Экологическое воспитание дошкольников в игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 17:11, реферат

Описание работы

Радикальная реформа системы образования Российской Федерации в полной мере нашла отражение в ее начальном звене – дошкольном образовании. Уже сейчас можно определить основные изменения, которые произошли в Дошкольном образовании за годы реформирования. Не все изменения можно отнести к числу положительных. Одним из негативных изменений стало существенное сокращение этого звена образования. Вторым негативным изменением является сложность экономических условий и слабая материальная поддержка государством этого звена.

Файлы: 1 файл

Курсовая по педагогике.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

      Шестым, заключительным    мероприятием было развлечение на тему "Красавица осень". Это было итоговое мероприятие. Чтобы развлечение было интересным и оправдывало свое итоговое назначение, туда были включены различные виды деятельности. В сценарий были включены произведения художественной литературы (стихотворения и загадки о природе), игры. Это позволило еще больше сблизить детей с природой. А игре "Найди лист по плоду" дети отлично продемонстрировали свои знания о природе, а музыкальная игра дала почувствовать детям, что тема природы может присутствовать везде: в игре, музыке, живописи и т.д. Новым и интересным для детей был конкурс решения логических задач, где нужно было использовать свое творческое мышление. Развлекла, повеселила и позволила детям подвигаться инсценировка песни "Огородная - хороводная". Активность и интерес детей поддерживали награды за конкурсы – медали из природного материала. Была использована различная атрибутика, праздничное оформление групповой  комнаты. Дети испытали много радости на празднике.

      Все шесть мероприятий  прошли в течение месяца. Каждое последующее мероприятие закрепляло предыдущее и решало новые задачи. Интересным было то, что в периоды между мероприятиями у детей чаще, чем раньше возникало желание общаться с природой. После проведения всех мероприятий имел место контрольный эксперимент. Он заключался в том, что дети повторно прошли тест, который им предлагался в констатирующем эксперименте (приложение 1). Результаты тестирования показали, что у детей повысился уровень знаний о живой и неживой природе, они научились грамотно вести себя не только в городской природе, но и в природе за чертой города. У них сложилось элементарное понятие о некоторых экосистемах. С помощью четвертого задания удалось выяснить, что у детей произошел скачок в формировании эстетических чувств. Можно отметить также успешное развитие памяти, мышления, сенсорики на основе работы с природой.

      Таким образом, контрольный  эксперимент показал успешную  реализацию намеченных мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

      Умственное развитие  дошкольника – важнейшая составная  часть его общего психического  развития, подготовка к школе  и ко всей будущей жизни. Но  и само умственное развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.

      Развитие умственных  способностей имеет особое значение  для подготовки к школьному  обучению.

      Дидактическая игра  широко используется педагогами  как средство воспитания и  обучения. Л.А. Венгер утверждает, что игра способствует закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.

      Дидактические игры  и упражнения используются и  при ознакомлении детей с природой.

 

 

Дидактические игры для упражнения в различении и назывании

животных и растений (семян ягод, плодов и овощей)

 

  1. "Найти по сходству"

Воспитатель показывает детям растения, описывает их характерные признаки. Предлагает детям найти такое же растение на столе и назвать его. Одинаковых растений должно быть по 3-4 штуки каждого вида. Игру можно усложнять. Воспитатель описывает растение, а ребенок должен найти его, назвать.

 

  1. "Вершки и корешки"

     Цель :Уточнить знания детей об овощах.

     Ход игры: Воспитатель раздает детям ботву разных корнеплодов (свеклы, моркови, репы и др.), отдельно в корзине или мешочке лежат овощи без ботвы. Вынимая какой-нибудь овощ, воспитатель говорит: корешок, где твой вершок? Дети, у которых ботва от показываемого овоща, поднимают руку и показывают ботву. Те, которые узнали правильно, получают овощи к ботве.

 

  1. "Где что растет"

     Цель: Проверить и закрепить представления детей о том, что где растет, упражнять в правильном построении ответа.

     Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением фруктов, овощей, ягод, грибов. На вопрос "Где это растет?" дети должны указать: в лесу, в саду, огороде и т.п. Правильно ответивший получает картинку. выигравшим считается тот, кто больше наберет картинок.

 

  1. "Кто где живет и чем питается"

     Цель: Уточнить представления детей о том,  кто где живет и чем питается.

     Ход игры: Показывая картинку с изображением животного, воспитатель спрашивает: "Где живет собака и чем питается?" и за каждый положительный ответ дает ребенку значок. В конце игры выигрывает тот, у кого больше значков.

 

  1. "У кого кто"

 Цель: Уточнить представления детей о животных и их детенышах.

      Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением     взрослого животного и просит детей сказать, кто это. Дети отвечают. Затем он спрашивает: "А как называют детеныша?". Воспитатель следит, чтобы ребята четко произносили звуки.

 

  1. "Найди ошибку"

  Ход игры: детям предлагается несколько неправильных суждений. Они должны найти ошибочное суждение и исправить его.

а) Зимой холодно. Все медведи спят в норах.

б) Воробьи ходят по тропинке.

в) Бабочка – очень красивая птица.

г) У гриба есть шляпка, стебель и корень.

д) Все дома лежат на земле.

е) Рыбы своими  клювами собирают со дна корм.

ж) Если деревья сильно раскачать, то поднимется ветер.

з) Лиса в своем дупле вывела лисят.

и) Я очень люблю спелые фрукты, например: капусту, морковь, редис.

к) Листья на деревьях желтеют и опадают, поэтому наступает осень.

 

Дидактические игры по уточнению представления детей о временах года.

 

  1. "Когда это бывает?"

  Цель: Уточнить представления детей о временах года и упражнять в   

 связанной речи.

       Ход  игры: Воспитатель раздает детям картинки, отражающие признаки времен года и соответствующий им труд, развлечения. Предлагает хорошенько рассмотреть и объясняет: "Будем по очереди рассказывать, что бывает в разные времена года. Для этого вначале отберем все картинки про осень, лето, зиму, весну". Воспитатель открывает картинку "Осень". Дети подбирают все картинки, связанные с этим временем года. Выставляют картинки по очереди и тут же рассказывают, что бывает осенью. Тот, у которого нет подходящей – пропускает ход. Из рассказов по всем картинкам составляется общий рассказ. Так как все картинки входят в состав той или иной серии, то все дети активно участвуют в игре.

 

2. "Какое это время года?"

     Цель :Приучение детей слушать описание природы в стихах или прозе и   соотносить его по временам года.

               Ход игры: У воспитателя на карточках написаны короткие тексте о временах года. Тексты даются вперемешку. Задается вопрос: "Когда это бывает?"

          - "Светит  солнышко, тает снег, побежали ручейки  по дорогам".

          - "На  деревьях клейкие почки, прилетели  грачи. Важные, черные, ходят по дорогам".

          - "Колхозники  начали сев. Скоро прорастут в  теплой земле семена".

          - "Жарче  и жарче греет солнце. Ходят  ребята купаться, ловить рыбу".

          - "Слышно, как в саду падают тяжелые  яблоки".

          - "Краснеет  рябина, золотой листвой покрыты  березы".

          - "Дети  учатся в школе, а после школы катаются на лыжах, санках, коньках или лепят снежных баб".

          - "Красив  лес, покрытый снегом".

          - "Тихо  посвистывая, перелетают с дерева  на дерево синички, красногрудые  снегири".

          - "И  снова засветит солнце, закапают  с крыш капели, засверкают на солнце прозрачные сосульки, побегут ручейки".

      После этого воспитатель  проведет игру с использованием  отрывков в прозе, он может  усложнять ее, дав детям поэтические  отрывки. При этом следует начинать  со стихотворных загадок о  временах года.

      

      Пусты поля,                                                      Тает снежок.

      Мокнет земля.                                                  Ожил лужок.

      Дождь поливает.                                              День прибывает.

      Когда это бывает?                                            Когда это бывает?          

 

      Снег на полях.                                                  Солнце печет.

      Лед на реках.                                                    Липа цвет.

      Вьюга гуляет.                                                   Рожь поспевает.              

      Когда это бывает?                                            Когда это бывает? 

       К концу года рекомендуется  использовать в игре следующие отрывки из стихотворений:     

 

      За весной, красой  природы,                          Вся овощ огородная

      Лето знойное пройдет.                                  Поспела; дети носятся -

      И туман и непогоды                                       Кто с репой, кто с морковкою,

      Осень поздняя  несет.                                     Подсолнечник лущат.

 

      Снег сегодня белый, белый,                         Как мой садик свеж и зелен!

      От него кругом  светло.                                 Распустилась в нем сирень;

      Рукавички я надела,                                      От черемухи душистой

      В зимней шубке  мне тепло.                          И от лип кудрявых тень.

 

      Листопад, листопад,                                      Солнце светит, солнце греет

      Листья желтые  летят.                                    Яркими лучами.

      Листья под ногой  шуршат.                           За рекой пестреет поле

      Скоро голый будет  сад.                                 Разными цветами.

 

      Под голубыми небесами,                              Зеленейся, зеленейся,

      Великолепными коврами,                             Наш зеленый сад.

      Блестя на солнце, снег лежит.                      Расцветайте, расцветайте,

      Прозрачный лес  один чернеет,                     Наши алые цветочки.

      И ель сквозь  иней зеленеет,                          Поспевайте, поспевайте,

      И речка подо  льдом блестит.                        Вкусны ягоды скорей.

 

Грей солнце, грей сильней!

Больше нет холодных дней.

                                           Нету снега, нету льда,

                                           В речке теплая вода.

 

 

Дидактические игры на развитие внимания.

 

      1. «Не ошибись»

      Детям предлагают послушать суждения. Часть этих суждений аналогичны.  Ребенок должен определить ошибочное суждение.

Пример: Все зайцы ходят по тропинке. Зимой холодно, кругом лежит снег, медведи спят в своих норах. У коровы родились ягнята. Птицы очень любят есть зерно. Бабочка – очень красивая птица. Сосны – высокие деревья. Сирень – очень высокое дерево. Кошки очень любят пить молоко. Если бы летом выпал снег, то бело бы не так жарко. У нас в огороде растут овощи: картофель, редис, сливы, вишни, морковь. Идет снег, поэтому наступила зима.

 

  1. «Лабиринт»

     Цель: Развитие у детей внимания.

     Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку пройти по лабиринту от одного конца до другого. Сначала дети могут пользоваться карандашом или пальцем. Затем игра усложняется. Дети должны пройти по лабиринту без помощи карандаша или пальца.

 

      Также в практической  работе использовался экологический  проект «От А до Я». Этот  проект может реализовываться  на разных возрастных ступенях, с учетом возрастных особенностей, имеющихся знаний, умений, навыков. Мы предлагаем описание проекта, ориентированного на подготовительные к школе группы. Проект реализуется в игровой форме – играем в разведчиков. Перед детьми ставиться актуальная для них цель(личностная и социально значимая). При игровой форме выполнения проекта, игра не является самоцелью, она лишь средство.

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников в игре