Экспериментальные исследования адаптации ребенка в начальной школе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 13:29, курсовая работа
Описание работы
Адаптация в биологическом смысле – приспособление строения и функций организма к условиям среды. Психологический аспект адаптации — приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………….3 ГЛАВА I Теоретическое обоснование проблемы адаптации детей младшего школьного возраста к учебной деятельности……………………………………….……………………………7 1.1. Сущность и основные характеристики адаптации ………………………..7 1.2 Особенности адаптации младших школьников……………………………10 1.3. Социально-педагогическая деятельность по адаптации к школе………..19 ГЛАВА II Экспериментальные исследования адаптации ребенка в начальной школе……………………………………………………………….26 2.1. Диагностика адаптации детей младшего школьного возраста…………..26 2.2. Анализ результатов исследования………………………………………....34 2.3. Методические рекомендации по улучшению адаптации детей в классе……………………………………………………………………………..38 Заключение………………………………………………………………………39 Список литературы…………………
ГЛАВА I Теоретическое
обоснование проблемы адаптации детей
младшего школьного возраста к учебной
деятельности……………………………………….……………………………7
1.1. Сущность и основные характеристики
адаптации ………………………..7
1.2 Особенности адаптации младших школьников……………………………10
1.3. Социально-педагогическая деятельность
по адаптации к школе………..19
ГЛАВА II Экспериментальные
исследования адаптации ребенка в начальной
школе……………………………………………………………….26
2.1. Диагностика адаптации детей
младшего школьного возраста…………..26
2.2. Анализ результатов исследования………………………………………....34
2.3. Методические рекомендации по
улучшению адаптации детей в
классе……………………………………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………………39
Список литературы………………………………………………………………41
Приложение
1………………………………………………………………….....44
Приложение
2…………………………………………………………………….47
Введение
Школа – это новый этап в жизни ребенка,
возникновение новой социальной роли
(школьник), в связи с которой появляются
новые требования и правила, которые контролирует
учитель. Перед ребенком стоит задача
успешного овладения учебной деятельностью.
Процесс освоения новой роли и является
адаптацией.
Адаптация в биологическом смысле –
приспособление строения и функций организма
к условиям среды.
Психологический аспект адаптации
— приспособление человека как личности
к существованию в обществе в соответствии
с требованиями этого общества и с собственными
потребностями, мотивами и интересами.
Процесс активного приспособления индивида
к условиям социальной среды называется
социальной адаптацией.
Этой проблемой занимались многие ученые:
Битянова М.Р., Божович Л.И., Венгер А.Л.,
Гуткина Н.И., Дубровина И.В., Эльконин
Д.Б. , Мухина В. С., Коломинский Я.Л.,
Драгонова Т.В., Люблинская А.А., Кузьменко
Т.В., Ананьев Б.Г., Андреева Г.М., Бальсевич
В.К., Дюгкейм Э., Залевский Г.В., Лубышева
Л.И., Корель Л.В., Фомин Н.А. и др.
От адаптации ребенка в начальной школе
зависит вся его дальнейшая жизнь: если
не привить любовь к учебной деятельности,
если не создать ситуацию успеха, не развить
качества его личности, если ребенок не
научиться дружить и общаться он потеряет
интерес к обучению. Исправить эту проблему
в среднем или старшем звене гораздо тяжелее.
Объект: социально - психологическая адаптация
детей младшего школьного возраста к обучению
в школе.
Предмет: социально-психологические условия,
обеспечивающие процесс успешной адаптации
младшего школьника.
Цель состоит в теоретическом и практическом
обосновании социально-психологических
условий процесса успешной адаптации
детей младшего школьного возраста в процессе
обучения.
Гипотеза: в соответствии с целью, объектом и предметом
исследования мы предполагаем, что уровень
социально-психологической адаптации
детей младшего школьного возраста зависит
от психологической и социальной готовности
ребенка.
Достижение поставленной цели и проверка
гипотезы предполагают решение следующих теоретических
и практических задач:
Анализ теоретических источников
по проблеме адаптации школьников.
Анализ средств и методов социально-педагогической
деятельности по адаптации первоклассников
к школе.
Выяснение факторов, влияющих
на процесс социально-психологической
адаптации первоклассников
Организация и проведение исследования
Анализ результатов исследования
Разработка методических рекомендаций
для увеличения уровня адаптации в классе
Структура работы:
Курсовая работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка использованной
литературы и приложения. В тексте курсовой
работы содержатся 4 таблицы, 2 рисунка.
Библиографический список содержит 32
наименования источников. Содержание
работы изложено на 45 страницах.
Во введении дается краткая характеристика
современного состояния проблемы, обосновывается
актуальность темы, описывается степень
ее разработанности, формулируются объект,
предмет исследования, цель, задачи, определяется
гипотеза, дается обзор методов исследования.
В первой главе «Теоретическое обоснование
проблемы адаптации детей младшего школьного
возраста к учебной деятельности».
Мы сравнили мнение разных ученых на сущность
адаптации, рассмотрели влияние социально-психологической
адаптации на успех ребенка в учебной
деятельности и его поведение в классе,
изучили возрастные особенности младших
школьников.
Во второй главе «Экспериментальные исследования
адаптации ребенка в начальной школе»
мы описали организацию и проведение
опытно-экспериментальной работы, указали
используемые методы и методики, а
также проанализировали ее результаты.
Дали рекомендации родителям и пегагогам
по улучшению социально-психологической
адаптации детей в школе.
В заключении подтверждается актуальность
темы исследования. Дано краткое обобщение
по отражению степени разработанности
проблемы, изложены выводы исследования.
Актуальность
работы:
Наличие
большого числа научных и практических
работ по проблеме социально - психологической
адаптации к школе свидетельствует об
ее актуальности, но в тоже время специфика
социально - психологической адаптации
первоклассников к обучению в школе полностью
не раскрыта. Это связано с возрастным
своеобразием детей, поступающих в школу,
многообразием факторов, влияющих на процесс
адаптации первоклассника к новым условиям
систематического обучения в коллективе
сверстников. Актуальность данной работы
обусловлена недостаточным исследованием
проблемы взаимосвязи психологических
особенностей детей младшего школьного
возраста с их социализацией в учебном
коллективе. При решении психологических
проблем, возникающих в процессе взаимодействия
между детьми, необходимо учитывать изучаемые
социально - психологические особенности.
Современная система образования не в
полной мере использует возможности социальной
адаптации и психологического развития
детей младшего школьного возраста, что
свидетельствует об актуальности темы
исследования. Обращенность к данной проблеме
обусловлена, прежде всего, потребностью
в социально и психически адаптированных
учащихся. Именно поэтому проблема исследования
социально - психологических условий адаптации
детей младшего школьного возраста к обучению
в школе является одной из проблем, остро
стоящих перед психологической наукой
и практикой.
ГЛАВА I Теоретическое обоснование
проблемы адаптации детей младшего школьного
возраста к учебной деятельности
1.1Сущность
и основные характеристики адаптации
Термин «адаптация» был впервые введен
Х. Айберхом в 1865 году для обозначения
изменения чувствительности анализаторов
под влиянием приспособления органов
чувств к действующим раздражителям. В
переводе с латинского «адаптация» –
это «прилаживание», т.е. приспособление
организма, личности к характеру отдельных
воздействий или к измененным условиям
жизни в целом [26 , с. 445].
Представители функционалистского направления
в психологии (У. Джемс, И. Гаккер, др.), основываясь
на исследованиях Дарвина, рассматривали
адаптационную функцию как важнейшую
в сознании человека. Они видели истоки
адаптации личности в рассогласовании
между наличным уровнем подготовленности,
опыта индивида и требованиями конкретных
условий жизни и деятельности.
Приверженцы психоанализа (З. Фрейд,
Э. Фромм, А. Адлер) источником адаптации
считали конфликт, возникающий вследствие
несоответствия потребностей человека,
его побуждений, влечений, возможностей
содержательным, нормативным требованиям
среды, социальным нормам, правилам, который
носят ограничивающий для человека характер
[7 , с.
107].
Позитивисты (А. Маслоу, А. Бандура,
др.) рассматривают истоки адаптации личности
в ее конфликте со средой, основу которого
составляют социальные препятствия, затрудняющие
процесс самореализации личности.
В отечественной психологии
адаптации стала рассматриваться
с появлением теории предметной
деятельности А. Н. Леонтьева. Ученый
пришел к выводу, что адаптация
носит скорее социальный, нежели
биологический характер, поэтому
он толковал адаптацию в терминах
«присвоения» и «овладения» миром
общественных предметов. В человеческой
адаптации, как считал психолог,
ведущей стороной выступает активность
личности, имеющая не приспособительный,
адаптивный, а преобразующе - деятельностный
характер. Таким образом, по Леонтьеву,
адаптацию можно охарактеризовать как
активное освоение природной, а также
социальной среды во всем многообразии
ее сфер – экономической, политической,
социальной и духовной [17, с. 126].
Различают два вида адаптации: биофизиологическую
и психологическую.
Биофизиологическая адаптация личности
– это приспособления организма к устойчивым
и меняющимся условиям среды (температуре,
атмосферному давлению, влажности, освещению
и другим внешним физическим условиям
и воздействиям), а также к изменениям
в самом себе. Характерным для биологической
адаптации человека является то, что он
может использовать разнообразные вспомогательные
средства, являющиеся продуктами его деятельности
(теплую одежду, жилье). У человека обнаруживаются
способности и к произвольной психической
регуляции некоторых биологических процессов
и состояний, что расширяет его адаптационные
возможности.
Психологическая адаптация
представляет собой процесс приближения
внутреннего мира личности к
социальным и социально-психологическим
требованиям среды, условиям и
содержанию общественной жизни
людей в интересах исполнения
соответствующих социальных ролевых
функций. Это гармонизация внутренних
и внешних условий жизни и
деятельности личности, активное
освоение человеком природной
и социальных сред во всем
многообразии их проявлений [19, с.2].
В свою очередь, выделяют два вида психологической
адаптации: социальную и экологическую.
Разработчиком теории социальной
адаптации был русский социолог
А.А, Богданов. Он считал, что этот
вид адаптации существенно не
отличается от адаптации биологической.
Дальнейшее развитие проблемы
социальной адаптации получили в работах
В.А Ядова, Г.В. Осипова, А. Г. Здравомыслова.
Социальная адаптация – это
вхождение в социально – ролевые
связи и отношения, в процессе
которого личность овладевает
социальными нормами, правилами, ценностями,
социальным опытом, социальными
отношениями и действиями. Осуществляется
она в двух сферах:
Социально-психологической сфере
жизнедеятельности, которая представляет
собой систему общественно-психологических
связей и отношений личности, возникающих
при исполнении ею различных ролей. Поэтому
различают также социально-психологическую
адаптацию.
Сфере профессиональных, учебно-познавательных
и других деятельностных связей и отношений
личности. Поэтому нужно говорить еще
и о профессионально-деятельностной социальной
адаптации.
Социально-психологическая адаптация
– это процесс приобретения ею определенного
социально-психологического статуса,
овладения теми или иными социально-психологическими
ролевыми функциями. В процессе этой адаптации
личность стремится достигнуть гармонии
между внутренними и внешними условиями
жизни и деятельности. По мере ее осуществления
повышается адаптированность личности.
При полной адаптированности достигается
адекватность психической деятельности
человека заданным условиям среды и его
деятельности в тех или иных обстоятельствах
[18, с. 234].
Различают следующие уровни адаптации
личности: академический, социальный и
личностный.
Уровень академической адаптации
характеризуется степенью соответствия
поведения школьника нормам жизни
в учебном учреждении. Критерием
устойчивой адаптации данного
уровня является принятие требований
педагогов, ритма и содержания
учебной деятельности, позитивное
отношение к учебе в целом.
Уровень социальной адаптации
отражает успешность интеграции
личности в социальную группу
в виде принятия его одноклассниками,
коллегами, др. характеризуется он
количеством коммуникативных связей,
умением решать межличностные
проблемы, а также степенью принятия
педагогов, воспитателей, начальников,
как референтных лиц.
Уровень
личностной адаптации определяется
степенью принятия человеком
самого себя как представителя
социальной общности и выражается
адекватной самооценкой, уровнем
притязаний в микросреде, стремлением
к самоизменению и т.п.[27, с. 102]
1.2Особенности адаптации младших
школьников
Поступление в школу это новый период
в жизни ребенка, это начало младшего школьного
возраста (дети от 6-7 до 10-11 лет), в котором
прослеживается изменение ведущей деятельности
с игровой на учебную. Важный момент в
жизни становится для ребенка эмоциональным
потрясением, превращаясь в стрессовую
ситуацию. К концу дошкольного возраста
у ребенка начинается осознание себя во
времени и пространстве, у него уже сформировались
нормы поведения, общения со сверстниками
и взрослыми и мотивов, с поступлением
в школу ему приходится заново их переоценивать.
Помимо этого, перед ним еще ряд факторов:
ему необходимо приобщиться к коллективу,
соответствовать требованиям, которые
контролирует учитель, овладеть учебной
деятельностью, приспособиться к новым
условиям труда и режиму дня. Одним из
гарантов успешной адаптации ученика
к школе является психологическая готовность
к обучению, которая является многокомпонентным
образованием, которое требует комплексного
психологического подхода и поэтому в
современной психологии не существует
единого и четкого определения понятия
"психологической готовности к школе"
[32]. Психологическая готовность к обучению
к школе отражает общий уровень развития
ребенка, а структура психологической
готовности к школьному обучению должна
соответствовать структуре учебной деятельности,
ее содержание определяться учебной деятельности
и спецификой учебного материала на начальном
этапе обучения. В самом общем виде проблема
психологической готовности заключается
в соответствии психических свойств и
качеств ребенка требованиям школы.