Эмпирическое исследование по разработке программы, направленной на коррекцию агрессивности и тревожности у детей в Курганском областном

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить педагогические условия успешной социально-педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения в условиях стационарного учреждения.
Объект исследования: процесс социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях стационарного учреждения.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие
успешной социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения.

Содержание работы

ГЛАВА 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с детьми и подростками девиантного поведения в учреждении временного пребывания………………………………………………………………………...9
1.1. Теоретические подходы к анализу девиантного поведения детей и подростков…………………………………………………………………………9
1.2. Сущность и содержание работы социального педагога с детьми и подростками девиантного поведения в условиях учреждении временного пребывания……………………………………………………………………….20
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование по разработке программы, направленной на коррекцию агрессивности и тревожности у детей в Курганском областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних…………………………………………………………….39
2.1. Общая характеристика организации эмпирического исследования…….39
2.2. Методические рекомендации использования коррекционной программы, направленной на снятие агрессивности и тревожности у детей, оставшихся без попечения родителей в учреждении временного пребывания…………...49
Заключение………………………………………………………………………59
Список используемой литературы……………………………………………...61

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕВИАНТНЫМИ ДЕТЬМИ.doc

— 449.50 Кб (Скачать файл)

Современная учащаяся молодёжь хорошо информирована о наркотических средствах.

По данным Минздрава РФ, в период с 1991 по 2000 год количество подростков, страдающих наркоманией, увеличилось  в России в 18 раз, значительно опередив по темпам прироста количество больных наркоманией в составе всего населения. Число смертей от употребления наркотиков среди несовершеннолетних выросло в 42 раза (в составе всего населения - в 12 раз).15 За последние 10 лет рыночных трансформаций и реформ число детей и подростков в возрасте от 0 до 17 лет уменьшилось в Российской Федерации на 8,6 млн человек (в 1991 году их насчитывалось 40,1 млн чел., в 1995-м - 38,3 млн чел., в 2000-м - 33,9 млн чел., в 2001-м - 32,8 млн чел., в 2002 году - 31,5 млн чел.).16

Никогда ещё в современной истории России не было такого количества больных детей (абсолютно здоровы сегодня, по оценкам экспертов, лишь 10%).17 И это не случайно, ибо по уровню заботы государства о здоровье своих граждан, в том числе молодых, Россия занимает 185-е место в мире (среди 192 стран), а по продолжительности здоровой жизни - 107-е место (среди 191 страны).18

Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализированных учреждениях -  реабилитационных центрах.

Подобные учреждения временного пребывания активно воплощают в жизнь  социально-педагогические и психологические замыслы специалистов в работе с детьми «группы риска».

Таким образом, прогрессирующая тенденция  непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с дезадаптированными подростками, концентрацию усилий, направленных на реабилитацию ребенка.19

 
  

 

1.2. Сущность  и содержание работы социального  педагога с детьми и подростками  девиантного поведения в условиях  учреждении временного пребывания

 

 

 

За последние годы интенсивно формируется сеть новых  социальных учреждений в системе Министерства труда и социального развития РФ.20 В настоящее время наметилась целая сеть учреждений: 1) центр экстренной психологической помощи по телефону («телефон доверия»); 2) центр психолого-педагогической помощи семье и детям: 3) территориальный центр социальной помощи семье и детям; 4) центр социальной реабилитации для несовершеннолетних; 5) социальный приют для детей и подростков; 6) центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.21

В конце 1980 - начале 1990-х  гг. в Российской Федерации стали  создаваться психолого-педагогические и медико-социальные (ППМС) центры. Их появление было  вызвано  увеличением   числа  детей группы  риска  и  переходом  от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества. Основное назначение центра - оказание конкретной помощи ребенку в обретении смысла жизни.  Педагоги обращаются к внутреннему миру подростка, его природной активности, стремясь к пониманию и реализации его внутренних возможностей и потребностей в саморегуляции, саморазвитии, самореабилитаиии. самоопределении.

Основная цель деятельности таких учреждений – социальная защита и поддержка нуждающихся в  этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении. Создание специализированного учреждения для  детей и подростков предоставляет  реальную возможность оказать им экстренную помощь.22

В системе образования  Российской Федерации в настоящее время создано порядка 600 центров реабилитационной направленности. Их деятельность стала возможна благодаря созданию реабилитационно-воспитательной системы, в основу которой положены принципы гуманистической педагогики: уважение к личности, признание ее индивидуальности, вера в возможности ребенка, опора на его лучшие качества, формирование гуманного отношения к людям, терпимости к различным мнениям, ответственности перед обществом.23

В данных учреждениях  социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка.

Диагностика предполагает социально-педагогическое исследование, направленное на определение уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов.

Реабилитационная программа  создается индивидуально для  каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения.

Постреабилитационная  защита предполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.

В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся  в социальной реабилитации, принимаются  несовершеннолетние на основании: личного  обращения; направления органов, осуществляющих социальную защиту населения; постановления  комиссий по делам несовершеннолетних; заявления родителей, ходатайства органов образования, здравоохранения, опеки попечительства, органов внутренних дел; постановления или определения суда, прокурора или следственных органов, если родители или лица, их заменяющие, осуждены либо к ним в качестве меры пресечения применено заключение под стражу.

Основными направлениями  деятельности социально -реабилитационного  центра являются:

-  профилактика безнадзорности, бродяжничества дезадаптированных детей и подростков;

-  медико-психологическая помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе физического и психического насилия, опасных условий проживания и др.) в трудную жизненную ситуацию;

- формирование положительного  опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;

-  выполнение попечительских  функций по отношению к тем,  кто остался без попечения  родителей или средств к существованию;

-  обеспечение доступной и своевременной квалифицированной социальной, правовой, психо-медико-педагогической помощи детям, имеющим различные формы дезадаптации, на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессинально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и другие компоненты.

-    содействие  в возвращении в семью;

- обеспечение возможности  получать образование, нормально развиваться;

-     забота  о дальнейшем профессиональном  и бытовом устройстве.24

Другими словами, основная цель деятельности таких учреждений - социальная защити и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении.

Работа с ребенком, поступающим в центр, начинается с определения его социального  статуса. Сотрудники учреждения должны собрать наиболее точную информацию о каждом ребенке этой семьи и их родственниках, об обстоятельствах жизни семьи и воспитания ребенка в ней. После сбора необходимой информации руководитель учреждения и сотрудники намечают предварительный план действий по отношению к ребенку, строят долгосрочные перспективы пребывания ребенка в учреждении временного пребывания и выходят с предложениями в органы опеки и попечительства о решении дальнейшей судьбы воспитанника.

В период сбора информации ребёнок помещается в изолятор, там  он проходит этап адаптации. Под адаптацией понимают процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но еще и процветания), а макросреда - воспроизведения и вступления в иную.25

Социально-педагогическая реабилитация - это система мер  воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.26

При построении социально-педагогической реабилитационной программы работы с подростками девиантного поведения в качестве базовых учитываются следующие положения:

1. Опора на положительные  качества несовершеннолетнего. Для  социального педагога недопустимо категорическое осуждение ребенка, имеющего отклонения в поведении, высказывание мрачных прогнозов. Необходимо следовать путем создания для него «ситуации успеха», уметь найти положительное в поведении подростка, строить согласно этому деятельность социального педагога.

2. Формирование будущих  жизненных устремлений. Имея, как  правило, хроническую неуспеваемость  в школе, подростки часто отчаиваются,  не верят в свои силы, не  видят будущего. Для такого подростка  важно дальнейшее профессиональное  самоопределение, и в этом случае помощь социального педагога вместе с психологом направлена на определение его будущей профессии, выбор соответствующего интересам и возможностям подростка учебного заведения и трудоустройство.

3. Помимо деятельности, связанной с его дальнейшей трудовой судьбой, необходимо включение несовершеннолетнего, склонного к девиантному поведению, в значимую для него и общественно-полезную деятельность, а не чтение ему моралей, нотаций, нравоучений, наставлений. Это сложная задача, так как зачастую требует изменения не только отношения к тому или иному виду деятельности, но и нормализацию отношений с коллективом. Как показывает практика, у трудновоспитуемых подростков свободного времени в четыре раза больше, чем у других детей, и столь же велика разница его качественного использования. Если благополучные подростки самоутверждаются в учебе, труде, личных увлечениях, то для трудных подростков вхождение в эти сферы ограничено, и избыток свободного времени становится для них криминогенным фактором, существенно влияющим на нравственный облик несовершеннолетнего.

4. Глубокая доверительность  и уважение во взаимоотношениях с подростком. В силу отсутствия у дезадаптированных подростков опыта доброжелательного, спокойного общения, любое воспитательное воздействие встречает активное сопротивление несовершеннолетнего этому действию. Терпение и выдержка  главные помощники социальному педагогу в работе с такими детьми.27

Первым этапом реабилитации является этап планирования на основании  всестороннего обследования ребёнка, то есть на основании диагностики. Диагностическая работа строится на основе следующих принципов: комплексность; индивидуальность; динамичность; прогностичность. Она ориентирована на получение информации о социальном, психологическом статусах ребенка, состоянии его физического и психического здоровья, социальном и индивидуальном развитии. На каждой возрастной ступени (4 – 7, 8 – 11, 12 – 16 лет) проводится первичная и нормативная диагностика. Полученная информация становится основой для разработки рекомендаций и построения коррекционно-развивающей работы.

Система психолого-диагностической  работы в социально-реабилитационном центре имеет свои этапы. На каждой возрастной ступени специалисты  по социальной работе и социальные педагоги проводят:

- Первичную диагностику,  которая начинается во время  пребывания детей в изоляторе  (на адаптационном этапе) и  карантинной группе. Имеет цель: установление контакта, доверительных  отношений, нормализации эмоционального  состояния, определение содержания  и методов психологической диагностики. Большое внимание в этой работе уделяется установлению контакта с ребенком. При проведении диагностики широко используются различные методы: наблюдение, тестирование (проективные методики, опросники и выявление личностных особенностей, блок методик исследования познавательной и эмоциональной сферы). Проводится в течение первых двух недель пребывания ребенка.

- Нормативную диагностику  (проводится в течение 3, 4 недели  пребывания ребенка в Центре) с использованием схемы диагностического минимума и углубленного обследования. Заканчивается выработкой рекомендаций и составлением коррекционной программы.

Жесткой опоры на возрастные различия в используемых методах нет. Однако вариативность применяемого выбора методик необходима, что обусловлено эмоциональным состоянием детей, которое нередко близко к стрессу.

Диагностическую работу можно начать с метода наблюдения, наблюдение обычно проводится в игровой комнате  для снятия состояния тревожности, опасения. Необходимую информацию специалист по социальной работе может получить из беседы с ребенком, чтобы  подготовиться к беседе, следует провести анкетирование, заранее составить вопросник, познакомиться с результатами комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.

Психологический инструментарий, используемый специалистами по социальной работе различен и состоит из:

  1. Нормативных методик (например: методика Векслера; опросник Айзенка; Познавательные процессы).
  2. Проективных методик( Дом, Дерево, Человек; Незаконченные предложения; Рисунок семьи) она проводятся в основном с детьми, чье развитие не вызывает опасений и настороженности специалистов, в диагностике такие методы обладают высокой надежностью, информированностью.
  3. Методик смешанного типа (Цветовой тест Люшера и т.д.). Тест «Люшера» дает возможность получить более полную информацию о состоянии ребенка в сложившейся ситуации и о динамике стабилизации его состояния. Эффективность использования этого диагностического метода повышается в связи с тем, что организация жизнедеятельности ребенка в учреждении отличается однообразием, размеренностью и почти исключает  фрустрирующие ситуации.  Поэтому типичные для новичков реакции (агрессия, изоляция, депрессия) обусловлены индивидуальной реакцией на новую жизненную ситуацию.28

Информация о работе Эмпирическое исследование по разработке программы, направленной на коррекцию агрессивности и тревожности у детей в Курганском областном