Эмпирическое исследование путей формирования гуманности у младших школьников по средствам гуманистического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – процесс развития гуманистического воспитания его влияние на современную систему обучения.
Предмет исследования – личность ребенка в гуманистическом воспитании.
Цель исследования – рассмотреть историю становления гуманистического воспитания, определить эффективность и актуальность закономерностей, принципов, методов и средств воспитания в современной системе образования, выявить его влияние на формирование гуманности у младших школьников.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты гуманистического воспитания…………5
1.1Исторический смысл гуманистического воспитания………………….5
1.2Цели и задачи гуманистического воспитания………………………….6
1.3 Закономерности и принципы гуманистического воспитания………...8
1.4 Личность в концепции гуманистического воспитания………………14
1.5 Гуманистические идеи современной педагогики…………………….18
Выводы по1 главе…………………………………………………………..21
Глава 2 Эмпирическое исследование путей формирования гуманности у младших школьников по средствам гуманистического воспитания……...22
2.1 Формирование личности в младшем школьном возрасте…………..22
2.2 Диагностика личности младшего школьника………………………..33
2.3 Описание организации и хода эксперимента………………………...38
2.4 Итоговая диагностика………………………………………………….40
Выводы по 2 главе………………………………………………………….44
Заключение…………………………………………………………………45
Словарь……………………………………………………………………...46
Список литературных источников………………………………………...48

Файлы: 1 файл

Soderzhanie.docx

— 145.85 Кб (Скачать файл)

Самые сокровенные моменты  личностного “Я” скрыты в мотивах поступков и поведения людей. Система ценностей в этой связи рассматривается как выраженная в идеальной форме стратегия поведения, а мотивы как его тактика. Природа мотивов, их сущность, особенности процесса мотивации раскрывают личность с самой существенной стороны – со стороны ее “самости”. Мотивация хранит в себе тайну тех или иных решений личности, секрет выбора и предпочтений ценностных ориентаций, а также обуславливает определение жизненных перспектив.

Идеальным моментом всех действий личности является цель, которая, с одной стороны, детерминирована потребностью (степень необходимости и возможности ее удовлетворения в данных условиях), а с другой - средствами, служащими для ее реализации. Средства как бы вызывают цель и результат, поэтому их часто и определяют друг через друга.

В мире ценностей происходит усложнение стимулов поведения человека и причин социального действия. На первый план выступает не то, что необходимо, без чего нельзя существовать, так как эта задача решается на уровне потребностей, и не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия, - это уровень действия интересов, а то, что соответствует представлению о назначении и его достоинстве, те моменты мотивации поведения, в которых проявляется самоутверждение и свобода личности. Это и есть ценностные ориентации, которые затрагивают всю личность, структуру самосознания, личностные потребности. Без них не может быть подлинной самореализации личности. Однако личность, деятельность которой определяется только потребностями, не может быть свободной и созидающей новые ценности. Человек должен быть свободен от власти потребностей, уметь преодолевать свое подчинение им. Свобода личности есть уход от власти низменных потребностей, выбор высших ценностей и стремление к их реализации.

Ценностные ориентации отражаются в нравственных идеалах, которые  являются высшим проявлением целевой  детерминации деятельности личности. Идеалы представляют собой предельные цели, высшие ценности мировоззренческих систем. Они завершают многоступенчатый процесс идеализации действительности.

Понимание ценностных ориентаций как нравственного идеала приводит к обострению противоречия между социальным и личным. Из возникшего конфликта выходят, как правило, жертвуя одним ради другого. Однако гуманный человек будет поступать в соответствии с требованиями нравственного идеала. Нравственные идеалы, следовательно, обуславливают достижения такого уровня развития личности, который соответствует гуманистической сущности человека. Они отражают совокупность гуманистических ценностей, соответствующих потребностям развития общества и потребностей развивающейся личности. В них проявляется ограниченное единство ведущих интересов личности и общества, поскольку они концентрированно выражают социальные функции гуманистического мировоззрения.

Нравственные идеалы не являются заданными, застывшими. Они развиваются, совершенствуются как образцы, определяющие перспективу развития личности. Развитие является характеристикой гуманистических идеалов, вот почему они выступают в качестве мотива совершенствования личности. Идеалы связывают исторические эпохи и поколения, устанавливают преемственность лучших гуманистических традиций, и прежде всего в образовании.

Нравственные идеалы являются высшими критериями мотивационно-ценностного  отношения личности, которое характеризуется  осознанием личностью своего долга, ответственности перед обществом, добровольным принятием решения, поступится своими интересами в пользу другого  человека, не требуя ничего взамен.

Появляясь в действиях, поступках  и поведении человека в целом, отношения осуществляют взаимосвязь личности и среды, и содержательно определяют сущность направленности личности, согласуя и связывая между собой основные феномены субъективности.

Однако в отношениях личности отражается не только ее субъективность, но и объективно заданные замыслы, так как в них представлены объективные цели. Объективным моментом отношений личности выступает ее социальное положение, представляющее собой совокупность связей, возникающих в системе рефренных межличностных отношений и социально значимой деятельности

В мотивационно-ценностном отношении личности объективное и субъективное представлено в единстве, определяя ее избирательную направленность, как на ценности деятельности, так и на процессы самореализации.

Это единство состоит в  том, что значимое не оторвано от объективной  действительности, не противоречит ей, а возникает на ее основе, отталкивается от реальных возможностей человека. Потребности, цели, выступающие за пределы объективных возможностей изменения действительности, выступают как неадекватные побуждения.

Мотивационно-ценностное отношение  характеризует гуманистическую  направленность личности в том случае, если она, являясь субъектом деятельности, реализует в ней свой гуманистический образ жизни, готовность принимать на себя ответственность за других и за будущее общества, поступать независимо от частных обстоятельств и ситуаций, складывающихся в жизни, творить их, наполнять гуманистическим содержанием, вырабатывать гуманистическую стратегию и преобразовывать себя как гуманную личность.[37, с. 290]

 

1.5 Гуманистические идеи в современной педагогике.

Школа как общественно-государственный  институт впитывает и отражает то социальное устройство, в котором она существует. Учитель, педагог, как профессионал, владеющий соответствующими педагогической техникой и знанием, может лишь отчасти влиять на этот процесс.

Все больше педагогов понимают: чтобы остаться живой, педагогика, как и всякий социальный контекст, должна быть каждый раз заново воспроизведена и проинтерпретирована новыми членами общества. В каждую историческую эпоху педагогика, воспитание как социальная практика требует своевременного прочтения.

Здесь можно отметить ряд  положительных тенденций, которые  в последнее время получают широкое распространение:

  1. Возрождение идей гуманизма. Развитие антропологической философии, психологии и педагогики.
  2. Рост осознанного родительства. Вместе с увеличением рождаемости в стране растет “профессионализм” родителей.

Гуманистическая идея связана  с пониманием сути человека, его  предназначения и смысла жизни. Целенаправленное воспитание считалось основой воплощения в жизнь гуманистических идей, внедрения их в общественное сознание. Так создавалась модель гуманистического образования – “педагогического ваяния человека” по образу гуманистического представления о нем.

Анализ развития гуманистических  идей в педагогике показывает, что  педагоги-гуманисты создавали и  создают в масштабах их непосредственной работы с детьми реальную практику гуманистических отношений. Эти отношения по качеству и механизмам выстраивания опережали социальную действительность. Но именно образование обеспечивает обществу наиболее гуманное по  сравнению с его прошлым будущее.

Исторический опыт свидетельствует, что образование способно не только выживать в определенных обстоятельствах, но и преобразовывать их, демонстрируя устойчивую способность к развитию. Прежде всего, это относится к феномену появления ярких прецедентов в образовании, альтернативных философии выживания и ориентированной на нее “массовой школе”. Они остаются в истории педагогики как доказательство того, что школа в качестве образовательного института способна в своих стенах строить жизнь, отличную по качеству и яркости от жизни за ее пределами. Только такая школа становится подлинной школой жизни ребенка, именно здесь он адекватен своему, прошлому, настоящему и будущему.

Школа обязана опережать  действительность. Образование должно не только улавливать зарождающиеся тенденции, но и отбирать из них те, которые перспективны для развития гуманного человечества. Никакие реалистические технологии, ориентированные только на “сегодня”, не способны стать образовательным. Образование – это источник нового, желаемого образа жизни, который является альтернативной существующему, поскольку оно способно отказываться от нежелательного, осуществляя свободный выбор вектора развития. Образование “по принципу устройства” сродни созданию человечества, способного совершать свободный выбор и создавать условия для свершений. По существу, образование представляет собой социально-педагогический проект, который способен порождать образ того, что еще не развито в реальности, но имеет тенденции в качестве перспективы развития будущего. Развиваясь само, образование развивает людей, а те, в свою очередь, становятся способными развивать общество.

Педагогическая деятельность, которая является “двигателем” гуманистической практики образования, а именно педагогика поддержки О.С. Газмана, имеет субъект – конкретного человека (“педагога стоящего на позиции гуманизма, конкретного сообщества людей, личностно и профессионально объединяющихся в целях реализации гуманистических идей в образовании”), которым предоставляется возможность, созданы условия для того, чтобы стать субъектами освоения жизни по правилам гуманных отношений между людьми.

Культура гуманистического воспитания задает определенные мировоззрение и систему отношений с ребенком, которые меняются в зависимости от педагогических задач и условий развития детско-взрослой общинности, то есть речь идет об адекватной педагогической позиции воспитателя, реализации которой обеспечивается в первую очередь психологическое здоровье ребенка. Представляются интересными и важными для понимания вышеизложенного результаты исследования сотрудников Института психолого-педагогических проблем детства В.И. Слободчикова и А.В. Шувалова о педагогических позициях, которые могу занимать учителя и родители – и те и другие педагоги, равно заинтересованные в развитии ребенка.

В настоящее время больше набирает силу тенденция, связанная  с переносом центра тяжести в отношении между учителем и учеником с объектно-субъектных на диалоговые субъектно-субъектные отношения. Это связанно со стремлением обеспечить максимальную полную самореализацию воспитанником своего потенциала при интеллектуально-духовном взаимодействии с педагогом, который направляет и организует этот процесс, создает для него наиболее благоприятные условия. В повестку дня становится вопрос не просто о развитии учащихся, а о стимулировании их самореализации в процессе активного освоения культуры, в ходе общения с другими людьми. Педагог как бы “ведет” воспитанника, способствует появлению у него определенных качеств. Он достигает этого, помогая ребенку войти в мир культуры и социальных связей, создавая педагогические ситуации, в которых тот сможет самостоятельно самоопределиться и само реализоваться, проявить свою активность. Все это педагог делает неавторитетно, ненавязчиво, максимально учитывая уровень развития ребенка, его индивидуальность. Свои цели педагог выводит не из абстрактных идеалов и социальной целесообразности, а с учетом самого ребенка.

Гуманистической педагогике присуще стремление приблизить, приспособить образование к ребенку. Однако существует ряд общечеловеческих ценностей, ориентируясь на которые педагог организует развитие ребенка. Поскольку педагогический процесс представляет собой целесообразную организацию жизни человека, он приносит в нее ценности и идеалы. При этом педагогическая организация жизни ребенка воспринимается им как своя только тогда, когда он имеет возможность само реализовываться, то есть жить в соответствии со своими внутренними законами. Педагог с помощью специально отобранных и явно или неявно предъявляемых ребенку средств образования обеспечивает корреспонденцию “внутреннего” и “внешнего”. Образовательные средства отбираются, исходя из целей, возможностей и способностей ребенка, и соотносятся с теми общечеловеческими ценностями, на которые ориентируется педагог. Ребенок образовывается, живя, и живет, образовываясь.

Парадигма гуманистической  педагогики в полной мере учитывает  диалектику воспитательно-образовательного процесса, основанную на необходимости свободного развития ребенка с педагогическим руководством процесса; и на необходимости приспособления целей, форм, содержания, методов и средств образования к ребёнку с ориентацией на определенные гуманистические ценности; и на признании самоценности человека в сочетании с учетом общественного характера его бытия, то есть с требованием вполне определенных норм поведения.

Несмотря на широкое распространение  в XX столетии гуманистических педагогических идеалов, следует признать, что массовую практику образования продолжают определять многие стереотипы, против которых направили острие своей полемики педагоги-педоцентристы в начале века.

Сегодня особенно важно обеспечить ориентацию образования на гуманистическое мировоззрение, освоение им традиций, интенсивно разрабатываемых мировой педагогикой. В этой связи остро встает вопрос об использовании зарубежного опыта в целях более эффективной организации воспитания и обучения подрастающих поколений. Эта проблема тем более актуальна для образования. Причем этот процесс разворачивается на фоне критики единой трудовой политехнической школы, сформировавшейся в первой половине 30-х годов.

Развернувшееся во второй половине 80-х годов общественно-педагогическое движение сделало попытку противопоставить в качестве альтернативы советской школе и педагогике достижения учителей-новаторов. Однако их наработки не смогли удовлетворить всего многообразия запросов образования. Это обстоятельство стимулировало обращение к зарубежному опыту.

 

Выводы по 1 главе.

Одним из наиболее важных выводов, можно сделать вывод исходя из культурно-гуманистических функций  образования: развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия; формирование характера и ответственности; обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и осуществления самореализации. Они характеризуют основную направленность гуманистического образования на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека.

Реализация культурно-гуманистических  функций образования, обуславливает неограниченный в социокультурном пространстве, интенсивный образовательный процесс, в центре которого находиться личность обучаемого. Качество и мера этого развития выступают показателями гуманизации общества и личности.

Гуманистическое образование и воспитание является основополагающим компонентом в структуре образовательного процесса. Оно выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъективность и приумножать потенциал мировой цивилизации.

Информация о работе Эмпирическое исследование путей формирования гуманности у младших школьников по средствам гуманистического воспитания