Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами сказки в изобразительном искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2015 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Проблема эстетического воспитания дошкольников на данном этапе развития образования и воспитания в Республике Беларусь является актуальной. Она обусловлена социальным заказом общества на приобщение подрастающего поколения к ценностям национальной художественной культуры, воплощающим народную концепцию мировосприятия, выработанные веками эстетические идеалы народа. Подтверждением этому является принятие Концепции и Программы непрерывного воспитания детей в Республике Беларусь, в которых закреплены приоритеты формирования эстетической культуры личности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Теоретические аспекты изучения сказки как средства эстетического воспитания дошкольников.
1.1 Определение понятия эстетическое воспитание……………………………5
1.2 Воспитательное значение сказки для детей дошкольного возраста, роль в эстетическом воспитании………………………………………………………...7
1.3 Сказк как одно из основных средств воспитания эстетических чувств в дошкольном возрасте – ее необходимость и опасности неправильных интерпретаций…………………………………………………………………...111.4 Методы знакомства детей со сказкой ……………………………………..15
1.5 Рекомендации родителям по работе со сказкой………………...…………………………………………………………20
Глава II Характеристика опытно-экспериментальной работы
2.1 Сущность эстетического воспитания дошкольников……………………..22
2.2 Методики диагностирования эстетической воспитанности………………26
Глава III Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами сказки в изобразительном искусстве
3.1 Выявление начального уровня сформированности художественно-творческих способностей, способствующих эстетическому воспитанию через сказку……………………………………………………………………………..28
3.2 Организация работы по эстетическому воспитанию через сказку……………………….…………………………………………………….33
3.3 Анализ результатов работы ………………………………………………...34
Заключение…………………………………………………………………….....45
Библиографический список…………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 130.80 Кб (Скачать файл)

5. Кобринский, М.Е. Педагогика (курс лекций для студентов заочной формы обучения): учеб. Пособие - Минск: БГАФК, 2001. - 112с.

6. Короткова, Л.Д. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами сказки. Монография. - М.: ЦГЛ, 2006. 167 с.

7. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик; Под общ. ред. А.И. Жука. - Минск: Авэрс, 2003. - 349с.

8. Сухомлинский, В. А.  Духовный мир школьника / В. А. Сухомлинский. – М.: Учпедгиз, 1961.

9. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – Киев, Радянська школа, 1969.

10. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1973.

11. Бесова, М.А. Педагогика современной школы: теоретический аспект: Учебное пособие. Часть 2./ М.А. Бесова. - Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», - 2004 - 104 с.

12. Котикова, О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей; педагогическое внешкольное учреждение/О.П. Котикова, В.Г. Кухаронак; Научно-методический центр учебной книги и средств обучения. - Минск, - 2001 - 192 с.

13. Корниенко, С Г. Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города: автореферат диссертация кандидата пед. наук: 13.00.01 / Кемер. гос. ун-т, - Кемерово, - 2002

14. Любимова, Ю.С Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей нач. кл./ Ю.С. Любимова, В.В. Буткевич. - Минск: Пачатковая школа, - 2008 - 114 с.

15. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. - М., 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Конспекты занятий по ИЗО в старшей группе

«Весенняя сказка»

Программные задачи: учить составлять сказку на предложенную тему и изображать её на бумаге, передавая особенности сказочного жанра. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде. Закреплять уже известные способы словообразования. Развивать способность передавать интонацией различные чувства. Развивать художественные и творческие способности.

Материал и оборудование: игрушка «Солнечный зайчик»; весенние и зимние пейзажи; большие листы белой бумаги с наклеенными изображениями персонажей сказки К. Ушинского «Утренние лучи», акварельные краски, кисти 2-х размеров (на каждого ребёнка); палитра, карточки с графическими упражнениями (на каждого ребёнка); спокойная музыка (по выбору)

Ход занятия:

Воспитатель: Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришёл так тихо-тихо? 
Ну, конечно, не слониха, 
И, конечно, бегемот 
Тихо так пройти не мог. 
И никто из вас не слышал, 
Как листок из почки вышел, 
И услышать не могли вы, 
Как зелёные травинки, 
Сняв зелёные ботинки, 
Тихо вышли из земли. 
И подснежник тихо вышел. 
И повсюду тишина. 
Это значит, это значит: 
Тише всех пришла весна.

Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что говорить мы сегодня будем о весне. Вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Этой зимой было много снега. Подберите слова-родственники к слову «снег» (снежок, снежинка, снежная, подснежник). А сейчас найдите родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т.д.). О чём можно сказать «весенний»? (ручей, дождь, день, сад). «Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река). «Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро) Придумайте определения к слову «весна». Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя).

Как можно ласково назвать солнце? (солнышко). Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили! 
В гости к нам кто-то пришёл. Кто же это? Это солнышко послало нам свой волшебный лучик (вносит игрушку Солнечный зайчик). Сейчас этот добрый волшебник прикоснётся к каждому из вас, и вы, превратитесь в великих сказочников! Давайте порадуем нашего гостя весенней сказкой? Поможет нам сочинить сказку волшебное блюдце.

Ой, весна моя, ты весняночка. 
Из-за тёмных лесов, 
Из-за синих морей приходи, 
Солнцем, светом озари. 
В нашу сказку ты войди. 
Ты, яблочко волшебное, катись! 
Наша сказка расскажись!

Только в сказке происходят чудеса, в сказке могут ожить и заговорить ручеёк, трава, дерево, звери… На нашем волшебном блюдце кто-то поселился. Это кот. Давайте сочиним вместе сказку. А называться она будет «Сосулька и кот» 
«Жил был кот. Звали его …….. Он очень любил гулять, но хозяйка редко выпускала его зимой на улицу. Но вот пришла тёплая, ласковая ……… Вышел кот на крыльцо на солнышке погреться. Только улёгся, как вдруг что-то капнуло ему на нос. Посмотрел кот наверх и увидел блестящую ……..» И так далее.

Наше волшебное занятие продолжается. Солнечный зайчик опять коснулся нас своими лучиками. Теперь он превратил детей в художников. Итак, сказка продолжается.

Чтобы нарисовать весеннюю сказку, нужно проложить в сказку весенние дорожки. (Дети выполняют графические упражнения на карточках) 
/ / / / / / /  
׀ ׀ ׀ ׀ ׀ 
– – – – 
۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ 
~ ~ ~ ~ ~

Что ж, дорожки в сказку проложены. А вот и солнышко взошло и стало рассыпать повсюду свои золотые ручьи, будить землю. Первый лучик коснулся зайчика, пошевелил ушками зайчик и весело запрыгал к ….(Даше). Второй лучик попал в ручеёк, зажурчал, зазвенел ручеёк и побежал к … И так далее.

А нарисовать весеннюю сказку нам помогут акварельные краски, в которых спрятаны и солнышко, и ручеёк. И голубое небо … Мы должны их освободить. Кого можно освободить из коричневой сказки? (Воробья, муравья) А из голубой? И т.д. 
Дети рисуют на листах бумаги свою сказку.

Конспект занятия по ИЗО в старшей группе «Домик для трёх поросят»

Программное содержание:

Учить детей создавать дом, передавая его основные части: фундамент, стены, крыша. 
Закреплять знание цветов: жёлтого, красного, коричневого, бежевого. 
Закреплять умение детей разрезать квадрат по диагонали, совмещая углы и стороны. 
Закреплять умение детей пользоваться клеем, распределять клей по всей поверхности листа. 
Закреплять умение детей правильно держать ножницы, действовать с ними. 
Продолжать знакомить детей с новой техникой в рисовании – оттиск пенопластом, продолжать учить детей наносить оттиск по всей поверхности листа. 
Развивать умение детей подбирать определения к существительному. 
Развивать мелкую моторику рук. 
Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе. Воспитывать желание помочь герою.

Оборудование:

Квадрат красного цвета, два прямоугольника (белого и жёлтого цвета), кусочки пенопласта, губка, пропитанная гуашью бежевого цвета, блюдца, ножницы, клей, кисточки, тряпочки, салфетки (по количеству детей), полянка из ватмана.

