Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:32, курсовая работа
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле.
Введение
1. Историко-педагогический аспект проблемы экологического воспитания
1.1 Становление экологии, как науки
1.2 Вклад педагогов прошлого в развитие проблемы экологического воспитания
2. Теория экологического воспитания
2.1 Сущность экологического воспитания
2.2 Цель и задачи воспитания экологической культуры
2.3 Методы и формы экологического воспитания
3 Внеклассное мероприятие « Берегите природу»
Заключение
Список литературы
На этапе формирования
экологической проблемы особую роль
приобретают методы, стимулирующие
самостоятельную деятельность. Задания
и задачи направлены на выявление противоречий
во взаимодействии общества и природы,
на формирование проблемы и рождение идей
о пути ее решения с учетом концепции изучаемого
предмета. Стимулируют учебную деятельность
дискуссии, способствуя проявлению личного
отношения детей к проблемам, знакомству
с реальными местными экологическими
условиями, поиску возможностей их решения.
Игровая деятельность
дошкольников включает в себя много
других разнообразных видов
При этом важны
не отдельные мероприятия, а хорошо
продуманный непрерывный
Среди традиционных
массовых форм натуралистической работы,
которым можно придать
Желательно практиковать
игры, направленные на развитие наблюдательности,
памяти, умение ориентироваться, соблюдать
правила поведения в природе. В большинстве
случаев их организация не требует особой
предварительной подготовки. В то же время
такие игры можно органично включать в
экскурсии, прогулки, в кружковые занятия.
Удачным сочетанием игровой и познавательной
деятельности дошкольников являются игры-экскурсии.
Игра-путешествие.
Старт игры обычно проводится в театрализованной
форме, напри мер лесной царь Берендей
может пригласить ребят в гости
в сказочный лес. На пути старшие
школьники встречают различные
препятствия, которые надо преодолеть.
Каждый последующий игровой пункт принимает
только тех участников, которые выполнили
предыдущие задания. Всех ребят, прошедших
испытания, Берендей встречает на поляне
чаем и черничным пирогом.
Мастерство воспитателя
ярче всего проявляется в организации
самостоятельной деятельности ребят.
Как направить каждого ребенка на полезную
и интересную игру, не подавляя его активности
и инициативы? Как чередовать игры и распределять
детей в групповой комнате, на участке,
чтобы им было удобно играть, не мешая
друг другу? Как устранять возникающие
между ними недоразумения и конфликты?
От умения быстро решить эти вопросы зависит
всестороннее воспитание, творческое
развитие каждого ребенка. В дошкольной
педагогике имеется много методов и приемов
воздействия, выбор которых зависит от
конкретной ситуации. Иногда воспитатели
при знакомстве с передовым педагогическим
опытом (в печати, во время просмотра открытых
занятий, игр) обнаруживают новые приемы
руководства и оформления игровых зон
и механически переносят их в свою работу,
не получая при этом желаемого результата.
Методические
приемы приносят результат в
тех случаях, если воспитатель
применяет их системно, учитывает
общие тенденции психического
развития дошкольников, закономерности
формируемой деятельности, если педагог
хорошо знает и чувствует каждого ребенка.
Овладев с помощью
взрослых основными способами действия,
характерных для той или иной
деятельности, дети могут использовать
их в тех же или несколько измененных
условиях. Для этого надо, чтобы в
групповой комнате и на участке были созданы
условия для разнообразной самостоятельной
деятельности малышей. Каждый вид игрушек
и пособий следует хранить в определенном
порядке. Это позволит детям найти нужный
предмет, а после игры убрать его на место.
Важно продумать, как наиболее рационально
распределить игровой материал, чтобы
дети могли заняться разнообразной деятельностью,
не мешая друг другу.
Спокойное место
в группе отводится для самостоятельных
игр с дидактическими игрушками,
рассматривания картинок, игр. Дидактические
игрушки, книги хранятся в открытом шкафу,
рядом со столами, за которыми дети играют
и рассматривают книги. Более сложные
дидактические игрушки, игрушки-забавы
должны быть видны детям. Лучше, если они
будут лежать на полке выше роста ребенка,
чтобы взрослый мог не только помочь взять
игрушку, но и проследить за игрой ребенка.
Развитию ценностных
ориентацией способствует выполнение
практических работ оценочного характера.
Для экологического воспитания важное
значение имеют работы на местности
по оценке характера воздействия человека
на окружающую среду, предусмотренные
программой. На их основе у детей вырабатывается
привычка правильно, критически оценивать
свое поведение в природе, поступки других
людей, выбрать линию поведения, соответствующую
законам природы и общества.
Первое важнейшее
условие - экологическое воспитание
должно проводится в системе, с использованием
местного краеведческого материала, с
учетом преемственности, постепенного
усложнения и углубления отдельных
элементов.
Второе непременное условие - надо активно вовлекать детей в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение, уход за цветниками, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.
3. Внеклассное
мероприятие « Берегите
"Счастье - быть с природой, видеть её, говорить с ней".
Л.Н. Толстой
"Человек должен украшать землю".
М. Шолохов
"Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля".
К.Г. Паустовский
Цели: показать
красоту природы, воспитывать любовь
к природе, бережное отношение к
ней, развивать артистизм, художественный
вкус.
3.1 Оборудование
· Плакаты "Лес
- наше богатство", "Берегите лес!",
· листья разных
деревьев,
· выставка рисунков
на тему "Берегите природу!",
· поделки из
природного материала,
· 2 стола для
команд,
· чёрный ящик.
3.2 Ход мероприятия
Здравствуйте
уважаемые дети, приглашенные гости!
Начинаем наше мероприятие на тему: "Берегите
природу!"
Посмотрите вокруг:
какой прекрасный, удивительный мир
нас окружает. Прекрасные зеленые
леса, поля, животные, птицы. А также
реки, моря, океаны, горы, небо, солнце это
тоже все прекрасное. Это все это прекрасное
одним словом мы говорим - Природа. Наша
жизнь неотъемлема от неё. Природа кормит,
поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.
У писателя Паустовского К.Г. есть такие
прекрасные слова: "И если мне хочется
иногда жить до ста двадцати лет, то только
потому, что мало одной жизни, чтобы испытать
до конца всё очарование и всю исцеляющую
силу нашей русской природы. А также замечательный
писатель и большой любитель природы Михаил
Пришвин писал:
"Мы хозяева
нашей природы, и она для нас кладовая
солнца с великими сокровищами жизни."
Почему мы с
лесом дружим?
Для чего он людям
нужен?
· Лес - наше богатство.
· Лес - это зелёный
наряд нашей земли.
· Там, где лес
- всегда чистый воздух.
· Лес - это дом
для зверей и птиц.
· Лес - это наш друг:
задерживая влагу, он помогает человеку
выращивать хороший урожай.
· Лес - это кладовая,
щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды,
грибы.
Мы любим лес
в любое время года.
Мы слышим речек
медленную речь:
Всё это называется
природой.
Давайте же всегда
её беречь!
Сегодня мы будем
путешествовать по определенным остановкам.
На каждой остановке вам придется
выполнять определенные задания. Состав
жюри будет оценивать ваши ответы,
по итогам определиться команда победителей.
Итак, начинаем!
Класс делится на
две команды. Они сразу занимают свои места
за столами. Под музыку входит танцевальная
группа с листьями в руках и исполняет
танец, по окончании танца девочки бросают
листья под ноги.
Станция "Охрана
природы"
Чтение стихотворений:
Рыбе - вода.
Птице - воздух.
Зверю - лес, степь,
горы,
А человеку нужна
Родина.
Охранять природу,
значит охранять Родину!"
Как вы поступите,
чтобы не причинить вреда природе?
Дайте краткий ответ.
1. На дорожке
прыгает маленький птенец, который
никак не может взлететь. Ваши
поступки.
2. Ребята поставили
палатки и пошли в лес за
лапником ветками ели, чтобы
приготовить место для ночлега.
3.Вы нашли
гриб, но не знаете, настоящий
это белый или ложный. Что делать?
4. Ребята гуляли
со щенком в лесу. Вдруг они
заметили, что его нет рядом.
Они его звали, кричали, но
так и не нашли.
5.Вы увидели,
что на берегу озера мужчина
моет машину.
6. Составь правила
поведения в лесу.
7. В предложенных
ситуациях выдели и объясни неправильные
действия детей.
8. Шли по лесу,
увидели тлеющие угольки
9. На земле
валялась бумага, полиэтиленовые
пакеты, сломанные пластмассовые
стаканчики и другой мусор.
Ребята собрали все это и
сожгли на костре.
Станция "Лесные
жалобы"
Жалоба №1.
Сама знаю, что
не красавица. Покажись я, многие шарахаются
в сторону, а то ещё и камнем
бросят или ногой пнут. А за что?
Придумали ведь. Что от меня на руках
бородавки бывают. Чушь какая-то! Не
всем же быть красавицами! А польза
от меня людям большая, (Жаба).
Жалоба №2.
На земном шаре
нет, пожалуй, такого существа, о котором
рассказывали бы столько легенд и
небылиц, как о нас.
Не нравится,
что темноту мы любим, что на обычных
птиц и зверей не похожи. Но мы, же друзья
человека, а не враги. Что же нам делать?
Ведь таким мы и родились. Любим висеть
вниз головой. А обижают нас незаслуженно.
(Летучая мышь)
Жалоба №3.
Я - единственное
животное, которое может подпустить
человека довольно близко. Но вовсе
не потому, что я такой храбрый.
Просто я плохо вижу и больше надеюсь на
свой нюх. Зато у меня есть колючая защита.
Кто я, узнайте? (ёж)
Жалоба №4.
Меня называют
непоседливым зверьком. Я постоянно
в движении: быстро спускаюсь с
ели на землю, тотчас взлетаю по стволу
обратно или перепрыгиваю с ветки
на ветку. Ах, как я устала! (Белка)
Станция "Лекарственные
растения"
1. Название, какого
растения говорит, где оно
2. Что за трава,
которую и слепые узнают? (крапива)
3. Гирлянды белых
маленьких колокольчиков висят
между большими остроконечными листьями.
А летом на месте цветов - красные ягоды.
Они ядовиты. (ландыши)
4. Трава от 99
болезней. (зверобой)
5. Стоит в
поле кудряшка-
Белая рубашка
Сердечко золотое,
Что это такое?
(ромашка)