Эмпирическое исследование путей формирования гуманности у младших школьников по средствам гуманистического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – процесс развития гуманистического воспитания его влияние на современную систему обучения.
Предмет исследования – личность ребенка в гуманистическом воспитании.
Цель исследования – рассмотреть историю становления гуманистического воспитания, определить эффективность и актуальность закономерностей, принципов, методов и средств воспитания в современной системе образования, выявить его влияние на формирование гуманности у младших школьников.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты гуманистического воспитания…………5
1.1Исторический смысл гуманистического воспитания………………….5
1.2Цели и задачи гуманистического воспитания………………………….6
1.3 Закономерности и принципы гуманистического воспитания………...8
1.4 Личность в концепции гуманистического воспитания………………14
1.5 Гуманистические идеи современной педагогики…………………….18
Выводы по1 главе…………………………………………………………..21
Глава 2 Эмпирическое исследование путей формирования гуманности у младших школьников по средствам гуманистического воспитания……...22
2.1 Формирование личности в младшем школьном возрасте…………..22
2.2 Диагностика личности младшего школьника………………………..33
2.3 Описание организации и хода эксперимента………………………...38
2.4 Итоговая диагностика………………………………………………….40
Выводы по 2 главе………………………………………………………….44
Заключение…………………………………………………………………45
Словарь……………………………………………………………………...46
Список литературных источников………………………………………...48

Файлы: 1 файл

Soderzhanie.docx

— 145.85 Кб (Скачать файл)

 

Цель: проверить этическую грамотность младших школьников.

Задание: ученикам предлагалось составить словарь этических понятий:

1. Милосердие;

2. Доброта;

3. Справедливость честность;

4. Чуткость;

5. Сердечность.

Обработка данных: сравнение полученных с определениями нравственных категорий по словарю позволяет установить, насколько верно их школьники понимают их суть.

Ответы могут быть оценены  как:

- понимает правильно;

- понимает близко к  правильному;

- понимает искаженно;

- нет ответа.

 

Приложение 2

Методика «Веер».

 

Цель: выяснить характер направленности личности младшего школьника.

Задание: ученику необходимо устно ответить на вопрос: “Как ты поступишь в данной ситуации?”. Ситуации написаны на цветных бумажных полосках, из которых составлен “веер”. Вытаскивая из “веера” полоски и подготовившись к ответу, школьники зачитывали ситуацию и предлагали свое решение.

Обработка данных: полученные ответы позволяют получить представление о нравственной направленности личности школьника, в соответствии с общепринятыми их критериями.

 

Приложение 3

Методика «Друг из сказки».

 

Цель: выяснить, какие качества личности ценятся младшими школьниками, и выявить мотивы добра.

Задание: детям предлагалось выбрать друга из числа героев любимых сказок и объяснить, почему выбор пал на того или иного героя.

 

Приложение 4

Методика «Друг-солнце».

 

Цель: выяснить, какие качества личности ценятся младшими школьниками.

Задание: детям предлагается ответить на вопрос: “Какими качествами должен обладать их друг?”, написать эти качества на лучах солнца.

 

Приложение 5

Методика «Мои близкие».

 

Цель: выявить истинное отношение к своим родным.

Задание: детям предлагается ответить на вопросы:

1. Кто твой самый близкий человек?

2. Когда у него день рождения?

3. Какое у него любимое блюдо?

4. Какая у него любимая песня?

5. Как он проводит выходные?

 

Приложение 6

Методика «Добрый поступок».

 

Цель: выявить направленность личности младших школьников на добро.

Задание: детям предлагается нарисовать картинку, изображающую добрый поступок. Для этого необходимо, сначала представить себе ситуацию, проиграть ее мысленно, обдумать, как бы поступили в данном случае, а затем изобразить добрый поступок.

 

Приложение 7

Содержание уровней  характеризующих понятие “гуманность”.

 

1. Низкий уровень: неосознанность действий, эгоистическая направленность, искаженность моральных понятий, несостоятельность образца для подражания, безответственность, извращенность в понимании долга, антиобщественная направленность, завышенная либо заниженная самооценка, ситуативность поведения, несамостоятельность в принятии решений, сильная зависимость от отрицательной среды, защита ее идей и довольно активная их реализация. Эпизодически проявляется отрицательная волевая направленность, нерешительность в сложных нравственных жизненных ситуациях, безволие, весьма слабая нравственная саморегуляция.

2. Средний уровень: слабая осознанность действий, во многих случаях эгоистическая направленность, искаженность некоторых важных моральных понятий, несостоятельность образца для подражания. Заметна безответственность, непонимание чувства долга, нередко проявляется антиобщественная направленность, в основном завышенная самооценка. В особо трудных случаях характерна зависимость от обстоятельств. Однако в критических ситуациях проявляется независимость от отрицательной среды, способность защищать воспринятые положительные идеи и реализовывать их. В исключительных личностно значимых случаях обнаруживается способность к принятию важных решений. В целом наблюдается слабость волевых усилий, посредственная нравственная саморегуляция.

3. Достаточный уровень: удовлетворительная осознанность действий, в большинстве случаев их общественная направленность, в целом правильное понимание сущности основных моральных понятий, образец для подражания социален, в основном проявляется ответственность за свои действия. Сформировано правильное понимание чувства долга. Самооценка колеблется между завышенной и адекватной в зависимости от обстоятельств. Характерна относительная самостоятельность в принятии решений и независимость от отрицательной внешней среды. Может защищать принятые идеи и довольно активно их реализовывать. В сложных ситуациях нередко проявляется способность к волевому решению. Характерна умеренная нравственно-волевая саморегуляция.

4. Высокий уровень: осознанность действий, доминирование общественной направленности, в основном правильное понимание сущности моральных понятий, высокий социальный образец для подражания. Характерно проявление личной ответственности и чувство долга. Преобладает адекватная самооценка, отмечается высокая самостоятельность и стойкость к отрицательным влияниям среды. Может активно защищать общественные идеи и столь же активно их реализовывать. Нравственно-волевая саморегуляция осуществляется достаточно сильно.

Поскольку в основу ранжирования уровней положена различная степень  проявления основных свойств личности, характеризующих гуманность, нами была разработана диагностическая программа  для определения степени проявления свойств этого сложного качества.

 

Приложение 8

Тематическое  планирование урока литературы.

Таблица 1

№ п./п.

Тема урока

Название сказки

Цель урока

1

Добро и зло в сказке Г.К. Паустовского «Теплый хлеб».

Г.К. Паустовский «Теплый хлеб».

Воспитать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения

2

Уроки жизни в сказке Г.К. Паустовского «Теплый хлеб».

Г.К. Паустовский «Теплый хлеб».

Подвести детей к сознанию того, как важно быть внимательным к окружающему миру, уметь видеть в нем не только добро, но и зло


 

 

Приложение 9

Конспект урока.

Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Цели урока:

1. Образовательная цель: формировать умения:

а) анализировать художественное произведение с точки зрения его  жанра;

б) находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения;

2. Развивающая цель: способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;

3. Воспитательная цель: воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.

Вступительная беседа с классом.

-Давайте начнем наш  разговор о сказке «Теплый хлеб» с обращения к эпиграфу. Виктор Шкловский сказал об этой сказке так (чтение эпиграфа). Так что же вы читали: сказку или рассказ? Обоснуйте свой ответ.

Мы пришли к выводу, что  для произведения характерны признаки и сказки и рассказа.

Работа в группах.

- Постараемся выяснить, какие признаки сказки, и какие рассказа находим мы в этом произведении. Работать будем в группах. В течение двух минут первая группа записывает в тетради имена сказочных героев, вторая группа – имена реальных героев, третья группа – перечисляет сказочные события, четвертая группа – реальные события.

- Подведем итог нашей  с вами работы, с какой целью  автор вводит в произведение  о реальных событиях и героях  сказочные элементы? (Природа является мерилом человеческих поступков; Сказочные силы помогаю Фильке осознать свой поступок и искупить вину перед раненым конем).

Анализ текста сказки.

- Сказочные события играют  в произведении очень большую  роль. Вспомните, что всегда стоит  в центре любой сказки, что  с чем сталкивается? (В сказках добро борется со злом).

- С чего же начинается  зло в сказке «Теплый хлеб»? (Филька обидел коня).

- Что, помогает нам,  читателям, понять, что мировой  порядок нарушен? (Природа).

- Найдите ключевые слова  и выражения, помогающие понять, как реагирует природа на зло, совершенное Филькой? (Злоба людская; завыл, засвистел ветер, вздул снег; ревела, обезумев метель; небо, как лед; звезды примерзли; колючий мороз прошел; лютый мороз; замерзли колодцы).

- Посмотрите, как сконцентрированы  в этой сказки слова со значением “холод”? А что же происходит с сердцем человеческим? Вспомните, как объясняла Фильке бабушка, к чему приводит злоба людская? (Человеческое сердце тоже охлаждается).

- О каком уроке жизни  поведала бабушка?

- В чем сходство истории  произошедшей с Филькой, с историей  рассказанной бабушкой?

- Что произошло в душе  мальчика после рассказа бабушки?

- Бабушка ответила на  вопрос Фильки, что помер “ от охлаждения сердца”. В прямом или переносном значении употребляется это выражение? Если это метафора, то, как ее понять?

- А можем ли и мы  сказать, что Филькино сердце  охладело? (Нет, сердце Фильки  не охладело, потому что он  оказался способным исправить  совершенное им зло).

- Какое впечатление произвел  на вас Филька? (Ничего приятного,  привлекательного в нем нет; угрюмый, недоверчивый, грубый, неласковый человек).

- А понял ли Филька, что совершил очень дурной поступок и, что надо содеянное исправить?

- Что придумал Филька?

- Как же начинается  путь Фильки к добру?

- Как вы отнеслись к  герою сказки, когда он не только  сожалел о своей жестокости, но  и принял на себя вину в  случившейся беде? (Филька понял  свою вину, понял, что сотворил  зло, но он нашел в себе  силы для преодоления страха наказания и стыда перед людьми, которые могли узнать о его поступке; он раскаялся и понял, что надо быть добрым, отзывчивым, чутким к чужой боли, способным на милосердие и сострадание).

- Как теперь реагирует природа на изменения происходящее в сердце Фильки? (Мороз отступает, прилетает тёплый ветер).

- Какие слова помогают  нам это понять? (Слова со значением  “теплый”). Девайте “соберем” все “теплые” слова. (Добро; мельница разогреется; трещали костры; солнце; теплый ветер; оттаивали ветки ив; становилось все теплее; теплая вода; горячая мука; жаркий пеной огонь; запах теплого чудесного хлеба).

- Как вы думаете ребята, в чем смысл названия сказки  «Теплый хлеб»? Смогут ли люди жить без хлеба?

Сделаем выводы.

- Мы с вами пришли  к выводу, что хлеб – это  символ жизни. А жизнь можно сохранить только добром, любовью и трудом, то есть теплом человеческих рук, человеческой любви. Сердце, наполненное злобой становиться холодным. Холодное сердце Фильки превратилось в горячее, наполненное любовью. Счастлив человек, в чьей душе есть совестливость, доброта, сострадание.

Домашняя творческая работа.

1. Нарисуйте Филькино  сердце.

2. Подумайте, о каком уроке жизни вы можете поведать одноклассникам.


Информация о работе Эмпирическое исследование путей формирования гуманности у младших школьников по средствам гуманистического воспитания