Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 19:30, курсовая работа
Объект исследования – процесс развития гуманистического воспитания его влияние на современную систему обучения.
Предмет исследования – личность ребенка в гуманистическом воспитании.
Цель исследования – рассмотреть историю становления гуманистического воспитания, определить эффективность и актуальность закономерностей, принципов, методов и средств воспитания в современной системе образования, выявить его влияние на формирование гуманности у младших школьников.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты гуманистического воспитания…………5
1.1Исторический смысл гуманистического воспитания………………….5
1.2Цели и задачи гуманистического воспитания………………………….6
1.3 Закономерности и принципы гуманистического воспитания………...8
1.4 Личность в концепции гуманистического воспитания………………14
1.5 Гуманистические идеи современной педагогики…………………….18
Выводы по1 главе…………………………………………………………..21
Глава 2 Эмпирическое исследование путей формирования гуманности у младших школьников по средствам гуманистического воспитания……...22
2.1 Формирование личности в младшем школьном возрасте…………..22
2.2 Диагностика личности младшего школьника………………………..33
2.3 Описание организации и хода эксперимента………………………...38
2.4 Итоговая диагностика………………………………………………….40
Выводы по 2 главе………………………………………………………….44
Заключение…………………………………………………………………45
Словарь……………………………………………………………………...46
Список литературных источников………………………………………...48
Данные опроса, представленные в таблице 5, показали, что отношение школьников к нравственным нормам и их направленность изменились в лучшую сторону.
Исходя из анализа данных вышеизложенных методик, мы определили уровень сформированности нравственной устойчивости младших школьников, с учетом разработанного содержания, таблица 6[Приложение 7 повторяется].
Таблица 6.
Количество учеников |
Содержание уровней, характеризующих гуманность | |||
Высокий |
Достаточный |
Средний |
Низкий | |
13 |
63% |
27% |
10% |
0% |
Методическая диагностика дала нам возможность определить, изменился ли уровень сформированности гуманности младших школьников, сравнив данные таблиц 3 и 6, таблица 7.
Таблица 7.
Количество учеников |
Содержание уровней, характеризующих гуманность | |||
Высокий |
Достаточный |
Средний |
Низкий | |
13 |
0% |
15% |
75% |
10% |
13 |
63% |
27% |
10% |
0% |
Вывод |
+ 63% |
+12% |
65% |
-10% |
Можно сделать вывод, что разработанная нами программа оказалась эффективной.
В качестве исходного материала, на котором изучался нравственный опыт младших школьников, была выбрана такая моральная норма как “гуманность”.
Задачи исследования определили выбор методик для проведения работы. При этом мы исходили из того, что нравственный опыт представляет собой единство интеллектуального и эмоционального компонентов. Интеллектуальный компонент рассматривается как знание школьником моральных принципов и норм, выраженных в этических понятиях. Нравственные знания и отношения проявлялись в реальном поведении школьников. Отсюда разработанные нами методики имели направленность на изучение знаний, отношений и способов поведения.
При исследовании нравственного опыта, мы использовали разнообразные методики: беседа по сюжетному рассказу – испытуемому предлагалось прослушать рассказ, содержащий нравственную проблему. После его прослушивания школьникам задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме.
При определении нравственного опыта школьников использовались такие категории как:
- степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся;
- обобщенность знаний;
- глубина и широта знаний;
- степень устойчивости знаний.
Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как понимание ими содержания моральных норм, знание способов поведения, переживаний возникающих в случае их соблюдение и не соблюдения.
О нравственном отношении узнавали по оценочным суждениям младших школьников о поступках другого человека, своих поступков.
Прежде всего, школьники, обосновывая свои ответы, стали ориентироваться на содержание нравственной нормы. Оценки поступков стали более критичны не только по отношению к другому человеку, но и по отношению к себе.
Выводы по 2 главе.
Полученные результаты нашей работы, позволяют говорить о том, что в младшем школьном возрасте происходит формирование нравственных качеств личности детей.
При работе над содержанием исследования, перед нами стояла задача разработать комплекс методов по воспитанию гуманности у школьников, при которых нравственные качества учеников более высокого уровня.
Работая над программой, мы учитывали данные диагностики и возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Наличие различных методических приемов в работе над формированием основ нравственной устойчивости личности обеспечивает скорейшее достижение цели - воспитание высоконравственной личности.
Уровень сформированности нравственных качеств личности повысился, благодаря методам и средствам обучения применяемых при работе с младшими школьниками, что позволяет говорить об эффективности их использования их в нашей работе, и актуальности в системе обучения и воспитания.
Заключение.
При написании курсовой работы, нами была достигнута цель исследования работы, решены ее задачи:
Проанализировав опыт педагогов, мы пришли к выводу, что в современной школе каждый учитель вносит свой вклад в формирование нравственных норм, ценностей у младших школьников, совершенствуя систему нравственного воспитания.
Мы пришли к выводу, что
воспитание гуманности позволяет наиболее
успешно развивать такие
Результаты работы по формированию нравственных качеств личности школьников, подтвердили нашу гипотезу, что с помощью методов и средств, применяемых в гуманистическом воспитании и обучении, которые являются актуальными в процессе современной образовательной деятельности, можно воспитать гуманного человека.
Словарь.
1.Образование – это целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.
2 Воспитание – это целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к участию общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.
3. Гуманизм – это мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.
4. Гипотеза – это предположение или догадка.
5. Деперсонализация - это расстройство самовосприятия.
6. Интериоризация – это формирование внутренних структур человеческой психики посредством внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом.
7. Самость – это архетип прядка, являющийся центром целостности сознательного и бессознательного душевного бытия человека.
8. Детерминированность – это определяемость.
9. Субъективность – это выражение представлений человека об окружающем мире, его точки зрения, чувств, убеждений и желаний.
10. Мотивация – это побуждение к действию, динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость, способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
11. Стратегия – это план деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения цели, какой-либо деятельности человека.
12. Самореализация – это стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
13. Педоцентризм – это педагогический принцип, отрицающий систематическое обучение и воспитание детей по заранее разработанным учебным программам и требующий организации занятий только на основе непосредственно возникающих у детей желаний и интересов.
14. Объективность – это характеристика фактов и процессов, которые не зависят от воли и желания человека.
15. Интроспекция – это метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.
16. Нравственность – это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и воли (мораль).
Список литературных источников.
1. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
2. Гаврилова, Т.П. Использование приемов эмоционального стимулирования в нравственном воспитании младших школьников / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005.
3. Андреев, А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс – М.: Московский международный институт экономики, информатики, финансов и права, 2002. – 264 с. ил.
4. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / Классный руководитель № 4, 2002. с 24-33.
5. Балашов, Л.Е. Гуманистический манифест. – М., 2000. – 15 с.
6. Сухомлинский, В.А. Не только разумом, но и сердцем. / Сборник статей и фрагментов из работ. – М.: Молодая гвардия, 1986.
7. Александрова, Т.В. Высокое предназначение гуманной педагогики. // Воспитание школьников. 2004. № 2.
8. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. –50 с.
9. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. –345 с.
10. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с., ил.
11. Колесникова, Г.И. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. – 2-е изд. Феникс: высшее образование, 2010. – 256 с.
12. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – К1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
13. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – К2: Процесс воспитания. – 265 с. ил.
14. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: К.Д. Ушинский. – М.: Из-во Академии педагогических наук, 1948. – 367 с.
15. Бондаровская, В.М. Принципы гуманной педагогики. // Наука и школа. 2004. № 2.
16. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Моск. психолого-соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 270 с.
17. Гавриловец, К.В. Гуманистическое воспитание в школе. – Мн.: Полымя, 2000. – 128 с.
18. Кабуш, В.Т. Система гуманистического воспитания школьников. – Мн.: Полымя, 2000. – 208 с.
19. Девина, И.В. Гуманизм и свободомыслие: Науч. – аналит. обзор. – М.: ИНИОН РАН, 1996. – 55 с.
20. Сманцер, А.П., Кондрашова, Л.В. Гуманизация педагогического процесса в современной школе: История и современность. – Мн.: «Бестпринт», 2001. – 308 с.
21. Божович, Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка // Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. – 400 с.
22. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с.
23. Ростопшин, П.В. Психология и педагогика. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – 96 с.
24. Колесникова, И.А. О критериях гуманизации образования/ И.А. Колесникова// Гуманизация образования: Теория. Практика. СПБ, 1994. – 295 с.
25. Современный словарь по педагогике. / Сост. Рапацевич, Е.С. – Мн.: «Современное слово», 2001. – 928 с.
26. Журнал «Педагогика». Выпуск №5.2004.
27. Каменская, Е.Н. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 368 с.
28. Гавриловец, К.В. Гуманистическое воспитание в школе. – Мн.: Полымя, 2000. – 128 с.
29. Кон, И.С. Психология старшеклассника // Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: 2-е изд., дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
30. Гузеев, В.В. Методы и организация формы обучения. М.: «Просвещение», 2001. – 310 с.
31. Харламов, И.Ф. Педагогика. М.: «Просвещение», 1990. – 110 с.
32. Крутецкий, В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1980. – 352 с, ил.
33. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. -- Ростов-на-Дону: Феникс,1997.-480с.
34. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.
35. Зборовский, Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2000. - 301 с.
36. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.
37. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
38. Газман, О.С. Неклассическая педагогика: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. – 296 с.
39. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 6-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. –456 с.
40. Щуркова, Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М., 1998. – 245 с.
Приложение 1
Методика «Составление словаря».