Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде в плане развития личности дошко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в разработке критериев, развивающего образовательного пространства для детей дошкольного возраста.
Задачи:
-провести анализ научной литературы по вопросам модернизации учебного процесса в ДОУ.
- определить критерии развивающего образовательного пространства в ДОУ;
- исследовать и описать по выделенным критериям образовательную среду в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Образовательная среда как активное средство развития личности дошкольника
1.1. Проблемы формирования образовательной среды………………….6
1.2.Организация образовательной среды в дошкольном учреждении…………………………………………………………………… .11
1.3. Современные требования к образовательной среде в ДОУ …….20

Глава 2. Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде в плане развития личности дошкольников в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево
2.1.Процедура исследования……………………………………………..27
2.2. Формирование образовательной среды в МБДОУ "Аленушка"………………………………………………………….………….34
2.3.Статический анализ результатов исследования………………….…39
Заключение……………………………………………………………….47
Список использованной литературы…………………………………49

Файлы: 1 файл

ВКР Таня.docx

— 162.47 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Образовательная среда как активное средство развития личности дошкольника 

1.1. Проблемы формирования образовательной среды………………….6

1.2.Организация образовательной среды в дошкольном учреждении…………………………………………………………………… .11

1.3. Современные требования к образовательной среде в ДОУ …….20

 

Глава 2. Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде в плане развития личности дошкольников в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево

2.1.Процедура исследования……………………………………………..27

2.2. Формирование образовательной среды в МБДОУ "Аленушка"………………………………………………………….………….34

2.3.Статический анализ результатов исследования………………….…39

Заключение……………………………………………………………….47

Список использованной литературы…………………………………49

Приложение

 

 

Введение

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный  мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.

Поэтому считаю, что в  последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования  среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как  позволяет сформировать у каждого  ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок  начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в  соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка  в коллективе. Создание такой благоприятной  обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его  элементов. Эта проблема интересна  тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок  в помещении организует и поддерживает воспитатель.

Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать социокультурную пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила  ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного  воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности  в свободном выборе. Моделирование  предметной среды создает условия  и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей. Если в среде рядом оказались дети с достаточно высоким уровнем культурно-познавательного развития, то они смогут создать интересные модели, образы, развернув их в творческую импровизацию или, наоборот, если в ней оказались дети с низким уровнем развития сенсорного опыта, то заложенные в среде поэлементные образцы также позволяют им получить успешный результат. Поэлементный образец является для ребенка зрительным, слуховым или речевым контрольным эталоном его успеха.

Создание комфортных здоровьесберегаюших условий — одна из главных задач современного образования. При этом здоровьесберегающими условиями являются условия, которые обеспечивают индивидуальный и дифференцированный подход к ребенку в педагогическом процессе с учетом его возрастных, психических возможностей, уровня развития здоровья.

Главный механизм обеспечения  здоровьесберегающего характера проектируемой образовательной среды заключается в саморазвитии субъектов образования. Именно поэтому необходимо говорить об организации образовательной среды на основе педагогической стратегии, которая должна выступать в качестве того генерального фактора, который бы способствовал становлению и развитию способностей детей дошкольного возраста, саморазвитию личности в целом. Основная цель образовательной среды - максимально развить в ребенке, заложенный творческий потенциал.

Объект – процесс организации среды, способствующий развитию детей дошкольного возраста

Предмет – современные требования к образовательной среде в ДОУ, в плане развития личности дошкольников

Цель работы состоит в разработке критериев, развивающего образовательного пространства для детей дошкольного возраста.

Задачи:

-провести анализ научной литературы по вопросам модернизации учебного процесса в ДОУ.

- определить критерии развивающего образовательного пространства в ДОУ;

- исследовать и описать по выделенным критериям образовательную среду в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево

Гипотеза исследования: если эффективно создавать образовательную среду согласно выделенным критериям в ДОУ, то можно повысить уровень психологического развития детей дошкольного возраста.

База исследования: МБДОУ  «Аленушка», с. Сухарево Нижнекамского района РТ

Методы исследования: анализ психологических, педагогических источников по проблеме исследования; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы количественного и качественного анализа обработки данных.

 

 

Глава 1. Образовательная среда как активное средство развития личности дошкольника

 

1.1. Проблемы формирования  образовательной среды

Историографический аспект проблемы формирования образовательной среды связывается с именами: К.Д. Ушинского, выдвинувшего идею о связи школы с жизнью, зависимости направления и содержания общественного развития от последующей деятельности воспитанников;  Н.И. Пирогова, убеждённого, что представления о смысле и цели существования человека зависят не только от его природных склонностей, но и от социального окружения, влияния со стороны других людей; Я. Корчака, типологизировавшего среды на «догматическую», «идейную», «безмятежного потребления», «внешнего лоска и карьеры». П.Ф. Лесгафт, выявил взаимосвязь типа личностного развития ребёнка («лицемерный тип», «честолюбивый тип», «добродушный тип» и др.) с педагогической средой семейного воспитания; С.Т. Шацкий, разработал концепцию взаимодействия школы со средой – педагогику среды [14].

Как диалектически развивающийся  динамический процесс социальная среда  представлена Л.С. Выготским. Взаимное влияние социальной среды и поведения  человека исследовалось Д.Марковичем, П.А.Сорокиным []. Изучение соотношения социальных структур со средой позволило А.Хоули сформулировать «принцип изоморфизма»: разнообразие организационных форм подобно разнообразию окружающих сред [8;35].

Конкретное социальное пространство, посредством которого специалист включается в культурные связи общества, трактуется как социокультурная среда.

Взаимоотношения и взаимовлияния  человека и естественной, искусственной, материальной, физической среды рассматриваются  в рамках средовой психологии.

Образовательная среда трактуется как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных  систем, образовательных процессов; система влияний и условий  формирования личности, а также возможностей для ее развития. Совокупность возможностей обучения и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных; поли структурная система взаимодействия учащихся и педагогов; система ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека; социокультурная система (система общения личностей и социальных групп), которая выстраивается на основе механизмов ценностного регулирования отношений.

Образование собственной  среды развития посредством создания и изменения обстоятельств современной  жизни своим поведением и трудом как проявление социальной активности человека рассмотрено в трудах Б.Г.Ананьева [2;187].

В структуре образовательной  среды выделяют: физическое окружение, человеческие факторы, программы обучения; социально-контактную, информационную, соматическую и предметную части и социальный, пространственно-предметный, технологический компоненты.

Образовательная среда рассматривается  не как нечто данное заранее, но лишь как продукт совместной деятельности образующего и образующегося  с позиций антрополого-психологического подхода; среда становится образовательной, когда появляется личность, имеющая  интенцию образования.

Типологизация образовательных сред представлена в работах А.И. Артюховой, В.И. Слободчикова и др. [17;142].

Проблема образовательной  среды одна из актуальных и рассматривается  современными исследователями достаточно широко. Г. А. Ковале [19;28] предлагает выделять в качестве структурных единиц анализа образовательной среды физическое окружение, человеческие факторы и программу обучения. В.А. Ясвин [26] понимает образовательную среду как систему влияния и условий формирования личности, он предлагает рассматривать с целью анализа пространственно-архитектурный, социальный и психодидактический элементы. В. И. Слободчиков предлагает более емкое понимание среды как производной от системы складывающихся взаимодействий, формирующих связи и отношения. [17] В. В. Рубцов обращает особое внимание на взаимодействие взрослого с ребенком на основе общности в составе проблем образовательной среды. И. В. Вачков консолидируя мнения исследователей, динамизирует, оживляет, понятие процессуальностью, направленной на цель: все взаимодоействия выстраиваются в систему во имя и ради развития личности. [23] Он предлагает понимать образовательную среду как интегративный процесс, включающий в себя компоненты взаимодействия учителей и учащихся, ориентированный на личность как важнейшую ценность.

Существующие типологии  позволяют классифицировать среды  на:

  • «догматические», «идейные», «безмятежного потребления», «внешнего лоска и карьеры»;
  • организованные по принципу единообразия (административно-целевые отношения), по принципу разнообразия (конкурентные отношения), по принципу вариативности (отношения кооперирующего характера, собственные траектории развития субъектов);
  • конкурентные / кооперативные (по стилю взаимодействия внутри среды), традиционные / инновационные (по характеру передачи социального опыта), творческие / регламентированные (по степени творческой активности субъектов);
  • естественные/искусственные (последние создаются для направленной адаптации к социальным и профессиональным средам), предметные / информационно-динамические (меняющие свойства в процессе обучения), высокоточные имитационные / абстрактные (по степени подобия профессиональным средам);
  • дидактические / воспитательные / интеллектуально развивающие (по педагогическим функциям), детского сада /школы / вуза / университетского округа, кафедры / факультета (организационные структуры), группы / курса / проектной группы (сообщество участников) и т.д.

Изучение литературных источников позволило нам установить, что  образовательная среда как психолого-педагогическое понятие обретает смысл в качестве:

  • возможности ассимилировать человека и влиять на его развитие;
  • возможности субъекта структурировать окружающее пространство таким образом, что оно становится образовательным;
  • реакции на появление личности, имеющей интенцию образования;
  • динамического образования, являющегося системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого обучаемого;
  • факта и фактора обучения и развития, условия и средства для обучения и развития, предмета проектирования и моделирования, объекта психолого-педагогической экспертизы;
  • субъектного фокуса образовательного пространства;
  • предметной проекции образовательной сферы, обеспеченной механизмами образовательной политики и управления.

Понятие образовательной  среды, в нашей интерпретации, можно  классифицировать на:

  • бесструктурные: стохастическое пространство, множество параметров, не связанных в единое целое, крайне низкая степень координации деятельности субъектов (например, описанная Ж.-Ж.Руссо деревенская безмятежная среда);
  • с типичным (традиционным) уровнем взаимосвязи внутри детского сада структуры: имеет место связность между структурными подразделениями, например, дошкольными методическими объединениями специалистов, но не жёсткое сцепление, а лишь определённая структуризация, упорядоченность; существует альтернативность путей развития (состояние среды близко к оптимальному);
  • высокоорганизованные образовательные среды: составляющие элементы находятся в стесненных условиях, они прочно связаны и взаимозависимы (среда в условиях административно-командного управления или с высокоорганизованной корпоративной культурой).

Внутренний потенциал  субъектов образовательной среды, определённая ограниченность в возможностях личностно-профессионального развития, наличие нереализованных потребностей в какой-то момент способствуют активизации  внутренней энергии педагогических кадров. Активизация происходит в  период организационных изменений (назначение нового руководства, смена лидера, принятие новой стратегии развития образовательного учреждения и т.п.): она и является источником дальнейшего развития субъектов и способствует переходу образовательной среды на качественно новый уровень.

Для определенного уровня сформированности образовательной среды характерно наличие личностных компонентов: стимулирующе-мотивационного, операционально-деятельностного, проектировочного.

Для продуктивного уровня формирования образовательной среды  характерно наличие аксиологического, рефлексивного, креативного компонентов  у ее субъектов.

Высший уровень сформированности образовательной среды - акмеологический - предполагает наличие всех компонентов и их объединение единым интегративным компонентом. Этот уровень подразумевает достижение оптимизации процесса личностно-профессионального развития сотрудников образовательного учреждения.

Структурные компоненты образовательной  среды – социальный, ресурсный  и технологический выражают её сущностные, содержательные характеристики.

 

1.2. Организация  образовательной среды в дошкольном  учреждении

Дошкольный возрастной период - это важный этап в развитии психики  ребенка, создающий фундамент для  формирования новых психических  образований, которые развиваются  в процессе учебной деятельности. На данном этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии и поэтому он является наиболее продуктивным. Начинается процесс активного осваивания ребенком окружающего мира.

Информация о работе Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде в плане развития личности дошко