Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде в плане развития личности дошко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в разработке критериев, развивающего образовательного пространства для детей дошкольного возраста.
Задачи:
-провести анализ научной литературы по вопросам модернизации учебного процесса в ДОУ.
- определить критерии развивающего образовательного пространства в ДОУ;
- исследовать и описать по выделенным критериям образовательную среду в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Образовательная среда как активное средство развития личности дошкольника
1.1. Проблемы формирования образовательной среды………………….6
1.2.Организация образовательной среды в дошкольном учреждении…………………………………………………………………… .11
1.3. Современные требования к образовательной среде в ДОУ …….20

Глава 2. Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде в плане развития личности дошкольников в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево
2.1.Процедура исследования……………………………………………..27
2.2. Формирование образовательной среды в МБДОУ "Аленушка"………………………………………………………….………….34
2.3.Статический анализ результатов исследования………………….…39
Заключение……………………………………………………………….47
Список использованной литературы…………………………………49

Файлы: 1 файл

ВКР Таня.docx

— 162.47 Кб (Скачать файл)

Творчески использовать весь арсенал педагогических средств, формировать  субъектную позицию каждого участника  коррекционного и образовательного процесса в наибольшей мере позволяет  личностно-ориентированная модель взаимодействия. Педагог как субъект  педагогического процесса обеспечивает развитие детей, формируя у них знания, умения, навыки. Вместе с тем, деятельность детей изменяет качество деятельности педагога, заставляет его вести поиск  нового содержания, форм и методов  обучения, максимально соответствующих  индивидуальным особенностям воспитанников. В результате происходит не только развитие каждого ребенка, но и профессиональный и личностный рост педагога.

Важной стороной образовательного процесса в ДОУ является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые являются заказчиками образовательных  услуг, обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать  образовательный процесс положительным  опытом семейного воспитания. Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.

Педагогическое сотрудничество родителей с ребенком и педагогами помогает родителям познать индивидуальные особенности своих детей и  общие закономерности развития.

С введением ФГТ изменилась идеология во взаимодействии детского сада и семьи. Поэтому в содержании родительских уголков могут появится следующие разделы:

• психологические особенности детей;

• уголок краткой информации (высказывания великих людей, яркие строки стихов, меткие народные пословицы и поговорки по вопросам

воспитания и обучения);

• послушайте вместе с детьми (специальная запись песен или стихов для прослушивания дома);

• уголок здоровья;

• наши успехи;

• знаете ли вы (рубрика содержит сообщения о новых исследованиях в

области медицины, психологии); права детей (помещается информация по соблюдению прав детства в ДОУ и семье;

В соответствии с ФГТ  к структуре основной общеобразовательной  программы дошкольного образования, предметно – развивающая среда  образовательного учреждения должна способствовать реализации основных направлений развития детей:

• Физическому развитию

• Познавательно-речевому развитию

• Художественно-эстетическому развитию

• Социально-личностному развитию

Таким образом, организация  образовательной среды — направление  управленческой деятельности руководителя ДОУ, связанное с созданием целостной  системы материальных, культурных и  дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач в оптимальных условиях.

Задача каждого педагога связана в первую очередь с  обеспечением оптимальных условий  для индивидуального развития каждого ребенка.

 

 

1.3. Требования к образовательной среде в ДОУ

Детский сад — особый мир детства, в котором ребенок  проживает значительную часть своей  жизни, где он учится, радуется, принимает  различные решения, выражает свои чувства, формирует свое мнение и отношение, взрослеет. Актуальным аспектом психолого-педагогического сопровождения детей является проектирование и создание адекватной их возможностям и стимулирующей дальнейшее развитие образовательной среды.

Образовательная среда дошкольного  учреждения — это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное  влияние на всестороннее развитие ребенка  в детском саду, состояние его  физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также влияния на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении (модель № 1).

Взаимодействие  участников педагогического процесса



 

 

 

 

Содержание образования


Предметная среда



 

 

 

Пр

 

 

 

 

Модель № 1. Образовательная  среда ДОУ состоит из следующих компонентов

Каждый из названных компонентов  обладает различными свойствами, которые  в образовательном процессе получают конкретное выражение и определяют влияние среды на развитие личности ребенка - дошкольника.

С учетом специфики развития ребенка дошкольного возраста большое  значение в структуре образовательной  среды ДОУ придается взаимодействию участников педагогического процесса. Его характер зависит от личностных и профессиональных качеств педагогических работников, индивидуальных и возрастных особенностей детей, педагогической культуры родителей.

Творчески использовать весь арсенал педагогических средств, формировать  субъектную позицию каждого участника  коррекционного и образовательного процесса в наибольшей мере позволяет  личностно-ориентированная модель взаимодействия. Педагог как субъект  педагогического процесса обеспечивает развитие детей, формируя у них знания, умения, навыки. Вместе с тем, деятельность детей изменяет качество деятельности педагога, заставляет его вести поиск  нового содержания, форм и методов  обучения, максимально соответствующих  индивидуальным особенностям воспитанников. В результате происходит не только развитие каждого ребенка, но и профессиональный и личностный рост педагога.

Важной стороной образовательного процесса в МДОУ является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые являются заказчиками образовательных услуг, обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать образовательный процесс положительным опытом семейного воспитания. Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.

Педагогическое сотрудничество родителей с ребенком и педагогами помогает родителям познать индивидуальные особенности своих детей и общие закономерности развития.

Для привлечения родителей  к деятельности учреждения разработана специальная методика, которая включает три этапа:

  • первый – изучение и актуализация потребностей родителей в образовании ребенка;
  • второй – психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • третий – партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения.

Система работы с  родителями в рамках психолого-педагогического  просвещения представлена двумя основными блоками:

  • повышение психолого-педагогической грамотности родителей через совместные мероприятия родителей и педагогов, а  по мере необходимости, и детей, (родительские конференции, консультации, тематические выставки и др.);
  • вовлечение родителей в деятельность ДОУ (создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль, за деятельностью дошкольного учреждения через работу Попечительского совета, а также дни открытых дверей, праздники, досуги, благоустройство ДОУ и территории).

Как компонент образовательной  среды ДОУ предметное пространство включает все, что доступно непосредственному восприятию ребенка и использованию им в практической деятельности. Предметно-развивающие пространство МДОУ должно соответствовать противопожарным и санитарно-гигиеническим требованиям. Предметно-развивающее пространство МДОУ позволяет в полной мере осуществлять образовательную деятельность по следующим направлениям: художественно-эстетическое, социально-личностное, физическое, интеллектуально-познавательное. Соблюдение основных принципов (активности, комплексирования и гибкого зонирования, индивидуальной комфортности пространства и полифункционального использования помещения). При построении предметно-развивающего пространства позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, сохранить его физическое здоровье, создает возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. В то же время, такое предметное пространство позволяет воспитателю решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности. Для нормального развития дошкольника созданное предметное окружение должно быть со масштабным его росту, действиям его рук и предметному миру взрослых, а также должно предусматривать деятельностно -возрастной подход, информативность, вариативность, обеспечивать комфортность, функциональную надежность и безопасность предметного окружения.

Предметное пространство каждой возрастной группы носит специфические  черты, отражающие общие и индивидуальные потребности детей. Все игры и  игрушки расположены в доступном  для детей месте, игровые и  развивающие пособия расположены  на уровне глаз детей. В игровых зонах  расположен материал, используемый в  процессе специально организованного  обучения; иной, но похожий; «свободный», позволяющий ребенку применять  усвоенные средства и способы  познания в других областях.

Следующий компонент  образовательной среды МДОУ — содержание дошкольного образования. Закон РФ «Об образовании» выдвигает к нему ряд общих требований. В их числе создание условий для самовыражения и самореализации личности; формирование мировоззрения, адекватного современному уровню знаний; направленность содержания образования на развитие взаимопонимания и сотрудничества между людьми. Реализуемые образовательные программы в МДОУ (Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой; парциальная программа «От звука к букве» под редакцией Колесниковой Е.В, программа «основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева) обеспечивают охрану и укрепление физического здоровья, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка и приобщение к общечеловеческим ценностям. В освоении содержания образования особое место занимает диагностика. Она направлена на выявление индивидуальных способностей ребенка, уровня его развития, потенциала, встречающихся затруднений, их причин и необходимой коррекции. На основе диагностики формируется индивидуальный образовательный маршрут каждого дошкольника: приоритетность видов деятельности, степень самостоятельного познания и сотрудничества с педагогом.

Специальные развивающие  задачи по освоению различных средств  предлагаются ребенку в основном в игровой форме. В игровой форме происходит и «проживание» ребенком определенных ситуаций, соединение его эмоционального и познавательного опыта. Наряду с этим развивается и собственно познавательная деятельность ребенка — от детского экспериментирования до перехода к решению познавательных задач и головоломок вне игровой формы.

При некоторых общих принципах  и подходах к детям большое  внимание уделяется развитию детской  индивидуальности, учета темпа развития и деятельности каждого ребенка, его собственных предпочтений. Большое  внимание уделяется  свободной деятельности детей. Однако это не просто время, когда  дети предоставлены сами себе, а  время работы воспитателя в выбранной  детьми сфере деятельности. Возможно, также в это время наблюдение за детьми с целью выявления способностей их к взаимодействию и деятельности.

Сложный и противоречивый характер развития образовательной  среды тесно связан с проходящими  в обществе переменами, и значит она в современном образовательном  учреждении не может носит постоянный статичный характер. Люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие в процессе функционирования, но и образовательная среда как целое и отдельными своими элементами влияет на каждого субъекта образовательного процесса.

Таким образом, необходимо учитывать  ряд требований к образовательной  среде:

- в среде  должны быть отражены разные виды деятельности, содержание которых представлено с учетом особенностей развития детей в данном возрастет;

- тематика должна быть разнообразной,  весь комплекс представлен в каждой возрастной группе с многообразием игрового и дидактического материалов;

- в групповом помещении могут быть представлены не только традиционные, но и новые компоненты;

- созданию информационно - коммуникационных технологий в развивающей образовательной среде ДОУ

- среда обеспечивает комфортность, функциональную надежность и безопасность.

Требования сегодняшнего времени к концепции образовательной среды поставили перед дошкольными педагогами новые проблемы!

Качественно изменился статус дошкольных учреждений, при построении концепции  нового дошкольного образовательного учреждения учитываются запросы  родителей.

Современных родителей интересует!

·         По какой программе работает МДОУ.

·        Гарантируется  ли подготовка детей к школе.

·        Есть ли студии

·        Кружки

·        Физиокабинеты

·        Спортзал и др.

Важнейшее значение приобретает  воспитательно – оздоровительная работа, не маловажна и  материальная база.

   Благодаря тому, что  родители получили возможность  выбора ДОУ, которое будет посещать их ребёнок

Происходит своеобразная, в хорошем смысле этого слова -  борьба между ДОУ за имидж среди населения, что в свою очередь повышает  качество воспитательно – образовательного процесса, и переводит ДОУ в режим развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде в плане развития личности дошкольников ДОУ «Аленушка» с. Сухарево Нижнекамского района

Информация о работе Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде в плане развития личности дошко