Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде в плане развития личности дошко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в разработке критериев, развивающего образовательного пространства для детей дошкольного возраста.
Задачи:
-провести анализ научной литературы по вопросам модернизации учебного процесса в ДОУ.
- определить критерии развивающего образовательного пространства в ДОУ;
- исследовать и описать по выделенным критериям образовательную среду в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Образовательная среда как активное средство развития личности дошкольника
1.1. Проблемы формирования образовательной среды………………….6
1.2.Организация образовательной среды в дошкольном учреждении…………………………………………………………………… .11
1.3. Современные требования к образовательной среде в ДОУ …….20

Глава 2. Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде в плане развития личности дошкольников в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево
2.1.Процедура исследования……………………………………………..27
2.2. Формирование образовательной среды в МБДОУ "Аленушка"………………………………………………………….………….34
2.3.Статический анализ результатов исследования………………….…39
Заключение……………………………………………………………….47
Список использованной литературы…………………………………49

Файлы: 1 файл

ВКР Таня.docx

— 162.47 Кб (Скачать файл)

 

Больше детей 16% в контрольной группе показали высокий уровень развития саморегуляции и организации деятельности и 12% в экспериментальной группе. Количество детей на низком уровне (24% (ЭГ) и 14%(КГ)).

Таким образом можно сказать о том, что в целом дети успешно справились со всеми предложенными психологическими тестами. Они внимательно слушали инструкцию и активно участвовали в процедуре тестирования. Дети уверено справлялись с заданиями. Менее успешными были в тестах на «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту». Они хорошо справлялись с упражнениями мотивационного, эмоционального характера. В упражнениях «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» успехи дошкольников были скромнее. Относительно высокие результаты у детей наблюдались в тестах «эмоционально отзывчивый».

При сравнении уровня психического развития детей экспериментальных  и контрольных групп статистически  значимых различий показателей не обнаружено.

 

 

2.2. Организация образовательной среды в МАДОУ «Аленушка»

Максимальное влияние  на развитие способностей детей оказывает  создание комфортных во всех отношениях условий: развития, воспитания, обучения и предметно-развивающая среда  помещений. Развитие личности дошкольников возможно только в хорошо оснащённой группе. Поэтому мы создали в группе места, где нет строгого стиля: обои, шторы, игрушки, мебель – всё проникнуто теплом и уютом домашнего, дружелюбного мира, в котором ребёнок чувствует себя свободным.

Совершенствование педагогического  процесса и повышение развивающего эффекта воспитательно-образовательной работы — важнейшие задачи детского сада. Поэтому структура предметно-развивающей среды группы определяется целями образовательной работы, подбором предметного содержания с учётом содержания основной общеобразовательной программы ДОУ, рабочей программы группы.

Реализовав принцип открытости в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и своего «Я», дети стали наблюдать за растениями, проводить элементарные опыты, ведут наблюдения за объектами природы, отмечают погоду, температуру воздуха, помещают свои рисунки об увиденном в природе, в организованной нами экологической комнате. Помимо специальных занятий, дети стали посещать ее в свободное время. Растения, природный материал, пена позволяют дошкольникам приблизиться к миру природы. Они учатся слушать журчание воды,  рассматривают растения и при этом отдыхают. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, создают поделки.

Открытость обществу и  открытость своего «Я» предполагает персонализацию среды группы. Для этого в группе мы оформили выставки фотографий: «Вот мы какие», там же есть место для хранения семейных альбомов (Прил. 1).

 Новые ФГТ вносят существенные изменения в структуру планирования, а именно: - учебный блок заменяется, на блоки: образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; - увеличивается объем совместной деятельности взрослого и детей, в которую входит образовательная деятельность, осуществляемая как в ходе режимных моментов, так и при организации разных видов детской деятельности; - изменяется содержание понятий «совместная деятельность взрослого и детей» и «непосредственно образовательная деятельность». Поэтому для совместной партнёрской деятельности взрослого и детей, свободной самостоятельной деятельности, мы создали «Центр сенсомоторного развития» с включением необходимых атрибутов: звучащих игрушек, дидактических игр, игрушек – заместителей, с помощью которых ребёнок может услышать звук ручейка, капающую сосульку, хруст снега; сенсорного мешочка и т.д. Для обеспечения индивидуальной детской деятельности. Мы создаём ситуации занятости и увлечённости каждого ребёнка. Для функциональности предметно-развивающей среды используем настольно – печатные игры, весёлые игротеки, логопедические рифмовки, пальчиковый театр с маленькими друзьями развивает у дошкольников речь, творческое воображение, конструктивное мышление, восприятие окружающей действительности. Для обеспечения возможности реализовывать исследовательскую, экспериментально-познавательную деятельность у ребёнка должен быть выбор способа выполнения задания, возможность экспериментирования. Например: для игры «Выложи букву» или «Найди букву» предлагается различный материал (проволока, шнурки, палочки, бумага, природный материал). При подведении итогов отмечаются положительные стороны каждого ребёнка. В основе организации предметно-развивающей среды группы лежат следующие принципы: Доступности: материал для свободной самостоятельной деятельности дошкольников на нижних открытых полках. Системности: весь материал систематизирован по зонам; каждой зоне отведено отдельное место; составлен паспорт группы (Прил.2). Интеграции: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Здоровьесбережения: в группе проведена пожарная сигнализация; столы и стулья для детей имеют регулирующиеся по высоте ножки, стены оклеены в пастельные светлые тона; для игр на полу имеются ковры. Природосообразности, учёт возрастных особенностей детей: размеры мебели, наглядно – дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей группы. Мобильности: настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся; детские столы могут раздвигаться, сдвигаться или выносится из группы во время разнообразных видов деятельности. Вариативности: наглядно – методический материал, дидактические пособия и настольно – печатные пособия многовариантны. Эстетичности: мебель, наглядно – методические пособия и игры выполнены из современных, ярких, легко обрабатывающихся материалов, эстетически оформлены. Полифункциональности: предметно – развивающая среда группы открывает множество возможностей и в этом смысле многофункциональна. Успешно работаем и над правильным звукопроизношением. Задача формирования правильного звукопроизношения решается в течение всего дня, так как сегодня у многих ребяток, заметно нарушения в звукопроизношение, а упражнения на автоматизацию, дифференциацию тех или иных звуков включаются в различные режимные моменты. Игра «Прятки с указанием пути». Воспитатель в отсутствие детей прячет игрушки в разных местах группы с учётом предполагаемого местоположения ребёнка (впереди, сзади, слева, справа). Дети должны выбрать направление в поиске игрушки, назвать его и следовать по нему. Отыскав игрушку, нашедший ребёнок говорит, что и где нашёл [Я пошёл направо и нашёл куклу на полке.] Дидактическая игра «Поймай и скажи». Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч детям, называя при этом животное. Ребёнок, поймавший мяч, возвращает его взрослому и называет какое-либо действие этого животного. Например: кошка (что делает?) мяукает. Корова … Игра многовариативна. Игра «Найди недостающую деталь». Дети садятся за столы. Перед ними набор карточек с изображёнными на них предметами. Воспитатель: Помощь здесь нужна, ребята. Посмотрите все сюда. Тут чего-то не хватает, Тут деталька вот нужна. Помогите, помогите и Деталь скорей верните. Ребята играют в предложенную игру.

Попробовав разные способы  нетрадиционной подачи информации для родителей, мы выбрали для себя наиболее приемлемые. Один из них – это родительский клуб, который функционирует на базе ДОУ «Аленушка».

Это очень трудоемкая, но интересная работа.

Это встречи с родителями воспитанников в нетрадиционной обстановке с решением проблем, связанных  с воспитанием и развитием  детей. Встречи с родителями в  нашем детском саду отличаются практической направленностью. Здесь участниками диалога становятся сами родители. Они спорят, советуются, ищут выход из сложившейся ситуации совместными усилиями, а задача педагога - вести беседу в нужном направлении. Для закрепления полученных знаний взрослым предоставляется возможность самим попрактиковаться в тех или иных ситуациях, играх, этюдах по решению волнующих их проблем.

Очень продуктивны в этом плане совместные детско-родительские встречи, где родители учатся взаимодействовать  с ребенком. Ведь многие взрослые забывают, как можно играть, фантазировать  и просто веселиться. Именно это  мы и делаем все вместе на наших  встречах. И надо видеть, как счастливы  дети, что их папы и мамы играют с  ними, ведь дома им почти всегда “некогда”. Еще одно полезное свойство совместных занятий: на таких встречах, очень  хорошо просматриваются взаимоотношения  в семье. Такие занятия очень показательны, тут можно увидеть все то, о чем родители на консультации вам не расскажут. На этих встречах зачастую меняется и поведение детей, и поведение родителей.

С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, и для нас он стал, носителем культуры и знаний, он конечно же не может оставаться в стороне. Речь идет об использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами для повышения эффективности образовательного процесса.

Подбор иллюстративного  материала к занятиям и для  оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

С помощью компьютера мы подбираем дополнительный познавательный материал к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.

Кроме этого обменивались опытом, знакомились с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

Компьютер позволяет не писать отчеты, планы (перспективные, календарные) и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

 Создавали презентации в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Таким образом, можно сказать о том, что образовательная среда группы способствует организации обучения и индивидуализации ребёнка. Это впоследствии успешно скажется на обучении ребёнка в школе и позволит ему комфортно ощущать себя в обществе.

 

 

2.3. Результаты  экспериментальной работы

С целью определения эффективности  проведенной в ходе формирующего этапа работы по наблюдению за образовательным пространством в контрольной и экспериментальной группе, и изучение уровня психического развития детей у детей старшего дошкольного возраста, нами был проведен контрольный срез.

Его основными задачами являлись:

  1. выявить уровень развития у детей старшего дошкольного возраста;
  2. проследить динамику развития у детей после проведения формирующего эксперимента.

Для реализации поставленных целей и задач с детьми экспериментальной  и контрольной групп вновь  были проведены те же диагностические  задания, что и в ходе констатирующего  этапа.

Для изучения качества «любознательный, активный» использовалась проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка». Наблюдение за проявлением у ребёнка интереса к чтению сказки, инициативы в продолжении чтения позволило сделать вывод об уровне сформированности познавательных интересов и инициативы дошкольников. Педагоги читали детям незнакомую сказку и на кульминационном моменте прекращали чтение. При отсутствии заинтересованности в продолжении сказки, задавался вопрос о желании ребенка что-либо спросить.

В группе методика проводилась дважды – в сентябре 2012 года и в мае 2013 года. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты изучения интегративного качества «любознательный, активный»

 

 

Год / группа

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Май 2013 / экспериментальная

64%

30%

6%

Май 2013 / контрольнаяльная

60%

37%

3%


 

Критериями оценивания выступали: интерес к сказке и инициатива, направленная на то, чтобы педагог  продолжил чтение сказки; адекватность высказывания, направленного на то, чтобы  инициировать педагога продолжить чтение сказки. Анализ результатов показывает увеличение количества детей с высоким уровнем познавательных интересов и инициативы в контрольной группе 60%, а в экспериментальной увеличился до 64%) - дети проявляли выраженный интерес к сказке, сами  задавали вопросы, настаивали на том, чтобы дочитали сказку до конца. Отмечается уменьшение дошкольников со средним уровнем (37% (КГ) и 30%(ЭГ)) - дети проявляли интерес к сказке, но инициатива в продолжении чтения отсутствует; после дополнительного вопроса спрашивали, чем закончилась сказка; с интересом выслушивали развязку. Также характерным является снижение количества детей с низким уровнем (3% (КГ) и 6% (ЭГ)) - не  проявляют интереса к чтению сказки, не задают вопросов. Полученные данные позволяют сделать вывод о позитивной динамике в развитии интегративного качества дошкольников «любознательный, активный».

Для изучения качества «эмоционально отзывчивый» использовалась методика «Отражение чувств. Детям предлагалось рассмотреть сюжетные картинки, на которых изображены дети и взрослые в различных ситуациях, и ответить на ряд вопросов. Содержание ответов позволило сделать вывод об умении детей понимать эмоциональное состояние.

Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Результаты изучения интегративного качества «эмоционально отзывчивый»

Год / группа

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Май 2013 / экспериментальная

60%

36%

4%

Май 2013 / контрольная

62%

37%

1%


 

Анализ результатов позволяет  отметить результативность деятельности по развитию исследуемого интегративного качества. Так, существенно возросло количество дошкольников с высоким  уровнем понимания эмоциональных  состояний (62(КГ)%; 60%(ЭГ)) - дети самостоятельно, правильно определяют эмоциональные состояния сверстников и взрослых, объясняют их причину, делают прогнозы дальнейшего развития ситуации. Значительно уменьшилось количество дошкольников со средним уровнем (37%(КГ) и 36%(ЭГ)) – дети справляются с заданиями с помощью взрослого. Меньше стало дошкольников с низким уровнем (1%(КГ); 4% (ЭГ)) – дети затрудняются в определении эмоциональных состояний изображенных на картинках людей, не могут объяснить их причину, предположить дальнейшее развитии ситуации.

Для изучения интегративного качества «овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками» использовалась методика «Необитаемый остров» Методика проводилась с подгруппой детей. Детям предлагалось представить, что они на необитаемом острове и ответить на ряд вопросов. Анализ ответов позволил судить о проявлении дошкольником инициативы в общении, принятии на себя функции организатора, умении распределять обязанности, умении выслушать, согласовать свои предложения, уступить, убедить.

Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Результаты изучения интегративного качества «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Год / группа

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Май 2013 / экспериментальная

56%

36%

8%

Май 2013 / контрольная

60%

34%

6%

Информация о работе Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде в плане развития личности дошко