Форма проведения занятия:

Подгрупповая.

Количество детей:

7 человек.

Форма организации детей:

Первая часть – полукруг, вторая часть – за столами, третья часть – на ковре.

Ход показа:

Организационный момент

Дети стоят на коврике полукругом.

Звучит музыка из сказки. Вбегает «Наф-Наф» и оглядывается.

Наф-Наф:

Ребята, здравствуйте! «Хрю-хрю!». Я «Наф-Наф» из сказки «Три поросёнка». Волк здесь не пробегал?

Дети:

Нет!

Наф-Наф:

Мне нужно спрятаться! Своего дома у меня нет! А один, построить дом я никак не смогу. Ребята, вы бы не могли мне помочь?

Дети:

Да!

Наф-Наф:

Тогда за работу! Я для строительства дома всё уже приготовил. Присаживайтесь за столы на свои места.

Рассматривание образца

Наф-Наф:

(Показывает дом). Посмотрите, вот в таком примерно домике  я бы хотел жить. Скажите, как  можно назвать дом ласково?

Дети:

Домик.

Наф-Наф:

А если он большой, огромный. Как тогда можно его назвать?

Дети:

Домище.

Наф-Наф:

А какой бывает дом?

Дети:

Большой, маленький, деревянный, кирпичный, каменный, высокий, низкий.

Наф-Наф:

А теперь посмотрите внимательно на наш дом. Из каких частей он состоит? Что есть у дома?

Дети:

Фундамент, стены, крыша.

Наф-Наф:

(Показывает на фундамент). Как называется эта часть дома?

Дети:

Фундамент. (Воспитатель подсказывает).

Наф-Наф:

Какого он цвета?

Дети:

Коричневого.

Наф-Наф:

(Показывает на стену). А как называется эта часть  дома? (Спросить конкретного ребёнка).

Дети:

Стена.

Наф-Наф:

На какую фигуру она похожа?

Дети:

На прямоугольник.

Наф-Наф:

Стена белая или на ней есть рисунок?

Дети:

На стене есть рисунок.

Наф-Наф:

(Показывает на окно). А  это что? (Спросить конкретного  ребёнка).

Дети:

Окно.

Наф-Наф:

На какую фигуру оно похоже?

Дети:

Квадрат.

Наф-Наф:

Какого цвета окно? (Спросить конкретного ребёнка).

Дети:

Жёлтого.

Наф-Наф:

(Показывает на крышу). Кто узнал эту часть дома?

Дети:

Крыша.

Наф-Наф:

На какую фигуру она похожа? (Спросить конкретного ребёнка).

Дети:

На треугольник.

Показ

Наф-Наф:

Чтобы сделать домик, сначала я беру фундамент, стену домика и вставляю стену в фундамент.

Наф-Наф:

Затем на стену я буду наклеивать крышу.

Наф-Наф:

Крыша у нас треугольная. Как из квадрата сделать треугольник? 
(Спросить конкретного ребёнк).

 

 Дети:

Сложить квадрат по диагонали пополам, чтобы уголки и стороны совпадали и по линии сгиба разрезать.

Наф-Наф:

Беру квадрат красного цвета, складываю его по диагонали пополам, чтобы уголки и стороны совпадали, провожу пальцем по линии сгиба. Затем беру ножницы в правую руку (повернуться спиной к детям и показать правую руку) и разрезаю его по линии сгиба на два треугольника. Потом намазываю клеем верхнюю часть стены дома до полоски и наклеиваю по полоске один треугольник.

Наф-Наф:

Затем беру полоску жёлтого цвета, складываю её пополам, совмещая углы и стороны, и разрезаю по линии сгиба. Намазываю клеем не цветную (белую) сторону и приклеиваю посередине дома.

Наф-Наф:

А чего ещё не хватает на моём доме?

Дети:

Рисунка.

Наф-Наф:

Рисунок (оттиск) наносим на стену с помощью пенопласта. Беру кусочек пенопласта и прижимаю к губке с краской, затем наношу оттиск на стену. Пенопласт нужно прикладывать аккуратно, не испачкав окно.

Наф-Наф:

Вот какой красивый дом у нас получился. Но прежде, чем приступить к работе, немного отдохнём.

Физкультминутка «Быстро встаньте, улыбнитесь»

Быстро встаньте, улыбнитесь, 
Выше, выше потянитесь. 
Ну-ка, плечи распрямите, 
Поднимите, опустите. 
Влево, вправо повернулись, 
Руками коленей коснулись. 
Сели-встали, сели-встали 
И на месте побежали. 
(Дети выполняют движения по тексту стихотворения).

Наф-Наф:

А сейчас за работу.

Деятельность детей

По ходу работы «Наф-Наф» подходит к детям и помогает им.

Итог занятия:

Наф-Наф:

А теперь несите свои дома на мою лужайку.

«Наф-Наф» приклеивает дома детей на лужайку, проговаривая свои действия (Беру дом у ..., какой красивый у тебя дом, рисунок нанесён равномерно, крыша ровная, окно приклеено аккуратно (прямо посередине) и т. д.)

Наф-Наф:

Какие Вы молодцы! Такие замечательные, надёжные домики Вы мне построили, не знаю, какой и выбрать! Все хороши!

Наф-Наф:

Что было тебе трудно делать? (Спросить конкретного ребёнка). 
А какие трудности ты испытывал в работе? 
А что тебе было легко делать?

Наф-Наф:

Теперь я могу и братьев позвать и нам больше не страшен серый волк. Спасибо Вам большое! За Вашу помощь, ребята, я всех Вас угощу своими любимыми конфетками.

Наф-Наф:

Ребята, а теперь споём мою песенку. (Звучит музыка. Все вместе поют один куплет из песни).

Хоть полсвета обойдёшь, 
Обойдёшь, обойдёшь, 
Лучше дома не найдёшь, 
Не найдёшь, не найдёшь!!!

Наф-Наф:

Уважаемые гости, кто желает посмотреть наши домики, милости просим! Но, а мне пора! До свидания!

 

Встреча с колобком 

Нетрадиционная техника: обрывание бумаги.

Цель: развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике; учить обрывать бумагу разной жёсткости.

Оборудование: иллюстрации к русской народной сказке «Колобок», эскизы с изображением радостного и грустного Колобка, жёлтая двухсторонняя бумага, жёлтые салфетки. Клей ПВА, ватман с изображением тропинки, по которой катится Колобок, подносы, вырезанные из бумаги глаза, нос и рот для Колобка.

Ход занятия: Педагог рассказывает детям сказку «Колобок», но предлагает изменить конец так, чтобы Колобок убегал и от Лисы. Затем готовится бумажное «тесто» для Колобка путём обрывания бумаги и салфеток. Воспитатель напоминает, что отрывать нужно мелкие кусочки. Приготовленное «тесто» каждый ребёнок высыпает из своего подноса на заранее нарисованный клеем круг. Получится один большой Колобок. Задаётся вопрос, чего же ему не хватает. Воспитатель показывает весёлого и грустного Колобка. Дети определяют, какой будет их Колобок и почему. Наклеивают недостающие детали лица. 
Занятие заканчивается рассматриванием весёлого Колобка. Подчёркивается, что тесто готовили все вместе.

ТЕМА: Рисование картоном и рукой. «Мои любимые рыбки»

ЦЕЛЬ: Формировать у детей уверенность в себе и своих возможностях при создании изображения простых предметов, доступным им средствами выразительности.

ЗАДАЧИ:

• Развивающая – Развивать воображение, мышление, эстетическое восприятие природы в изображениях различных рыбок и умение за компоновать на листе бумаги. Развивать творческие способности и мелкую моторику.

• Воспитательная – Воспитывать любовь к природе, создавать у детей радостное настроение. Учить видеть красоту природы и разнообразие цветов, колорит; передавать настроение и форму в рисунке подбирать сочетания цвета и его оттенка в изображении различных рыб, самостоятельно выбирать способ изображения; воспитывать любовь и интерес к русским народным сказкам.

Информация о работе Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами сказки в изобразительном искусстве