Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:49, курсовая работа
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года рекомендует направить усилия на воспитание образованных, нравственных людей, которые способны «самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Государственная и общественная потребность в патриотическом воспитании граждан зафиксирована в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
Введение
Глава I.Педагогические основы патриотического воспитания
1.1.Задачи и принципы патриотического воспитания
1.2.Проблемы патриотического воспитания младших школьников в современных условиях
1.3.Патриотическое воспитание на уроках окружающего мира в начальной
школе.
Выводы по I главе
Глава II. Экспериментальная работа по определению уровня развития патриотических чувств в процессе изучения окружающего мира.
2.1.Входящая диагностика уровня развития патриотических чувств младших школьников
2.2. Организация процесса обучения младших школьников по формированию патриотизма у младших школьников.
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы.
Выводы по II главе…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………
Итак, подводя итоги, хотелось
бы отметить, что в решении проблем
гражданско-патриотического
1.3.Патриотическое воспитание на уроках окружающего мира в начальной
школе.
На
каждом возрастном этапе
Необходимость активизировать процесс воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте нашла отражение и в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Так, портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир и т.д.
Личностные результаты освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования должны, среди прочих, отражать формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества и др.
Таким образом, само содержание федерального стандарта образования по предмету «окружающий мир», как и по ряду других предметов начального образования, нацеливает педагогов на проведение целенаправленной деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников.
Широкие возможности для планомерного патриотического воспитания детей данной возрастной группы представлены во всех ныне действующих образовательных программах, но более сбалансированы и продуманны они, на мой взгляд, в программе «Школа России». Ведущей моей целью по патриотическому воспитанию на уроках окружающего мира является создание условий для формирования гражданско – патриотической культуры личности ребёнка через учебно – воспитательную деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Исходя из этого, определяю задачи:
Формирование представления
об историческом прошлом
Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству.
Воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края.
Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.
Курс
«Окружающий мир» занимает
формирование у детей современной картины мира с позиции экологической этики; воспитание любви и уважения к природе, школе, семье, родному городу (селу), своему Отечеству;
развитие стремления к познанию окружающего мира и себя самого, своего внутреннего мира;
расширение опыта поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, таких как норма, ценность, идеал.
Одновременно с помощью
средств учебного предмета решаются
общие задачи начальной школы: развитие
у ребенка познавательных процессов,
речи, эмоциональной сферы, творческих
способностей, положительных личностных
качеств, формирование целого комплекса
ключевых компетентностей —
В содержание деятельности педагога по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста должны войти следующее:
приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
проведение целевых наблюдений
за состоянием объектов в разные сезоны
года, организация сезонного
организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.
Патриотическое воспитание младших школьников начинается с первых дней учёбы в школе. Всю работу по патриотическому воспитанию младших школьников в урочной и внеурочной деятельности веду по направлениям:
1. Историко – краеведческое направление – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе. Работа по этому направлению проходит на уроках по окружающему миру, дети посещают музеи города и библиотеки, возлагают цветы к памятнику Победы ежегодно 9 мая и встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, проводятся праздники к 23 февраля «Богатырские забавы»(1 кл.) и «О рыцарстве, о доблести, о славе» (2кл.)
2. Гражданско-патриотическое направление – формирование гражданской позиции служения своему народу. По этому направлению проводили беседы «Конституция России и права человека», «Символы России», «Праздники России», подготовили и провели классный час «Я – гражданин Кубани», урок мужества «Дети войны»,коллективный просмотр кинофильма «О детях – героях Великой отечественной войны. Создали проект «Радетели земли кубанской» о знаменитых людях Кубани прошлого.
3.Литературно-музыкальное
направление, отвечающее за
4.Физкультурно-
5. Экологическое направление
– воспитание любви к природе,
защите её от загрязнения.
6. Трудовое направление
– привитие трудовых навыков.
Учащиеся знакомятся с
7.Семейное направление
– утверждение нравственных
составляют родовое древо
своей семьи, собирают старые фотографии,
изучают семейный архив, находят
старые вещи («Бабушкин сундук»), описывают
увлечения своей семьи и
Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное, что делает учитель начальных классов - «упражняет детей в этом священном чувстве».
Одной из наиболее важных составляющих патриотического воспитания детей является блок внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника». Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю.
За годы обучения в начальной школе у каждого ребенка должны быть сформированы основные нравственные качества: отзывчивость, ответственность, доброта, готовность прийти на помощь. Одни из основных задач — сплочение коллектива класса как единой семьи, психолого-педагогическая работа с семьями учащихся.
Механизмы реализации задач блока «За страницами учебника»:
1. Классные часы по духовно-нравственному воспитанию.
2. Факультативы
(по выбору) «Введение в народоведение»,
«Экология для младших
3. Направления
дополнительного образования (
4. Семейный клуб.
5. Семейные праздники.
6. Посещение филармонии, театров, музеев и других учреждений культуры.
7. Экскурсии.
8. Кодекс чести класса.
Роль
праздников в жизни класса
велика, поэтому о них следует
сказать особо. Они вносят в
учебный процесс элементы игры,
придают школьной жизни
Одной
из основных задач семейного
воспитания класса является
Но самым важным показателем, несомненно, является потребность самого ребенка активно участвовать во всех делах на благо окружающих людей, на благо родной природы, наличие у него гордости за свой народ и свою Родину, осознание себя частью своего народа.
Глава II. Экспериментальная
работа по определению уровня развития
___________