Экспериментальная работа по определению уровня развития патриотических чувств в процессе изучения окружающего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года рекомендует направить усилия на воспитание образованных, нравственных людей, которые способны «самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Государственная и общественная потребность в патриотическом воспитании граждан зафиксирована в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Содержание работы

Введение
Глава I.Педагогические основы патриотического воспитания
1.1.Задачи и принципы патриотического воспитания
1.2.Проблемы патриотического воспитания младших школьников в современных условиях
1.3.Патриотическое воспитание на уроках окружающего мира в начальной
школе.
Выводы по I главе
Глава II. Экспериментальная работа по определению уровня развития патриотических чувств в процессе изучения окружающего мира.

2.1.Входящая диагностика уровня развития патриотических чувств младших школьников
2.2. Организация процесса обучения младших школьников по формированию патриотизма у младших школьников.
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы.
Выводы по II главе…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 530.34 Кб (Скачать файл)

Как говорится в учебниках  по политологии, Российский патриотизм — это отношение граждан к своей Родине — Российской Федерации, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее. Это отношение к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, ее населяющим, их национальному достоинств); культурам, традициям, соотечественникам [Миронова 2005: 102].

Дружба народов Российской Федерации -это взаимоотношения наций, народностей, основанные на идеях гуманизма, демократии и добрососедства. Она представляет собой и процессы воплощения этих идей в сфере межнациональных отношений, находящих свое практическое выражение в форме совместных согласованных созидательных действий, направленных на достижение единых целей [Миронова 2005:108].

Дружба народов России и российский патриотизм взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Это объясняется тем, что в многонациональном государстве национальное (присущее отдельным народам) и гражданско-патриотическое (присущее всей федерации) сочетаются как общее и особенное. Патриотизм в этих условиях не разъединяет и не обособляет нации страны, а сближает их, объединяет.

Российский патриотизм не противопоставляет народы страны, а сплачивает их в рамках единой Федерации, укрепляет их связи с народами СНГ и других зарубежных стран. В российском патриотизме общероссийское чувство гражданина сочетается с его чувством малой родины. родной республики, области или национального округа.

В российском патриотизме  должны найти сочетание идеи народов  России с общенациональной, общероссийской идеей, которая воспринимается гражданами многонациональной, многоконфессиональной страны как ценностный стержень, как смысл жизни, В российском патриотизме должно также сочетаться личное, присущее каждому гражданину (независимо от национальной и религиозной принадлежности) и общественное, связанное с развитием могущества страны, ее прогрессом, укреплением Федерации.

Политологи отмечают, что  цели образования и воспитания в  многонациональном государстве формируются в соответствии с интересами этноконфессионального состава населения, характером взаимоотношений народов и национально-территориальных образований, входящих в федерацию. Эти цели, естественно, отражают уровень развития общества. При этом важно заметить, что свободное от диктата общество способно выдвигать реально достижимые цели, если оно пришло к пониманию того, что только хорошо осознанные перспективы намеченного дают педагогам верное направление, помогают им добиться успехов [Миронова 2005: 81].

Для России, одной из крупнейших многонациональных и многоконфессиональных стран мира, важнейшая цель воспитания и образования — это формирование у своих граждан российского патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимости. Определенная государством общая цель — воспитание культуры межнационального общения — дифференцируется в системе реально выполнимых (семьей, учебными заведениями, учреждениями культуры, СМИ, общественными организациями) конкретных задач. Обусловленные общей целью задачи призваны учитывать потребности развития многонационального, многоконфессионального общества и социальные идеалы, которые могли бы стать привлекательными для народов, составляющих федерацию.

Задачи воспитания вытекают не только из общей цели, определяемой сущностью общественного строя многонационального государства, его идеологии и политики, но и из характера отношений народов, населяющих государство. Руководствуясь этим характерным для многонациональных государств исходным положением, основываясь на анализе взаимоотношений народов России, учитывая их стремление к совместной жизни и укреплению общего федеративного Отечества, мы определили следующую систему задач патриотического воспитания граждан, а именно воспитания у них: любви к Отечеству — Российской Федерации и ее многонациональному народу; российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой родине (родной республике, области или национальному округу);  уважительного отношения ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству; любви к родному языку, культуре и истории своего народа; уважительного отношения к русскому народу и понимания его роли в становлении и развитии российской государственности; уважения к русскому языку как важнейшему средству межнационального общения и взаимосближения народов России и СНГ; дружеского отношения к народам СНГ, формирование чувства принадлежности к Содружеству Независимых Государств;

уважения к международным  нормам прав человека и народов, что  предполагает формирование правового сознания и правовой культуры;

глубокого уважения к Конституции  и другим законам Российской Федерации;

уважения к правам и  свободам человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и отношения к религии;

глубокого уважения к общечеловеческим ценностям, общечеловеческой цивилизации (мир, безопасность, свобода, возможность для каждого народа определять свою судьбу, торжество разума и гуманизма, обеспечение прав и свобод личности);

уважения к мировым  языкам и языкам межнационального общения, сопровождение этой работы разъяснением безусловного права всех народов на свободное пользование родным языком;

уважения к национальному  достоинству и чувствам людей, к их этническим взглядам и убеждениям;

уважительного отношения  к национальной и конфессиональной принадлежности человека, к этнокультурным и религиозным запросам людей;

непримиримого отношения  ко всем формам проявления национализма, шовинизма, расизма; воспитание ненависти к геноциду, апартеиду, проповеди фашизма и иной расовой, национальной или религиозной исключительности;

веротерпимости и уважения религиозных чувств людей;

уважения к положениям Конституции о том, что Россия является светским государством, где религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, всем гражданам гарантируется свобода совести и вероисповедания, образование носит светский характер.

Итак, мы рассмотрели цель и задачи патриотического воспитания граждан. Перейдем к рассмотрению соответствующих принципов, каковыми, как известно, в педагогике принято считать вытекающие из цели воспитания и установленных наукой теоретических положений основополагающие, фундаментальные идеи, исходные положения и системы требований, соблюдение которых обеспечивает эффективное функционирование воспитательного процесса. В принципах воспитания выражены основные требования к содержанию, методам и средствам воспитательной работы.

При решении воспитательных задач педагог руководствуется  принципами воспитания. Он призван учитывать как природу самого воспитания, так и различные обстоятельства и условия, под воздействием которых протекает процесс социализации молодого поколения.

Органы власти и общественность призваны, руководствуясь принципами государственной национальной политики, регулировать отношения народов страны, налаживать их совместную мирную жизнь, укреплять общую многонациональную родину. Такое регулирование осуществляется на уровне этнических общностей и национально-территориальных образований.

Педагоги, руководствуясь принципами патриотического воспитания, призваны содействовать укреплению дружеских  взаимоотношений народов России (на психологическом, межличностном уровнях) через воспитание у граждан чувств российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости.

Принципы патриотического  воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагоги обеспечивают эффективное  выполнение целей и задач воспитания, воплощают в педагогическую практику содержание образования и воспитания при обязательном условии общественного и государственного регулирования деятельности учреждений образования и культуры, общественных организаций, СМИ и семьи по патриотическому воспитанию[Ефремова 2005:17]. К принципам патриотического воспитания мы относим направленность воспитания на: укрепление единства и целостности Российской Федерации;

учет в воспитании особенностей различных категорий населения (дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников, студентов, работников госучреждений, военнослужащих, жителей городов и сел);

сохранение и развитие исторически сложившихся дружеских  отношений народов России, их сплочение в едином федеративном государстве;

содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;

содействие мирному разрешению межэтнических противоречий и конфликтов;

развенчивание пропаганды расизма, национализма и религиозной розни;

обеспечение равноправия  народов и национальных меньшинств страны;

обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;

укрепление положительного во взаимоотношениях народов и религиозных конфессий страны;

гуманное, уважительное отношение  к людям различных национальностей  и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям;

сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;

обеспечение взаимопонимания  и сотрудничества между людьми, народами, расовыми, этническими и религиозными группами;

формирование у каждого  нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов;

предотвращение межнациональных  конфликтов;

учет в воспитании религиозных  и конфессиональных особенностей различных народов, соблюдение равного статуса вероисповеданий; сотрудничество с традиционными религиями в воспитании чувства уважения и доверия между народами, веротерпимости;

распространение объективной  информации о совместной жизни и проблемах народов России, идей их духовного единства, межнационального мира, сотрудничества и взаимопомощи;

учет национально-культурных запросов разрозненно расселенных  народов и национальных меньшинств страны по сохранению и развитию своей самобытности, традиций, языков, культуры, образования;

сохранение самобытной культуры, языков, традиций и среды обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

учет в воспитании этнополитической ситуации Северного Кавказа, его  историко-культурной специфики, особого  геополитического положения и последствий вооруженных конфликтов;

защиту прав беженцев и  вынужденных переселенцев, учет их национально-культурных особенностей;

овладение русским языком — средством межнационального общения и взаимосближения народов России и СНГ;

обеспечение культурного  взаимодействия Российской Федерации  и стран СНГ в рамках общеевразийского этнокультурного пространства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Проблемы патриотического воспитания младших школьников в современных условиях

За последнее время  в российском обществе значительно  усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто  проявляются негативизм, демонстративное  отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко  возросла и «помолодела» преступность. Многие молодые люди оказались сегодня  за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически  потеряли целое поколение, представители  которого в потенциале могли бы стать  истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

В настоящее время в  большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными  и религиозными ценностями, а также  патриотическими чувствами. «Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям» [Селевко2006: 543].

Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах  людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые – пока не выработаны. В свою очередь, распространяется система ложных ценностей «массовой» культуры и субкультур (готы, панки, эмо, скинхеды и др.): потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности, упрощенчество [Селевко 2006:543].

Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического  воспитания современной молодежи. Быть патриотом – естественная потребность  людей, удовлетворение которой выступает  как условие их материального  и духовного развития, утверждения  гуманистического образа жизни, осознание  своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире.

Информация о работе Экспериментальная работа по определению уровня развития патриотических чувств в процессе изучения окружающего мира