Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами сказки в изобразительном искусстве
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2015 в 18:40, курсовая работа
Описание работы
Проблема эстетического воспитания дошкольников на данном этапе развития образования и воспитания в Республике Беларусь является актуальной. Она обусловлена социальным заказом общества на приобщение подрастающего поколения к ценностям национальной художественной культуры, воплощающим народную концепцию мировосприятия, выработанные веками эстетические идеалы народа. Подтверждением этому является принятие Концепции и Программы непрерывного воспитания детей в Республике Беларусь, в которых закреплены приоритеты формирования эстетической культуры личности.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………...2 Глава I. Теоретические аспекты изучения сказки как средства эстетического воспитания дошкольников. 1.1 Определение понятия эстетическое воспитание……………………………5 1.2 Воспитательное значение сказки для детей дошкольного возраста, роль в эстетическом воспитании………………………………………………………...7 1.3 Сказк как одно из основных средств воспитания эстетических чувств в дошкольном возрасте – ее необходимость и опасности неправильных интерпретаций…………………………………………………………………...111.4 Методы знакомства детей со сказкой ……………………………………..15 1.5 Рекомендации родителям по работе со сказкой………………...…………………………………………………………20 Глава II Характеристика опытно-экспериментальной работы 2.1 Сущность эстетического воспитания дошкольников……………………..22 2.2 Методики диагностирования эстетической воспитанности………………26 Глава III Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами сказки в изобразительном искусстве 3.1 Выявление начального уровня сформированности художественно-творческих способностей, способствующих эстетическому воспитанию через сказку……………………………………………………………………………..28 3.2 Организация работы по эстетическому воспитанию через сказку……………………….…………………………………………………….33 3.3 Анализ результатов работы ………………………………………………...34 Заключение…………………………………………………………………….....45 Библиографический список…………………
9. Ни в коем случае
нельзя выражаться серо, банально
или некорректно.
10. Для большей достоверности
результатов беседы наиболее
важные вопросы должны в различных
формах повторяться и тем самым
контролировать предыдущие ответы,
дополнять, снимать неопределенность.
11. Не следует злоупотреблять
временем. Беседа не должна длиться
более 30-40 минут.
Сегодня невозможно представить
воспитательно-образовательную деятельность
без целенаправленного анализа и конкретной
оценки ее результатов, выражающихся в
развитии ребенка.
Диагностика имеет большое
значение для целенаправленного и эффективного
осуществления воспитательно-образовательного
процесса. Она позволяет путем контроля
(мониторинга) и коррекции всей системы
воспитания и обучения и составляющих
ее компонентов совершенствовать процесс
воспитания, обучения и развития детей.
Глава III Экспериментальная
работа по эстетическому воспитанию старших
дошкольников средствами сказки в изобразительном
искусстве
3.1 Выявление начального
уровня сформированности художественно-творческих
способностей, способствующих эстетическому
воспитанию через сказку
Существует несколько видов
искусства: литература, музыка, изобразительное
искусство, театр, кино, хореография, архитектура,
декоративное искусство и другие. Специфика
каждого вида искусства в том, что оно
особо воздействует на ребёнка своими
специфическими художественными средствами
и материалами: словом, звуком, движением,
красками, различными природными материалами.
Музыка, например, непосредственно обращена
к музыкальному чувству детей. Скульптура
передает нам наглядно объемную, пластическую
выразительность тела. Она воздействует
на способность нашего глаза воспринимать
прекрасную форму.
Каждый вид искусства и искусство
вообще обращено к любой человеческой
личности. А это предполагает, что любой
человек может понимать все виды искусства.
Педагогический смысл этого мы понимаем
в том, что нельзя ограничивать воспитание
и развитие ребенка лишь одним видом искусства.
Только совокупность их может
обеспечить нормальное эстетическое воспитание.
С целью изучения механизмов
формирования и развития детских способностей
в изобразительном искусстве, а также
выявления эффективности разработанных
методических условий с целью повышения
эстетического воспитания старших дошкольников
посредством сказки ,была проведена исследовательская
работа на базе ДОУ № 38 г. Гродно в старшей
группе. В эксперименте участвовало 15
человек.
На первый взгляд в этой группе
способных детей нет, они проявляют интерес
и активность, но эпизодически и нерегулярно.
У детей есть интерес, но технические навыки
отсутствуют. Дети предпочитают рисовать
карандашом и красками.
При проведении исследовательской
работы были использованы следующие методы:
наблюдение - древнейший метод
познания, научный метод исследования,
не ограниченный простой регистрацией
фактов, а научно объясняющий причины
того или другого явления;
эксперимент - основной метод
исследовательской работы, вмешательство
исследователя в деятельность испытуемого
с целью создания условий для выполнения
действий;
диагностика и тестирование
- подбор задач и вопросов, которые служат
для проведения сравнительно кратковременных
одноразовых испытаний, а также с целью
коррекции творческих отклонений;
анализ продуктов деятельности
- один из методов психологи, изучающей
детские рисунки, стихи, аппликации, конструирование,
другие продукты деятельности ребенка;
метод исследования личности
- совокупность способов и приемов изучения
психологических проявлений личности
человека.
Задачами исследовательской
работы являлись:
- проведение исследовательской
работы по выявлению художественных
способностей детей в старшем
дошкольном возрасте в технике
живописи с использованием сказки;
- разработка путей, способствующих
эстетическому воспитанию в области
рисования живописными материалами;
- апробирование инновационных
техник в живописи, способствующих
эстетическому воспитанию старшего
дошкольного возраста.
Были подобраны критерии оценивания
уровней развития художественно-творческих
способностей, способствующих эстетическому
воспитанию старших дошкольников в изобразительном
искусстве через сказку. Основными направления
изучения художественно-творческих способностей
данной работы являются:
1) способность создания
художественного образа на основе
привлечения накопленного сенсорного
опыта и преобразование его
при помощи воображения;
2) способность к цветовосприятию
окружающего мира, отражение с помощью
цветовых образов, впечатлений;
3) способность рационально
применять различные техники
и рисовать живописными материалами,
используя цвет.
Приоритетным направлением
в диагностике развития способностей,
способствующих эстетическому воспитанию
старших дошкольников в изобразительном
искусстве через сказку, стала способность
создания художественного образа с помощью
цвета и применения различных техник живописи.
Проводимая исследовательская
работа состояла из трех этапов:
1) констатирующий;
2) формирующий;
3) итоговый.
Для проведения исследовательской
работы был разработан специальный цикл
занятий.
1 -й этап. Констатирующий
эксперимент
Цель: выявить уровень художественно-творческих
способностей, способствующих эстетическому
воспитанию старших дошкольников с помощью
сказки.
Констатирующий эксперимент
был проведен в виде занятия со всей группой
на тему «Весенняя сказка»
Программное содержание: учить
составлять сказку на предложенную тему
и изображать её на бумаге, передавая особенности
сказочного жанра. Упражнять в подборе
синонимов и антонимов, определений к
заданным словам. Формировать умение согласовывать
прилагательные с существительными в
роде. Закреплять уже известные способы
словообразования. Развивать способность
передавать интонацией различные чувства.
Развивать художественные и творческие
способности. Закреплять умение работать
с красками, свободно применяя технику
воскографии; выявить навыки рисования
гуашью и воском; развить способность
создания художественного образа на основе
привлечения накопленного ранее сенсорного
опыта с помощью цвета.
В ходе занятия были использованы
следующие методы: беседа, показ, объяснение,
указания, напоминание, поощрение, анализ.
Также была использована наглядность
в виде иллюстраций, весенние и зимние
пейзажи; большие листы белой бумаги с
наклеенными изображениями персонажей
сказки К. Ушинского «Утренние лучи»
Положительным в занятии было
то, что половина детей справилась с поставленной
целью.
Отрицательным стала неправильная
реакция детей на объяснение и показ, а
также недостаточность развития художественно-творческих
способностей детей, способствующих эстетическому
воспитанию старших дошкольников.
Большая часть детей не справилась
с работой, несмотря на вызванный интерес
и активность при выполнении задания.
В ходе занятия дети стремились создать
художественный образ на основе привлечения
накопленного ранее сенсорного опыта,
но цель не была достигнута, в связи с тем,
что дети не умеют передавать задуманный
художественный образ с помощью цвета.
Итог констатирующему эксперименту подведен
в виде табл. 1.
Таблица 1 Результаты констатирующего
эксперимента
№
Имя
ребенка
Увлечен.
темой и
техникой
Способн.
созд. худ.
образ
Способн.
к цвето-
воспр.
Способн.
рацион.
применять
техники
Владение
техникой
изображен.
Знание
основ
цветовед.
1.
Коля К.
3
1
2
2
2
1
2.
Лера С.
3
1
2
2
2
1
3.
Эрик К.
2
2
2
2
2
1
4.
Ксюша Ц.
3
1
2
2
2
2
5.
Влада П.
2
1
2
2
2
1
6.
Милана М.
3
1
3
3
3
1
7.
Даша П.
3
1
2
2
2
2
8
Доминик Я.
2
1
2
2
2
1
9.
Варя М.
3
1
2
2
2
1
10.
Даша Т.
3
2
3
3
3
1
11.
Артём П.
2
1
3
3
3
1
12.
Миша С.
3
1
2
2
2
1
13.
Паша Х.
3
1
3
3
3
1
14.
Паша Б.
3
1
2
2
2
1
15.
Диана В.
3
1
2
2
2
1
Условные обозначения:
1 - низкий уровень;
2 - средний уровень;
3 - высокий уровень
Вывод констатирующего эксперимента:
из проведенного эксперимента видно, что
увлеченность темой и техникой у детей
развита на высоком уровне, способность
создавать художественный образ почти
у всех отсутствует, так же как и знание
основ цветоведения; способность к цветовосприятию
и рациональному применению техник у детей
развита на среднем уровне, за исключением
некоторых, таких как Паша Х., Даша Т.,
Милана М.,, у которых наиболее высокий
уровень развития всех выше перечисленных
способностей.
3.2 Организация работы
по эстетическому воспитанию
2 -й этап. Формирующий эксперимент
Проводился со всеми детьми,
но дополнительно занимались с этими детьми:
Паша Х., Артём П., Даша Т., Милана М., которые
в констатирующем эксперименте показали
имеющиеся предпосылки художественно-творческих
способностей, способствующих эстетическому
воспитанию старших дошкольников с помощью
сказки.
Цель формирующего эксперимента:
развитие художественно-творческих способностей
у детей 6-7 лет, способствующих эстетическому
воспитанию старших дошкольников с использованием
разработанных методических условий (см.
п. 2.3).
При проведении формирующего
эксперимента были использованы индивидуальные
занятия со способными детьми, дидактические
игры и упражнения.
Цель занятий: закреплять умение
рисовать нетрадиционными техниками и
материалами; развивать творческое воображение;
развивать способность к цветовосприятию
окружающего мира, отражение с помощью
цветовых образов, впечатлений; развивать
способность рационально применять различные
техники рисования живописными материалами.
В течение занятия использовались
следующие методы: объяснение с частичным
показом, напоминание, контроль, поощрение,
оценка. Также предварительно осуществлялось
чтение сказок «Три поросёнка», «Сказка
о золотой рыбке», «Колобок».
Дети активно приступали к работе,
применяя соединение техник: аппликация,
рисование «тычком», используя цветоведение.
Дети были очень заинтересованы этой техникой,
выполняли задания на хорошем уровне,
проявив способность к цветовосприятию
окружающего мира. Дети использовали различные
тона и цветовую гамму для получения рисунков,
имеющих разный характер. Использовался
контроль, напоминание, объяснение, индивидуальный
подход. Занимательность преобладала
в разнообразии цветовых оттенков. Дети
были активны и эмоциональны, что видно
из их работ. Так же были проведены следующие
упражнения: «Времена года», «Части суток»,
«Цветной круг», «Настроение тучек», в
ходе которых было видно, что дети заинтересованы
работой с красками, но умения и навыки
подбирать нужный цвет находятся на низком
уровне. В ходе упражнений у детей развивались
умения создавать художественный образ
с помощью цвета, но в основном дети упражнялись
в применении нетрадиционных живописных
техник, способствующих эстетическому
воспитанию старших дошкольников.
3.3 Анализ результатов
работы
3 -й этап. Контрольный эксперимент
Цель: выявить уровень художественно-творческих
способностей рисования живописными материалами,
способствующих эстетическому воспитанию
старших дошкольников с помощью сказки
, выработанных в ходе формирующего эксперимента.
Итоговый эксперимент был проведен
в виде коллективной работы со всеми детьми
на тему «Царство Нептуна».
Программное содержание:
Закреплять умение самостоятельно
подбирать технику, цветовой образ для
создания коллективной работы; закреплять
навыки работы нетрадиционными материалами
и техниками; воспитывать интерес к нетрадиционным
живописным техникам. В ходе занятия были
использованы такие методы и приемы как:
рассказ, вопросы, показ, объяснение, указание,
напоминание, анализ. Детям было предложено
нетрадиционное оборудование и иллюстративный
материал. Также использовалась музыка
для лучшего эмоционального настроя. Дети
использовали мыльную пену различных
оттенков, что вызвало огромный интерес
к работе. Дети активно и старательно выполняли
работу. Итог подведен в виде табл. 2.