Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:32, курсовая работа
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле.
Введение
1. Историко-педагогический аспект проблемы экологического воспитания
1.1 Становление экологии, как науки
1.2 Вклад педагогов прошлого в развитие проблемы экологического воспитания
2. Теория экологического воспитания
2.1 Сущность экологического воспитания
2.2 Цель и задачи воспитания экологической культуры
2.3 Методы и формы экологического воспитания
3 Внеклассное мероприятие « Берегите природу»
Заключение
Список литературы
Поэтому необходимо
понять, каким образом происходит воздействие
человека на окружающую среду, и найти
те пределы изменения условий, которые
позволяют не допустить экологического
кризиса. Таким образом, экология становится
теоретической основой для рационального
использования природных ресурсов.
В изучении многообразных
процессов, которые происходят в
живой природе, большую помощь оказывают
экспериментальные методы. В лабораторных
опытах исследуется влияние разных
условий на организмы, выясняется их
реакция на заданные воздействия. Изучая
отношения организмов со средой обитания
в искусственных условиях, можно глубже
разобраться в происходящих явлениях
природы.
Однако экология
отнюдь не является лабораторной наукой.
Совершенно очевидно, что взаимосвязи
живых организмов с окружающей их средой
могут быть изучены наиболее полно лишь
в природе. Но это дело нелегкое, особенно
если учесть, до какой степени сложна даже
самая простая среда. Поэтому в экологии
натурные наблюдения и эксперименты занимают
самое важное место.
В то же время невозможность
экспериментальной проверки нередко заставляет
экологов переводить наблюдаемые факты
на язык математики. Математический анализ
(моделирование) позволяет выделять отдельные
из всей совокупности отношений организма
и среды, чтобы глубже понять природу этих
явлений. Конечно, при этом не надо забывать,
что математические модели представляют
собой лишь приблизительное отображение
природных явлений.
Если в период
своего возникновения экология изучала
взаимоотношения организмов с окружающей
средой и была составной частью биологии,
то современная экология охватывает чрезвычайно
широкий круг вопросов и тесно переплетается
с целым рядом смежных наук, прежде всего
таких, как биология (ботаника и зоология),
география, геология, физика, химия, генетика,
математика, медицина, агрономия, архитектура.
Классическая
формула, приводимая во всех научных
и популярных изданиях: "Экология
- наука о взаимоотношениях организмов
со средой обитания". И это подтверждается
этимологией данного слова. "Экос"
- переводится с греческого как "жилище",
"логос" - наука. Т.е. экология- наука
о "жилищных условиях" обитания организмов.
В идеале экология стремится раскрыть
и понять все многообразие взаимосвязей
между населяющими нашу планету животными,
растениями и средой их обитания. Но до
этого идеала еще далеко.
Общая экология
подразделяется на несколько разделов.
1. Популяционная
экология. Вводит исследования общих
закономерностей динамики
2. Экология сообществ.
Изучает закономерности
3. Частная экология.
Изучает весь комплекс
В настоящее
время в экологии выделяют ряд
научных отраслей и дисциплин: популяционная
экология, географическая экология, химическая
экология, промышленная экология, экология
растений, животных, человека.
Несмотря на все
многообразие, в основе всех направлений
современной экологии лежат фундаментальные
биологические идеи об отношении живых
организмов с окружающей их средой.
Таким образом,
современная экология - универсальная,
бурно развивающаяся, комплексная
наука, имеющая большое практическое значение
для всех жителей нашей планеты. Экология
- наука будущего, и возможно, само существование
человека будет зависеть от прогресса
этой науки.
1.2 Вклад педагогов
прошлого в развитие проблемы
экологического воспитания
Проблема взаимоотношения
человека и природы нашла свое
отражение задолго до нашего века.
Еще в XVII веке Ян
Амос Коменский обратил на природосообразность
всех вещей, т.е. на то, что все процессы
в человеческом обществе протекают
подобно процессам природы. Эту идею
он развил в своем труде "Великая дидактика".
Эпиграфом к этой книге послужил девиз
"Пусть течет все свободно, без применения
насилия". Коменский утверждал, что
природа развивается по определенным
законам, а человек - это часть природы,
следовательно, в своем развитии человек
подчиняется тем же общим закономерностям
природы.
Педагогическую
ценность укрепления гуманных чувств
ребенка средствами природы подчеркивали
и такие великие педагоги как
Ж.-Ж.Руссо (1762 год), Г.Песталоцци (1781-1787
гг.), Ф.Дистерверг (1832г.). Впервые швейцарский
педагог- демократ А.Гумбольд, а затем
французский педагог и философ Ж.-Ж.Руссо
и другие педагоги говорили о воспитании
у детей "чувства природы" как ощущение
его облагораживающего влияния на человека.
Против узкого
практицизма и утилитаризма, а также формального
изучения и бездушного отношения к ней
выступали русские просветители: В.Г.Белинский
(1842 г.), А.И.Герцен (1844 г.), Н.А.Добролюбов
(1858 г.), Д.И.Писарев (1861 г.), Н.Г.Чернышевский
(1863 г.). Они ратовали за введение в школу
полноценных знаний о природе, подчеркивая
их влияние на формирование моральных
качеств личности, которые определяют
поведение детей в природе.
