Экологическое воспитание дошкольников в игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 17:11, реферат

Описание работы

Радикальная реформа системы образования Российской Федерации в полной мере нашла отражение в ее начальном звене – дошкольном образовании. Уже сейчас можно определить основные изменения, которые произошли в Дошкольном образовании за годы реформирования. Не все изменения можно отнести к числу положительных. Одним из негативных изменений стало существенное сокращение этого звена образования. Вторым негативным изменением является сложность экономических условий и слабая материальная поддержка государством этого звена.

Файлы: 1 файл

Курсовая по педагогике.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

      Следующим этапом  работы в данном направлении  явилась работа с родителями. Было запланировано зачитать  сообщение на тему "Как приобщить  ребенка к природе". Цели его  были следующими: рекомендовать  места, где ребенок может общаться  с природой, сообщить, какими знаниями обладают дети данной группы, рассказать, как закреплять полученные знания. Такое мероприятие позволили обеспечить преемственность в работе педагогического коллектива и семьи. Беседы с родителями и детьми, проводимые в течение года позволили сделать вывод, что родители, уделяя детям свое время, часто не знают, как организовать прогулку, игры и другие виды деятельности. В сообщении кратко и обобщенно давались элементы методики ознакомления с природой, общие представления о том, какими видами деятельности можно заниматься на прогулке. Чтобы родители могли ориентироваться, им был сообщен уровень знаний, которыми дети владеют, рекомендовано закреплять имеющиеся знания. Благодаря тому, что им будет известен уровень знаний детей о природе, они будут иметь представление о том, какие знания детям доступны в этом возрасте, и какие у них можно воспитывать чувства. Говорилось о необходимости закреплять знания, полученные на прогулке. Родители поняли, что любую деятельность – рисование, изготовление поделок, чтение художественной литературы, игру – нужно связывать с имеющимися у детей знаниями.

      Третьим мероприятием  была экскурсия в осенний парк. Экскурсия была тщательно спланирована. Все поставленные задачи опирались  на уже имеющиеся знания и умения детей. Основной целью экскурсии было воспитание умения видеть красоту осенней природу, доставить детям эстетическое удовольствие от игры на природе, продолжать воспитывать бережное отношение к природе. Также присутствовали образовательные и развивающие задачи. Перед  экскурсией дети узнали цель посещения, что позволило эффективнее решать задачи, т.к. дети получили определенный настрой на восприятие осеннего парка. А также перед экскурсией, уточнив, как себя вести в парке, решались задачи нравственного воспитания и этики поведения в обществе. На экскурсии дети получали возможность присмотреться, прислушаться  к природе, отдохнуть, поиграть, насладиться осенним воздухом. Таким образом, дети учились обращать внимание на окружающую природу, получать удовольствие от ее красоты, беречь ее. В ходе экскурсии решались и образовательные задачи: дети вспоминали деревья, их плоды, отличали произошедшие с ними изменения. Для смены видов деятельности была введена подвижная игра. Рассказ о том, что работники парка ухаживают за растениями, позволил решить некоторые задачи нравственного воспитания. В результате, много о ней говорили друг с другом, и с родителями. Доказательством того, что экскурсия оставила глубокий след в чувственном мире детей, служит их речь. Иногда они употребляли в речи обороты, описывающие красоту природы и свои чувства и ощущения к природе. А также дети стали чаще говорить о природе, отмечать изменения погоды.

      Четвертое мероприятие  было комплексным. Оно проводилось  на следующий день после экскурсии. Так как дети собрали на экскурсии природный материал (желуди, плоды каштана, березы), у них возникло желание изготовить поделки. А чтобы дети ощутили практическую ценность даров природы, была организована инсценировка известной детям русской народной сказки "Заюшкина избушка". Особая ценность мероприятия состояла в том, что дети получили возможность выразить свое творчество с помощью природного материала. Способы выполнения поделок были не регламентированы, каждый старался выразить свою индивидуальность. Дети с удовольствием инсценировали сказку 2 раза. Они стремились лучше передать характер героев, чувствовали их сказочную роль. После мероприятия персонажи были поселены в "театральную зону" группы. Впоследствии часто приходилось наблюдать, как дети возвращались к  инсценировке и показывали отрывки сказки, иногда внося свои изменения.

       Пятым мероприятием  было занятие по рисованию  красками на тему "Осень наступила". Это мероприятия отличалось тем, что в него было включено  много образовательных задач. Они были направлены на то, чтобы научить детей выражать свои чувства, вызванные  общением с природой как можно шире, ярче с помощью цвета и формы. Немаловажную роль в том, что занятие удалось, сыграл настрой детей в течение занятия. Чтобы дети почувствовали тему, был создан музыкальный фон, который сопровождал все занятие, были использованы стихотворения, природный материал. Воспитательная ценность мероприятия была в том, что дети стремились изобразить настроение осени: дуновение ветерка, неодинаковость окраски листьев, "заснувшие" деревья, веселость и живость елочки, т.е. чувства, которые пробуждает осень. Особое внимание именно на этом занятии (если рассматривать его в ряду других занятий по изодеятельности), уделялось анализу и самоанализу детских работ, воспитывалась самокритичность. справедливость суждений, умение видеть в рисунке чувства автора, радоваться за других и сопереживать.

      Шестым, заключительным    мероприятием было развлечение  на тему "Красавица осень". Это  было итоговое мероприятие. Чтобы развлечение было интересным и оправдывало свое итоговое назначение, туда были включены различные виды деятельности. В сценарий были включены произведения художественной литературы (стихотворения и загадки о природе), игры. Это позволило еще больше сблизить детей с природой. А игре "Найди лист по плоду" дети отлично продемонстрировали свои знания о природе, а музыкальная игра дала почувствовать детям, что тема природы может присутствовать везде: в игре, музыке, живописи и т.д. Новым и интересным для детей был конкурс решения логических задач, где нужно было использовать свое творческое мышление. Развлекла, повеселила и позволила детям подвигаться инсценировка песни "Огородная - хороводная". Активность и интерес детей поддерживали награды за конкурсы – медали из природного материала. Была использована различная атрибутика, праздничное оформление групповой  комнаты. Дети испытали много радости на празднике.

      Все шесть мероприятий  прошли в течение месяца. Каждое  последующее мероприятие закрепляло предыдущее и решало новые задачи. Интересным было то, что в периоды между мероприятиями у детей чаще, чем раньше возникало желание общаться с природой. После проведения всех мероприятий имел место контрольный эксперимент. Он заключался в том, что дети повторно прошли тест, который им предлагался в констатирующем эксперименте. Результаты тестирования показали, что у детей повысился уровень знаний о живой и неживой природе, они научились грамотно вести себя не только в городской природе, но и в природе за чертой города. У них сложилось элементарное понятие о некоторых экосистемах. С помощью четвертого задания удалось выяснить, что у детей произошел скачок в формировании эстетических чувств. Можно отметить также успешное развитие памяти, мышления, сенсорики на основе работы с природой.

      Таким образом, контрольный  эксперимент показал успешную  реализацию намеченных мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО  ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ  КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ

 

      Дети получают  воспитание не только в пределах  детского сада. Родители и родственники  обычно пользуются большим авторитетом  у детей. поэтому влияние семейного  круга на ребенка велики. И именно поэтому необходимо дать родителям советы по воспитанию у ребенка нравственных и эстетических качеств посредством природы. Существуют индивидуальная и коллективная формы непосредственной работы с родителями. Коллективная форма – это родительские собрания. Тема нравственного и эстетического воспитания детей посредством природы (игры) может как главной темой собрания, так и частью его. Собрания могут проходить в разной форме. Воспитатель может подготовить лекцию с показом игры, картинок, рисунков детей, примерами художественного слова. Можно провести собрание в виде беседы, где родители могут высказать свое мнение, поделиться опытом, задать вопросы. В одном собрании трудно полностью осветить весь вопрос. Поэтому педагогу нужно выбрать направление. Если запланирована лекция, то ее лучше посвятить теоретическим вопросам. Можно рассказать, на каком уровне находится способность детей эстетически воспринимать природу, на этом возрастном этапе, какие методы можно использовать, чтобы педагог экологически грамотно воспитывал ребенка и т.д. Побеседовать на собрании можно на темы: "Как мой ребенок воспринимает природу", "Какие игры нам нравятся" и др. Хорошо будет, если родители увидят уголок природы и познакомятся с формами работы в нем. Можно организовать собрание-практикум, где родители могут научиться выполнять какие-либо поделки из природного материала. Обязательно нужно обратить внимание на воспитательный момент. Ребенок получает удовольствие от совместной работы и игры с родителями, сближается с ними.

      Индивидуальная форма  – это индивидуальные беседы  с родителями. Прежде всего, нужно  определить, чьи родители требуют  такой беседы. Как правило, это  родители, дети которых проявляют  мало интереса к наблюдениям  в природе, отказываются от выполнения поручений в уголке природы, или, если ребенок жестоко обращается с животными или растениями. В зависимости от поведения ребенка выбирается цель беседы. Выясняется позиция родителей по этому вопросу, даются рекомендации со стороны педагога. Необходимо выбрать такой тон, чтобы беседа была доброжелательной и тактичной. Можно приглашать родителей на занятия как индивидуально, так и коллективно.

      Кроме того, необходимо  регулярно выставлять поделки  детей из природного материала, рисунки.

      Очень эффективным будет мероприятие совместного выезда детей и родителей с педагогическим коллективом в лес, где проводятся игры, но такое мероприятие требует большой организаторской подготовки.

 

 

преследовали цель сплочения детского коллектива, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Кроме того мероприятия давало хорошую возможность закрепить и уточнить знания о рыбах в аквариуме и их содержание, имеющиеся у детей. Была проведена различная предшествующая работа: в течение года дети учились ухаживать за аквариумными рыбками, получили знания об обитателях аквариума, разучивали игры, стихотворения о природе. В предшествующую  работу также можно включить общую воспитательную работу.

      Следующим этапом  работы в данном направлении  явилась работа с родителями. Было запланировано зачитать сообщение на тему "Как приобщить ребенка к природе". Цели его были следующими: рекомендовать места, где ребенок может общаться с природой, сообщить, какими знаниями обладают дети данной группы, рассказать, как закреплять полученные знания. Такое мероприятие позволили обеспечить преемственность в работе педагогического коллектива и семьи. Беседы с родителями и детьми, проводимые в течение года позволили сделать вывод, что родители, уделяя детям свое время, часто на знают, как организовать прогулку, игры и другие виды деятельности. В сообщении кратко и обобщенно давались элементы методики ознакомления с природой, общие представления о том, какими видами деятельности можно заниматься на прогулке. Чтобы родители могли ориентироваться, им был сообщен уровень знаний, которыми они (дети) владеют, рекомендовано закреплять имеющиеся знания. Благодаря тому, что им будет известен уровень знаний детей о природе, они будут иметь представление о том, какие знания детям доступны в этом возрасте, и какие у них можно воспитывать чувства. Говорилось о необходимости закреплять знания, полученные в игре (на прогулке). Родители поняли, что любую деятельность – рисование, изготовление поделок, чтение художественной литературы. игру – нужно связывать с имеющимися у детей знаниями.

      Третьим мероприятием  была экскурсия в осенний парк. Экскурсия была тщательно спланирована. Все поставленные задачи опирались  на уже имеющиеся знания и  умения детей. Основной целью  экскурсии было воспитание умения видеть красоту осенней природу, доставить детям эстетическое удовольствие от игры на природе (прогулки), продолжать воспитывать бережное отношение к природе. Также присутствовали образовательные и развивающие задачи. Перед  экскурсией дети узнали цель посещения, что позволило эффективнее решать задачи, т.к. дети получили определенный настрой на восприятие осеннего парка. А также перед экскурсией, уточнив, как себя вести в парке, решались задачи нравственного воспитания и этики поведения в обществе. На экскурсии дети получали возможность присмотреться, прислушаться  к природе, отдохнуть, поиграть, насладиться осенним воздухом. Таким образом, дети учились обращать внимание на окружающую природу, получать удовольствие от ее красоты, беречь ее. В ходе экскурсии решались и образовательные задачи: дети вспоминали деревья, их плоды, отличали произошедшие с ними изменения. Для смены видов деятельности была введена подвижная игра. Рассказ о том, что работники парка ухаживают за растениями, позволил решить некоторые задачи нравственного воспитания. В результате, много о ней говорили друг с другом, и с родителями. Доказательством того, что экскурсия оставила глубокий след в чувственном мире детей, служит их речь. Иногда они употребляли в речи обороты, описывающие красоту природы и свои чувства и ощущения к природе. А также дети стали чаще говорить о природе, отмечать изменения погоды.

      Четвертое мероприятие  было комплексным. Оно проводилось  на следующий день после экскурсии. Так как дети собрали на  экскурсии природный материал (желуди, плоды каштана, березы), у них возникло желание изготовить поделки. А чтобы дети ощутили практическую ценность даров природы, была организована инсценировка известной детям русской народной сказки "Заюшкина избушка". Особая ценность мероприятия состояла в том, что дети получили возможность выразить свое творчество с помощью природного материала. Способы выполнения поделок были не регламентированы, каждый старался выразить свою индивидуальность. Дети с удовольствием инсценировали сказку 2 раза. Они стремились лучше передать характер героев, чувствовали их сказочную роль. После мероприятия персонажи были поселены в "театральную зону" группы.

       Пятым мероприятием  было занятие по рисованию  красками на тему "Осень наступила". Это мероприятия отличалось тем, что в него было включено много образовательных задач. Они были направлены на то, чтобы научить детей выражать свои чувства, вызванные  общением с природой как можно шире, ярче с помощью цвета и формы. Немаловажную роль в том, что занятие удалось, сыграл настрой детей в течение занятия. Чтобы дети почувствовали тему, был создан музыкальный фон, который сопровождал все занятие, были использованы стихотворения, природный материал. Воспитательная ценность мероприятия была в том, что дети стремились изобразить настроение осени: дуновение ветерка, неодинаковость окраски листьев, "заснувшие" деревья, веселость и живость елочки, т.е. чувства, которые пробуждает осень. Особое внимание именно на этом занятии (если рассматривать его в ряду других занятий по изодеятельности), уделялось анализу и самоанализу детских работ, воспитывалась самокритичность. справедливость суждений, умение видеть в рисунке чувства автора, радоваться за других и сопереживать.

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников в игре