Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:32, курсовая работа
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле.
Введение
1. Историко-педагогический аспект проблемы экологического воспитания
1.1 Становление экологии, как науки
1.2 Вклад педагогов прошлого в развитие проблемы экологического воспитания
2. Теория экологического воспитания
2.1 Сущность экологического воспитания
2.2 Цель и задачи воспитания экологической культуры
2.3 Методы и формы экологического воспитания
3 Внеклассное мероприятие « Берегите природу»
Заключение
Список литературы
одержание
Введение
1. Историко-педагогический
аспект проблемы
1.1 Становление
экологии, как науки
1.2 Вклад педагогов
прошлого в развитие проблемы
экологического воспитания
2. Теория экологического
воспитания
2.1 Сущность экологического
воспитания
2.2 Цель и задачи
воспитания экологической
2.3 Методы и
формы экологического
3 Внеклассное
мероприятие « Берегите
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема взаимосвязи
человека с природой не нова, она имела
место всегда. Но сейчас, в настоящее время,
экологическая проблема взаимодействия
человека и природы, а также воздействия
человеческого общества на окружающую
среду стала очень острой и приняла огромные
масштабы. Планету может спасти лишь деятельность
людей, совершаемая на основе глубокого
понимания законов природы, учет многочисленных
взаимодействий в природных сообществах,
осознание того, что человек - это всего
лишь часть природы. Это означает, что
эколого-нравственная проблема встает
сегодня не только как проблема сохранения
окружающей среды от загрязнения и других
отрицательных влияний хозяйственной
деятельности человека на Земле. Она вырастает
в проблему предотвращения стихийного
воздействия людей на природу, в сознательно,
целенаправленно, планомерно развивающееся
взаимодействие с нею. Такое взаимодействие
осуществимо при наличии в каждом человеке
достаточного уровня эколого-нравственной
культуры, экологического и нравственного
сознания, формирование которых начинается
с детства и продолжается всю жизнь.
В условиях надвигающейся
экологической катастрофы громадное
значение приобретает экологическое
воспитание.
Научная основа
охраны природы включает в себя разнообразные
области естественнонаучных и гуманитарных
знаний, среди них основное место
занимает экология, которая, в свою очередь,
тесно связана с другими биологическими
и географическими науками. Экология из
чисто биологической науки в 60-е годы трансформировалась
в общую проблему. В 70-е годы произошла
быстрая экологизация естествознания.
Экологический подход стал всеобщим.
Экологические
проблемы в современных условиях
перехода общества к рыночной экономике
вызывают кризис нравственности, ведь
экология и нравственность взаимообусловлены.
Поэтому вопросы экологии необходимо
рассматривать во взаимосвязи с нравственным
воспитанием. Пока еще проблемы экологического
и нравственного воспитания мало исследованы.
Теория взаимосвязи экологического и
нравственного воспитания подростков
раскрыта слабо, практика эколого-нравственного
воспитания разработаны недостаточно.
Все это ставит перед педагогической наукой
задачу разработки многостороннего эколого-нравственного
воспитания детей.
Культивирование
нового сознания по отношению к природе
процесс длительный, он напрямую связан
с экологическими, социальными и другими
условиями жизни общества. В обстановке
ухудшения экологической ситуации в стране,
снижения жизненного уровня, отсутствия
устойчивых нравственных ориентиров,
доминирования потребительской психологии,
ограниченно сиюминутной выгодой без
долгосрочного прогноза, в атмосфере равнодушия
и попустительства, безнаказанности за
экологические правонарушения, формирование
нового понимания человеком, особенно
молодым, своих обязанностей перед природой
непросто. И все-таки педагогика призвана
уже сегодня проявить настойчивость в
воспитании нового поколения, которому
присуще особое видение мира как объекта
его постоянной заботы. Формирование экологического
сознания - важнейшая задача в настоящее
время. Сейчас очень много экологических
проблем. И не только в России, но и во всем
мире. Это происходит оттого, что всегда
очень мало уделялось внимания экологическому
воспитанию. Это привело к тому, что люди
стали относится к природе только как
к источнику сырья, жизни и т.д. В результате
появились озоновые дыры, парниковый эффект,
нефтяные пленки на поверхности воды.
Одной из основных
причин незрелости экологического сознания
людей нужно считать
Экологическое
сознание в развитом виде формируется
на основе познания людьми законов целостности
природной среды и тех законов, которые
должны обусловить человеческую деятельность
в целях сохранения жизнепригодного состояния
природы. Понятно, что стихийно подобные
знания не могут стать достоянием человека
даже в том случае, если он располагает
высоким уровнем воспитания и культуры.
Тут необходима специальная подготовка,
соответствующая индивидуальным особенностям.
Процесс формирования
экологического сознания должен охватить
все возрастные группы. Поэтому необходим
самый широкий спектр методических и дидактических
приемов.
Цель курсовой
работы: обоснование возможности
воспитания экологического отношения
к природе через ознакомление
с окружающим миром.
Задачи:
1. Рассмотреть
теоретические аспекты
2. Рассмотреть
теоретические аспекты
3. Выявить взаимосвязь
между ними.
4. Разработать
методическое занятие для 7 - го
класса.
Объект - воспитание
экологического отношения к природе.
Предмет - методы
и приемы воспитания экологического
отношения к природе у детей
школьного возраста.
1. Историко-педагогический
аспект проблемы
1.1 Становление
экологии, как науки
Уже в самых
древних из известных нам письменных
источниках не только упоминаются различные
названия животных и растений, но сообщаются
некоторые сведения об их образе жизни.
Видимо, авторы этих рукописей обращали
внимание на представителей живой природы
не только из любознательности, но и под
впечатлением их значения в жизни людей:
охоты на диких зверей и птиц, рыболовства,
защиты посевов от вредных животных и
т. д. Соприкасаясь с первичным познанием
природы, люди вынуждены были учитывать
значение среды обитания в жизни организмов.
Большое влияние
на мировоззрение ученых
Удивительные
открытия, которые принесли с собой
путешествия в отдаленные страны
и великие географические открытия
эпохи Возрождения, послужили толчком
для развития биологии. Ученые и путешественники
не только описывали внешнее и внутреннее
строение растений, но и сообщали сведения
о зависимости растений от условий произрастания
или возделывания. Описание животных сопровождалось
сведениями о их поведении, повадках, местах
обитания.
Известный английский
химик Роберт Бойль (1627-1691) оказался
первым, кто осуществил экологический
эксперимент; он опубликовал результаты
сравнительного изучения влияния низкого
атмосферного давления на различных
животных.
Большой вклад
в формирование экологических знаний
внесли такие выдающиеся ученые, как
шведский естествоиспытатель Карл Линней
(1707-1778) и французский исследователь
природы Жорж Бюффон (1707-1788), в трудах
которых подчеркивалось ведущее
значение климатических факторов. Особенно
большой интерес представляют сочинения
Линнея "Экономия природы" и "Общественное
устройство природы". Под "экономией"
Линней понимал взаимные отношения всех
естественных тел, он сравнивал природу
с человеческой общиной, живущей по определенным
законам.
Важные наблюдения,
оказавшие влияние на развитие экологии,
были выполнены учеными Российской
Академии наук в ходе экспедиционных
исследований, проводимых со второй половины
XVIII в. Среди организаторов и
Большое влияние
на развитие экологической науки
оказал французский автор первого
эволюционного учения Жан Батист
Ламарк (1744- 1829), считавший, что важнейшей
причиной приспособительных изменений
организмов, эволюции растений и животных
является влияние внешних условий среды.
Профессор Московского
университета Карл Францевич Рулье
(1814-1858) в своих трудах и публичных
лекциях настоятельно подчеркивал необходимость
изучения эволюции живых организмов и
объяснения жизни, развития и строения
животных в зависимости от изменений их
среды. Большое значение для развития
экологии имели труды известного русского
зоолога Николая Алексеевича Северцова
(1827-1885).
Особую роль
в развитии экологических идей сыграли
труды великого английского ученого-
Немецкий биолог
Эрнест Геккель (1834-1919), который в 1866
г. предложил термин "экология",
дал следующее определение этой
науки: "Это познание экономики
природы, одновременное исследование
всех взаимоотношений живого с органическими
и неорганическими компонентами среды,
включая непременно неантагонистические
и антагонистические взаимоотношения
животных и растений, контактирующих друг
с другом. Одним словом, экология - это
наука, изучающая все сложные взаимосвязи
и взаимоотношения в природе, рассматриваемые
Дарвином как условия борьбы за существование".
Э. Геккель относил экологию к биологическим
наукам и наукам о природе, которых, прежде
всего, интересуют все стороны жизни биологических
организмов. Как самостоятельная наука
экология сформировалась к началу двадцатого
столетия. Большой вклад в ее развитие
в XX в. внесли всемирно известные ученые-ботаники
Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920),
Василий Васильевич Докучаев (1846-1903), Фредерик
Клементс (1874- 1945), Владимир Николаевич
Сукачев (1880-1967) и ряд других.
Крупнейший русский
ученый XX в. Владимир Иванович Вернадский
(1863-1945) создает учение о биосфере.
Он показывает, какую огромную роль
играют живые организмы в геохимических
процессах на нашей планете.
В конце жизни
В. И. Вернадский приходит к выводу,
что биосфера тесно связана с
деятельностью человека; от этой деятельности
зависит сохранность равновесия
состава биосферы. Он вводит новое
понятие - ноосфера, что означает "мыслящая
оболочка", то есть сфера разума. В. И.
Вернадский писал: "Человечество, взятое
в целом, становится мощной геологической
силой. Перед ним, перед его мыслью и трудом
становится вопрос о перестройке биосферы
в интересах свободного мыслящего человечества
как единого целого. Это новое состояние
биосферы, к которому мы, не замечая этого,
приближаемся, и есть ноосфера".
Во второй половине
двадцатого столетия происходит своего
рода "экологизация" современной
науки. Это связано с осознанием
огромной роли экологических знаний, с
пониманием того, что деятельность человека
зачастую не просто наносит вред окружающей
среде, но и, воздействуя на нее негативно,
изменяя условия жизни людей, угрожает
самому существованию человечества.