Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 21:00, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить педагогические условия успешной социально-педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения в условиях стационарного учреждения.
Объект исследования: процесс социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях стационарного учреждения.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие
успешной социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения.
ГЛАВА 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с детьми и подростками девиантного поведения в учреждении временного пребывания………………………………………………………………………...9
1.1. Теоретические подходы к анализу девиантного поведения детей и подростков…………………………………………………………………………9
1.2. Сущность и содержание работы социального педагога с детьми и подростками девиантного поведения в условиях учреждении временного пребывания……………………………………………………………………….20
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование по разработке программы, направленной на коррекцию агрессивности и тревожности у детей в Курганском областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних…………………………………………………………….39
2.1. Общая характеристика организации эмпирического исследования…….39
2.2. Методические рекомендации использования коррекционной программы, направленной на снятие агрессивности и тревожности у детей, оставшихся без попечения родителей в учреждении временного пребывания…………...49
Заключение………………………………………………………………………59
Список используемой литературы……………………………………………...61
Содержание
ГЛАВА 1. Теоретические основы социально-педагогической
работы с детьми и подростками девиантного
поведения в учреждении временного пребывания……………………………………………………
1.1. Теоретические подходы к анализу девиантного
поведения детей и подростков……………………………………………………
1.2. Сущность и содержание
работы социального педагога
с детьми и подростками
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование
по разработке программы, направленной
на коррекцию агрессивности и тревожности
у детей в Курганском областном социально-реабилитационном
центре для несовершеннолетних………………………………
2.1. Общая характеристика
организации эмпирического
2.2. Методические рекомендации использования коррекционной программы, направленной на снятие агрессивности и тревожности у детей, оставшихся без попечения родителей в учреждении временного пребывания…………...49
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. В современных условиях изменения общественного строя и общественного сознания, когда на развитие детей и подростков воздействуют многие неблагоприятные факторы социальной и биологической экологии, увеличивается количество различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства в подростковый возраст.
Увеличение числа носителей отклоняющегося поведения, умножение их видов и форм создают для детей неблагоприятную среду, что чревато нарушением порога нравственной стабильности социума, после которого в нем пойдут необратимые разрушительные процессы.
В наше время социально-педагогическая и психологическая деятельность с детьми и подростками девиантного поведения ведется по различным направлениям. Более широко она представлена в работе с так называемыми «неблагополучными детьми». Однако в последнее время число таких детей неизбежно растет и ответственность за таких детей ложится на социально-реабилитационные центры и социальные приюты для детей. Подобные учреждения временного пребывания активно воплощают в жизнь социально-психологические замыслы специалистов в работе с детьми «группы риска».
Проблемы воспитанников реабилитационных центров сегодня многообразны. В отечественной и зарубежной литературе мы можем найти описание работы в приюте экстренной и неотложной помощи, в кризисном центре с группами детского дома, школе-интернате по оказанию помощи и поддержки детям сиротских учреждений.
Процесс социально-педагогической
и психологической реабилитации
подростка девиантного
Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Многоплановое педагогическое исследование этой проблемы в отечественной педагогике проводилось такими учеными как Г.М. Андреевой, В.В. Заековым, Л.П. Колчиной, Н.Д. Левитовым, Т.Г. Румянцевой и другими, в том числе рассматривались вопросы девиантного поведения подростков (М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, Г.М. Миньковский, И.А.Невский и другие).
Вопросами подготовки социальных педагогов, осуществляющих реабилитационную работу с детьми девиантного поведения, занимались такие ученые как В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, А.В. Мудрик и другие.
Большой вклад в углубленную разработку теоретических положений рассматриваемой нами проблемы внесли М.А. Галагузова, В.А. Домодедов, Р.А. Литвак, А.В. Миронов, Л.И. Павлова и другие.
В настоящее время разрабатываются общие (основные) принципы реабилитационно-коррекционной работы с дезадаптированными детьми, поэтому возникла острая потребность в обосновании процесса социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения.
Общие вопросы, связанные с социальной педагогикой, рассмотрены в работах В.А. Сухомлинского, М.С. Кагана, СТ. Шацкого, Ф.А. Фрадкина, ее формы и методы рассматриваются в исследованиях Г.М. Ахметова, Г.Н. Волкова, Л.Ю. Гордина, М.В. Гребенникова и других.
Философские и психологические аспекты теории личности раскрыты в работах А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского. Вопросы влияния среды на особенности поведения подростка отражены в работах А.С. Макаренко, А.Я. Наина, В.Д. Семенова и других.
Анализ социально-
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить педагогические условия успешной
социально-педагогической
реабилитации подростков девиантного
поведения в условиях стационарного учреждения.
Объект исследования: процесс социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях стационарного учреждения.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие
успешной социально-педагогической реабилитации
подростков девиантного поведения.
В качестве гипотезы выдвинуто следующее предположение. Процесс социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях стационарного учреждения будет успешным, если:
а) раскрыта сущностная характеристика
и уточнено понятие «социально-
б) выявлены критерии социально-педагогической и психологической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях стационарного учреждения;
в) определены педагогические
и психологические условия
В соответствии с обозначенной
проблемой, предметом, целью и выдвинутой
гипотезой предусматривается
1. Определить степень
разработанности проблемы
2. Выявить критерии
социально-педагогической
3. Обосновать педагогические условия успешной социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях стационарного учреждения;
4. Разработать комплекс мероприят
Исходя из выдвинутой гипотезы и поставленных задач были использованы следующие методы:
изучение и анализ психолого-педагогической, методической, специальной и периодической литературы по теме исследования;
анкетирование, тестирование, опрос;
беседа;
социально-психологический эксперимент;
анализ, синтез, обобщение.
Новизна исследования определяется теоретической и практической значимостью работы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретически обосновано содержание социально-педагогической и психологической реабилитации детей девиантного поведения в условиях стационарного учреждения, направленной на коррекцию агрессивности и тревожности. Определены социально-психологические условия успешности коррекционной программы, направленной на минимизацию девиантных проявлений у детей и подростков в учреждении временного пребывания.
Практическая значимость состоит в том, что разработанная коррекционная программа, направленная на минимизацию девиантных проявлений у детей и подростков в учреждении временного пребывания находит применение в современных условиях.
Научная достоверность и обоснованность обеспечены необходимыми методологическими положениями, применением комплекса методов; подтверждением гипотезы исследования, его результатами.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Для детей девиантного поведения характерны специфические социально-педагогические и психологические проблемы, связанные с нарушением процесса социализации.
2. Предупреждение и разрешение
социально-психологических
3. Педагогические условия успешно
Апробация результатов исследования осуществлялась проведением эмпирической работы на базе Курганского областного социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних посредством работы в качестве специалиста по социальной работе.
Структура дипломного исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Первая глава является теоретической, в ней рассматривается предмет, объект исследования и их взаимодействие на различных уровнях. Вторая глава - практическая - содержит программу работы по проблеме и методические рекомендации но ее реализации на практике.
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с детьми и подростками девиантного поведения в учреждении временного пребывания
1.1. Теоретические подходы к анализу девиантного поведения детей и подростков
Время диктует новые
подходы в организации
Несмотря на все усилия
психологов, педагогов, социальных работников
и общества в целом проблемы поведения
детей и подростков по большей
части остаются нерешенными; значительное
число молодых людей по-прежнем
Подростки - самые опасные с точки
зрения вовлечения в различные формы
девиантного поведения
В России в подростковый возраст включают две категории людей - малолетних и несовершеннолетних.
Малолетними наш закон называет детей в возрасте от 6 до 14 лет. Несовершеннолетние - это лица в возрасте от 14 до 18 лет. Термин несовершеннолетний чаще всего используется в области юриспруденции: это тот, кто в глазах закона не является взрослым, в большинстве случаев таковыми считаются лица, не достигшие 18 лет.
Потребность и необходимость
в социально-педагогической коррекции
девиантного поведения
Количество детей и подростков, которых выделяют как личностей с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Понятия «девиантное» и «отклоняющееся» поведение являются синонимами (лат. deviatio - отклонение).2
Рост детской и подростковой девиации в нашей стране стал следствием ряда негативных явлений. Среди них: