Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 21:00, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить педагогические условия успешной социально-педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения в условиях стационарного учреждения.
Объект исследования: процесс социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях стационарного учреждения.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие
успешной социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения.
ГЛАВА 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с детьми и подростками девиантного поведения в учреждении временного пребывания………………………………………………………………………...9
1.1. Теоретические подходы к анализу девиантного поведения детей и подростков…………………………………………………………………………9
1.2. Сущность и содержание работы социального педагога с детьми и подростками девиантного поведения в условиях учреждении временного пребывания……………………………………………………………………….20
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование по разработке программы, направленной на коррекцию агрессивности и тревожности у детей в Курганском областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних…………………………………………………………….39
2.1. Общая характеристика организации эмпирического исследования…….39
2.2. Методические рекомендации использования коррекционной программы, направленной на снятие агрессивности и тревожности у детей, оставшихся без попечения родителей в учреждении временного пребывания…………...49
Заключение………………………………………………………………………59
Список используемой литературы……………………………………………...61
Современная учащаяся молодёжь хорошо информирована о наркотических средствах.
По данным Минздрава РФ, в период с 1991 по 2000 год количество подростков, страдающих наркоманией, увеличилось в России в 18 раз, значительно опередив по темпам прироста количество больных наркоманией в составе всего населения. Число смертей от употребления наркотиков среди несовершеннолетних выросло в 42 раза (в составе всего населения - в 12 раз).15 За последние 10 лет рыночных трансформаций и реформ число детей и подростков в возрасте от 0 до 17 лет уменьшилось в Российской Федерации на 8,6 млн человек (в 1991 году их насчитывалось 40,1 млн чел., в 1995-м - 38,3 млн чел., в 2000-м - 33,9 млн чел., в 2001-м - 32,8 млн чел., в 2002 году - 31,5 млн чел.).16
Никогда ещё в современной истории России не было такого количества больных детей (абсолютно здоровы сегодня, по оценкам экспертов, лишь 10%).17 И это не случайно, ибо по уровню заботы государства о здоровье своих граждан, в том числе молодых, Россия занимает 185-е место в мире (среди 192 стран), а по продолжительности здоровой жизни - 107-е место (среди 191 страны).18
Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализированных учреждениях - реабилитационных центрах.
Подобные учреждения временного пребывания активно воплощают в жизнь социально-педагогические и психологические замыслы специалистов в работе с детьми «группы риска».
Таким образом, прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с дезадаптированными подростками, концентрацию усилий, направленных на реабилитацию ребенка.19
1.2. Сущность
и содержание работы
За последние годы интенсивно формируется сеть новых социальных учреждений в системе Министерства труда и социального развития РФ.20 В настоящее время наметилась целая сеть учреждений: 1) центр экстренной психологической помощи по телефону («телефон доверия»); 2) центр психолого-педагогической помощи семье и детям: 3) территориальный центр социальной помощи семье и детям; 4) центр социальной реабилитации для несовершеннолетних; 5) социальный приют для детей и подростков; 6) центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.21
В конце 1980 - начале 1990-х
гг. в Российской Федерации стали
создаваться психолого-
Основная цель деятельности таких учреждений – социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении. Создание специализированного учреждения для детей и подростков предоставляет реальную возможность оказать им экстренную помощь.22
В системе образования Российской Федерации в настоящее время создано порядка 600 центров реабилитационной направленности. Их деятельность стала возможна благодаря созданию реабилитационно-воспитательной системы, в основу которой положены принципы гуманистической педагогики: уважение к личности, признание ее индивидуальности, вера в возможности ребенка, опора на его лучшие качества, формирование гуманного отношения к людям, терпимости к различным мнениям, ответственности перед обществом.23
В данных учреждениях социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка.
Диагностика предполагает социально-педагогическое исследование, направленное на определение уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов.
Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения.
Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.
В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, принимаются несовершеннолетние на основании: личного обращения; направления органов, осуществляющих социальную защиту населения; постановления комиссий по делам несовершеннолетних; заявления родителей, ходатайства органов образования, здравоохранения, опеки попечительства, органов внутренних дел; постановления или определения суда, прокурора или следственных органов, если родители или лица, их заменяющие, осуждены либо к ним в качестве меры пресечения применено заключение под стражу.
Основными направлениями деятельности социально -реабилитационного центра являются:
- профилактика безнадзорности,
бродяжничества
- медико-психологическая помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе физического и психического насилия, опасных условий проживания и др.) в трудную жизненную ситуацию;
- формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
- выполнение попечительских
функций по отношению к тем,
кто остался без попечения
родителей или средств к
- обеспечение доступной и своевременной квалифицированной социальной, правовой, психо-медико-педагогической помощи детям, имеющим различные формы дезадаптации, на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессинально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и другие компоненты.
- содействие в возвращении в семью;
- обеспечение возможности
получать образование,
- забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве.24
Другими словами, основная цель деятельности таких учреждений - социальная защити и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении.
Работа с ребенком, поступающим в центр, начинается с определения его социального статуса. Сотрудники учреждения должны собрать наиболее точную информацию о каждом ребенке этой семьи и их родственниках, об обстоятельствах жизни семьи и воспитания ребенка в ней. После сбора необходимой информации руководитель учреждения и сотрудники намечают предварительный план действий по отношению к ребенку, строят долгосрочные перспективы пребывания ребенка в учреждении временного пребывания и выходят с предложениями в органы опеки и попечительства о решении дальнейшей судьбы воспитанника.
В период сбора информации ребёнок помещается в изолятор, там он проходит этап адаптации. Под адаптацией понимают процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но еще и процветания), а макросреда - воспроизведения и вступления в иную.25
Социально-педагогическая реабилитация - это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.26
При построении социально-педагогической реабилитационной программы работы с подростками девиантного поведения в качестве базовых учитываются следующие положения:
1. Опора на положительные
качества несовершеннолетнего.
2. Формирование будущих
жизненных устремлений. Имея, как
правило, хроническую
3. Помимо деятельности, связанной с его дальнейшей трудовой судьбой, необходимо включение несовершеннолетнего, склонного к девиантному поведению, в значимую для него и общественно-полезную деятельность, а не чтение ему моралей, нотаций, нравоучений, наставлений. Это сложная задача, так как зачастую требует изменения не только отношения к тому или иному виду деятельности, но и нормализацию отношений с коллективом. Как показывает практика, у трудновоспитуемых подростков свободного времени в четыре раза больше, чем у других детей, и столь же велика разница его качественного использования. Если благополучные подростки самоутверждаются в учебе, труде, личных увлечениях, то для трудных подростков вхождение в эти сферы ограничено, и избыток свободного времени становится для них криминогенным фактором, существенно влияющим на нравственный облик несовершеннолетнего.
4. Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком. В силу отсутствия у дезадаптированных подростков опыта доброжелательного, спокойного общения, любое воспитательное воздействие встречает активное сопротивление несовершеннолетнего этому действию. Терпение и выдержка главные помощники социальному педагогу в работе с такими детьми.27
Первым этапом реабилитации является этап планирования на основании всестороннего обследования ребёнка, то есть на основании диагностики. Диагностическая работа строится на основе следующих принципов: комплексность; индивидуальность; динамичность; прогностичность. Она ориентирована на получение информации о социальном, психологическом статусах ребенка, состоянии его физического и психического здоровья, социальном и индивидуальном развитии. На каждой возрастной ступени (4 – 7, 8 – 11, 12 – 16 лет) проводится первичная и нормативная диагностика. Полученная информация становится основой для разработки рекомендаций и построения коррекционно-развивающей работы.
Система психолого-диагностической работы в социально-реабилитационном центре имеет свои этапы. На каждой возрастной ступени специалисты по социальной работе и социальные педагоги проводят:
- Первичную диагностику,
которая начинается во время
пребывания детей в изоляторе
(на адаптационном этапе) и
карантинной группе. Имеет цель:
установление контакта, доверительных
отношений, нормализации
- Нормативную диагностику
(проводится в течение 3, 4 недели
пребывания ребенка в Центре)
с использованием схемы диагнос
Жесткой опоры на возрастные различия в используемых методах нет. Однако вариативность применяемого выбора методик необходима, что обусловлено эмоциональным состоянием детей, которое нередко близко к стрессу.
Диагностическую работу можно начать с метода наблюдения, наблюдение обычно проводится в игровой комнате для снятия состояния тревожности, опасения. Необходимую информацию специалист по социальной работе может получить из беседы с ребенком, чтобы подготовиться к беседе, следует провести анкетирование, заранее составить вопросник, познакомиться с результатами комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.
Психологический инструментарий, используемый специалистами по социальной работе различен и состоит из: