Экологическое воспитание школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле.

Содержание работы

Введение
1. Историко-педагогический аспект проблемы экологического воспитания
1.1 Становление экологии, как науки
1.2 Вклад педагогов прошлого в развитие проблемы экологического воспитания
2. Теория экологического воспитания
2.1 Сущность экологического воспитания
2.2 Цель и задачи воспитания экологической культуры
2.3 Методы и формы экологического воспитания
3 Внеклассное мероприятие « Берегите природу»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

одержание.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

6.На припёке  у пеньков 

Много тонких стебельков. 

Каждый тонкий стебелёк 

Держит алый огонёк. 

Раздвигаем стебельки 

Собираем огоньки. (земляника) 

Музыкальная пауза: Исполнение песни "Лесной олень". 

Станция "Берегите природу!" 

На этой станции  дети послушают голоса птиц и узнают птицу по голосу. 

Звучит грамзапись, участники отгадывают.  

Соловей, кукушка, дятел, ворона, синица, утка 

Станция "Угадай-ка!" 

Каждой команде  раздаем карточки с рисунками, где  показаны рисунки деревьев, дети должны угадать, что это за дерево? Когда  будут отвечать, параллельно показывают карточку данного растения. 

- Внимание последнее  задание "Чёрный ящик". 

ЗАДАНИЕ: Как  называется это дерево? (лиственница) 

ПОДСКАЗКА 1. Древесина  этого дерева не гниёт, со временем становится твёрже. Внутренние детали Московского Кремля сделаны из этого дерева и служат уже 500 лет. 

ПОДСКАЗКА 2. Это  дерево растёт у нашей школы. 

Жюри подводит итоги. Вручение призов и грамот. 

Красота простой  и безыскусственной русской природы - неиссякаемый источник вдохновения  для поэтов, художников и композиторов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней. Любовь к родной природе - один из вернейших признаков любви к своей стране". 

Сегодня мы с  вами гуляли по лесным тропинкам, любовались красотой природы. Мы всегда должны помнить, что природа гибнет и просит у нас защиты. 

Заключение 
 

После изучения темы курсовой я пришла к следующему выводу: Проблема экологического воспитания и образования существовала, и  будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы. 

Важнейший компонент  экологического воспитания - деятельность младших школьников. Разные ее виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологически целесообразных решений, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей. 

Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит  дальнейшее развитие, и будут исправлены недостатки учителей и учебных методик, которые играют немаловажную роль в  воспитании школьников. 

Список литературы 
 

1. Абдрашитова И.В. Нравственное и эстетическое воспитание в процессе становления экологической культуры - Казань: КГПУ, 2001- 237 с. Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. - 1998. №6. С. 92-94. 

3. Былова А.М.  Общая экология: учебник для студентов педагогических вузов / М.: Дрофа, 2004.- 416 с.: ил. 

4. Вершинин Н.А.  Воспитание у младших школьников  любви к природе родного края, интереса к природоведческих  занятиям. // НШ. - 1998. - №10. С. 9-11. 

5. Воробьева  А.Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ. - 1998. № 6. С. 63-64. 

6. Гетьман В.Ф.  Экскурсии по природоведению  во 2-3 классах. // Рад. шк. - 1983. 

7. Глазачев С.Н.  Сохраним ценности экологической  культуры. // НШ. - 1998. №6. С. 13-14. 

8. Гордеева В.А.  Путешествия мужика (экологическая сказка). // НШ. - 1999. №12. С. 98-100. 

9. Горощенко  В.П. Природа и люди. М., Просвещение, 1986. 

10. Государственные  стандарты начального образования  РК. Алматы, 1998. 

11. Гришева Е.А.  Задания экологического содержания. М. Просвещение, 1993. 

12. Гюльвердиева  Л.М., Утенова З.Ю. Национальные  традиции и их использование в экологическом воспитании детей. // НШ. - 1998. №6. С. 71-76. 

13. Дерябо С.Д.  Субъективное отношение к природе  детей начальной школы. // НШ. - 1998. - № 6. С. 19-26 

14. Дежкин В.  Беседы об экологии. - М.: Знание, 1998.  

15. Дмитриев Ю.Д. Земля у нас одна. М.: Детская литература. - 1997. 

16. Дорошко О.М.  Совершенствование подготовки будущих  учителей начальной школы к  осуществлению экологического воспитания  младших школьников. Автореферат.  Киев - 1988. 

17. Захлебный  А.Н. На экологической тропе опыт экологического воспитания. М.: Знание, 1986. 

18. Захлебный  А.Н. Суравегина И.Т. Экологическое  образование школьников во внеклассной  работе: пособие для учителя - М.: Просвещение, 1984.  

19. Зверев И.Д.  Охрана природы и экологическое воспитание.//Воспитание школьников. -1995, N6, С. 30-35.  

20. Зыков И.В.  Календарь природы. - Кемеровское  книжное издательство, 1993  

21. Ремизова Н.И.  Учебная экологическая тропа  на пришкольном участке. ж-л  «Биология в школе» №6, 2000. 

22. Каленникова Т.Г. Природа и ты: вопросы и задания по экологии. - Минск:, 2004.  

23. Касаткина  Н.А. Внеклассная работа по  биологии. 3-8 классы. - Волгоград: Учитель, 2004 

24. Кучер Т.В.  Экологическое воспитание учащихся. - М.: Наука, 1990.  

25. Лось В.А.  Человек и природа. - М.: Наука, 1998 

26. Мамедов Н.М.  Проблемы экологии. - М.: Знание, 1999.  

27. Маркович Д.Ж.  Социальная экология. - М.: Просвещение, 1997.  

28. Николаева  С.Н. Игра и экологическое воспитание.//Дошкольное  воспитание, № 12, 1994. 

29. Николаева  С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. М.: Новая школа, 1996. 

30. Учебник-хрестоматия  по основам экологии для дошкольников  и младших школьников.19

Оглавление

Введение

Теоретические основы экологического воспитания младших школьников

Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема

Экологическое воспитание в процессе образования  младших школьников.

Заключение

Список использованной литературы

 Введение 

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.  

Почему это  так необходимо и что послужило  тому причиной? К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные  с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Волга, Байкал, Ладога, Арал, Черное море - это только некоторые адреса кричащих экологических проблем. Не обошло стороной экологическое бедствие и Республику Казахстан. Высыхание Аральского моря, рост солончаков и пустынных территорий, недостаточность водных ресурсов - все это губительно сказывается на экосистеме, на ее целостном взаимодействии. Загрязнение почв происходит из-за применения ядохимикатов (пестицидов). Растут и горы бытового уровня. В результате нерационального использования земель происходит истощение почв. Нарастает беспокойство о наших «соседях по планете» - растениях и животных, которые испытывают двойной гнет: во-первых, разрушения и загрязнения мест обитания; во-вторых, от непосредственного влияния со стороны человека. В результате многие виды исчезли с лица Земли. И все-таки даже этот минимальный свод информации свидетельствует о том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, и что решение ее должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности учителей. 

Актуальность  взаимодействия общества и природной среды выдвинула школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей. 

Детям младшего школьного возраста свойственно  уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей. 

Индивидуальный  анализ учебников подтверждает, что предпосылки для этого имеются. Однако нельзя сказать, что проблема разделения функций и взаимодействия учебных предметов в целях экологического образования решена. Необходимо дополнить новыми элементами знания о каждом конкретном компоненте природы, изучаемом детьми. При различных подходах к содержанию курса появляется возможность ввести детей в круг реальных экологических проблем. «Экологизация» курса не должна ограничиться только обновлением его содержания. В соответствующей модернизации нуждаются методы, приемы, средства обучения. Важное место могут занять ролевые игры, учебные дискуссии. Однако радикальное изменение ситуации может произойти в результате внедрения новых методик, программ, учебных пособий. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства. Однако проведенное анкетирование в ряде школ показало, что необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у учащихся и их родителей, но и у учителей. Можно сделать вывод, что усиление экологического воспитания остается проблемой номер один в педагогической действительности школы. 

Все сказанное  определило выбор темы исследования: экологическое воспитание младших  школьников. 

Актуальность  обусловлена противоречием между  все увеличивающимся негативным воздействием антропогенных факторов на окружающую среду и отсутствие эффективных экологических технологий экологического образования и воспитания. 

Объект - процесс  экологического образования и воспитания школьников. 

Предмет - экологическое  воспитание младших школьников в  учебной деятельности. 

Цель - поиск  оптимальной технологии экологического воспитания младших школьников. 

Задачи: 1. раскрыть сущность экологического образования  и воспитания; 2. систему организации  экологического воспитания; 3. наметить методику организации экологического воспитания младших школьников. 

Методы: 1.анализ психолого-педагогической и методической литературы; 2.анализ государственного стандарта Республики Казахстан  и учебных программ для начальной  школы. 

Структура работы. Курсовая работа состоит из 1.введения, где определяются объект, предмет, цель и задачи; 2.основного содержания работы, где раскрываются теоретические основы экологического воспитания и технология его осуществления; 3.заключения, посвященного основным выводам; 4.списка использованной литературы, насчитывающего 65 названий. 

I.1. Экологическое  воспитание как социально-педагогическая  проблема. 

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни  и человеческой цивилизации, вызвали  необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося  экологически информационного общества. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества, и как следствие, - к формированию теории и практики экологического образования.  

Дальнейшее исследование это проблемы, проведенное философами и педагогами, позволило выделить новый аспект воспитания - экологический. 

Экология - наука  об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ  между собой и окружающей средой. А под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи: 

Информация о работе Экологическое воспитание школьников