Экспериментальные исследования адаптации ребенка в начальной школе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 13:29, курсовая работа
Описание работы
Адаптация в биологическом смысле – приспособление строения и функций организма к условиям среды. Психологический аспект адаптации — приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………….3 ГЛАВА I Теоретическое обоснование проблемы адаптации детей младшего школьного возраста к учебной деятельности……………………………………….……………………………7 1.1. Сущность и основные характеристики адаптации ………………………..7 1.2 Особенности адаптации младших школьников……………………………10 1.3. Социально-педагогическая деятельность по адаптации к школе………..19 ГЛАВА II Экспериментальные исследования адаптации ребенка в начальной школе……………………………………………………………….26 2.1. Диагностика адаптации детей младшего школьного возраста…………..26 2.2. Анализ результатов исследования………………………………………....34 2.3. Методические рекомендации по улучшению адаптации детей в классе……………………………………………………………………………..38 Заключение………………………………………………………………………39 Список литературы…………………
Рассматривая адаптацию ребёнка к школе,
исследователи выделяют уровни, механизмы
и показатели адаптации. Так, А.Л. Венгер
рассматривает адаптированность как систему
качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих
успешность последующей жизнедеятельности,
и выделяет три уровня адаптированности
первоклассников.
1. Высокий уровень адаптации. Первоклассник
положительно относится к школе, предъявляемые
требования воспринимает адекватно, учебный
материал воспринимает легко, глубоко
и полно овладевает программным материалом,
решает усложненные задачи. Прилежен,
внимательно слушает указания и объяснения
учителя, выполняет поручения без внешнего
контроля, проявляет большой интерес к
самостоятельной работе. Всегда готовится
ко всем урокам, общественные поручения
выполняет охотно и добросовестно. Занимает
в классе благоприятное статусное положение.
2. Средний уровень адаптации. Первоклассник
положительно относится к школе, её посещение
не вызывает отрицательных переживаний.
Понимает учебный материал, если учитель
излагает его подробно и наглядно, усваивает
основное содержание учебных программ,
самостоятельно решает типовые учебные
задачи. Сосредоточен и внимателен при
выполнении заданий, поручений, указаний
взрослого, но при его контроле и тогда,
когда занят чем-то интересным для себя.
Общественные поручения выполняет добросовестно,
дружит со многими одноклассниками.
3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник
отрицательно или индифферентно относится
к школе, нередки жалобы на нездоровье,
доминирует подавленное настроение. Наблюдаются
нарушения дисциплины, объясняемый учителем
материал усваивается фрагментарно, самостоятельная
работа с учебным материалом затруднена,
к урокам готовится нерегулярно, необходим
постоянный контроль, систематическое
напоминание и побуждение со стороны взрослого.
Сохраняет работоспособность и внимание
при удлинённых паузах для отдыха, для
понимания нового и решения задач по образцу
требуется значительная помощь учителей
и родителей. Общественные поручения выполняет
под контролем, без особого желания, близких
друзей не имеет, знает по именам и фамилиям
только часть одноклассников.
Т.В. Дорожевец расширяет диапазон критериев
и показателей адаптации ребёнка к школе,
предлагая её трёхкомпонентную модель.
Школьная адаптация осуществляется в
трёх сферах.
1. Академическая адаптация характеризует
степень соответствия поведения ребёнка
нормам школьной жизни: принятие требований
учителя и ритма учебной деятельности,
овладение правилами поведения в классе,
отношение к школе, достаточная познавательная
активность на уроках и т.д.
2. Социальная адаптация отражает успешность
вхождения ребёнка в новую социальную
группу в виде принятия ребёнка одноклассниками,
достаточного количества коммуникативных
связей, умения решать межличностные проблемы
и т.д.
3. Личностная адаптация характеризует
уровень принятия ребёнком самого себя
как представителя новой социальной общности
(«Я – школьник») и выражается в виде соответствующих
самооценки и уровня притязаний в школьной
сфере, стремления к самоизменению и др.
Цель социально-педагогической деятельности
– создание педагогических и социально-психологических
условий, позволяющих ребёнку успешно
функционировать и развиваться в педагогической
среде (школьной системе отношений). Цель
может быть достигнута за счёт последовательного
решения педагогическим коллективом и
психологами школы задач:
1. Выявление особенностей психолого-педагогического
статуса каждого школьника с
целью своевременной профилактики
и эффективного решения проблем,
возникающих у них в обучении,
общении и психическом состоянии.
2. Создание системы психолого-педагогической
поддержки всех первоклассников
в период их первичной школьной
адаптации, позволяющей им не
только приспособиться к школьным
требованиям, но и всесторонне
развиваться и совершенствоваться
в различных сферах общения
и деятельности.
3. Создание специальных педагогических
и социально-психологических условий,
позволяющих осуществлять развивающую,
коррекционно-формирующую работу
с детьми, испытывающими различные
психолого-педагогические трудности.
Социально-педагогическая деятельность
по адаптации первоклассников к школе
осуществляется работой психолога, социального
педагога, классного руководителя, а также
ведется работа с семьей для выявления
уровня подготовки школьников, в рамках
этой работы осуществляются следующие
направления деятельности.
Первый этап – поступление ребёнка в
школу. Он начинается в марте – апреле
месяце одновременно с записью (или отбором)
детей в школу и заканчивается в начале
сентября месяца. В рамках этого этапа
предполагается
1. Проведение психолого-педагогической
диагностики, направленной на определение
школьной готовности ребёнка. Как
правило, диагностика состоит из
двух составных частей. Сначала
осуществляется общая экспресс-диагностика,
позволяющая судить об уровне психологической
готовности и сформированности некоторых
учебных навыков у ребенка. Затем, по отношению
к детям, показавшим чрезвычайно низкие
результаты, организуется второй диагностический
тур. Он направлен на выявление причин
низких результатов. В ряде случаев, второй
диагностический срез осуществляется
в конце лета – начале июня. Такая уточняющая
диагностика более эффективна осенью,
перед началом обучения или в первые недели
занятий.
2. Проведение групповых и индивидуальных
консультаций родителей будущих
первоклассников. Групповая консультация
в форме родительского собрания
– это способ сообщить родителям
некоторую полезную информацию
по организации последних месяцев
жизни ребёнка перед началом
школьных занятий. Индивидуальные
консультации, прежде всего, проводятся
для родителей, чьи дети показали
низкие результаты в процессе
тестирования и могут испытывать
трудности в приспособлении к
школе.
3. Групповая консультация педагогов
будущих первоклассников, носящая
на данном этапе общий ознакомительный
характер.
4. Проведение психолого-педагогического
консилиума по результатам диагностики,
основной целью которого является
выработка и реализация определённого
подхода к комплектованию классов.
Второй этап – первичная адаптация детей
в школе. Без преувеличения его можно назвать
самым сложным для детей и самым ответственным
для взрослых. В рамках данного этапа –
с сентября по январь - предполагается:
1. Проведение консультативной и
просветительской работы с родителями
первоклассников, направленной на
ознакомление взрослых с основными
задачами и трудностями периода
первичной адаптации, тактикой общения
и помощи детям.
2. Проведение групповых и индивидуальных
консультаций педагогов по выработке
единого подхода к отдельным
детям и единой системы требований
к классу со стороны различных
педагогов, работающих с классом.
3. Организация методической работы
педагогов, направленной на построение
учебного процесса в соответствии
с индивидуальными особенностями
и возможностями школьников, выявленных
в ходе диагностики и наблюдения
за детьми в первые недели
обучения.
4. Организация педагогической поддержки
школьников.
Такая работа проводится, как правило,
воспитателями, педагогами во внеурочное
время. Основной формой её проведения
являются различные игры. Подобранные
и проводимые в определённой логике они
помогают детям быстрее узнать друг друга,
настроиться на предъявляемую школой
систему требований, снять чрезмерное
психическое напряжение и др.
5. Организация групповой развивающей
работы с детьми, направленная
на повышение уровня их школьной
готовности, социально-психологическую
адаптацию в новой системе
взаимоотношений. Такая групповая
работа строится как продуманная
система занятий с фиксированной
мини-группой школьников (не более 10-ти
человек).
6. Аналитическая работа, направленная
на осмысление итогов деятельности
педагогов, психологов и родителей
в период первичной адаптации
первоклассников.
Третий этап – психолого-педагогическая
работа со школьниками, испытывающими
трудности в школьной адаптации. Работа
в этом направлении осуществляется в течение
второго полугодия первого класса и предполагает
следующее:
1. Проведение психолого-педагогической
диагностики, направленной на выявление
группы школьников, испытывающих
трудности в школьном обучении,
общении с педагогами и сверстниками,
самочувствии.
2. Индивидуальное и групповое
консультирование и просвещение
родителей по результатам диагностики.
3. Просвещение и консультирование
педагогов по вопросам обучения
и общения с отдельными школьниками
и детьми данного возраста
в целом.
4. Организация педагогической помощи
детям, испытывающим различные трудности
в обучении и поведении с
учётом данных психодиагностики.
Здесь же – методическая работа педагогов,
направленная на анализ содержания и методики
преподавания различных предметов. Цель
такого анализа – выявить и устранить
те моменты в учебном процессе, стиле общения
с детьми, которые могут провоцировать
различные школьные трудности.
5. Организация групповой психокоррекционной
работы со школьниками, испытывающими
трудности в обучении и поведении.
6. Аналитическая работа, направленная
на осмысление результатов проведённой
в течение полугодия и года
в целом работы.
На основании изученной литературы по
теме исследования можно сделать вывод,
что в обеспечение комфортности обучения
большую роль играют взрослые участники
образовательного процесса – учителя,
родители, психологи, социальные педагоги.
Личностные качества педагогов, сохранение
тесных эмоциональных контактов малышей
со взрослыми, постоянное и дружелюбное,
конструктивное взаимодействие педагогов
и родителей – залог создания и развития
общего положительного эмоционального
фона отношений в новом социальном пространстве,
где сотрудничество учителя и родителей
обеспечивает снижение уровня тревожности
у всех действующих в нем субъектов. Это
позволяет сделать период адаптации первоклассников
недолгим, а результаты его – высокими.
ГЛАВА
II Экспериментальные исследования адаптации
ребенка в начальной школе
2.1
Диагностика адаптации детей
младшего школьного возраста
Проблему адаптации
детей младшего школьного возраста следует
отнести к одной из наиболее серьезных
социальных проблем, требующих углубленного
изучения.
Цель исследования: изучение влияния социально-психологических
условий процесса на успешную адаптацию
детей младшего школьного возраста в процессе
обучения.
Объект исследования: социально - психологическая адаптация
детей младшего школьного возраста к обучению
в школе.
Предмет исследования: социально-психологические условия,
обеспечивающие процесс успешной адаптации
младшего школьника.
Гипотеза исследования: в соответствии с целью, объектом и предметом
исследования я предположила, что уровень
социально-психологической адаптации
детей младшего школьного возраста зависит
от психологической и социальной готовности
ребенка.
Задачи:
1. Подобрать комплекс психодиагностических
методик для проведения опытно-экспериментальной
работы;
2. Провести первичное диагностическое
обследование учащихся с целью
выявления уровня адаптации.
3. Разработать рекомендации по
улучшению социальной адаптации
детей в классе;
Методы исследования:
Определение типа темперамента
(автор Гребнева В.В.)
Методика «Домики»
Проективная методика «Школа».
База
исследования: Исследование проводилось на базе
средней общеобразовательной школе Белгородской области,
Яковлевского района, с. Дмитриевка.
В исследовании
приняло участие 18 человек
Исследование
проводилось с помощью трех методик:
1. Методика
«Определение типа темперамента»
(автор Гребнева В.В)
2. Методика
«Домики»
3. Методика
«Школа»
1.
Методика «Определение типа темперамента»
(Гребнева В.В)
(Приложение
1)
Данная
методика помогает выявить тип темперамента
у детей младшего школьного и дошкольного
возраста. Является наиболее простой и
понятной в проведении и интерпретации
полученных результатов.
Инструкция:
посмотрите на картинки назовите ту,
которая вам понравится больше всего (1-2
картинки).
Обработка результатов:
А – флегматик
Б – сангвиник
В – холерик
Г – меланхолик
2. Проективный тест личностных отношений,
социальных эмоций и ценностных ориентаций
“Домики”.
Методической основой теста является
цвето-ассоциативный эксперимент, известный
по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан
О.А.Ореховой [3] и позволяет провести диагностику
эмоциональной сферы ребенка в части высших
эмоций социального генеза, личностных
предпочтений и деятельностных ориентаций,
что делает его особенно ценным с точки
зрения анализа эмоционального отношения
ребенка к школе.