Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 21:00, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить педагогические условия успешной социально-педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения в условиях стационарного учреждения.
Объект исследования: процесс социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях стационарного учреждения.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие
успешной социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения.
ГЛАВА 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с детьми и подростками девиантного поведения в учреждении временного пребывания………………………………………………………………………...9
1.1. Теоретические подходы к анализу девиантного поведения детей и подростков…………………………………………………………………………9
1.2. Сущность и содержание работы социального педагога с детьми и подростками девиантного поведения в условиях учреждении временного пребывания……………………………………………………………………….20
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование по разработке программы, направленной на коррекцию агрессивности и тревожности у детей в Курганском областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних…………………………………………………………….39
2.1. Общая характеристика организации эмпирического исследования…….39
2.2. Методические рекомендации использования коррекционной программы, направленной на снятие агрессивности и тревожности у детей, оставшихся без попечения родителей в учреждении временного пребывания…………...49
Заключение………………………………………………………………………59
Список используемой литературы……………………………………………...61
Проведённое исследование показало отличительные особенности агрессивного поведения юношей и девушек:
• в возрасте 12-13 лет практически все формы агрессии более выражены у мальчиков, чем у девочек;
• к 13-14 годам формируется устойчивая тенденция (сохраняющаяся до 15 лет) - значительно больший негативизм и подозрительность у девочек по сравнению с мальчиками;
• у мальчиков в подростковом возрасте наиболее выражена физическая, косвенная и аутоагрессия (чувство вины);
Описанные выше особенности проявляются при относительно стабильном общем уровне агрессивности в течение всего подросткового возраста.37
Так же был использован рисуночным тестом «Несуществующее животное». Важно подчеркнуть что, несмотря на относительно низкую надежность получаемых результатов, связанная с субъективностью интерпретации, тем не менее, благодаря применению рисуночных методик стирается грань между психологическим обследованием и психотерапевтическим сеансом. Применение рисуночных методик помогает ребёнку более полно раскрыть свой потенциал, не испытывая при этом столь больших затруднений, как при ответах на тестовый материал, что является особо важным при работе с детьми в учреждениях временного пребывания. Дети могут не доверять «новому» человеку и, соответственно стремятся выглядеть лучше в его глазах, вследствие чего снижается правдивость ответов.
Созданный М.З. Дукаревич тест «Несуществующее животное», является в данном случае чрезвычайно информативным. Инструкция по проведению данной методики представлена в приложении 2. Для анализа рисунков был использован руководство по анализу рисунков А. Л. Венгера.38 Большинство из обследуемых детей пытались изобразить реально существующих животных, это свидетельство особо низкого уровня развития воображения, подобное выполнение задания нередко встречается при умственной отсталости или при нарушениях обучаемости. В отдельных случаях причиной отхода от инструкции служит не столько отставание в когнитивной сфере, сколько очень высокая тревожность.
Тревожному ребёнку трудно выполнять неопределенные задания. Не понимая, каковы критерии оценки такого задания, он заранее ожидает заведомо отрицательную оценку, что может полностью блокировать содержательную деятельность. Трудности в выполнении задания испытывали 57% обследуемых, что может указывать на высокий уровень тревожности.
На повышенную тревожность указывают множественные линии, стирание и исправление линий, специфическая штриховая линия, штриховка рисунка, увеличение его размера. Один из наиболее распространенных признаков повышенной агрессивности в рисунке несуществующего животного - это наличие острых выступов и выростов, независимо от того, что они изображают (рога, уши, щупальца, клешни). В рисунке несуществующего животного склонность к вербальной агрессии, как и в рисунке человека, выражается в подчеркивании зубов. Помимо уровня собственной агрессивности в рисунке несуществующего животного проявляется отношение к возможной агрессии со стороны окружающих. Боязнь нападения приводит к стремлению защитить придуманное животное, в качестве защиты может быть изображен панцирь, чешуя, броня, особо толстая кожа (ее может не быть на рисунке, но ее описывают в рассказе). Очень широко распространено изображение игл, как у дикобраза, или колючек. Анализ рисунков «Несуществующее животное» показал, что большинство детей склонны к агрессии и тревожности.
Многие исследователи, в том числе Е.К. Лютова, Г.Б. Монона, указывали на то, что одним из основных особенностей тревожных детей является низкая самооценка. Осознание человеком самого себя, своей самости есть самосознание личности. Для этого мы провели тест «Самооценка».
Инструкция: «Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. Даны 9 слов, характеризующих положительные качества, и 9 слов, характеризующих отрицательные качества. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более соответствуют вам, и которыми вы обладаете реально».
Положительные качества: умный, любимый, красивый, сильный, счастливый, добрый, везучий, здоровый, благополучный.
Отрицательные качества: слабый, глупый, некрасивый, несчастливый, злой, невезучий, больной, неблагополучный, нелюбимый.
При помощи этого теста мы выявили, какая у ребенка самооценка личности - «завышенная» или «заниженная». По результатам делаем выводы о степени сформированности представлений воспитанника о самом себе, об уровне развития осознания себя.
0
Слабый |
Сильный | ||||||||||
Глупый |
Умный | ||||||||||
Некрасивый |
Красивый | ||||||||||
Несчастливый |
Счастливый | ||||||||||
Злой |
Добрый | ||||||||||
Невезучий |
Везучий | ||||||||||
Больной |
Здоровый | ||||||||||
Неблагополучный |
Благополучный | ||||||||||
Нелюбимый |
Любимый |
Рис. 6. Бланк тестирования уровня самооценки личности
Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, которые можно осуществить на деле.
Проведённая методика помогла выявить, что у 57% детей опрашиваемой группы заниженная самооценка. Такие дети слишком критичны к своему общению, чувствуют себя слабыми, неуверенными в себе. Дети, оказавшиеся в новой обстановке, испытывают тревогу, опасение, а состояние неопределенности вызывает у них дискомфорт и заставляет занимать выжидательную позицию. Таким образом, адекватная самооценка является итогом поиска реальной меры, то есть без слишком большой переоценки и без излишней критичности к своему общению, деятельности и поведению. Такая самооценка является наилучшей.
Для диагностики отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний, страхов с детьми была проведена методика «Незаконченные предложения». Тест проводился индивидуально в устной форме. Все ответы записывались дословно. Качественный анализ ответов показал, что большинство детей имеют полярное отношение к родителям, либо положительное к отцу, но отрицательное к матери, либо наоборот. Дети чаще идеализируют родителей, которые не живут вместе с ними (разведённые, неполные семьи). Также ответы детей помогают лучше понять сущность нарушения внутрисемейных отношений, большинство родителей пьют, избивают детей, 70% детей хотя бы раз упоминали об этом в своих ответах.
Для получения исчерпывающей
Дети имеющие высокий уровень агрессивности: имеют высокий уровень личностной тревожности; неадекватную самооценку, чаще низкую; испытывают чувство отверженности. Дети, больше склонные к проявлению физической агрессии, отличаются смелостью, решительностью склонностью к риску, бесцеремонностью, авантюризмом, обладают лидерскими качествами, но при этом развиты садистские наклонности, плохой самооконтроль, отсутствие социализации влечений, потребность в острых переживаниях, импульсивность поведения. Дети, более склонные к проявлению вербальной агрессии, отличаются выраженной психической неуравновешенностью, депрессивностью, фрустрационной толерантностью повышенной чувствительностью к оценкам и действиям к их личности, неумением и нежеланием скрывать свои чувства и мысли, постоянным внутренним конфликтом напряженностью и импульсивностью,
Дети, обладающие высоким
уровнем тревожности часто
Результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости организации социально-психологической реабилитации с детьми в учреждении временного пребывания, которая может быть осуществлена в ходе реализации коррекционной программы, направленной на снятие агрессивности и тревожности.
2.2. Методические
рекомендации использования
Изучение состояния исследуемой проблемы в психологии и теории социальной работы, анализ имеющегося опыта, результаты диагностического этапа нашей работы позволили разработать основы программы, направленной на коррекцию агрессивности и тревожности.
Агрессия - общее название для всех деструктивных, разрушающих действий, направленных на причинение вреда. Агрессивность - это поведение ребенка, которое направлено на причинение вреда другим людям.39
Тревожность это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.40
Программу по коррекции
агрессивности и тревожности
предлагается проводить в Курганском
областном социально-
Занятия необходимо проводить в группе количеством 5-10 детей. В возрастную категорию лучше брать детей младшего подросткового возраста от 9 до 12 лет. Групповую работу с детьми, слабо владеющими навыками совместной деятельности проводить не всегда легко, поэтому в группу необходимо ввести «старенького» ребёнка с хорошо развитыми вербальными навыками. Это помогает быстрее «разогреть» группу и более эффективно обсуждать возникающие трудности и противоречия. При формировании группы необходимо учитывать личные особенности детей, необходимо включать активных и пассивных детей.
Программа рассчитана на 10 занятий. Длительность каждого занятия от одного до двух часов. Частота занятий – 2 раза в неделю.
Каждое занятие начинается
с ритуала встречи и
Коррекционно-развивающая программа составлена на основании рекомендаций, по работе с агрессивными и тревожными детьми. Важно, чтобы работа с агрессивным ребенком начиналась с этапа отреагирования гнева для того, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям.
Ребенок, не пройдя через эту стадию, будет сопротивляться дальнейшей работе и, скорее всего, потеряет доверие к специалисту по социальной работе. Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был стойким, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка. В связи с этим коррекцию агрессивного поведения детей необходимо строить в следующих направлениях:
Работа с агрессивными детьми должна носить комплексный, системный характер; сочетать в себе элементы приемов и упражнений из разных направлений коррекционной работы, а также не должна быть эпизодической.
Работа с тревожными детьми должна проходить в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка
умению управлять собой в
3. Снятие мышечного напряжения.42
Составленная нами коррекционная программа содержит в себе элементы игротерапиии, арт-терапиии, телесно-ориентированной терапии, сказкотерапии, каждый из этих блоков имеет определённые задачи и цели. Исследователь А. Адлер в 1908 году, анализируя развитие у человека «социального чувства», отмечал, что природа наделила нас потребностью к физическому контакту, привязанности и присоединению. Детям просто необходимо, чтобы их ласкали, обнимали, трогали и хвалили. Опыт показывает, что начинать занятия надо с расслабляющих, снимающих напряжение и телесно ориентированных упражнений и игр на контакт и соприкосновение. Это на бессознательном уровне снимает барьеры и снижает агрессивность. При работе с тревожным ребёнком необходимо постоянно обращаться к нему по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей. Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Постепенно, по мере роста доверительности, можно переходить к более сложным упражнениям, играм и беседам. Акцент смещается на обсуждение группой всего, что произошло на занятии, вербализацию (обозначение словами) мыслей, эмоций, чувств, которые возникают. В работе специалиста по социальной работе основная трудность – услышать и увидеть и вовремя задать тактичный вопрос. Правильно поставленные вопросы позволяют ребенку обратить внимание на то, о чем он раньше не задумывался.