Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 09:19, курсовая работа
В курсовой работе анализируется развитие воображения старших дошкольников на занятиях по психологии. Работа состоит из трех этапов:
а) теоретическое описание понятия «воображение» и его значения в человеческой жизни;
б) разработка и апробация специальной программы, направленной на развитие воображения старших дошкольников;
в) формирование методических рекомендаций по развитию воображения дошкольников
Ключевые слова: воображение (активное, пассивное, воссоздающее, творческое), сновидения, галлюцинации, грезы, мечты, агглютинация, акцентуирование, схематизация, типизация, развитие воображения.
В курсовой работе анализируется развитие воображения старших дошкольников на занятиях по психологии. Работа состоит из трех этапов:
а) теоретическое описание понятия «воображение» и его значения в человеческой жизни;
б) разработка и апробация специальной программы, направленной на развитие воображения старших дошкольников;
в) формирование методических рекомендаций по развитию воображения дошкольников для воспитателей и родителей.
Раскрыта сущность понятия «воображение», описаны его функции, виды и психологические механизмы. На базе конкретного ДУ разработана и апробирована программа по развитию воображения старших дошкольников. Проведен анализ полученных результатов, предложены определенные рекомендации по дальнейшему развитию воображения детей для педагогического состава ДУ, а также родителей дошкольников.
В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы:
а) наиболее интенсивно воображение развивается в дошкольном и школьном возрасте;
б) воображение старших дошкольников носит не только воспроизводящий, но и творческий характер, однако в силу определенных причин в данном возрасте творческое воображение несколько снижается;
в) воображение каждого ребенка имеет ряд индивидуальных особенностей, о которых следует знать воспитателю (психологу) и родителям;
г) чересчур развитое воображение иногда воспринимается как потенциальная склонность ко лжи, поэтому следует различать, когда ребенок лжет для получения выгоды, а когда – просто фантазирует;
д) существует множество путей и способов, которые помогают развитию воображения ребенка. Самое главное – уделять должное внимание и время данному вопросу, т.к. ребенок с гармонично развитым воображением в будущем будет легко усваивать школьную программу.
Содержание
Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение.
Воображение — это важнейшая сторона человеческой жизни. Если бы человек не обладал фантазией, мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения?
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.
Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у человека формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
Стоит лишить человека фантазии, и прогресс остановится. Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.
Целью процесса воспитания и обучения является формирование личности с развитым творческим потенциалом. Такой личности, которая бы обладала общей, универсальной способностью ко всему, что его окружает относиться творчески, т.е. преобразовывать окружающую его действительность по закону красоты. Чтобы такая личность могла проявлять свои творческие способности не только на работе, но и была способна создать счастливую семью; владела бы искусством общения с окружающими его людьми. Эта универсальная способность в человеке складывается из органического сплава интеллекта и развитого чувства красоты. Такой сплав не рождается стихийно, а образуется в результате воспитания и обучения на протяжении всего детства, от рождения и до окончания школы.
У новорождённого ребёнка воображения ещё нет. Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания. Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности.
Этот опыт приобретается как путём личных наблюдений ребёнка, так и через взрослых, передающих ему свои знания об окружающих предметах и явлениях, свой творческий опыт.
Именно поэтому так важно развивать и тренировать воображение ребенка с самых ранних лет. Между тем когда речь заходит о развитии, то и в дошкольных, и тем более в школьных образовательных учреждениях имеют в виду прежде всего развитие памяти, мышления, внимания и не уделяют внимания развитию воображения, считая, что оно и так присуще ребенку от природы и не нуждается в специальном развитии. Исследования показывают, что если воображение не нагружать, не упражнять, то с возрастом многие его возможности оскудевают, а это ведет к обеднению личности, снижению творческих возможностей.
Основная цель исследования – разработка и апробация программы, направленной на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
В качестве объекта исследования выступает воображение старших дошкольников. Предмет исследования – процесс развития воображения старших дошкольников на занятиях по психологии.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
- раскрыть сущность понятия «воображение», выявить его функции;
- охарактеризовать виды и формы воображения;
- описать психологические механизмы или приемы создания образов воображения;
- разработать и апробировать
специальную учебно-
- сформировать методические
рекомендации по развитию
Источниковой базой исследования послужило детское дошкольное учреждение N 405 по адресу ул. Герасименко, 31.
Значение воображения в жизни человека подчеркивали многие великие ученые и художники. Так, известный английский ученый XVIII в. Дж. Пристли специально подчеркивал, что ученому и механику воображение нужно не меньше, а больше, чем художнику. Дж. Пристли был химиком, биологом, философом, совершил множество выдающихся открытий. Он открыл, что «плохой» воздух «исправляется» под воздействием растений. Обнаружил аммиак и другие газы, получил кислород.
Дж. Пристли писал, что великие открытия, до которых «никогда не додумался бы рассудительный, медлительный и трусливый ум», способны совершить лишь такие ученые, которые «дают полный простор своему воображению» [10, 23].
Французский философ-просветитель и писатель XVIII в. Дени Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком... Воображение — это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей» [15].
Современный российский философ Э.В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве... Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты» [25, 182].
Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека [20, 261]. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Прав был М. Горький, говоря, что « именно вымысел поднимает человека над животным», потому что только у человека, который, являясь существом общественным, преобразует мир, развивается подлинное воображение.
Обладая богатым воображением,
человек может жить в разном времени,
что не может себе позволить никакое
другое живое существо в мире. Прошлое
зафиксировано в образах
Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в окружении звезд и планет.
Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении представить полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой, еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли.
Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность [1, 64]. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.
Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности и выявить его действительную природу. В научной литературе существует очень много подходов к определению воображения. Обратимся к некоторым из них и определим основные особенности воображения.
С.Л. Рубинштейн пишет: “Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов” [22, 219].
Л.С. Выготский считает, что “воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением” [3, 40].
Согласно Е.И. Игнатьеву, “основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление” [18, 102].
А “Краткий психологический словарь ” определяет воображение как “способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений” [13, 38].
Как видно из определений, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Ведь мышление человека (создание познавательных образов посредством выводов, обобщений, анализа, синтеза) не может быть просто отождествлено с воображением, потому что создание новых знаний и понятий может происходить и без участия воображения.
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит воображение к формам чувственного отражения, другая же считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.
Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем всегда предполагается преобразование чувственного материала.
Таким образом, очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.
Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть “безработным”. Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение, остановить которое человек по своему желанию не может.
Информация о работе Развитие воображение у детей школьного возраста