Экологическое воспитание школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле.

Содержание работы

Введение
1. Историко-педагогический аспект проблемы экологического воспитания
1.1 Становление экологии, как науки
1.2 Вклад педагогов прошлого в развитие проблемы экологического воспитания
2. Теория экологического воспитания
2.1 Сущность экологического воспитания
2.2 Цель и задачи воспитания экологической культуры
2.3 Методы и формы экологического воспитания
3 Внеклассное мероприятие « Берегите природу»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

одержание.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

Важнейшей задачей  экологического образования является теоретическое освоение школьниками  знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) и т. д. Эта задача решается главным образом в процессе самообразования, на занятиях кружка или школьного клуба по охране природы. Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний. 

Хочется обратить внимание на сочетание таких форм организации работы, как кружок - школьный клуб (экологического направления). Как привило, учащиеся до четвертого класса активно занимаются в кружках с природоохранительной тематикой. Школьный клуб ориентирован преимущественно на познавательную и простейшую практическую деятельность учащихся начальных классов. Разработка экологически грамотных проектов устройства школьного участка, экологической тропы, маршрутов экологических экспедиций по родному краю, участие в организации и осуществлении их с привлечением школьников младших классов, школьных тематических вечеров, выставок, дня окружающей среды - вся эта деятельность может быть успешно организованы в школьном клубе. 

Другой задачей  экологического образования является приобретение учащимися опыта целостных  организаций и оценочных суждений. Наиболее успешно эта задача решается в процессе овладения школьниками практическими умениями по изучению состояния природной среды, целей и характера деятельности в ней человека, выявлению и оценке ее результатов. Здесь крайне важна взаимосвязь деятельности учащихся в природе и условиях школы. 

Задачей экологического образования является овладение  учащихся трудовыми умениями по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Эта деятельность опирается  на теоретические знания, полученные школьниками на уроках, в процессе самообразования. 

Содержание экологически ориентированной трудовой деятельности учащихся зависит от возрастных особенностей ребят. Школьникам начальных классов  доступны такие практические дела: развешивание птичьих домиков, кормушек; регулярный сбор корма для птиц и их кормление, посадка и уход за растениями; уход за животными живого уголка и т. д. 

Успех экологического образования во многом определяется заинтересованным участием всего или  большей части педагогического  коллектива школы в организации экологически направленной деятельности учащихся.

Заключение 

Исходя из темы нашего исследования, можно сделать  следующие выводы: 

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы. 

Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит  дальнейшее развитие, и будут исправлены недостатки учителей и учебных методик, которые играют немаловажную роль в  воспитании младших школьников.

Литература 

Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. - 1999. - №1. С. 19-22 

Бабанова Т. А. Эколого-краеведческая работа с  младшими школьниками. М.: Просвещение, 1993, 

Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. - 1998. №6. С. 92-94. 

Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание младших  школьников. / Русс. яз. - 1993. - №6. 

Боголюбов С. А. Природа: что мы можем. М. - 1987. 

Бондаренко В. Д. Культура общения с природой. М. - 1987. 

Боровская Л. А. Экологическая направленность экскурсии в условиях города. М. Просвещение, 1991. 

Вершинин Н. А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям. // НШ. - 1998. - №10. С. 9-11. 

Воробьева А. Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ. - 1998. № 6. С. 63-64. 

Гетьман В. Ф. Экскурсии  по природоведению во 2-3 классах. // Рад. шк. - 1983. 

Глазачев С. Н. Сохраним ценности экологической культуры. // НШ. - 1998. №6. С. 13-14. 

Гордеева В. А. Путешествия мужика (экологическая сказка). // НШ. - 1999. №12. С. 98-100. 

Горощенко В. П. Природа и люди. М., Просвещение, 1986. 

Государственные стандарты начального образования  РК. Алматы, 1998. 

Гришева Е. А. Задания  экологического содержания. М. Просвещение, 1993. 

Гюльвердиева  Л. М., Утенова З. Ю. Национальные традиции и их использование в экологическом  воспитании детей. // НШ. - 1998. №6. С. 71-76. 

Дерябо С. Д. Субъективное отношение к природе детей  начальной школы. // НШ. - 1998. - № 6. С. 19-26. 

Дмитриев Ю. Д. Земля у нас одна. М.: Детская  литература. - 1997. 

Дорошко О. М. Совершенствование  подготовки будущих учителей начальной  школы к осуществлению экологического воспитания младших школьников. Автореферат. Киев - 1988. 

Жестнова Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. - 1989. №10-11. 

Жукова И. В  помощь экологическому воспитанию учащихся. // НШ. - 1998. №6. С. 125-127. 

Ишутинова Л. М. Грибы - это грибы. // НШ. - 2000. №6. С. 75-76. 

Кваша А. В. Подготовка и использование экологических заданий при изучении неживой природы младшими школьниками. // НШ. - 1998. №6. С. 84-92. 

Кириллова З. П. Экологическое образование и  воспитание школьников в процессе образования. М.: Просвещение. - 1983. 

Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. - 2000. №6. С. 75-76. 

Колесникова Г. И. Экологические экскурсии с  младшими школьниками. // НШ. - 1998. №6. С. 50-52. 

Королева А. Школа  тигров и леопардов. // НШ. - 1998. №6. С. 59-63. 

Лобов П. А. Колобок (театрализованное представление на экологическую тему). // НШ. - 2000. №6. С. 20-22. 

Майорова М. Л. Интегрированное применение литературного  материала на уроках природоведения. // НШ. - 1999. №12. С. 60-61. 

Мутин М. А. Растения лесотундры. // НШ. - 1998. №6. С. 123-125. 

Мухамедьярова Р. Р. О работе экологической школы. // НШ. - 1999. №3. С. 32-34. 

Нинадрова Н. Н. Воспитание у младших школьников чувства прекрасного. // НШ. - 1998. №6. С. 105-106. 

Николаева С. Н. Начало экологической культуры: возможности  ребенка, идущего в школу. М.: Просвещение. - 1993. 

Павленко В. К., Абенова Т. К. Литературное чтение. Учебник  для 3 класса общеобразовательной школы. // Алматы: Атамура. - 1999. 

Павленко В. К., Абенова Т. К. Литературное чтение. Хрестоматия  для 3 класса общеобразовательной школы. // Алматы: Атамура. - 1999. 

Павленко В. К., Абенова Т. К. Литературное чтение. Дидактический  материал для 3 класса общеобразовательной  школы. // Алматы: Атамура. - 1999. 

Павленко В. К., Абенова Т. К. Литературное чтение. Методическое руководство. // Алматы: Атамура. - 1999. 

Павленко Е. С. Экологические проблемы и начальная  школа. ,, НШ. - 1998. №5. 

Пахомов А. П. Методические рекомендации к овладению экологическими знаниями. // НШ. - 1998. №6. С. 26-28. 

Петров В. В. Из жизни земного мира. Минск, БГУ. - 1998. 

Попова Н. Н. Лаборатория  жизни. // НШ. - 1998. №6. С. 46-50. 

Салеева Л. П. О  содержании экологического воспитания в начальной школе. // М.: Правда. - 1983. 

Салеева Л. П. Содержание экологического образования. // Биология в школе. - 1987. №3 

Салеева Л. П. Опыт экологического воспитания младших школьников. // НШ. - 1991. №4. 

Симонова Л. П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. // НШ. - 1999. №5. С. 45-51. 

Симонова Л. П. «Зеленый дом». // НШ. - 1998. №6. С. 127-128. 

Сидельновский А. Г. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс. // Автореферат. М. - 1987. 

Тихонова А. Учебная  природная тропа для младших  школьников. // НШ. - 1991. №9. 

Тихонова А. Е., Деев В. М. Приобщите младших школьников к краеведческой работе с целью их экологического образования. // НШ. - 1998. №6. С. 77-81. 

Ферб П. Популярная экология. М., Мир. - 1971. 

Чижевский А. Е. Экология у нас дома. // НШ. - 1998. №6. С. 43-46. 

Чистякова Л. А. Формирование экологической культуры. Урал. ГАРК. - 1998.  

Яблонов А. В., Остроумов С. А. Охрана животного мира. М., Знамя - 1979. 

Яковлева Е. В. Развитие экологической культуры учащихся младшей школы. // РАО - 1996. 

Яншин А. Л., Яншина Ф. Т. Ноосфера. // НШ. - 1998. №6. С. 4-13.

Информация о работе Экологическое воспитание школьников