Экспериментальная работа по определению уровня развития патриотических чувств в процессе изучения окружающего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года рекомендует направить усилия на воспитание образованных, нравственных людей, которые способны «самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Государственная и общественная потребность в патриотическом воспитании граждан зафиксирована в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Содержание работы

Введение
Глава I.Педагогические основы патриотического воспитания
1.1.Задачи и принципы патриотического воспитания
1.2.Проблемы патриотического воспитания младших школьников в современных условиях
1.3.Патриотическое воспитание на уроках окружающего мира в начальной
школе.
Выводы по I главе
Глава II. Экспериментальная работа по определению уровня развития патриотических чувств в процессе изучения окружающего мира.

2.1.Входящая диагностика уровня развития патриотических чувств младших школьников
2.2. Организация процесса обучения младших школьников по формированию патриотизма у младших школьников.
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы.
Выводы по II главе…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 530.34 Кб (Скачать файл)

 
 
 
 
 
 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
Да

 
Нет

 
Не знаю

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
6.

 
Престижна ли профессия российского  офицера?

 
91

 
7

 
2


 
 
 
 
 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
Да

 
Нет

 
Не знаю

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
7.

 
Вы за или против службы в армии?

 
91

 
8

 
1


 
 
 
 
 

 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
Да

 
Нет

 
Не знаю

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
8.

 
Нужно ли патриотическое воспитание в  школе?

 
92

 
8

 
-


 
 
 
 
 
 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
Да

 
Нет

 
Не знаю

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
9.

 
Читаете ли вы периодические издания, книги не по школьной программе?

 
67

 
28

 
5


 
 
 
 
 
 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
Да

 
Нет

 
Не знаю

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
10.

 
Помогают ли вам книги в решении  трудных ситуаций?

 
81

 
8

 
11


 
 
 
 
 

 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
Да

 
Нет

 
Не знаю

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
11.

 
Есть ли у вас пример для подражания? 

 
66

 
26

 
8


 
 
 
 
 

 
Выбор влияния окружающих на формирование патриотических чувств 
 
 
 

 
Родители

 
49

 
Школа

 
38

 
Окружающие люди, друзья

 
25,5

 
СМИ

 
5,5

 
Органы власти

 
5,3

 
Не уверены в ответе

 
5,7

 
Учреждения профессионального образования

 
19


 
 
 
 
 
Органы власти занимают далеко не первое место. Большинство опрошенных учащихся отметили роль родителей в формировании своих патриотических чувств. Многие учащиеся оценили роль школы. 
 
 

 
С чего начинается Родина? (%)

 
 
 

 
Дом, с родителей

 
58

 
со своего села 
 
где родился

 
 
12

 
с имени матери 
 
с картинки в моем букваре 
 
с родственников 
 
с близких 
 
с земли 
 
бабушек и дедушек 
 
с дружбы 
 
с первого класса

 
7

 
с Курска

 
1

 
где жили твои предки 
 
там, где тебя всегда ждут

 
6


 
 
 
 
 

 
Считаете ли вы себя патриотом? (%)

 
Да

 
68

 
Нет

 
27

 
Не знаю

 
2

 
Да, потому что хожу на патриот

 
1

 
Да, но не в нашей школе

 
1


 
 
 
 
 

 
Кто такой патриот современной  России? (%)

 
Не знаю

 
23

 
Тот, кто любит свою родину и дорожит  ею

 
13

 
Защитник

 
19

 
Я

 
10

 
Все

 
5

 
Он умный, знающий все о патриотизм

 
7

 
Человек, который верно служит

 
9,7

 
Мужчина, любящий свою страну

 
8,3

 
Человек, который проходит военную  подготовку в школе

 
4,9


 
 
 
 
 
 

 
Какими качествами должен обладать гражданин РФ?

 
Чувство долга

 
19

 
Любовь к малой Родине

 
21

 
Идеалы и ценности

 
16

 
Духовность

 
14

 
Гражданственность

 
13

 
Нравственность

 
17

 
Безразличие

 
0

 
Безответственность

 
0

 
эгоизм

 
0


 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изменение уровня сформированности патриотической воспитанности

 

 

 
Уровни

 
              2 класс 
 
(всего учащихся – 25)

 
           Констатирующий  этап

 
Заключительный этап

 
Кол-во 
 
уч-ся

 
%

 
Кол-во 
 
уч-ся

 
%

 
Высокий

 
13

 
52

 
15

 
60

 
Средний

 
7

 
28

 
8

 
32

 
Низкий

 
5

 
20

 
2

 
8


 
 
Из таблицы видно, что сократилось  число учащихся с низким уровнем  сформированности патриотической воспитанности и увеличилось число учащихся с высоким и средним уровнем. 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
Положительные изменения в системе ценностных ориентаций в степени общественной активности позволяют говорить о повышении уровня патриотической воспитанности учащихся. 
 
Как мы и предполагали эффективность патриотического воспитания будет зависеть от оптимальной и рациональной организации всех звеньев процесса патриотического воспитания в соответствии с целью стоящей перед ней конкретными условиями и особенностями его осуществления по отношению к учащимся в соответствии с потребностями, стремлениями, интересами. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы. 
 
Организация патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении предполагает опору на достижения российской дореволюционной и советской школы, наполнения проверенных временем организационных форм новым содержанием. При этом приоритетное внимание должно отдаваться комплексным организационным формам, позволяющим успешно формировать не только патриотические знания, ценностные ориентации, но и включать учащихся в социально значимые виды деятельности. 
 
Важнейшими условиями, факторами повышения эффективности патриотического воспитания являются: обеспечение единства федерального, регионального и школьного компонентов в содержании патриотического воспитания, внедрение программно-целевой модели управления воспитательной работой в образовательном учреждении, разработка программно методического обеспечения процесса патриотического воспитания, учет семейного уклада обучающихся, а также учет возможностей образовательного учреждения, целенаправленное проектирование связей с внешней социальной средой. 
 
Экспериментальная работа показала, что преодолению имеющихся недостатков способствует применение специальной системы мер методического управления, которая включает комплекс активных форм учебной и внеучебной деятельности ориентированных на активизацию самостоятельной работы школьников, имеющей творческий созидательно значимый характер. 
 
Перспективу дальнейших исследований по проблемам модернизации патриотического воспитания мы видим в необходимости разработки стандартов не только в области обучения, но и в сфере воспитания, конкретизации целей и задач патриотического воспитания, а также разработке технологий воспитания с учетом особенностей сельской школы. 

 

 

 

 

 

 

1.  Агапова И., Давыдова  М. Патриотическое воспитание  в школе. – М., Айрис-пресс, 2002 –  224 с.

2.  Адаменко С. Воспитываем  патриотов России // Народное образование  – 2005 - №4 – С. 23

3.  Гасанов З.Т. Патриотическое  воспитание граждан // - 2005 - №6  – С. 59

4.  Ефремова Г. Патриотическое  воспитание школьников // Воспитание  школьников – 2005 №8 – С. 17

5.   Л.С. Выгодский. Нравственное воспитание/ Пед. психология. – М.,1991.

6.   В.Д. Сиповский «Родная старина». – М./ Современник, 1993.

7.   А.Ф. Никитин, Я.В.Соколов. Граждановедение. – М., 1991.

Информация о работе Экспериментальная работа по определению уровня развития патриотических чувств в процессе изучения окружающего мира