Эмпирическое исследование по разработке программы, направленной на коррекцию агрессивности и тревожности у детей в Курганском областном

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить педагогические условия успешной социально-педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения в условиях стационарного учреждения.
Объект исследования: процесс социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях стационарного учреждения.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие
успешной социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения.

Содержание работы

ГЛАВА 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с детьми и подростками девиантного поведения в учреждении временного пребывания………………………………………………………………………...9
1.1. Теоретические подходы к анализу девиантного поведения детей и подростков…………………………………………………………………………9
1.2. Сущность и содержание работы социального педагога с детьми и подростками девиантного поведения в условиях учреждении временного пребывания……………………………………………………………………….20
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование по разработке программы, направленной на коррекцию агрессивности и тревожности у детей в Курганском областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних…………………………………………………………….39
2.1. Общая характеристика организации эмпирического исследования…….39
2.2. Методические рекомендации использования коррекционной программы, направленной на снятие агрессивности и тревожности у детей, оставшихся без попечения родителей в учреждении временного пребывания…………...49
Заключение………………………………………………………………………59
Список используемой литературы……………………………………………...61

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕВИАНТНЫМИ ДЕТЬМИ.doc

— 449.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с детьми и подростками девиантного поведения в учреждении временного пребывания………………………………………………………………………...9

1.1. Теоретические подходы к анализу девиантного поведения детей и подростков…………………………………………………………………………9

1.2. Сущность и содержание  работы социального педагога  с детьми и подростками девиантного  поведения в условиях учреждении  временного пребывания……………………………………………………………………….20

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование  по разработке программы, направленной на коррекцию агрессивности и тревожности у детей в Курганском областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних…………………………………………………………….39

2.1. Общая характеристика  организации эмпирического исследования…….39

2.2. Методические рекомендации использования коррекционной программы, направленной на снятие агрессивности и тревожности у детей, оставшихся без попечения родителей в учреждении временного пребывания…………...49

Заключение………………………………………………………………………59

Список используемой литературы……………………………………………...61

Приложение………………………………………………………………………66

 

Введение

 

 

Актуальность  исследования. В современных условиях изменения общественного строя и общественного сознания, когда на развитие детей и подростков воздействуют многие неблагоприятные факторы социальной и биологической экологии, увеличивается количество различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства в подростковый возраст.

Увеличение числа носителей  отклоняющегося поведения, умножение  их видов и форм создают для детей неблагоприятную среду, что чревато нарушением порога нравственной стабильности социума, после которого в нем пойдут необратимые разрушительные процессы.

В наше время социально-педагогическая и психологическая деятельность с детьми и подростками девиантного поведения ведется по различным направлениям. Более широко она представлена в работе с так называемыми «неблагополучными детьми». Однако в последнее время число таких детей неизбежно растет и ответственность за таких детей ложится на социально-реабилитационные  центры и социальные приюты для детей. Подобные учреждения временного пребывания активно воплощают в жизнь  социально-психологические замыслы специалистов в работе с детьми «группы риска».

Проблемы воспитанников  реабилитационных центров сегодня многообразны. В отечественной и зарубежной литературе мы можем найти описание работы  в приюте экстренной и неотложной помощи, в кризисном центре с группами детского дома, школе-интернате по оказанию помощи и поддержки детям сиротских учреждений.

Процесс социально-педагогической и психологической реабилитации подростка девиантного поведения  характеризуется рядом особенностей, которые рассматриваются в трудах педагогов и психологов.

Степень разработанности  проблемы и теоретическая база исследования. Многоплановое педагогическое исследование этой проблемы в отечественной педагогике проводилось такими учеными как Г.М. Андреевой, В.В. Заековым, Л.П. Колчиной, Н.Д. Левитовым, Т.Г. Румянцевой и другими, в том числе рассматривались вопросы девиантного поведения подростков (М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, Г.М. Миньковский, И.А.Невский и другие).

Вопросами подготовки социальных педагогов, осуществляющих реабилитационную работу с детьми девиантного поведения, занимались такие ученые как В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, А.В. Мудрик и другие.

Большой вклад в углубленную  разработку теоретических положений  рассматриваемой нами проблемы внесли М.А. Галагузова, В.А. Домодедов, Р.А. Литвак, А.В. Миронов, Л.И. Павлова и другие.

В настоящее время  разрабатываются общие (основные) принципы реабилитационно-коррекционной работы с дезадаптированными детьми, поэтому возникла острая потребность в обосновании процесса социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения.

Общие вопросы, связанные  с социальной педагогикой, рассмотрены в работах В.А. Сухомлинского, М.С. Кагана, СТ. Шацкого, Ф.А. Фрадкина, ее формы и методы рассматриваются в исследованиях Г.М. Ахметова, Г.Н. Волкова, Л.Ю. Гордина, М.В. Гребенникова и других.

Философские и психологические  аспекты теории личности раскрыты в работах А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского. Вопросы влияния среды на особенности поведения подростка отражены в работах А.С. Макаренко, А.Я. Наина, В.Д. Семенова и других.

Анализ социально-психологической  и педагогической литературы позволяет нам обнаружить противоречие между потребностью в оказании социально-педагогической помощи подросткам девиантного поведения и отсутствием научно-теоретических разработок, обосновывающих ее содержание.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально  
проверить педагогические условия успешной социально-педагогической  
реабилитации подростков девиантного поведения в условиях стационарного учреждения.

Объект исследования: процесс социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях стационарного учреждения.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие  
успешной социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения.

В качестве гипотезы выдвинуто следующее предположение. Процесс социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях стационарного учреждения будет успешным, если:

а) раскрыта сущностная характеристика и уточнено понятие «социально-педагогическая реабилитация» подростков;

б) выявлены критерии социально-педагогической и психологической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях стационарного учреждения;

в) определены педагогические и психологические условия успешной социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях стационарного учреждения.

В соответствии с обозначенной проблемой, предметом, целью и выдвинутой гипотезой предусматривается решение  следующих задач исследования:

1. Определить степень  разработанности проблемы социально-педагогической и психологической реабилитации подростков девиантного поведения в теории педагогики и педагогической практике.

2. Выявить критерии  социально-педагогической реабилитации  подростков девиантного поведения  в условиях стационарного учреждения.

3. Обосновать педагогические условия успешной социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях стационарного учреждения;

4. Разработать комплекс мероприятий и рекомендаций социально-педагогической и психологической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях стационарного учреждения.

Исходя из выдвинутой гипотезы и поставленных задач были использованы следующие  методы:

изучение и анализ психолого-педагогической, методической, специальной и периодической  литературы по теме исследования;

анкетирование, тестирование, опрос;

беседа;

социально-психологический  эксперимент;

анализ, синтез, обобщение.

Новизна исследования определяется теоретической и практической значимостью работы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретически обосновано содержание социально-педагогической и психологической реабилитации детей девиантного поведения в условиях стационарного учреждения, направленной на коррекцию агрессивности и тревожности. Определены социально-психологические условия успешности коррекционной программы, направленной на минимизацию девиантных проявлений у  детей  и подростков в учреждении временного пребывания.

Практическая  значимость состоит в том, что разработанная коррекционная программа, направленная на минимизацию девиантных проявлений у  детей  и подростков в учреждении временного пребывания находит применение в современных условиях.

 Научная достоверность  и обоснованность обеспечены необходимыми методологическими положениями, применением комплекса методов; подтверждением гипотезы исследования, его результатами.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Для детей девиантного поведения характерны специфические  социально-педагогические и психологические проблемы, связанные с нарушением процесса социализации.

2. Предупреждение и разрешение  социально-психологических проблем  детей девиантного поведения обеспечивается комплексом мер социально-педагогической и психологической реабилитации в которые входит реализация коррекционной программы, направленной  на снятие агрессивности и тревожности, при определенных социально-психологических условиях: 1) организация сотрудничества детей и взрослых, как средства создания и использования для развития детей ситуаций, требующих от них интеллектуальной и нравственной активности; 2) реализация индивидуального подхода к ребенку; 3) реализация комплексного подхода, предусматривающего взаимодействие ребенка с несколькими специалистами, которые изучают различные аспекты проблемы ребенка.

3. Педагогические условия успешной социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях стационарного учреждения, к которым относятся:

  1. комплексная диагностика девиантного поведения подростков;
  2. подготовка специалистов к социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в стационарном учреждении;
  3. разработка и внедрение программы «Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения в условиях стационарного учреждения».

Апробация результатов  исследования осуществлялась проведением эмпирической работы на базе Курганского областного  социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних посредством работы в качестве  специалиста по социальной работе.

Структура дипломного исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Первая глава является теоретической,  в ней рассматривается предмет, объект исследования и их взаимодействие на различных уровнях. Вторая глава - практическая - содержит программу работы по проблеме и методические рекомендации но ее реализации на практике.

 

 

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с детьми и подростками девиантного поведения в учреждении временного пребывания

 

 

1.1. Теоретические подходы к анализу девиантного поведения детей и подростков

 

 

Время диктует новые  подходы в организации взаимоотношений  общества и подростков. В современных  условиях экономики, при усложняющихся  межличностных отношениях, национальных конфликтов, количество проблем, степень  их сложности усугубляют социально-психологическое состояние общества.

Несмотря на все усилия психологов, педагогов, социальных работников и общества в целом проблемы поведения  детей и подростков по большей  части остаются нерешенными; значительное число молодых людей по-прежнему проявляет деструктивное, антисоциальное поведение и совершает акты насилия.1

Подростки - самые опасные с точки  зрения вовлечения в различные формы  девиантного поведения категории  населения.

В России в подростковый возраст включают две категории  людей - малолетних и несовершеннолетних.

Малолетними наш закон  называет детей в возрасте от 6 до 14 лет. Несовершеннолетние - это лица в возрасте от 14 до 18 лет. Термин несовершеннолетний чаще всего используется в области  юриспруденции: это тот, кто в  глазах закона не является взрослым, в большинстве случаев таковыми считаются лица, не достигшие 18 лет.

Потребность и необходимость  в социально-педагогической коррекции  девиантного поведения постоянна  из-за наличия у подростков широкого спектра социальных, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта.

Количество детей и  подростков, которых выделяют как личностей с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Понятия «девиантное» и «отклоняющееся» поведение являются синонимами (лат. deviatio - отклонение).2

Рост детской и подростковой девиации в нашей стране стал следствием ряда негативных явлений. Среди них:

  • падение жизненного уровня значительного числа семей, рост безработицы, ощущение утраты жизненных перспектив частью взрослого населения;
  • выхолащивание из педагогического процесса массовой школы воспитательной составляющей, формализация отношений между школой и семьей, педагогами и учащимися, возведение искусственных барьеров между школой и детьми из неблагополучных семей;
  • не адекватные проблеме количественные и качественные показатели развития системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, в том числе ее нового сегмента - социозащитных служб современного типа. Эти службы призваны стать компенсаторным социальным институтом, выполняющим функции временного замещения семейного и школьного воспитания;
  • отсутствие координации действий органов и учреждений, входящих в систему профилактики; ее неполный характер, выражающийся в слабом участии в этом процессе негосударственных организаций.

Информация о работе Эмпирическое исследование по разработке программы, направленной на коррекцию агрессивности и тревожности у детей в Курганском областном