Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами сказки в изобразительном искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2015 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Проблема эстетического воспитания дошкольников на данном этапе развития образования и воспитания в Республике Беларусь является актуальной. Она обусловлена социальным заказом общества на приобщение подрастающего поколения к ценностям национальной художественной культуры, воплощающим народную концепцию мировосприятия, выработанные веками эстетические идеалы народа. Подтверждением этому является принятие Концепции и Программы непрерывного воспитания детей в Республике Беларусь, в которых закреплены приоритеты формирования эстетической культуры личности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Теоретические аспекты изучения сказки как средства эстетического воспитания дошкольников.
1.1 Определение понятия эстетическое воспитание……………………………5
1.2 Воспитательное значение сказки для детей дошкольного возраста, роль в эстетическом воспитании………………………………………………………...7
1.3 Сказк как одно из основных средств воспитания эстетических чувств в дошкольном возрасте – ее необходимость и опасности неправильных интерпретаций…………………………………………………………………...111.4 Методы знакомства детей со сказкой ……………………………………..15
1.5 Рекомендации родителям по работе со сказкой………………...…………………………………………………………20
Глава II Характеристика опытно-экспериментальной работы
2.1 Сущность эстетического воспитания дошкольников……………………..22
2.2 Методики диагностирования эстетической воспитанности………………26
Глава III Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами сказки в изобразительном искусстве
3.1 Выявление начального уровня сформированности художественно-творческих способностей, способствующих эстетическому воспитанию через сказку……………………………………………………………………………..28
3.2 Организация работы по эстетическому воспитанию через сказку……………………….…………………………………………………….33
3.3 Анализ результатов работы ………………………………………………...34
Заключение…………………………………………………………………….....45
Библиографический список…………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 130.80 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава I. Теоретические аспекты изучения сказки как средства эстетического воспитания дошкольников.

1.1 Определение понятия эстетическое воспитание……………………………5

1.2 Воспитательное значение сказки для детей дошкольного возраста, роль в эстетическом воспитании………………………………………………………...7

1.3 Сказк как одно из основных средств воспитания эстетических чувств в дошкольном возрасте – ее необходимость и опасности неправильных интерпретаций…………………………………………………………………...111.4 Методы знакомства детей со сказкой ……………………………………..15

1.5 Рекомендации родителям по работе со сказкой………………...…………………………………………………………20

Глава II Характеристика опытно-экспериментальной работы

2.1 Сущность эстетического воспитания дошкольников……………………..22

2.2 Методики диагностирования  эстетической воспитанности………………26

Глава III Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами сказки в изобразительном искусстве

3.1 Выявление начального  уровня сформированности художественно-творческих способностей, способствующих эстетическому воспитанию через сказку……………………………………………………………………………..28

3.2 Организация работы по эстетическому воспитанию через сказку……………………….…………………………………………………….33

3.3 Анализ результатов  работы ………………………………………………...34

Заключение…………………………………………………………………….....45

Библиографический список……………………………………………………..47

Приложение………………………………………………………………………49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема эстетического воспитания дошкольников на данном этапе развития образования и воспитания в Республике Беларусь является актуальной. Она обусловлена социальным заказом общества на приобщение подрастающего поколения к ценностям национальной художественной культуры, воплощающим народную концепцию мировосприятия, выработанные веками эстетические идеалы народа. Подтверждением этому является принятие Концепции и Программы непрерывного воспитания детей в Республике Беларусь, в которых закреплены приоритеты формирования эстетической культуры личности. «Содержание воспитательной работы по формированию эстетической культуры личности включает усвоение художественных и искусствоведческих знаний, воспитание эстетического отношения к природе, искусству, развитие эмоциональной сферы личности художественными средствами, приобщение обучающихся к отечественной и мировой художественной культуре, развитие и реализацию творческого потенциала детей». [11, с. 5]

Отправной точкой в исследовании проблемы эстетического воспитания и формирования эстетической культуры личности следует считать середину XX века, когда советские ученые обратились к ее изучению. Тогда же был заложен фундамент последующих исследований по данной проблематике в виде обобщающих работ философов, эстетиков, психологов, педагогов, музыкантов по формированию эстетической культуры личности. Интерес к проблеме в этот период был огромен, круг специалистов и проблемное поле исследований в данной области педагогического знания расширялись. Это объяснялось тем, что в СССР была создана и функционировала стройная государственная система эстетического воспитания: детский сад - школа - внешкольные учреждения - вуз - предприятие.

В 80-е гг. XX века проблема формирования эстетической культуры личности исследовалась в контексте более широких проблем: эстетического и нравственного воспитания личности, формирование духовной культуры, развитие творческих способностей дошкольников. Ученые и педагоги-практики исследовали воспитательные возможности различных видов искусства, предлагали формы и методы активизации эстетической деятельности личности и ее эстетического отношения к действительности, характеризовали критерии эстетической воспитанности личности дошкольника. В белорусской педагогике этого периода рассматриваемая проблема получила освещение в работах Д.И. Водзинского, В.В. Буткевича, К.В. Гавриловец, Л.Д. Глазыриной, И.И. Казимирской, Н.Д. Минц, В.А. Салеева, А.И. Самарцева, О.Ф. Таланцевой, Н.И. Щирякова, Н.Н. Яковлевой и др., где анализируется теория и практика нравственного и эстетического воспитания, сформулированы методические рекомендации по эстетическому воспитанию дошкольников с учётом конкретного возраста.

В белорусской педагогике современные подходы к эстетическому воспитанию детей нашли отражение в серии работ, выполненных О.П. Котиковой. Автором рассмотрены концептуальные основы эстетического воспитания детей младшего, среднего и старшего возраста, разработано диагностика уровней их эстетического развития, предложены разнообразное содержание, формы и методы воспитательной работы. Карножицкая Т.В. изучила формирование эстетической культуры дошкольников в процессе интегрированной художественной деятельности. Л.А. Захарчук проанализировала работу факультетов дошкольного воспитания по эстетическому воспитанию, разработала программу формирования эстетической культуры будущих педагогов средствами белорусского фольклора. Предметом исследования Ю.С Любимовой было эстетическое воспитание дошкольников на занятиях изобразительного искусства средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Эстетическая культура личности ребёнка рассматривается нами как составляющая его духовной жизни. Она определяется уровнем развития сознания, способностью создавать и преобразовывать окружающий мир по законам красоты, как совокупность следующих компонентов: эстетических эмоций и чувств, эстетических мотивов и потребностей, эстетических знаний, умений и навыков, эстетических переживаний, эстетических суждений, эстетического вкуса, умения оценивать эстетичные предметы и явления.

    Объект: эстетическое  воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет: сказка как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Цель: выявить сформированность эстетических вкусов и идеалов дошкольников; определить уровень развития способностей к восприятию явлений действительности, а также проявление к самостоятельному творчеству в области искусства.

Всё вышесказанное позволяет сформировать следующую гипотезу: если в педагогическом процессе использовать воспитательные возможности сказок, то это окажет влияние на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

С учетом поставленной цели и выдвинутой гипотезы, а также в соответствии с предметом и объектом исследования были определены следующие задачи: изучить психолого-педагогическую литературу по диагностике эстетической воспитанности у детей дошкольного возраста; проанализировать и подобрать методики диагностики эстетической воспитанности дошкольников; определить уровни сформированности эстетической воспитанности детей дошкольного возраста.

Такой подход к проблеме исследования предполагает использование следующих методов:

анализ психолого-педагогической, художественной и методической литературы по теме исследования;

рефлексивный анализ опыта педагогов.

 

До исследования была проведена предварительная беседа с воспитателем дошкольного учреждения Тарасевич Н.В., которая дала устную качественную характеристику группы. Группа имеет ярко выраженную эмоциональность, чувствительность, ранимость, поэтому требуется доброта, чуткость, внимательность к детям. Взаимодействие с детьми осуществляется, опираясь на их чувствительность и эмоциональность. Ребята очень энергичны, подвижны, активны. Стремятся всё изведать, ко всему приобщиться. Но отсутствие при этом необходимых знаний и умений их не смущает. Дети ещё не могут достаточно объективно оценивать себя, свои достоинства и возможности. Поэтому, когда предлагается выполнить в группе какое-либо поручение - это расценивается ими как уважение и проявление хорошего отношения воспитателя. Что касается эстетических знаний, способности к эстетическому восприятию, способности к эмоциональной отзывчивости, проявлению эстетического вкуса, наличие эстетических интересов и потребностей, то эти категории развиты на примитивном уровне, в связи с возрастом детей.

Место исследования – Ясли-сад №38 города Гродно

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, опросник, наблюдение, анкетирование родителей, беседа, недописанный тезис, методика «Выбери музыку», а также художественно-экспрессивный тест.

 

 

 

Глава I. Теоретические аспекты изучения сказки как средства эстетического воспитания дошкольников.

 

1.1 Определение понятия эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей. 
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии. В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса. 
Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного. 
Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус — понятие широкое; он включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства, но и понимание красоты природы, труда, быта, одежды. 
В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятиях дошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства. 
Знакомясь с народной сказкой, с произведениями С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, К. И. Чуковского, слушая произведения П. И. Чайковского, Д. Б. Кабалевского и других композиторов, дети начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет им истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса. 
Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так, в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте. 
Развивая художественные способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека.

Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство. Оно знакомит детей с жизнью всей страны, воспитывает любовь к Родине, к ее честным, добрым, мужественным людям. Произведения искусства являются богатым источником радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения. Детям доступны многие его виды: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка. 
С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимают сказки. Высокую оценку дал им А. С. Пушкин: «Что за прелесть эти сказки... каждая из них есть — поэма». 
 
В целях эстетического воспитания В. Г. Белинский считал необходимым использовать все виды искусства, особое значение, придавая детской литературе. В. Г. Белинский разработал художественные и идейно-педагогические требования к детской книге. Будучи учителем детских писателей, дал ценнейшие указания по использованию книги в воспитательной работе с детьми. Детский писатель, по его мнению, должен быть человеком широко образованным, его душа должна быть благородной, любящей, кроткой, ум возвышенный, взгляд на предметы просветленный, у него должно быть не только живое воображение, но и живая поэтическая фантазия, способная представлять все в одушевленных образах. [7, с.11]

В рецензии «Несколько слов о чтении» В. Г. Белинский рекомендовал читать детям народные сказки, басни, произведения русской классической литературы. Ценными были и его указания о языке детских книг, в которых он выделял простоту, ясность, выразительность и образность изложения. Дальнейшую разработку этих положений мы видим у Л. Н. Толстого, который указывал, что процесс воспитания детей должен быть направлен на гармоническое развитие сил и способностей, в котором воспитание эстетических чувств детей происходит под воздействием бесед и чтения детских книг. Созданные Л. Н. Толстым учебные книги: «Азбука»; «Книги для чтения»; рассказы для детей и сейчас служат умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Огромный вклад в теорию эстетического воспитания внес К. Д. Ушинский. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста он связывал с нравственным воспитанием, указывая, что детскими чувствами надо руководить, не насилуя их. Эффективным средством эстетического воспитания Ушинский называл рисование и произведения народного и литературного творчества. Прекрасные произведения для детей собраны К. Д. Ушинским в его издании «Родное слово», в нем представлены простые по изложению, доступные для понимания художественные рассказы, стихи, статьи, которые и в настоящее время являются ценным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. [3, с. 56]

Информация о работе Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами сказки в изобразительном искусстве