Экспериментальная работа по определению уровня развития патриотических чувств в процессе изучения окружающего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года рекомендует направить усилия на воспитание образованных, нравственных людей, которые способны «самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Государственная и общественная потребность в патриотическом воспитании граждан зафиксирована в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Содержание работы

Введение
Глава I.Педагогические основы патриотического воспитания
1.1.Задачи и принципы патриотического воспитания
1.2.Проблемы патриотического воспитания младших школьников в современных условиях
1.3.Патриотическое воспитание на уроках окружающего мира в начальной
школе.
Выводы по I главе
Глава II. Экспериментальная работа по определению уровня развития патриотических чувств в процессе изучения окружающего мира.

2.1.Входящая диагностика уровня развития патриотических чувств младших школьников
2.2. Организация процесса обучения младших школьников по формированию патриотизма у младших школьников.
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы.
Выводы по II главе…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 530.34 Кб (Скачать файл)

 

2.1.Входящая диагностика  ---------------------------------------------   обучающихся.

 

Экспериментальная работа по определению уровня развития --------------- в процессе изучения окружающего  мира проводилась на базе МОУ «Лицей №6» г. Курска во             2 классе. Количество обучающихся 25 человек.

На основе методических материалов обобщенных профессором Российской академии государственной службы доктором философских наук В. И. Лутовиновым, мы разработали систему мониторинга с использованием методов математической статистики. 
 
Определение результатов работы по патриотическому воспитанию в виде конкретной оценки предполагает, в первую очередь, всесторонний анализ этой деятельности с помощью различных методов и методик, а также дифференциацию критериев и показателей по различным уровням, измеряемым в баллах. Для определения оценки результатов работы по патриотическому воспитанию, необходимо осуществить анализ важнейших сторон, направлений этой деятельности. Анализ основывается на определенной методике, включающей в себя следующие моменты: 

 
составление краткого плана анализа  состояния патриотического воспитания и его результатов;

 
сбор информации о состоянии патриотического  воспитания и его результатах, об эффективности проводимых мероприятий;

 
обработку данных: группировка результатов  деятельности с выделением признаков  положительного и отрицательного характера;

 
анализ эффективности работы непосредственных организаторов патриотического  воспитания;

 
анализ и оценка действенности  воспитательной работы с обучающимися (число мероприятий, степень охвата участников, классификация мероприятий по видам);

 
определение выводов о состоянии  и его результатах, формулирование конкретных задач и мер по их дальнейшему  улучшению;

 
графическое представление основных результатов анализа (диаграммы  таблицы, схемы);

 
информирование о данных анализа  состояния патриотического воспитания и его результатах.

 
Дифференциация критериев и показателей  по различным уровням может быть представлена в самом общем виде по 4-балльной системе следующим  образом: 
 
5 — если данные показатели выражены в полной мере, проявляются постоянно и фиксируются как вполне очевидные, без каких бы то ни было сомнений; 
 
4 — если данные показатели выражены в достаточной мере, проявляются в основном устойчиво и фиксируются как сравнительно очевидные с некоторыми сомнениями; 
 
3 — если данные показатели выражены не в полной мере, проявляются непостоянно и фиксируются как малоочевидные со значительными сомнениями; 
 
2 — если данные показатели выражены очень слабо, проявляются эпизодически или не проявляются совсем, фиксируются с большим трудом или не фиксируются вовсе. 
 
Для определения результатов патриотического воспитания используются следующие основные методы: наблюдение, анализ конкретной ситуации, анализ результатов деятельности, анкетирование, тестирование, метод независимых характеристик, метод экспертных оценок, сравнительный анализ, классификация, систематизация, шкалирование, моделирование и др. 
 
Критерием оценки эффективности является понятие патриотически-устойчивая личность. Основными показателями патриотически-устойчивой личности являются: активность, проявляющаяся в нравственной деятельности и поведении, готовность к сознательной актуализации в общении, требований морали, характер потребностно-мотивационной структуры побуждающей к реализации личностно ценных и общественно значимых целей, активность и сознательность. 
 
 
Уровни развития и проявления патриотизма личности 

 
Уровни

 
Характеристика

 
Высокий

 
Глубокое изучение истории и культуры России. Патриотическая убежденность и готовность к действиям во имя  национальных интересов. Осознание  личной ответственности за судьбу России. Проявление социальной активности и  гражданской зрелости. Инициатива в  патриотической деятельности и целенаправленное участие в ней.

 
Средний

 
Восприятие истории Отечества  как одного из важнейших предметов  в системе образования и воспитания. Владение содержанием таких понятий  как «Родина», «патриотизм», «гражданский долг», «мужество». Понимание необходимости  защиты интересов Отечества в  связи с объективной оценкой  политической ситуации в мире. Проявление активности при проведении массовых мероприятий и организации коллективных дел. Высокая ответственность, осознание  гражданского и патриотического  долга. Наличие опыта преодоления моральных, волевых перегрузок патриотической деятельности в ее различных формах.

 
Низкий

 
Понятия «патриотизм», «гражданский долг»  находятся на формально-вербальном уровне. Слабо развиты представления  о гражданском долге, патриотизме  и современном развитии российского  общества и его проблемах. Ответственное, но пассивное, без проявления инициативы выполнение учебных и общественных поручений. Стремление преодолеть вставшие на пути трудности, но собственными силами, без поддержки товарищей, сверстников.

 
Нулевой

 
Интересы государства и перспективы  его развития не занимают никакого места в жизненных планах, не связываются  с жизненными перспективами. Понимание  необходимости защиты интересов  Отечества имеет отвлеченный  абстрактный характер. Проявление равнодушного отношения к учебе в целом  и пассивности. Отсутствие интересов  к гуманитарным дисциплинам, в том  числе к истории Отечества. Низкая ответственность при выполнении общественных поручений или их игнорирование. Отсутствие представления о гражданском  долге и патриотизме. Слаборазвитые  морально-волевые качества. Проявление слабоволия и отступление от намеченной цели при столкновении с трудностями.


 
 
Патриотически-устойчивая личность характеризуется  единством нравственного, правового  сознания и поведения. Достижение этого  в содержательном отношении предполагает наличие системы ценностных отношений, на вершине которых находится  общественно патриотический идеал. 
 
Динамика положительных изменений в формировании у учащихся патриотических знаний показана в таблице. 

 

 

 

 

 

 

 

 Диаграмма мнений обучающихся о  том, что для них означает слово 
 
«Патриотизм» 

 
Вопросы

 
Обучающиеся

 
Любовь к Родине

 
25

 
Любовь к своей семье, родным, близким

 
20

 
Любовь к родному селу, дому

 
18

 
Любовь к русской культуре

 
15

 
Любовь к народу

 
11

 
Возрождение традиций российского  государства

 
10

 
Религиозная вера, которую я исповедую

 
2

 
Коллективный, общинный образ жизни

 
1


 
 

 
 
Для большинства обучающихся слово  «патриотизм» в первую очередь совпадает  с «малой Родиной» — ближним социальным окружением: семьей, родными, близкими, родной деревней, домом. Эти ценности составляют ядро патриотизма в современном российском обществе. 
 
Чтобы проверить знания учащихся о культурных ценностях Курской области и выяснить их отношение к данным ценностям, учащимся была предложена анкета, включающая вопросы о культурных ценностях Курской области. 
 
Анализ ответов учащихся показал следующее. Большинство учащихся (78%) считают необходимым знать историю своего края, но лишь 47% учащихся имеют достаточно высокий уровень таких знаний, у 43% они весьма поверхностны, а 10% — вообще не имеют о ней представления. 
 

 

 

В ходе исследования ученикам  было предложено два вопроса: «Считаете ли Вы себя патриотом?» и «Где Вы хотите постоянно жить?» 
 

Результаты опроса 
 
«Считаете ли Вы себя патриотом?»

 
Ответы

 
%

 
1. Считаю себя патриотом

 
52

 
2. Не считаю себя патриотом

 
17

 
3. Затрудняюсь ответить

 
31


 
 
 
 

 

 

«Где Вы хотите постоянно  жить?»

 
Ответы

 
%

 
1. В России

 
70

 
2. За границей

 
8

 
3. Безразлично где

 
15


 
 
 
 
Постоянно жить за границей хотят 8% ответивших, безразлично где – 15%. Примерно 70% обучающихся связывают свою судьбу с Родиной. Гордятся, что они россияне – 79% учащихся, а 21% не испытывают этого чувства. 

Результаты экспериментальной  работы показывают, что высокий уровень  сформированности патриотизма дает возможность реализовать одну из главных задач обучения и воспитания, развитие общей культуры личности учащегося. 
^

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Организация процесса  обучения младших школьников ---------------

С целью развития -------------------------на уроках окружающего мира  нами был  определён содержательный аспект, т.е. выявлены темы уроков окружающего мира во 2 классе,                                                 Данные уроки проектировались в  свете реализации системно-деятельностного подхода, признанного главным методом при реализации ФГОС по УМК «Перспектива» учебник А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой  «Окружающий мир».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Результаты опытно-экспериментальной  работы.

После проведённой практической работы по развитию --------------- обучающихся 2 класса на уроках окружающего мира была проведена повторная диагностика  развития уровня ---------------------------------участников практической работы. 
 
Критерием оценки эффективности работы по патриотическому воспитанию является понятие «патриотическая личность». В связи, с чем проводились анкеты среди учащихся . 
 
Учащимся 2 класса были предложены следующие вопросы: 
 
Цель опроса: исследование духовно-культурных ценностей, социальных и личностных качеств школьников для их реализации на благо общества 
 

 
 

 

 
Да

%

 
Нет

%

 
Не знаю

%

 
Гордитесь ли вы своей страной?

 
94

 
6

 
-


 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 
№ п/п

 
вопросы

 
 
Да

 
 
Нет

 
 
Не знаю

 
%

 
%

 
%

 
2.

 
Считаете ли себя истинно русским  человеком?

 
91

 
1

 
8


 
 
 
 
 
 

 
№ п/п

 
вопросы

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
Да

 
Нет

 
Не знаю

 
%

 
%

 
%

 
3.

 
Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?

 
81

 
3

 
16


 
 
 
 
 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
Да

 
Нет

 
Не знаю

 
%

 
%

 
%

 
4.

 
Хотели бы вы уехать из России?

 
8

 
86

 
6


 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
Да

 
Нет

 
Не знаю

 
%

 
%

 
%

 
5.

 
Хотели бы вы жить и родиться в  другой стране?

 
8

 
5

 
87

Информация о работе Экспериментальная работа по определению уровня развития патриотических чувств в процессе изучения окружающего мира