Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:49, курсовая работа
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года рекомендует направить усилия на воспитание образованных, нравственных людей, которые способны «самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Государственная и общественная потребность в патриотическом воспитании граждан зафиксирована в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
Введение
Глава I.Педагогические основы патриотического воспитания
1.1.Задачи и принципы патриотического воспитания
1.2.Проблемы патриотического воспитания младших школьников в современных условиях
1.3.Патриотическое воспитание на уроках окружающего мира в начальной
школе.
Выводы по I главе
Глава II. Экспериментальная работа по определению уровня развития патриотических чувств в процессе изучения окружающего мира.
2.1.Входящая диагностика уровня развития патриотических чувств младших школьников
2.2. Организация процесса обучения младших школьников по формированию патриотизма у младших школьников.
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы.
Выводы по II главе…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………
2.1.Входящая диагностика
------------------------------
Экспериментальная работа по определению уровня развития --------------- в процессе изучения окружающего мира проводилась на базе МОУ «Лицей №6» г. Курска во 2 классе. Количество обучающихся 25 человек.
На основе методических материалов
обобщенных профессором Российской
академии государственной службы доктором
философских наук В. И. Лутовиновым, мы
разработали систему мониторинга с использованием
методов математической статистики.
Определение результатов работы по патриотическому
воспитанию в виде конкретной оценки предполагает,
в первую очередь, всесторонний анализ
этой деятельности с помощью различных
методов и методик, а также дифференциацию
критериев и показателей по различным
уровням, измеряемым в баллах. Для определения
оценки результатов работы по патриотическому
воспитанию, необходимо осуществить анализ
важнейших сторон, направлений этой деятельности.
Анализ основывается на определенной
методике, включающей в себя следующие
моменты:
составление краткого плана анализа
состояния патриотического
сбор информации о состоянии патриотического
воспитания и его результатах, об
эффективности проводимых мероприятий;
обработку данных: группировка результатов
деятельности с выделением признаков
положительного и отрицательного характера;
анализ эффективности работы непосредственных
организаторов патриотического
воспитания;
анализ и оценка действенности
воспитательной работы с обучающимися
(число мероприятий, степень охвата участников,
классификация мероприятий по видам);
определение выводов о состоянии
и его результатах, формулирование
конкретных задач и мер по их дальнейшему
улучшению;
графическое представление основных
результатов анализа (диаграммы
таблицы, схемы);
информирование о данных анализа
состояния патриотического
Дифференциация критериев и
5 — если данные показатели выражены в
полной мере, проявляются постоянно и
фиксируются как вполне очевидные, без
каких бы то ни было сомнений;
4 — если данные показатели выражены в
достаточной мере, проявляются в основном
устойчиво и фиксируются как сравнительно
очевидные с некоторыми сомнениями;
3 — если данные показатели выражены не
в полной мере, проявляются непостоянно
и фиксируются как малоочевидные со значительными
сомнениями;
2 — если данные показатели выражены очень
слабо, проявляются эпизодически или не
проявляются совсем, фиксируются с большим
трудом или не фиксируются вовсе.
Для определения результатов патриотического
воспитания используются следующие основные
методы: наблюдение, анализ конкретной
ситуации, анализ результатов деятельности,
анкетирование, тестирование, метод независимых
характеристик, метод экспертных оценок,
сравнительный анализ, классификация,
систематизация, шкалирование, моделирование
и др.
Критерием оценки эффективности является
понятие патриотически-устойчивая личность.
Основными показателями патриотически-устойчивой
личности являются: активность, проявляющаяся
в нравственной деятельности и поведении,
готовность к сознательной актуализации
в общении, требований морали, характер
потребностно-мотивационной структуры
побуждающей к реализации личностно ценных
и общественно значимых целей, активность
и сознательность.
Уровни развития
и проявления патриотизма личности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Патриотически-устойчивая личность характеризуется
единством нравственного, правового
сознания и поведения. Достижение этого
в содержательном отношении предполагает
наличие системы ценностных отношений,
на вершине которых находится
общественно патриотический идеал.
Динамика положительных изменений в формировании
у учащихся патриотических знаний показана
в таблице.
Диаграмма мнений обучающихся о
том, что для них означает слово
«Патриотизм»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для большинства обучающихся слово
«патриотизм» в первую очередь совпадает
с «малой Родиной» — ближним социальным
окружением: семьей, родными, близкими,
родной деревней, домом. Эти ценности составляют
ядро патриотизма в современном российском
обществе.
Чтобы проверить знания учащихся о культурных
ценностях Курской области и выяснить
их отношение к данным ценностям, учащимся
была предложена анкета, включающая вопросы
о культурных ценностях Курской области.
Анализ ответов учащихся показал следующее.
Большинство учащихся (78%) считают необходимым
знать историю своего края, но лишь 47% учащихся
имеют достаточно высокий уровень таких
знаний, у 43% они весьма поверхностны, а
10% — вообще не имеют о ней представления.
В ходе исследования ученикам
было предложено два вопроса: «Считаете
ли Вы себя патриотом?» и «Где Вы хотите
постоянно жить?»
Результаты опроса
«Считаете ли Вы себя патриотом?»
|
|
|
|
|
|
|
|
«Где Вы хотите постоянно жить?»
|
|
|
|
|
|
|
|
Постоянно жить за границей хотят 8% ответивших,
безразлично где – 15%. Примерно 70% обучающихся
связывают свою судьбу с Родиной. Гордятся,
что они россияне – 79% учащихся, а 21% не
испытывают этого чувства.
Результаты экспериментальной
работы показывают, что высокий уровень
сформированности патриотизма дает возможность
реализовать одну из главных задач обучения
и воспитания, развитие общей культуры
личности учащегося.
^
2.2. Организация процесса обучения младших школьников ---------------
С целью развития -------------------------на
уроках окружающего мира нами был
определён содержательный аспект, т.е.
выявлены темы уроков окружающего мира
во 2 классе,
2.3. Результаты опытно-
После проведённой практической
работы по развитию --------------- обучающихся
2 класса на уроках окружающего мира
была проведена повторная
Критерием оценки эффективности работы
по патриотическому воспитанию является
понятие «патриотическая личность». В
связи, с чем проводились анкеты среди
учащихся .
Учащимся 2 класса были предложены следующие
вопросы:
Цель опроса: исследование духовно-культурных
ценностей, социальных и личностных качеств
школьников для их реализации на благо
общества
|
% |
% |
% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
| ||
|
|
|
|
|