отложить в сторону.

д) копилка народной мудрости – конкурс знатоков народных примет.

е) «Портрет осени» (домашнее задание). Дети демонстрируют нарисованный заранее портрет осени и комментируют его, подробно характеризуя это время года.

Конкурсная программа заканчивается подведением итогов.

2 этап маршрута – разведка на местности – это путешествие группы по намеченному маршруту с остановками, на которых каждая разведгруппа выполняет определенное задание.

Остановка «Облака». На открытом пространстве дети наблюдают небо, форму и скорость движения облаков. Здесь же при помощи термометра измеряется температура воздуха. На маршрутном листе делают определенные записи и рисунки.

Остановка «Вода». Возле реки дети наблюдают цвет воды, волны, измеряют температуру воды.

Остановка «Дубки». Дети находят желуди.

Остановка «Цветы». Дети собирают семена цветов.

Остановка «Прохожие». Дети наблюдают одежду людей, соответствие ее сезону.

Остановка «Листопад». Сбор осенних листьев.

 

Содержание остановок зависит от особенностей окружающей среды, природной и социальной. По окончании разведки дети оформляют свои донесения в формате газет с рисунками и рассказами об увиденном на маршруте.

Подведение итогов. Проводится в присутствии родителей с празднично накрытым столом с фруктами, овощами, осенними букетами. Частью сценария игрового праздника является чествование осени, роль которой исполняет взрослый. Не забываем и ответить на письмо с «Заячьей поляны»: составляется текст, запечатывается в конверт и отправляется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Результаты проведенной  работы показывают, что экологическая  игра (природа) является отличным  средством для воспитания нравственно-эстетических чувств у детей. Более того, некоторые качества, такие, как бережное и грамотное отношение к окружающему и др. можно воспитывать только посредством общения с природой. Если дети стали чаще обращать внимание  в экологической игре (на прогулке) на природные явления и объекты, значит, у них обогащается внутренний мир, им доступны способы восприятия прекрасного. Человек, который видит прекрасное вокруг себя, не захочет нарушить не только гармонию природы, но и гармонию мира. Здесь эстетические качества тесно переплетаются с  нравственными. Многим детям благодаря проведенным мероприятиям по-новому открылся мир природы и мир взаимоотношений с взрослыми, сверстниками. Показателем успешной работы также служит то, что группа детей, участвовавшая в эксперименте, отличалась от остальных меньшей агрессивностью, большей мягкостью, отзывчивостью. Это дает возможность утверждать, что цели работы достигнуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Венгер Л.А.  Игры и упражнения  по развитию умственных способностей

                           детей дошкольного возраста. –  М., 1989.

 

2. Веретенникова С.А. Ознакомление  дошкольников с природой. – М., 1965.

 

3. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. – М.,1989.

 

4. Запирова А. Ознакомление детей  с обитателями уголка природы,

                          «Дошкольное воспитание». № 2/1991.

 

5. Каменева Л.А. Как познакомить  дошкольников с природой. – М., 1983.

 

6. Козлова С.А. Родной край. - М., 1985.

 

7. Мазурина А.Ф. Наблюдение и  труд в природе. - М., 1976.

 

8. Николаева С.Н. Программа экологического  воспитания дошкольников.

                                М., 1984.

 

9. Русскова Л.В. Методические рекомендации  к программе воспитания и   

                             обучения в детском саду. - М., 1986.

 

10. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. -  М., 1997.


Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников в игре