Экологическое воспитание школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле.

Содержание работы

Введение
1. Историко-педагогический аспект проблемы экологического воспитания
1.1 Становление экологии, как науки
1.2 Вклад педагогов прошлого в развитие проблемы экологического воспитания
2. Теория экологического воспитания
2.1 Сущность экологического воспитания
2.2 Цель и задачи воспитания экологической культуры
2.3 Методы и формы экологического воспитания
3 Внеклассное мероприятие « Берегите природу»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

одержание.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

Поэтому необходимо понять, каким образом происходит воздействие человека на окружающую среду, и найти те пределы изменения условий, которые позволяют не допустить экологического кризиса. Таким образом, экология становится теоретической основой для рационального использования природных ресурсов. 

В изучении многообразных  процессов, которые происходят в  живой природе, большую помощь оказывают  экспериментальные методы. В лабораторных опытах исследуется влияние разных условий на организмы, выясняется их реакция на заданные воздействия. Изучая отношения организмов со средой обитания в искусственных условиях, можно глубже разобраться в происходящих явлениях природы. 

Однако экология отнюдь не является лабораторной наукой. Совершенно очевидно, что взаимосвязи  живых организмов с окружающей их средой могут быть изучены наиболее полно лишь в природе. Но это дело нелегкое, особенно если учесть, до какой степени сложна даже самая простая среда. Поэтому в экологии натурные наблюдения и эксперименты занимают самое важное место. 

В то же время невозможность экспериментальной проверки нередко заставляет экологов переводить наблюдаемые факты на язык математики. Математический анализ (моделирование) позволяет выделять отдельные из всей совокупности отношений организма и среды, чтобы глубже понять природу этих явлений. Конечно, при этом не надо забывать, что математические модели представляют собой лишь приблизительное отображение природных явлений. 

Если в период своего возникновения экология изучала  взаимоотношения организмов с окружающей средой и была составной частью биологии, то современная экология охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов и тесно переплетается с целым рядом смежных наук, прежде всего таких, как биология (ботаника и зоология), география, геология, физика, химия, генетика, математика, медицина, агрономия, архитектура. 

Классическая  формула, приводимая во всех научных  и популярных изданиях: "Экология - наука о взаимоотношениях организмов со средой обитания". И это подтверждается этимологией данного слова. "Экос" - переводится с греческого как "жилище", "логос" - наука. Т.е. экология- наука о "жилищных условиях" обитания организмов. В идеале экология стремится раскрыть и понять все многообразие взаимосвязей между населяющими нашу планету животными, растениями и средой их обитания. Но до этого идеала еще далеко. 

Общая экология подразделяется на несколько разделов.  

1. Популяционная  экология. Вводит исследования общих  закономерностей динамики численности  и структуры популяций, а также  взаимодействие между популяциями  различных видов. 

2. Экология сообществ.  Изучает закономерности организации  сообществ, их структуру и функционирование, проявляющуюся в круговороте  веществ и в трансформации  энергии в цепях питания. 

3. Частная экология. Изучает весь комплекс взаимоотношений со средой обитания различных организмов. 

В настоящее  время в экологии выделяют ряд  научных отраслей и дисциплин: популяционная  экология, географическая экология, химическая экология, промышленная экология, экология растений, животных, человека. 

Несмотря на все многообразие, в основе всех направлений современной экологии лежат фундаментальные биологические идеи об отношении живых организмов с окружающей их средой. 

Таким образом, современная экология - универсальная, бурно развивающаяся, комплексная  наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты. Экология - наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки. 

1.2 Вклад педагогов  прошлого в развитие проблемы  экологического воспитания 

Проблема взаимоотношения  человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века. 

Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил на природосообразность  всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают  подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика". Эпиграфом к этой книге послужил девиз "Пусть течет все свободно, без применения насилия". Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. 

Педагогическую  ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как  Ж.-Ж.Руссо (1762 год), Г.Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф.Дистерверг (1832г.). Впервые швейцарский педагог- демократ А.Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж.Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей "чувства природы" как ощущение его облагораживающего влияния на человека. 

Против узкого практицизма и утилитаризма, а также формального изучения и бездушного отношения к ней выступали русские просветители: В.Г.Белинский (1842 г.), А.И.Герцен (1844 г.), Н.А.Добролюбов (1858 г.), Д.И.Писарев (1861 г.), Н.Г.Чернышевский (1863 г.). Они ратовали за введение в школу полноценных знаний о природе, подчеркивая их влияние на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе. 

Не остался  в стороне от вопросов экологии и  великий русский педагог К.Д.Ушинский (1861,1864 гг.). Следует отметить, что познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, реально существующих в нем. Их изучение, столь важное в наши дни, надо рассматривать как необходимое условие формирование у школьников основ диалектико-материалистического мировоззрения. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти, воображения. Ушинский заметил, что логика природы - есть самое доступное и самое полезное для учеников. А логика природы, как нам известно, состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. Изучение же существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием становления ответственного отношения к природе. К.Д.Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: "странно, что воспитательное влияние природы ... так мало оценено в педагогике".  

Как видим, проблемой  экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII - XVIII веках, хотя в то время еще не было науки экологии и не было термина "экологическое воспитание". 

2. Теория экологического  воспитания 

2.1 Сущность экологического  воспитания 
 

Природа - это  удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, прежде всего ребенка - школьника, трудно переоценить. Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни. 

Начальное звено в системе непрерывного экологического образования - дошкольное детство. А главная цель экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении - воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами. Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а мы - частица этого мира. 

На мой взгляд, рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения  его сущности. Я считаю, что экологическое  воспитание - составная часть нравственного  воспитания. Поэтому под экологическим  воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления у дошкольников формируются в ходе их ознакомления с окружающим миром. Сформированные на протяжении ряда занятий представления постепенно переходят в убеждение о необходимости жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание. 

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности. 

2.2 Цель и задачи  воспитания экологической культуры 

Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание. 

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое  строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. 

Сама природа  понимается не только как внешняя  по отношению к человеку среда - она  включает в себя человека. 

Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую. 

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе. 

Условием такого обучения и воспитания выступает  организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. 

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. 

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач: 

Образовательных - формирование системы знаний об экологических  проблемах современности и пути их разрешения; 

Воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; 

Развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния  и улучшению окружающей среды  своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды. 

В дошкольном возрасте основными задачами экологического воспитания являются: 

1. Формирование  у детей системы элементарных  знаний о предметах и явлениях  природы. Решение этой задачи  предусматривает изучение самих  предметов и явлений в природе, связей и отношений, которые существуют между ними. 

2. Формирование  системы знаний об окружающем  мире, обеспечение правильной ориентировки  ребенка в мире. 

3. Развитие познавательной  деятельности ребенка в процессе  ознакомления с окружающим миром. 

Критерием эффективности  экологического воспитания и образования  могут служить как система  знаний на глобальном, региональном, локальном  уровнях, так и реальное улучшение  окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями детей. 

2.3 Методы и  формы экологического воспитания 

Содержание экологического воспитания усваивается детьми в  их основной деятельности: игра формирует  опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет  внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей. 

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые  анализируют и корректируют сложившиеся  у детей экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используется метод наблюдения, далее  воспитатель с помощью беседы, разъяснений вызывает эмоциональные реакции детей, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме. 

Информация о работе Экологическое воспитание школьников