Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:32, курсовая работа
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле.
Введение 
1. Историко-педагогический  аспект проблемы экологического  воспитания 
1.1 Становление  экологии, как науки 
1.2 Вклад педагогов  прошлого в развитие проблемы  экологического воспитания 
2. Теория экологического  воспитания 
2.1 Сущность экологического воспитания 
2.2 Цель и задачи  воспитания экологической культуры 
2.3 Методы и  формы экологического воспитания 
3 Внеклассное  мероприятие « Берегите природу» 
Заключение 
Список литературы
6.На припёке 
у пеньков 
Много тонких стебельков. 
Каждый тонкий 
стебелёк 
Держит алый 
огонёк. 
Раздвигаем стебельки 
Собираем огоньки. 
(земляника) 
Музыкальная пауза: 
Исполнение песни "Лесной олень". 
Станция "Берегите 
природу!" 
На этой станции 
дети послушают голоса птиц и узнают 
птицу по голосу. 
Звучит грамзапись, 
участники отгадывают.  
Соловей, кукушка, 
дятел, ворона, синица, утка 
Станция "Угадай-ка!" 
Каждой команде 
раздаем карточки с рисунками, где 
показаны рисунки деревьев, дети должны 
угадать, что это за дерево? Когда 
будут отвечать, параллельно показывают 
карточку данного растения. 
- Внимание последнее 
задание "Чёрный ящик". 
ЗАДАНИЕ: Как 
называется это дерево? (лиственница) 
ПОДСКАЗКА 1. Древесина 
этого дерева не гниёт, со временем 
становится твёрже. Внутренние детали 
Московского Кремля сделаны из этого дерева 
и служат уже 500 лет. 
ПОДСКАЗКА 2. Это 
дерево растёт у нашей школы. 
Жюри подводит 
итоги. Вручение призов и грамот. 
Красота простой 
и безыскусственной русской природы 
- неиссякаемый источник вдохновения 
для поэтов, художников и композиторов. 
Многие стихи, картины, музыкальные произведения 
родились благодаря любви к ней. Любовь 
к родной природе - один из вернейших признаков 
любви к своей стране". 
Сегодня мы с 
вами гуляли по лесным тропинкам, любовались 
красотой природы. Мы всегда должны помнить, 
что природа гибнет и просит у нас защиты. 
Заключение 
 
После изучения 
темы курсовой я пришла к следующему 
выводу: Проблема экологического воспитания 
и образования существовала, и 
будет существовать на протяжении развития 
общества. Правильное экологическое воспитание 
позволит в дальнейшем предотвратить 
многие экологические проблемы человечества. 
Именно в младшем школьном возрасте ребенок 
получает основы систематических знаний; 
здесь формируются и развиваются особенности 
его характера, воли, нравственного облика. 
Если в воспитании детей упущено что-то 
существенное, то эти пробелы появятся 
позже и не останутся незамеченными. Постановка 
цели и задач экологического воспитания 
позволила определить содержание воспитательного 
процесса. Выделены основные этапы сущности 
процесса воспитания, тенденции и формы 
экологического воспитания. Для каждой 
формы выделены основные критерии эффективности: 
массовость, стабильность, умение применять 
экологические знания. Показателями воспитанной 
личности служат: экологические знания, 
умения, практические результаты, которые 
выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной 
работы по охране природы. Наиболее популярными 
средствами обучения экологии являются 
экскурсии. Они позволяют выявить природные 
связи и основные этапы изучения природы. 
Важнейший компонент 
экологического воспитания - деятельность 
младших школьников. Разные ее виды 
дополняют друг друга: учебная способствует 
теории и практике взаимодействия общества 
и природы, овладению приемами причинного 
мышления в области экологии; игра формирует 
опыт понятия экологически целесообразных 
решений, общественно-полезная деятельность 
служит приобретению опыта принятия экологических 
решений, позволяет внести реальный вклад 
в изучение и охрану местных экосистем, 
пропаганду экологических идей. 
Хочется надеяться, 
что экологическое воспитание получит 
дальнейшее развитие, и будут исправлены 
недостатки учителей и учебных методик, 
которые играют немаловажную роль в 
воспитании школьников. 
Список литературы 
 
1. Абдрашитова И.В. 
Нравственное и эстетическое воспитание 
в процессе становления экологической 
культуры - Казань: КГПУ, 2001- 237 с. Барышева 
Ю. А. Из опыта организации экологической 
работы. // НШ. - 1998. №6. С. 92-94. 
3. Былова А.М. 
Общая экология: учебник для студентов 
педагогических вузов / М.: Дрофа, 2004.- 416 
с.: ил. 
4. Вершинин Н.А. 
Воспитание у младших 
5. Воробьева 
А.Н. Экологическое образование младших 
школьников. // НШ. - 1998. № 6. С. 63-64. 
6. Гетьман В.Ф. 
Экскурсии по природоведению 
во 2-3 классах. // Рад. шк. - 1983. 
7. Глазачев С.Н. 
Сохраним ценности 
8. Гордеева В.А. 
Путешествия мужика (экологическая сказка). 
// НШ. - 1999. №12. С. 98-100. 
9. Горощенко 
В.П. Природа и люди. М., Просвещение, 
1986. 
10. Государственные 
стандарты начального 
11. Гришева Е.А. 
Задания экологического 
12. Гюльвердиева 
Л.М., Утенова З.Ю. Национальные 
традиции и их использование в экологическом 
воспитании детей. // НШ. - 1998. №6. С. 71-76. 
13. Дерябо С.Д. 
Субъективное отношение к 
14. Дежкин В. 
Беседы об экологии. - М.: Знание, 1998.  
15. Дмитриев Ю.Д. 
Земля у нас одна. М.: Детская литература. 
- 1997. 
16. Дорошко О.М. 
Совершенствование подготовки 
17. Захлебный 
А.Н. На экологической тропе опыт 
экологического воспитания. М.: Знание, 
1986. 
18. Захлебный 
А.Н. Суравегина И.Т. 
19. Зверев И.Д. 
Охрана природы и экологическое 
воспитание.//Воспитание школьников. -1995, 
N6, С. 30-35.  
20. Зыков И.В. 
Календарь природы. - Кемеровское 
книжное издательство, 1993  
21. Ремизова Н.И. 
Учебная экологическая тропа 
на пришкольном участке. ж-л 
«Биология в школе» №6, 2000. 
22. Каленникова 
Т.Г. Природа и ты: вопросы и задания по 
экологии. - Минск:, 2004.  
23. Касаткина 
Н.А. Внеклассная работа по 
биологии. 3-8 классы. - Волгоград: Учитель, 
2004 
24. Кучер Т.В. 
Экологическое воспитание 
25. Лось В.А. 
Человек и природа. - М.: Наука, 1998 
26. Мамедов Н.М. 
Проблемы экологии. - М.: Знание, 1999.  
27. Маркович Д.Ж. 
Социальная экология. - М.: Просвещение, 
1997.  
28. Николаева 
С.Н. Игра и экологическое 
29. Николаева 
С.Н. Место игры в экологическом воспитании 
дошкольников. Пособие для специалистов 
по дошкольному воспитанию. М.: Новая школа, 
1996. 
30. Учебник-хрестоматия 
по основам экологии для 
Оглавление
Введение
Теоретические основы экологического воспитания младших школьников
Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема
Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников.
Заключение
Список использованной литературы
 Введение 
Экологические 
проблемы носят глобальный характер и 
затрагивают все человечество. На современном 
этапе развития общества вопрос экологического 
воспитания приобретает особую остроту. 
Главная причина этого - тотальная экологическая 
безответственность. В связи с этим необходимо 
усилить и больше уделять внимания экологическому 
воспитанию в современной школе уже с 
первых лет воспитания детей.  
Почему это 
так необходимо и что послужило 
тому причиной? К числу самых волнующих, 
несомненно, относятся проблемы, связанные 
с загрязнением окружающей среды. Загрязняется 
все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь 
не может не сказаться губительно на растениях, 
животных, на здоровье людей. Волга, Байкал, 
Ладога, Арал, Черное море - это только 
некоторые адреса кричащих экологических 
проблем. Не обошло стороной экологическое 
бедствие и Республику Казахстан. Высыхание 
Аральского моря, рост солончаков и пустынных 
территорий, недостаточность водных ресурсов 
- все это губительно сказывается на экосистеме, 
на ее целостном взаимодействии. Загрязнение 
почв происходит из-за применения ядохимикатов 
(пестицидов). Растут и горы бытового уровня. 
В результате нерационального использования 
земель происходит истощение почв. Нарастает 
беспокойство о наших «соседях по планете» 
- растениях и животных, которые испытывают 
двойной гнет: во-первых, разрушения и 
загрязнения мест обитания; во-вторых, 
от непосредственного влияния со стороны 
человека. В результате многие виды исчезли 
с лица Земли. И все-таки даже этот минимальный 
свод информации свидетельствует о том, 
что проблема экологического воспитания 
школьников не надумана, и что решение 
ее должно стать одной из приоритетных 
задач сегодняшней педагогической действительности 
учителей. 
