Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 19:30, курсовая работа
Объект исследования – процесс развития гуманистического воспитания его влияние на современную систему обучения.
Предмет исследования – личность ребенка в гуманистическом воспитании.
Цель исследования – рассмотреть историю становления гуманистического воспитания, определить эффективность и актуальность закономерностей, принципов, методов и средств воспитания в современной системе образования, выявить его влияние на формирование гуманности у младших школьников.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты гуманистического воспитания…………5
1.1Исторический смысл гуманистического воспитания………………….5
1.2Цели и задачи гуманистического воспитания………………………….6
1.3 Закономерности и принципы гуманистического воспитания………...8
1.4 Личность в концепции гуманистического воспитания………………14
1.5 Гуманистические идеи современной педагогики…………………….18
Выводы по1 главе…………………………………………………………..21
Глава 2 Эмпирическое исследование путей формирования гуманности у младших школьников по средствам гуманистического воспитания……...22
2.1 Формирование личности в младшем школьном возрасте…………..22
2.2 Диагностика личности младшего школьника………………………..33
2.3 Описание организации и хода эксперимента………………………...38
2.4 Итоговая диагностика………………………………………………….40
Выводы по 2 главе………………………………………………………….44
Заключение…………………………………………………………………45
Словарь……………………………………………………………………...46
Список литературных источников………………………………………...48
Характеристика баллов: 4 балла – проявляется сильно; 3 балла - проявляется достаточно; 2 балла – проявляется средне; 1 балл – проявляется умеренно; 0 баллов – не проявляется.
По сумме баллов определяется уровень сформированности понятия “гуманность”: низкий 3-5 баллов; средний 6-12 баллов; достаточный 13-17 баллов; высокий 18-23 балла.
Таким образом, данные обследования учащихся позволяют увидеть, что представления школьников об нравственных категориях сформулированы слабо или не сформулированы.
Для изучения направленности личности младших школьников мы использовали методику «Веер», цель которой состояла в том, чтобы выяснить характер направленности личности младшего школьника [Приложение 2].
1.Ты обидел друга из-за плохого настроения. Как ты с ним помиришься?
2.У приятеля в гостях с тобой кто-то поссорился. Ты собирался уйти, а приятель просит тебя остаться. Как ты поступишь?
3.На улице потерялся малыш: он плачет, зовет маму и ничего о себе не может сказать. Что ты сделаешь?
4.Около твоего дома появился котенок. Что ты будешь делать, если родители не разрешат взять его домой?
5.На перемене тебя кто-то больно ударил. Уже идет урок, а обида не дает тебе успокоиться. Что делать?
6.Ты подрался с приятелем. Сам обидел его, и ему же больнее досталось. Что ты сделаешь, если от обиды он заплачет?
7.Твою младшую сестренку обидел твой приятель. Что ты будешь делать, чтобы этого больше не повторилось?
8.У тебя много дел, а мама просит тебя прибрать в комнате. Что ты ей ответишь?
9.Что ты скажешь человеку, обившему бездомное животное?
10.Ты заметил, что мама себя плохо чувствует. В доме много дел. А тебе хочется погулять. Как ты поступишь?
11.Ты задумался и не
уступил место пожилому
12. Ты ехал на велосипеде, проехал по большой луже и обрызгал прохожего. Как та поступишь?
13. Ты случайно сломал
молодое деревце, посаженное
Таким образом, мы видим в таблице 2[Приложение 2], что большинство школьников в данных ситуациях поступило бы положительно. Но есть ответы, содержание которых носит не совсем адекватную реакцию, например: на вопрос 5 Коля Щ. ответил “пойду и отомщу”. После обсуждения вопросов, были сделаны выводы о том, что нельзя плохо относиться к окружающим и ненужно быть равнодушным человеком.
Таблица 2.
№ п./п. |
Имя. Фамилия ученика |
Номер вопроса | ||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 | ||
1 |
Алеша Я. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2 |
Катя М. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
3 |
Карина В. |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
Юра Д. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
5 |
Лиза К. |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
6 |
Сережа С. |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
7 |
Коля Щ.. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
8 |
Наташа Н. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
Даша Г. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
10 |
Женя О. |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
11 |
Слава П. |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
12 |
Лида Р. |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
13 |
Оля Ш. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
Характеристика обозначений: “+” – проявление добра.
Для того чтобы выяснить какие качества личности ценятся младшими школьниками, мы использовали методику «Друг из сказки» [Приложение.3].
Обработка данных: большинство девочек (5 из 6), выбрало героиню из сказки “Золушка”, объясняя выбор тем, что Золушка добрая, отзывчивая и красивая девушка. Но Карина. В, выбрала злую королеву, объясняя выбор тем, что она хотела бы колдовать как королева. Что касается мальчиков, то их идеалами были Емеля и Буратино. Они выделяли такие качества как честность доброта ответственность. Двое мальчиков выбрали Кощея Бессмертного, потому, что хотели, чтобы их боялись как его.
Методикой «Друг-солнце», мы воспользовались для того, чтобы выяснить какие качества личности ценятся младшими школьниками [Приложение 4].
Качества, которыми наделяли школьники своих друзей, носят нравственный характер: доброта, гуманность, щедрость, жалость, милосердие. Второстепенными качествами были такие как: ум, красота, аккуратность. Дети так же называли качества, которые расходятся с понятием “гуманность”, состоятельность, богатство.
Для того чтобы выяснить истинное отношение к своим родным, мы воспользовались методикой «Мои близкие» [Приложение 5].
Анкеты, проведенные среди детей, показали, что самый близкий и родной для них человек – мама (9 из 13 человек). Все ответившие знают день рождение близкого им человека. При ответе на вопрос о любимом блюде и песне выяснилось, что половина детей не знают ответ на эти вопросы. На пятый вопрос многие дети вообще не ответили.
С целью выявления направленности личности на добро, мы воспользовались методикой «Добрый поступок» [Приложение 6].
Ребята в своих рисунках изобразил те поступки, которые направлены на оказание помощи животным, пожилым людям. Никто из ребят не затруднялись в выборе ситуации для изображения доброго поступка, но есть и те ребята, которые совсем нечего не нарисовали, они просто не знали какой поступок можно изобразить.
Наблюдая за детьми, мы обнаружили, что в свободное от уроков время некоторые ученики ведут себя не совсем адекватно. Например, Алеша Я, на уроках оценивает все ситуации для нравственного анализа правильно, а когда общается со своими сверстниками, он хамит, грубит, плохо отзывается на ситуации, свидетелем которых является, может обитель младших ребят или оскорбить одноклассниц.
Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся искаженно понимают суть моральных норм, вследствие этого нами было принято решение провести оценку уровня сформированности гуманности у школьников. Были определены уровни этого качества и разработано их содержание, таблица 3[Приложение 7].
Таблица 3.
Количество учеников |
Содержание уровней, характеризующих гуманность | |||
Высокий |
Достаточный |
Средний |
Низкий | |
13 |
0% |
15% |
75% |
10% |
Анализ исходных данных об уровне сформированности гуманности у детей показал, что всего лишь 15% от их числа понимают, что такое “гуманность”. Мы поняли, что в коллективе назрела потребность в поведении урока нравственности. На основе изучения теории и практики по исследуемой проблеме, исходя из диагностики данных, мы разработали программу, состоящую из когнитивного блока.
В рамках когнитивного блока, мы осуществили нравственное просвещение. Цель его состояла в ом, чтобы сформировать понятие о гуманности и ее составляющих. В этот блок мы включили урок литературы.
2.3 Описание организации и хода работы.
Необходимое звено в процессе воспитания гуманности – нравственное просвещение, в процессе которого осуществляется понимание сути моральных норм, усваиваются и закрепляются нравственные суждения, вырабатываются моральные поступки окружающих людей.
Произведенный нами по разработанному плану урок литературы оказался эффективным для воспитания гуманности личности школьников [Приложение 8] и [Приложение 9].
На уроке литературы, по сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб», учащиеся познакомились с таким понятием как “милосердие” и “бессердечность”. Нами задавались вопросы, которые побуждали детей к анализу поступков героев:
- ваши первые впечатления? (при ответе на этот вопрос мнение детей разделились: одни осудили Фильку, другие наоборот сказали, что ему самому есть нечего);
- как поступил Филька с раненым конем? (при ответе на этот вопрос мнения детей тоже разделились: многие осудили поступок Фильки, но Юра А. сказал, что Филька поступил правильно, и в этой ситуации нет нечего предосудительного);
- как бы вы поступили на его месте? Почему? (дети затруднялись ответить на этот вопрос);
- можешь ли ты привести
пример подобных поступков? (на
этот вопрос дети привели
- знаешь ли ты, как называют таких людей?
