Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 19:39, курсовая работа
Цель работы состоит в разработке критериев, развивающего образовательного пространства для детей дошкольного возраста.
Задачи:
-провести анализ научной литературы по вопросам модернизации учебного процесса в ДОУ.
- определить критерии развивающего образовательного пространства в ДОУ;
- исследовать и описать по выделенным критериям образовательную среду в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Образовательная среда как активное средство развития личности дошкольника
1.1. Проблемы формирования образовательной среды………………….6
1.2.Организация образовательной среды в дошкольном учреждении…………………………………………………………………… .11
1.3. Современные требования к образовательной среде в ДОУ …….20
Глава 2. Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде в плане развития личности дошкольников в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево
2.1.Процедура исследования……………………………………………..27
2.2. Формирование образовательной среды в МБДОУ "Аленушка"………………………………………………………….………….34
2.3.Статический анализ результатов исследования………………….…39
Заключение……………………………………………………………….47
Список использованной литературы…………………………………49
Далее мы определили уровни развития детей дошкольного возраста (см. табл.)
Уровень развития способностей дошкольников
Уровни развития способностей |
Характеристика показателей |
Развитие способностей выше среднего уровня |
Дошкольники склонны к усвоению учебного материала и имеют навыки самостоятельной работы, активны на занятиях, проявляют интерес к познанию, имеют разносторонние интересы. Они легко адаптируются к новым играм, занятиям;, адекватно ориентируются в сложившихся условиях, разрешают конфликты «мирным» путем, обладают эмоциональной устойчивостью |
Средний уровень развития способностей |
Дошкольники не прогрессируют в своем развитии: имеют снижение уровня показателей по сравнению с прошлым периодом обучения. Их психофункциональное состояние находится в неудовлетворительном состоянии. Они обладают невысокой эмоциональной устойчивостью, возможны асоциальные срывы, проявление агрессивности и конфликтности. |
Развитие ниже среднего уровня |
У дошкольников процесс адаптации
к учебно-воспитательному |
Приложение 2
Диагностика изменений в уровне отношений дошкольника к детскому дошкольному учреждению
(для воспитателя)
Дата рождения______________ Группа _______________
Результат _____________________ Дата заполнения ________
№ уровня показателя развития |
Показатели развития и характеристика их различных уровней |
Выбранный уровень показателя развития |
I |
Настроение ребенка |
|
Настроение стабильное, эмоционально уравновешенное |
||
Эпизодические проявления снижения настроения |
||
Легкая депрессия, из которой ребенок выходит в случае интересных зада |
||
Вялость, рассеянность |
||
Заторможенность, истерия, плач |
||
Выражение негативного отношения к детскому саду |
||
Полное нежелание идти в детский сад |
||
II |
Коммуникативные способности |
|
1 |
Легко и уверенно входит в коллектив |
|
2 |
Активно ищет и устанавливает контакты со сверстниками |
|
3 |
Инициативы в установлении контактов не проявляет, но при случае выражает готовность "сотрудничать" со сверстниками |
|
4 |
Робок, неинициативен, избирателен в общении |
|
5 |
Не поддерживает социальных контактов |
|
6 |
Замкнут, недоверчив, стремится изолироваться от сверстников |
|
III |
Познавательная активность |
|
1 |
На занятиях проявляет активность и интерес |
|
2 |
Посещает все занятия без принуждения |
|
3 |
Проявляет избирательный интерес к определенным занятиям и остается равнодушным к другим |
|
4 |
Занимается без видимого желания |
|
5 |
Не проявляет интереса к занятиям, тяготится ими |
|
IV |
Дисциплина |
|
1 |
С особой тщательностью и усердием выполняет все требования учителя |
|
2 |
Выполняет практически все требования учителя, усидчив, старателен, мало отвлекается |
|
3 |
Пытается идти в ногу с классом, но это не всегда получается из-за несобранности |
|
4 |
Требования учителя выполняет неохотно |
|
5 |
На уроках часто отвлекается |
|
6 |
Игнорирует требования учителя |
|
V |
Реакции агрессии, гнева |
|
1 |
Гнев проявляет редко, когда возникает необходимость, агрессия отсутствует |
|
2 |
Гнев практически отсутствует
в силу характерологических |
|
3 |
Гнев отсутствует в связи со сниженным настроением |
|
4 |
Гнев отсутствует совершенно, ребенок не может постоять за себя |
|
5 |
Не всегда мотивированные проявления агрессии в отношении сверстников |
|
6 |
Отчетливые и частые проявления агрессии в отношении сверстников и даже учителя |
|
VI |
Проявление страха перед новым |
|
1 |
Страх отсутствует |
|
2 |
Эпизодически робок, застенчив, стеснителен |
|
3 |
Робок, застенчив, легко теряется |
|
4 |
Указанные черты ярко выражены |
|
5 |
В случае выраженной тревоги и неуверенности ищет защиты у учителя |
|
VII |
Двигательная активность |
|
1 |
Ребенок подвижен, активен |
|
2 |
Двигательная активность очень высока и проявляется в шумных развлечениях, шалостях |
|
3 |
Двигательная активность низкая |
|
4 |
Двигательная активность всегда низкая |
|
VIII |
Общее самочувствие |
|
1 |
Жалоб не предъявляет, чувствует себя бодрым |
|
2 |
Активно не жалуется, но после уроков возникает чувство усталости |
|
3 |
Периодически жалуется на недомогания |
|
4 |
Жалобы принимают устойчивый характер |
|
5 |
Проявление невротических расстройств |
Определение уровня развития
Оценка ситуации |
Баллы |
Уровни развития |
Благоприятная |
9-17 |
Высокий |
Условно благоприятная |
18-24 |
Средний |
Неблагоприятная |
25 и выше |
Низкий |
Приложение 3
Диагностика изменений уровня развития дошкольника в мотивационном, когнитивном, эмоциональном и поведенческом аспектах
(заполняется
Ф.И. ______________________________
№ Показатели развития Выбранный уровень развития
Компоненты |
Уровни развития | |||
хорошо |
средне |
Плохо | ||
Мотивационный компонент | ||||
Почему ты каждое утро приходишь в детский сад? |
Интересно, много играем, рисуем, читаем |
Мой друг (подруга) ходит в этот детский сад, с ней (ним) я играю |
Просят родители Мама и папа работают в это время, меня не с кем оставить | |
Если бы тебе предложили вместо занятий в детском саду заниматься дома или гулять. Что бы ты выбрал? |
Занятия в детском саду |
Занятия с родителями, родственниками |
Отправился гулять | |
Выбери самые интересные занятия в детском саду: рисование, лепка, пение, физкультура, ритмика, театр и т.п. |
Все занятия |
Половину перечисленных занятий |
Одно и менее занятий | |
В детском саду тебе больше всего нравится: а) когда ты приходишь в детский сад; б) когда ты уходишь из детского сада; в) когда ты пропускаешь занятия в детском саду |
А |
Б |
В | |
Когнитивный компонент |
хорошо |
средне |
Плохо | |
Какая буква (цифра) спрятана на картинке? |
100% |
80% |
Менее 50% | |
Какими геометрическими фигурами заплатить коврик? |
100% |
До 80% |
Менее 50% | |
Какое время года за каким следует? |
100% |
До 80% |
Менее 50% | |
Составь в порядке очередности сюжетные картинки, чтобы получился рассказ. |
100% |
До 80% |
Менее 50% | |
Эмоциональный компонент |
хорошо |
средне |
Плохо | |
Какое у тебя обычно настроение? |
Бодрее, жизнерадостное |
То хорошее, то плохое; то веселый, то сердитый |
Грустное, сердитое | |
Присутствует ли у тебя страх перед чем-то необычным? |
Вначале страшно, но затем проходит и становится интересно |
Страх долго не проходит |
Отказываюсь от нового занятия или игры | |
|
Проявляешь ли ты гнев, агрессию во время плохого настроения? |
Нет |
Иногда проявляю, но сам успокаиваюсь |
Проявляю и успокаиваюсь только с воспитателем |
Какое у тебя обычно бывает самочувствие (боли в животе, голове, горле) |
Всегда хорошее |
Иногда болею |
Часто болею | |
Поведенческий компонент |
хорошо |
средне |
Плохо | |
Как ты разговариваешь со своими товарищами? |
Наравных со всеми, уверенно |
Разговариваю только с теми, с кем играю |
Не разговариваю | |
2 |
Как ты выполняешь требования воспитателя? |
Все требования |
Иногда не выполняю, потому что не хочу или играю |
Не выполняю и не буду выполнять |
3 |
Твой уровень доброты, ответственности, трудолюбия, дисциплинированности, исполнительности |
Стараюсь выполнять все сам, помогаю другим |
Выполняю сам, но не помогаю другим |
Выполняю работу с помощью старших |
4 |
Твоя двигательная активность на занятиях физкультуры, на детской площадке |
Всегда играю с ребятами |
Играю с другом (подругой) или один |
Стою рядом с воспитательницей или с игрушкой |