Актуальность 
взаимодействия общества и природной 
среды выдвинула школой задачу формирования 
у детей ответственного отношения к природе. 
Педагоги и родители осознают важность 
обучения школьников правилам поведения 
в природе. И чем раньше начинается работа 
по экологическому воспитанию учащихся, 
тем большим будет ее педагогическая результативность. 
При этом в тесной взаимосвязи должны 
выступать все формы и виды учебной и внеклассной 
деятельности детей. 
Детям младшего 
школьного возраста свойственно 
уникальное единство знаний и переживаний, 
которые позволяют говорить о возможности 
формирования у них надежных основ ответственного 
отношения к природе. Все учебные предметы 
начальной школы призваны вносить свой 
вклад в формирование экологической ответственности 
детей. 
Индивидуальный 
анализ учебников подтверждает, что предпосылки 
для этого имеются. Однако нельзя сказать, 
что проблема разделения функций и взаимодействия 
учебных предметов в целях экологического 
образования решена. Необходимо дополнить 
новыми элементами знания о каждом конкретном 
компоненте природы, изучаемом детьми. 
При различных подходах к содержанию курса 
появляется возможность ввести детей 
в круг реальных экологических проблем. 
«Экологизация» курса не должна ограничиться 
только обновлением его содержания. В 
соответствующей модернизации нуждаются 
методы, приемы, средства обучения. Важное 
место могут занять ролевые игры, учебные 
дискуссии. Однако радикальное изменение 
ситуации может произойти в результате 
внедрения новых методик, программ, учебных 
пособий. Большое наследие в области воспитания 
детей окружающей средой оставил нам выдающийся 
педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал 
особое значение влиянию природы на нравственное 
развитие ребенка. По его мнению, природа 
лежит в основе детского мышления, чувств, 
творчества. Он неоднократно отмечал, 
что сама природа не воспитывает, а активно 
влияет только на взаимодействие с ней. 
Чтобы ребенок научился понимать природу, 
чувствовать его красоту, нужно прививать 
ему это качество с раннего детства. Однако 
проведенное анкетирование в ряде школ 
показало, что необходимо существенно 
поднять уровень экологического воспитания 
не только у учащихся и их родителей, но 
и у учителей. Можно сделать вывод, что 
усиление экологического воспитания остается 
проблемой номер один в педагогической 
действительности школы. 
Все сказанное 
определило выбор темы исследования: 
экологическое воспитание младших 
школьников. 
Актуальность 
обусловлена противоречием 
Объект - процесс 
экологического образования и воспитания 
школьников. 
Предмет - экологическое 
воспитание младших школьников в 
учебной деятельности. 
Цель - поиск 
оптимальной технологии экологического 
воспитания младших школьников. 
Задачи: 1. раскрыть 
сущность экологического образования 
и воспитания; 2. систему организации 
экологического воспитания; 3. наметить 
методику организации экологического 
воспитания младших школьников. 
Методы: 1.анализ 
психолого-педагогической и методической 
литературы; 2.анализ государственного 
стандарта Республики Казахстан 
и учебных программ для начальной 
школы. 
Структура работы. 
Курсовая работа состоит из 1.введения, 
где определяются объект, предмет, цель 
и задачи; 2.основного содержания работы, 
где раскрываются теоретические основы 
экологического воспитания и технология 
его осуществления; 3.заключения, посвященного 
основным выводам; 4.списка использованной 
литературы, насчитывающего 65 названий. 
 I.1. Экологическое 
воспитание как социально-
Глобальные проблемы 
современности, несущие угрозу жизни 
и человеческой цивилизации, вызвали 
необходимость экологического образования, 
призванного реализовать идеи становящегося 
экологически информационного общества. 
Поиск путей гармонического взаимодействия 
общества и природы приводит к интенсивному 
процессу экологизации общей культуры 
человечества, и как следствие, - к формированию 
теории и практики экологического образования.  
Дальнейшее исследование 
это проблемы, проведенное философами 
и педагогами, позволило выделить новый 
аспект воспитания - экологический. 
Экология - наука 
об отношениях растительных и животных 
организмов и образуемых ими сообществ 
между собой и окружающей средой. 
А под экологическим воспитанием понимается 
формирование у широких слоев населения 
высокой экологической культуры всех 
видов человеческой деятельности, так 
или иначе связанных с познанием, освоением, 
преобразованием природы. Основная цель 
экологического воспитания: научить ребенка 
развивать свои знания законов живой природы, 
понимание сущности взаимоотношений живых 
организмов с окружающей средой и формирование 
умений управлять физическим и психическим 
состоянием. Постепенно определяются 
образовательные и воспитательные задачи: