Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:32, курсовая работа
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле.
Введение
1. Историко-педагогический аспект проблемы экологического воспитания
1.1 Становление экологии, как науки
1.2 Вклад педагогов прошлого в развитие проблемы экологического воспитания
2. Теория экологического воспитания
2.1 Сущность экологического воспитания
2.2 Цель и задачи воспитания экологической культуры
2.3 Методы и формы экологического воспитания
3 Внеклассное мероприятие « Берегите природу»
Заключение
Список литературы
6.На припёке
у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий
стебелёк
Держит алый
огонёк.
Раздвигаем стебельки
Собираем огоньки.
(земляника)
Музыкальная пауза:
Исполнение песни "Лесной олень".
Станция "Берегите
природу!"
На этой станции
дети послушают голоса птиц и узнают
птицу по голосу.
Звучит грамзапись,
участники отгадывают.
Соловей, кукушка,
дятел, ворона, синица, утка
Станция "Угадай-ка!"
Каждой команде
раздаем карточки с рисунками, где
показаны рисунки деревьев, дети должны
угадать, что это за дерево? Когда
будут отвечать, параллельно показывают
карточку данного растения.
- Внимание последнее
задание "Чёрный ящик".
ЗАДАНИЕ: Как
называется это дерево? (лиственница)
ПОДСКАЗКА 1. Древесина
этого дерева не гниёт, со временем
становится твёрже. Внутренние детали
Московского Кремля сделаны из этого дерева
и служат уже 500 лет.
ПОДСКАЗКА 2. Это
дерево растёт у нашей школы.
Жюри подводит
итоги. Вручение призов и грамот.
Красота простой
и безыскусственной русской природы
- неиссякаемый источник вдохновения
для поэтов, художников и композиторов.
Многие стихи, картины, музыкальные произведения
родились благодаря любви к ней. Любовь
к родной природе - один из вернейших признаков
любви к своей стране".
Сегодня мы с
вами гуляли по лесным тропинкам, любовались
красотой природы. Мы всегда должны помнить,
что природа гибнет и просит у нас защиты.
Заключение
После изучения
темы курсовой я пришла к следующему
выводу: Проблема экологического воспитания
и образования существовала, и
будет существовать на протяжении развития
общества. Правильное экологическое воспитание
позволит в дальнейшем предотвратить
многие экологические проблемы человечества.
Именно в младшем школьном возрасте ребенок
получает основы систематических знаний;
здесь формируются и развиваются особенности
его характера, воли, нравственного облика.
Если в воспитании детей упущено что-то
существенное, то эти пробелы появятся
позже и не останутся незамеченными. Постановка
цели и задач экологического воспитания
позволила определить содержание воспитательного
процесса. Выделены основные этапы сущности
процесса воспитания, тенденции и формы
экологического воспитания. Для каждой
формы выделены основные критерии эффективности:
массовость, стабильность, умение применять
экологические знания. Показателями воспитанной
личности служат: экологические знания,
умения, практические результаты, которые
выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной
работы по охране природы. Наиболее популярными
средствами обучения экологии являются
экскурсии. Они позволяют выявить природные
связи и основные этапы изучения природы.
Важнейший компонент
экологического воспитания - деятельность
младших школьников. Разные ее виды
дополняют друг друга: учебная способствует
теории и практике взаимодействия общества
и природы, овладению приемами причинного
мышления в области экологии; игра формирует
опыт понятия экологически целесообразных
решений, общественно-полезная деятельность
служит приобретению опыта принятия экологических
решений, позволяет внести реальный вклад
в изучение и охрану местных экосистем,
пропаганду экологических идей.
Хочется надеяться,
что экологическое воспитание получит
дальнейшее развитие, и будут исправлены
недостатки учителей и учебных методик,
которые играют немаловажную роль в
воспитании школьников.
Список литературы
1. Абдрашитова И.В.
Нравственное и эстетическое воспитание
в процессе становления экологической
культуры - Казань: КГПУ, 2001- 237 с. Барышева
Ю. А. Из опыта организации экологической
работы. // НШ. - 1998. №6. С. 92-94.
3. Былова А.М.
Общая экология: учебник для студентов
педагогических вузов / М.: Дрофа, 2004.- 416
с.: ил.
4. Вершинин Н.А.
Воспитание у младших
5. Воробьева
А.Н. Экологическое образование младших
школьников. // НШ. - 1998. № 6. С. 63-64.
6. Гетьман В.Ф.
Экскурсии по природоведению
во 2-3 классах. // Рад. шк. - 1983.
7. Глазачев С.Н.
Сохраним ценности
8. Гордеева В.А.
Путешествия мужика (экологическая сказка).
// НШ. - 1999. №12. С. 98-100.
9. Горощенко
В.П. Природа и люди. М., Просвещение,
1986.
10. Государственные
стандарты начального
11. Гришева Е.А.
Задания экологического
12. Гюльвердиева
Л.М., Утенова З.Ю. Национальные
традиции и их использование в экологическом
воспитании детей. // НШ. - 1998. №6. С. 71-76.
13. Дерябо С.Д.
Субъективное отношение к
14. Дежкин В.
Беседы об экологии. - М.: Знание, 1998.
15. Дмитриев Ю.Д.
Земля у нас одна. М.: Детская литература.
- 1997.
16. Дорошко О.М.
Совершенствование подготовки
17. Захлебный
А.Н. На экологической тропе опыт
экологического воспитания. М.: Знание,
1986.
18. Захлебный
А.Н. Суравегина И.Т.
19. Зверев И.Д.
Охрана природы и экологическое
воспитание.//Воспитание школьников. -1995,
N6, С. 30-35.
20. Зыков И.В.
Календарь природы. - Кемеровское
книжное издательство, 1993
21. Ремизова Н.И.
Учебная экологическая тропа
на пришкольном участке. ж-л
«Биология в школе» №6, 2000.
22. Каленникова
Т.Г. Природа и ты: вопросы и задания по
экологии. - Минск:, 2004.
23. Касаткина
Н.А. Внеклассная работа по
биологии. 3-8 классы. - Волгоград: Учитель,
2004
24. Кучер Т.В.
Экологическое воспитание
25. Лось В.А.
Человек и природа. - М.: Наука, 1998
26. Мамедов Н.М.
Проблемы экологии. - М.: Знание, 1999.
27. Маркович Д.Ж.
Социальная экология. - М.: Просвещение,
1997.
28. Николаева
С.Н. Игра и экологическое
29. Николаева
С.Н. Место игры в экологическом воспитании
дошкольников. Пособие для специалистов
по дошкольному воспитанию. М.: Новая школа,
1996.
30. Учебник-хрестоматия
по основам экологии для
Оглавление
Введение
Теоретические основы экологического воспитания младших школьников
Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема
Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Экологические
проблемы носят глобальный характер и
затрагивают все человечество. На современном
этапе развития общества вопрос экологического
воспитания приобретает особую остроту.
Главная причина этого - тотальная экологическая
безответственность. В связи с этим необходимо
усилить и больше уделять внимания экологическому
воспитанию в современной школе уже с
первых лет воспитания детей.
Почему это
так необходимо и что послужило
тому причиной? К числу самых волнующих,
несомненно, относятся проблемы, связанные
с загрязнением окружающей среды. Загрязняется
все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь
не может не сказаться губительно на растениях,
животных, на здоровье людей. Волга, Байкал,
Ладога, Арал, Черное море - это только
некоторые адреса кричащих экологических
проблем. Не обошло стороной экологическое
бедствие и Республику Казахстан. Высыхание
Аральского моря, рост солончаков и пустынных
территорий, недостаточность водных ресурсов
- все это губительно сказывается на экосистеме,
на ее целостном взаимодействии. Загрязнение
почв происходит из-за применения ядохимикатов
(пестицидов). Растут и горы бытового уровня.
В результате нерационального использования
земель происходит истощение почв. Нарастает
беспокойство о наших «соседях по планете»
- растениях и животных, которые испытывают
двойной гнет: во-первых, разрушения и
загрязнения мест обитания; во-вторых,
от непосредственного влияния со стороны
человека. В результате многие виды исчезли
с лица Земли. И все-таки даже этот минимальный
свод информации свидетельствует о том,
что проблема экологического воспитания
школьников не надумана, и что решение
ее должно стать одной из приоритетных
задач сегодняшней педагогической действительности
учителей.
Актуальность
взаимодействия общества и природной
среды выдвинула школой задачу формирования
у детей ответственного отношения к природе.
Педагоги и родители осознают важность
обучения школьников правилам поведения
в природе. И чем раньше начинается работа
по экологическому воспитанию учащихся,
тем большим будет ее педагогическая результативность.
При этом в тесной взаимосвязи должны
выступать все формы и виды учебной и внеклассной
деятельности детей.
Детям младшего
школьного возраста свойственно
уникальное единство знаний и переживаний,
которые позволяют говорить о возможности
формирования у них надежных основ ответственного
отношения к природе. Все учебные предметы
начальной школы призваны вносить свой
вклад в формирование экологической ответственности
детей.
Индивидуальный
анализ учебников подтверждает, что предпосылки
для этого имеются. Однако нельзя сказать,
что проблема разделения функций и взаимодействия
учебных предметов в целях экологического
образования решена. Необходимо дополнить
новыми элементами знания о каждом конкретном
компоненте природы, изучаемом детьми.
При различных подходах к содержанию курса
появляется возможность ввести детей
в круг реальных экологических проблем.
«Экологизация» курса не должна ограничиться
только обновлением его содержания. В
соответствующей модернизации нуждаются
методы, приемы, средства обучения. Важное
место могут занять ролевые игры, учебные
дискуссии. Однако радикальное изменение
ситуации может произойти в результате
внедрения новых методик, программ, учебных
пособий. Большое наследие в области воспитания
детей окружающей средой оставил нам выдающийся
педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал
особое значение влиянию природы на нравственное
развитие ребенка. По его мнению, природа
лежит в основе детского мышления, чувств,
творчества. Он неоднократно отмечал,
что сама природа не воспитывает, а активно
влияет только на взаимодействие с ней.
Чтобы ребенок научился понимать природу,
чувствовать его красоту, нужно прививать
ему это качество с раннего детства. Однако
проведенное анкетирование в ряде школ
показало, что необходимо существенно
поднять уровень экологического воспитания
не только у учащихся и их родителей, но
и у учителей. Можно сделать вывод, что
усиление экологического воспитания остается
проблемой номер один в педагогической
действительности школы.
Все сказанное
определило выбор темы исследования:
экологическое воспитание младших
школьников.
Актуальность
обусловлена противоречием
Объект - процесс
экологического образования и воспитания
школьников.
Предмет - экологическое
воспитание младших школьников в
учебной деятельности.
Цель - поиск
оптимальной технологии экологического
воспитания младших школьников.
Задачи: 1. раскрыть
сущность экологического образования
и воспитания; 2. систему организации
экологического воспитания; 3. наметить
методику организации экологического
воспитания младших школьников.
Методы: 1.анализ
психолого-педагогической и методической
литературы; 2.анализ государственного
стандарта Республики Казахстан
и учебных программ для начальной
школы.
Структура работы.
Курсовая работа состоит из 1.введения,
где определяются объект, предмет, цель
и задачи; 2.основного содержания работы,
где раскрываются теоретические основы
экологического воспитания и технология
его осуществления; 3.заключения, посвященного
основным выводам; 4.списка использованной
литературы, насчитывающего 65 названий.
I.1. Экологическое
воспитание как социально-
Глобальные проблемы
современности, несущие угрозу жизни
и человеческой цивилизации, вызвали
необходимость экологического образования,
призванного реализовать идеи становящегося
экологически информационного общества.
Поиск путей гармонического взаимодействия
общества и природы приводит к интенсивному
процессу экологизации общей культуры
человечества, и как следствие, - к формированию
теории и практики экологического образования.
Дальнейшее исследование
это проблемы, проведенное философами
и педагогами, позволило выделить новый
аспект воспитания - экологический.
Экология - наука
об отношениях растительных и животных
организмов и образуемых ими сообществ
между собой и окружающей средой.
А под экологическим воспитанием понимается
формирование у широких слоев населения
высокой экологической культуры всех
видов человеческой деятельности, так
или иначе связанных с познанием, освоением,
преобразованием природы. Основная цель
экологического воспитания: научить ребенка
развивать свои знания законов живой природы,
понимание сущности взаимоотношений живых
организмов с окружающей средой и формирование
умений управлять физическим и психическим
состоянием. Постепенно определяются
образовательные и воспитательные задачи: