Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2015 в 18:40, курсовая работа
Проблема эстетического воспитания дошкольников на данном этапе развития образования и воспитания в Республике Беларусь является актуальной. Она обусловлена социальным заказом общества на приобщение подрастающего поколения к ценностям национальной художественной культуры, воплощающим народную концепцию мировосприятия, выработанные веками эстетические идеалы народа. Подтверждением этому является принятие Концепции и Программы непрерывного воспитания детей в Республике Беларусь, в которых закреплены приоритеты формирования эстетической культуры личности.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Теоретические аспекты изучения сказки как средства эстетического воспитания дошкольников.
1.1 Определение понятия эстетическое воспитание……………………………5
1.2 Воспитательное значение сказки для детей дошкольного возраста, роль в эстетическом воспитании………………………………………………………...7
1.3 Сказк как одно из основных средств воспитания эстетических чувств в дошкольном возрасте – ее необходимость и опасности неправильных интерпретаций…………………………………………………………………...111.4 Методы знакомства детей со сказкой ……………………………………..15
1.5 Рекомендации родителям по работе со сказкой………………...…………………………………………………………20
Глава II Характеристика опытно-экспериментальной работы
2.1 Сущность эстетического воспитания дошкольников……………………..22
2.2 Методики диагностирования эстетической воспитанности………………26
Глава III Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами сказки в изобразительном искусстве
3.1 Выявление начального уровня сформированности художественно-творческих способностей, способствующих эстетическому воспитанию через сказку……………………………………………………………………………..28
3.2 Организация работы по эстетическому воспитанию через сказку……………………….…………………………………………………….33
3.3 Анализ результатов работы ………………………………………………...34
Заключение…………………………………………………………………….....45
Библиографический список…………………
Основы художественного творчества |
Регулирование психических процессов и процессов познания у детей |
Техника безопасности художественного творчества |
Дополнительные формы работы (художественное слово, музыка, сценическое движение, гимнастика) |
|
I четверть - “В гостях у осени” |
||||
1. Знакомство с волшебными красками Гуашь. Три основных цвета. Смешивание цветов. Рисование на тему “Какого цвета радуга”. Развивающая игра “Цветик-семицветик” |
Понятие гармонии цвета. Использование цвета в соответствии с эмоциональным содержанием рисунка и настроением художника. Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения. Семь цветов образуют спектр солнечного луча. |
Правила хранения красок, кистей, бумаги. Правила работы с палитрой, кистью, бумагой. Организация рабочего места во время урока. Навыки организации труда по уборке рабочего места после работы с красками. |
Использование музыкального фона. Диалог с детьми о природных явлениях: радуге ветре, солнце, дожде. |
|
2. Дары осеннего сада. Аппликация. Работа с цветной бумагой, муляжами фруктов. Тема композиции “Фрукты на блюде”. Изучение репродукции И. Т. Хруцкого “Цветы и плоды”. |
Работа по шаблону. Умение работать согласно замыслу. Умение экономить бумагу. Умение вырезать по намеченной линии. Знание фруктов и их цветов. |
Безопасная работа с ножницами и безопасное хранение ножниц. Техника наклеивания рядом и друг на друга. Чистота рабочего места после работы с клеем. |
Чтение стихотворения “Яблоки”. Отгадывание загадок о фруктах. |
|
II четверть - “Рассказы зимы” |
||||
3. Аппликация симметрии “Снежинка”. Симметрия в квадрате. Выражение положительных эмоций к явлениям природы |
Развитее сосредоточенности, концентрации внимания, цельности восприятия. Понятие ритма в природных формах. |
Техника сложения бумаги по правилам симметрии. Работа с мелкими формами без предварительной разметки. Техника безопасной работы с ножницами. |
Прослушивание сказки. Музыкальный фон. |
|
4. Праздничный наряд для новогодней ёлки. Создание радостного, приподнятого настроения в преддверье праздника. Работа с натуры. Изображение ветки ели с нарядными игрушками. |
Развитие умения работы с натуры. Знакомство с законами композиции, светотеневыми градациями. Развитие творческих способностей. Передача эмоциональной приподнятости средствами художественной выразительности |
Работа с красками на основе выбранной палитры. |
Прослушивание стихотворения А. Барто “Ёлка”. Новогодние песни |
|
III четверть - “Почувствуй и расскажи” |
||||
5. Составление декоративных композиций в квадрате. Знакомство с техникой мозаики. |
Закрепление названия геометрических фигур. Знакомство с особенностями расположения элементарной композиции в квадрате. Повторение понятия симметрии. Сравнение элементов повтора на плоской фигуре с шумовым и музыкальным ритмами. Понятие “Аккуратности” и порядка при составлении композиции. |
Техника разминания, растирания пластилина. Техника вдавливания в пластилин декоративного природного материала. Умение привести в порядок рабочее место. |
Прослушивание, прохлопывание и протопывание различных музыкальных ритмов. |
|
6. Животные наши друзья. Элементарное конструирование из бумаги. Оригами. |
Применение элементов комплексного развития пространственного мышления, воображения. Знакомство с творчеством художников анималистов. Развитие пластики, мимики, жеста. |
Техника сложения бумаги. Последовательность работы. |
Ролевая игра “Угадай кто я?” - этюды на выразительность мимики и жеста. Воспроизведение характера, повадок животных через пантомиму. |
|
7. Лепка. Коллективная работа “Утиный пруд” Образ птицы в мифах, легендах, песнях, сказках. |
Развитие навыков лепки. Умение замечать красоту в окружающем мире. |
Техника работы с пластилином комбинаторным способом и способом вытягивания. Работа со стекой. |
Прослушивание весеннего пения птиц. Отгадывание загадок о птицах. Повествование о птицах в сказках и легендах. |
|
IV четверть - “Весна красна” |
||||
8. Красота пейзажа “Весеннее платье земли”. Работа гуашью по представлению. |
Знакомство с понятием линии горизонта. Развитие чувства сопереживания. |
Техника работы гуашью, использование палитры. Подбор сложных цветов. Организация рабочего места. |
Чтение стихов о весне. Работа с репродукцией картины И. Левитана “Большая вода. Весна” |
|
9. Творческая работа “Краски играют”. Выполнение “Коллаж ладошек”. Передача эмоций, чувств с помощью коллажа. |
Пробуждение положительных эмоций. Развитие чувства композиции, соразмерности. |
Правила работы с гуашью. Техника безопасности при работе с ножницами. Умение привести в порядок рабочее место. |
Прослушивание сказки. Коллективное творчество. |
|