Не остался
в стороне от вопросов экологии и
великий русский педагог К.Д.
Как видим, проблемой
экологического воспитания педагоги стали
заниматься еще в XVII - XVIII веках, хотя в
то время еще не было науки экологии и
не было термина "экологическое воспитание".
2. Теория экологического
воспитания
2.1 Сущность экологического
воспитания
Природа - это
удивительный феномен, воспитательное
воздействие которого на духовный мир
человека, и, прежде всего ребенка - школьника,
трудно переоценить. Проблема экологического
воспитания и образования - одна из самых
актуальных на сегодняшний день. Уже с
дошкольного возраста необходимо закладывать
в детях представление о том, что человек
нуждается в экологически чистой окружающей
среде. Вот почему важно научить ребенка
беречь красоту природы, чтобы он в этот
возрастной период понял, сколь ценно
здоровье и стремился к здоровому образу
жизни.
Начальное звено
в системе непрерывного экологического
образования - дошкольное детство. А главная
цель экологического воспитания и образования
в дошкольном учреждении - воспитать защитников
природы, дать экологические знания, научить
детей быть милосердными, любить и беречь
природу, бережно распоряжаться ее богатствами.
Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая
в огромный непонятный мир, научились
тонко чувствовать, видеть и понимать,
что этот загадочный мир очень разнообразный,
многогранный, многокрасочный, а мы - частица
этого мира.
На мой взгляд,
рассмотрение теории экологического воспитания
необходимо начать с определения
его сущности. Я считаю, что экологическое
воспитание - составная часть нравственного
воспитания. Поэтому под экологическим
воспитанием понимаем единство экологического
сознания и поведения, гармоничного с
природой. На формирование экологического
сознания оказывают влияние экологические
знания и убеждения. Экологические представления
у дошкольников формируются в ходе их
ознакомления с окружающим миром. Сформированные
на протяжении ряда занятий представления
постепенно переходят в убеждение о необходимости
жить в гармонии с природой. Знания, переведенные
в убеждения, формируют экологическое
сознание.
Экологическое
поведение складывается из отдельных
поступков (совокупность состояний, конкретных
действий, умений и навыков) и отношения
человека к поступкам, на которые оказывают
влияние цели и мотивы личности.
2.2 Цель и задачи
воспитания экологической
Создание нового
отношения человека к природе - задача
не только социально-экономическая и техническая,
но и нравственная. Она вытекает из необходимости
воспитывать экологическую культуру,
формировать новое отношение к природе,
основанное на неразрывной связи человека
с природой. Одним из средств решения данной
задачи становится экологическое воспитание.
Цель экологического
воспитания - формирование ответственного
отношения к окружающей среде, которое
строится на базе экологического сознания.
Это предполагает соблюдение нравственных
и правовых принципов природопользования
и пропаганду идей его оптимизации, активную
деятельность по изучению и охране природы
своей местности.
Сама природа
понимается не только как внешняя
по отношению к человеку среда - она
включает в себя человека.
Отношение к природе
тесно связано с семейными, общественными,
производственными, межличностными отношениями
человека, охватывает все сферы сознания:
научную, политическую, идеологическую,
художественную, нравственную, эстетическую,
правовую.
Ответственное
отношение к природе - сложная характеристика
личности. Она означает понимание законов
природы, определяющих жизнь человека,
проявляется в соблюдении нравственных
и правовых принципов природопользования,
в активной созидательной деятельности
по изучению и охране среды, пропаганде
идей правильного природопользования,
в борьбе со всем, что губительно отражается
на окружающей природе.
Условием такого
обучения и воспитания выступает
организация взаимосвязанной
Критерием сформированности
ответственного отношения к окружающей
среде является нравственная забота
о будущих поколениях.
Цель экологического
воспитания достигается по мере решения
в единстве следующих задач:
Образовательных
- формирование системы знаний об экологических
проблемах современности и пути
их разрешения;
Воспитательных
- формирование мотивов, потребностей
и привычек экологически целесообразного
поведения и деятельности, здорового образа
жизни;
Развивающих - развитие
системы интеллектуальных и практических
умений по изучению, оценке состояния
и улучшению окружающей среды
своей местности; развитие стремления
к активной деятельности по охране
окружающей среды.
В дошкольном возрасте
основными задачами экологического
воспитания являются:
1. Формирование
у детей системы элементарных
знаний о предметах и явлениях
природы. Решение этой задачи
предусматривает изучение
2. Формирование
системы знаний об окружающем
мире, обеспечение правильной
3. Развитие познавательной
деятельности ребенка в
Критерием эффективности
экологического воспитания и образования
могут служить как система
знаний на глобальном, региональном, локальном
уровнях, так и реальное улучшение
окружающей среды своей местности,
достигнутое усилиями детей.
2.3 Методы и
формы экологического воспитания
Содержание экологического
воспитания усваивается детьми в
их основной деятельности: игра формирует
опыт принятия целесообразных решений,
творческие способности, позволяет
внести реальный вклад в изучение
и сохранение местных экосистем,
пропаганду ценных идей.
На первых этапах
наиболее целесообразны методы, которые
анализируют и корректируют сложившиеся
у детей экологические