Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 19:39, курсовая работа
Цель работы состоит в разработке критериев, развивающего образовательного пространства для детей дошкольного возраста.
Задачи:
-провести анализ научной литературы по вопросам модернизации учебного процесса в ДОУ.
- определить критерии развивающего образовательного пространства в ДОУ;
- исследовать и описать по выделенным критериям образовательную среду в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Образовательная среда как активное средство развития личности дошкольника
1.1. Проблемы формирования образовательной среды………………….6
1.2.Организация образовательной среды в дошкольном учреждении…………………………………………………………………… .11
1.3. Современные требования к образовательной среде в ДОУ …….20
Глава 2. Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде в плане развития личности дошкольников в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево
2.1.Процедура исследования……………………………………………..27
2.2. Формирование образовательной среды в МБДОУ "Аленушка"………………………………………………………….………….34
2.3.Статический анализ результатов исследования………………….…39
Заключение……………………………………………………………….47
Список использованной литературы…………………………………49
2.1. Организация и процедура исследования
Экспериментальное обоснование концептуальной модели развития детей дошкольного возраста с использованием современных требований к образовательной среде ДОУ осуществлялось на базе Детского сада общеразвивающего вида «Аленушка» с. Сухорево Нижнекамского района РТ. В эксперименте участвовало 24 ребенка старшего дошкольного возраста. В группе №3 экспериментальная -12 детей, в группе №2 контрольная - 12 детей. Исследование проводилось с сентября 2012 года по май 2013 года.
Приоритетное направление работы ДОУ в 2012-2013 учебном году- осуществление деятельности по экологическому направлению развития детей. Учебно – воспитательный процесс в ДОУ строится в соответствии со стандартами дошкольного воспитания и с опорой на комплексную программу - "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, парциальные программы, технологии и методики:
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду.
- Ушакова О.С. Развитие
речи детей 3-7 лет. Программа.
Конспекты занятий.
1 комплект – по обучению русскоязычных детей татарскому языку «Татарча сөйләшәбез» - «Говорим по-татарски», автор Шаехова Резеда Камилевна.
Учебный план детского
сада составлен на основе
На первом этапе эксперимента (сентябрь – октябрь 2012 г.) был проведен констатирующий эксперимент. Его целью было наблюдение за образовательным пространством в контрольной и экспериментальной группе, и изучение уровня психического развития детей.
Предметная среда в обеих группах включает необходимые и достаточные предметы и оборудование. Материалы подбираются с учётом возраста детей.
Так как детский сад с приоритетным направлением по экологическому воспитанию, то часто можно увидеть детей вместе с воспитателями проводящих эксперименты с песком, водой, магнитами, вкладышами и пр.
Имеются столы для продуктивной художественной деятельности, где дети в свободное время лепят, рисуют, выполняют аппликационные работы. Шкаф-полка наполнена необходимым изобразительным материалом. Рядом место для выставки «Наше творчество». В наличии детского сада имеются компьютер, но, к сожалению, во время эксперимента никто им не воспользовался. Сегодня это важнейший тип детской деятельности, способствующий познавательному общекультурному развитию дошкольников. В непосредственно образовательной деятельности.
В группах имеются игры и упражнения с наборами тематических картинок (с изображением видов транспорта, растений, животных, видов спорта), наборы парных картинок для сравнения.
Наблюдая за родителями воспитанников, заметно было то, что родители недопонимают всю важность совместного воспитания ребенка. На первых консультациях родители держались напряженно, спросить о болезненных проблемах родители стеснялись. В группах сохранились традиционные формы просвещения: это стенды для родителей, а так же консультационные уголки, где вывешиваются информационные листы.
Далее велась работа с воспитанниками контрольной и экспериментальной групп. Для изучения качества «любознательный, активный» использовалась проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка».[19] Наблюдение за проявлением у ребёнка интереса к чтению сказки, инициативы в продолжение чтения позволило сделать вывод об уровне сформированности познавательных интересов и инициативы дошкольников. Зачитывалась детям незнакомая сказка и на кульминационном моменте прекращали чтение. При отсутствии заинтересованности в продолжение сказки, задавался вопрос о желании ребенка что-либо спросить.
Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты изучения интегративного качества «любознательный, активный»
Год / группа |
Уровень | ||
Высокий |
Средний |
Низкий | |
Сентябрь 2012 / экспериментальная |
44% |
42% |
14% |
Сентябрь 2012 / контрольная |
52% |
40% |
8% |
Критериями оценивания выступали: интерес к сказке и инициатива, направленная на то, чтобы педагог продолжил чтение сказки; адекватность высказывания, направленного на то, чтобы инициировать педагога продолжить чтение сказки. Анализ результатов показывает, что в контрольной группе количество детей с высоким уровнем познавательных интересов и инициативы не много отличается (44%/52%) - дети проявляли выраженный интерес к сказке, сами задавали вопросы, настаивали на том, чтобы дочитали сказку до конца. Со средним уровнем (42% (ЭГ)/40%(КГ)) - дети проявляли интерес к сказке, но инициатива в продолжении чтения отсутствует; после дополнительного вопроса спрашивали, чем закончилась сказка; с интересом выслушивали развязку. Количество детей с низким уровнем (14% (ЭГ) /8% (КГ)) - не проявляют интереса к чтению сказки, не задают вопросов. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что среди детей контрольной группы больше испытуемых с высоким уровнем в развитии интегративного качества дошкольников «любознательный, активный».
Для изучения качества «эмоционально отзывчивый» использовалась методика «Отражение чувств». [18]
Детям предлагалось рассмотреть сюжетные картинки, на которых изображены дети и взрослые в различных ситуациях и ответить на ряд вопросов. Содержание ответов позволило сделать вывод об умении детей понимать эмоциональное состояние.
Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты изучения интегративного качества «эмоционально отзывчивый»
Год / группа |
Уровень | ||
Высокий |
Средний |
Низкий | |
Сентябрь 2012 / экспериментальная |
50% |
44% |
6% |
Сентябрь 2012 / контрольная |
58% |
40% |
2% |
Охарактеризуем типичные
особенности поведения
На высоком уровне оказалось больше воспитанников экспериментальной группы (50%) и контрольной группы (58%). Они самостоятельно, правильно определяют эмоциональные состояния сверстников и взрослых, объясняют их причину, делают прогнозы дальнейшего развития ситуации.
Детям, показавшим средний уровень (44% в экспериментальной группе, 40% в контрольной группе), дети справляются с заданиями с помощью взрослого, были некоторые затруднения. Экспериментатору приходилось приводить пример чтобы ребенок понял суть задания.
Меньше дошкольников с низким уровнем в контрольной группе 6% и 2% в экспериментальной – дети затрудняются в определении эмоциональных состояний изображенных на картинках людей, не могут объяснить их причину, предположить дальнейшее развитии ситуации..
В целом по проведенному нами экспериментальному можно сделать некоторые выводы. С поставленной задачей справились все испытуемые, о чем свидетельствует низкий % низкого уровня интегративного качества «эмоционально отзывчивый».
Для изучения интегративного качества «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» использовалась методика «Необитаемый остров» [23]. Детям предлагалось представить, что они на необитаемом острове и ответить на ряд вопросов. Анализ ответов позволил судить о проявлении дошкольником инициативы в общении, принятии на себя функции организатора, умении распределять обязанности, умении выслушать, согласовать свои предложения, уступить, убедить.
Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Результаты изучения интегративного качества «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»
Год / группа |
Уровень | ||
Высокий |
Средний |
Низкий | |
Сентябрь 2012 / экспериментальна |
36% |
32% |
32% |
Сентябрь 2012 / контрольная |
38% |
34% |
28% |
Анализируя результаты количества дошкольников с высоким уровнем (с 36%(ЭГ) / 38%) – дети проявляют инициативу в общении, принимают на себя функцию организатора, вносят свои предложения, распределяют обязанности, проявляют умения выслушать, согласовать свои предложения, уступить, убедить. Количество воспитанников со средним уровнем сформированности изучаемого качества (32%(ЭГ) / 34%(КГ)) – дошкольники отличаются недостаточной, но положительной активностью в общении, принимают предложения инициатора, соглашаясь, могут возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением. Количество воспитанников с низким уровнем (с 32%(ЭГ) /28%(КГ)) – дети не вступают в общение, не проявляют активности, пассивно следуют за инициативными детьми, не высказывая ни своего мнения, ни желания, либо проявляют отрицательную направленность в общении, с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, настаивают на своем.
Для изучения качества «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения» использовалась методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха (Рефлексивная оценка – каузальная атрибуция неуспеха). Ермолаева, М.В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников. Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4.
Результаты изучения интегративного качества «способный управлять своим поведением…»
Год / группа |
Уровни оценивания | ||
Ребенок ссылается на способности, везение |
Ссылается на объективную трудность и на недостаточность усилий |
Ссылается на недостаточность усилий | |
Сентябрь 2012 /экспериментальная |
36% |
42% |
22% |
Сентябрь 2012 / контрольная |
37% |
40% |
23% |
Из таблицы видно, воспитанники групп способны управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдать нормы и правила поведения
Для изучения качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» использовалась методика исследования словесно-логического мышления (по Й. Ерасеку) Методика позволяет определить уровень развития словесно-логического мышления. Результаты представлены в таблице 5.
Таблица 5.
Результаты изучения интегративного качества «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»
Год / группа |
Уровни | ||||
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Очень низкий | |
Сентябрь2012 /экспериментальная |
5% |
6% |
40% |
23% |
26% |
Сентябрь 2012 /контрольная |
7% |
8% |
47% |
26% |
12% |
Результаты методики показывают что в контрольной группе 13% показали очень высокий и 18% воспитанников - высокий уровень, в экспериментальной группе на очень высоком уровне было 10% , на высоком - было 16%. Количество детей на среднем уровне (20%(ЭГ) / 27%(КГ)). Также как и при наблюдении на очень низком уровне оказались 16% детей в контрольной группе и 20% детей в экспериментальной группе. Дети справляются с задачами в игровой деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми на среднем уровне.
Для изучения интегративного качества «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» использовался тест простых поручений. Тест позволяет судить об уровне развития саморегуляции, организации деятельности дошкольника. Детям предлагается выполнить ряд заданий. Проводится групповым способом.
Результаты представлены в таблице 6.
Таблица 6.
Таблица 6. Результаты изучения интегративного качества «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»
Год / группа |
Уровни | ||
Высокий |
Средний |
Низкий | |
сентябрь2011 /экспериментальная |
12% |
64% |
24% |
сентябрь 2012 /контрольная |
16% |
70% |
14% |