После вопросов подводился итог сказанному. Дети знакомились с новыми нравственными нормами “милосердие” и “бессердечность”.
Дети стали анализировать ситуацию, которая произошла после Филькиного поступка (ребята сделали вывод, что “как аукнется, так и откликнеца”). Они начали рассуждать, что зло всегда наказывается и пока не поздно необходимо становиться на путь исправления.
По сюжету сказки дети наблюдали за тем, как Филька становиться на этот путь, как ему было трудно, его мучала совесть перед жителями деревни за свой поступок, но он, переломив свою гордость, поспросил о помощи. Если бы этого он не сделал, то неизвестно как бы пришлось всей деревне. Тут, мы сделали вывод, что в Фильке проснулись такие качества как ответственность и совестливость. Были предложены некоторые ситуации, нацеленные на, чтобы выявить направленность школьников на добро.
Через всю сказку дети проследили за тем, как меняется внутренний мир Фильки и в конце урока были подведены итоги: для Фильки эта ситуация было уроком жизни. А чтобы проверить все ли дети были солганы с выводами по сказке, домой было задано нарисовать Филькино сердце, и о каком уроке жизни вы можете поведать одноклассникам.
На следующем уроке, дети продемонстрировали свои рисунки, на которых мы увидели большое красное сердце, это свидетельствовало о том, что дети поняли, как исправился Филька.
2.4 Итоговая диагностика.
Для подтверждения нашей гипотезы, нами была проведена эмпирическая работа. Экспериментальная группа состояла из 13 учащихся. Работа включила в себя: исходную диагностику, организацию и проведение эксперимента, итоговую диагностику, анализ полученных результатов и выводы.
Исходя из целей и задач данной работы, мы провели диагностики в следующих направлениях:
Нами были использованы следующие диагностические методы: анкетирование, наблюдение, беседа.
Для выявления представлений о понятии “гуманность”, чтобы выяснить изменилось ли отношение младших школьников к нравственным нормам и их личностной направленности к ним, мы снова использовали методику «Составление словаря», таблица 4[Приложение 1 повторяется].
Таблица 4.
№ п./п. |
Показатели понимания нравственных категорий | |||||||
Имя, Фамилия ученика |
Уровень сформированности гуманности |
Сумма баллов |
Милосердие |
Справедливость |
Честность |
Чуткость |
Доброта | |
1 |
Алеша Я. |
Высокий |
19 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
2 |
Катя М. |
Высокий |
18 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
Карина В. |
Высокий |
18 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
Юра Д. |
Достаточный |
14 |
2 |
3 |
4 |
3 |
2 |
5 |
Лиза К. |
Высокий |
20 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
6 |
Сережа С. |
Средний |
10 |
1 |
1 |
4 |
2 |
2 |
7 |
Володя Ф. |
Средний |
7 |
0 |
1 |
4 |
1 |
1 |
8 |
Наташа Н. |
Высокий |
18 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
9 |
Даша Г. |
Достаточный |
15 |
2 |
4 |
3 |
4 |
2 |
10 |
Женя О. |
Достаточный |
14 |
4 |
3 |
4 |
2 |
2 |
11 |
Слава П. |
Достаточный |
16 |
4 |
3 |
4 |
3 |
2 |
12 |
Лида Р. |
Высокий |
18 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
13 |
Оля Ш. |
Высокий |
18 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
Для изучения оценки нравственных качеств личности школьников, мы снова использовали методику «Веер», цель которой состояла в том, чтобы выяснить изменились ли нравственные качества личности учащихся с учетом конкретных жизненных ситуаций, таблица 5[Приложение 2 повторяется].
Таблица 5.
№ п./п. |
Имя. Фамилия ученика |
Номер вопроса | ||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 | ||
1 |
Алеша Я. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2 |
Катя М. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
3 |
Карина В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
Юра Д. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
5 |
Лиза К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
6 |
Сережа С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |
Коля Щ.. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 |
Наташа Н. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
Даша Г. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10 |
Женя О. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
11 |
Слава П. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
12 |
Лида Р. |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
13 |
Оля Ш. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |