Эмпирическое исследование уровня сформированности грамматической правильности речи у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 07:11, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить педагогические условия формирования грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы создания педагогических условий формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста 8
1.1. Особенности освоения грамматического строя речи детьми дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях. 8
1.2. Методические основы формирования морфологических навыков у детей дошкольного возраста. 23
1.3. Методические основы формирования синтаксических навыков у детей дошкольного возраста. 30
1.4. Методические основы формирования словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста. 38
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня сформированности грамматической правильности речи у детей младшего дошкольного возраста 46
2.1. Определение уровня сформированности грамматической правильности речи у детей младшего дошкольного возраста. 46
2.2. Методические рекомендации для воспитателей по формированию грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста. 51
Заключение 61
Библиографический список 63
Приложение 66
Приложение А. Диагностический материал 66
Приложение Б. Результаты исследования 73

Файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.docx

— 2.51 Мб (Скачать файл)

Употребление  форм слов, в том виде, в котором  они были извлечены из речи окружающих, и комбинирование этих слов с другими  такими же словами своего лексикона – основная закономерность рассматриваемого этапа развития. Усвоив однажды слово, ребенок единообразно использует его для обозначения различных ситуаций.

По мнению Филичевой Л.Е., в этот период развития речи, как в норме, так и при  патологии имеет место элизия слогов, отсутствуют многие артикуляционные  уклады, наблюдаются пропуски и замещения  звуков [27].

К 3,5 – 4 годам предметная отнесенность слова у ребенка приобретает достаточно устойчивый характер, процесс формирования предметной отнесенности слова на этом не заканчиваются.

В процессе формирования лексики происходит и  уточнение значения слова.

В начале значение слова полисемантично, аморфно, расплывчато. Слово может иметь  несколько значений. Одно и то же слово может обозначать и предмет, и признак, и действие с предметом. Например, слово «кых» может обозначать в речи ребенка и кошку и все пушистое, и действие с предметом [28].

В этот период развития речи, как в норме, так  и при патологии имеет место  элизия слогов, отсутствуют многие артикуляционные уклады, наблюдаются  пропуски и замещения звуков.

Как утверждает Смирнов В.М. в процессе освоения связной речи и рассказывания  дети старшего дошкольного возраста начинают активно пользоваться формальной сочинительной связью. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. Широко используется прямая речь.

В связи  с расширением сферы общения, содержания познавательной деятельности, в связи с возрастающей контекстностью речи погрешности синтаксиса начинают преобладать над другими ошибками. На них приходится до 70% от общего числа грамматических погрешностей в связной речи.

Как утверждает Алексеева М.М., период развития речи, в течение которого ребенок пользуется только отдельными словами, без связи  их в двухсловное аморфное предложение, называется периодом слова-предложения, или однословного предложения [1].

Однословное предложение – исходный пункт развития детской речи, как при ее нормальном формировании, так и при всех формах нарушения развития речи.

Уровни  понимания речи в период однословного предложения и предложений из аморфных слов могут быть различны: от самого низкого, при котором ребенок  с трудом понимает обращенные к нему элементарные просьбы, до понимания  значений отдельных грамматических форм слов, например различение форм единственного  и множественного числа существительных. Некоторые неговорящие дети могут  понимать значения простых предложных конструкций, выражающих пространственные отношения двух предметов, например: на коробке, в коробке, под коробкой.

Далее происходит усвоение грамматической структуры  предложения, связанный с формированием грамматических форм и их внешнего выражения. И только после этого следует период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений. В этот период все в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах [1].

У других же детей понимание речи весьма ограниченное. Так, если такого ребенка спросить о  совершающихся действиях, изображенных на сюжетных картинках, исключив в своем  вопросе хорошо знакомые ребенку  названия предметов, например: «Покажи, кто здесь рисует. Покажи, кто  здесь стирает. А кто читает?» - то сразу становится ясно, что ребенок не понимает названия действий. В то же время понимание этих же вопросов, включающих названия хорошо знакомых предметов, например: «Покажи, кто рисует цветок. Кто стирает белье? А кто читает книгу?» - бывает им доступно.

Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух, обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами (образованными от других), а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств [1].

В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель – учительница) или приставок (ехал – уехал – переехал – выехал); сформировать навыки образования слов по аналогии.

В младшем  дошкольном возрасте дети усваивают  способы словообразования существительных  с суффиксами, обозначающими детенышей  животных, посуды; некоторые способы  образования глаголов с приставками.

Напомним, что дети допускают ошибки в трудных  формах словообразования. Чтобы предупреждать  ошибки, взрослому целесообразно  использовать речевой образец.

В среднем  дошкольном возрасте проводится работа по обучению разным способам образования  слов, относящихся к разным частям речи. Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе, в родительном падеже множественного числа. Проводятся те же дидактические игры, что и в младших группах: «Кто у кого», «Угадай, кого не стало», «Магазин игрушек». Содержание речевого материала в них меняется, становясь более сложным. Вводятся такие наименования животных, у которых детеныш называется по-другому: у лошади – жеребенок, у коровы – теленок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок. Педагог объясняет, что не у всех детенышей животных есть имя, их так и называют: детеныш жирафа, детеныш обезьяны.

Методика  проведения игр тоже усложняется, дети уже самостоятельно образовывают названия детенышей по аналогии с тем, что уже знакомо, что было в их опыте. Игры и упражнения с грамматическим содержанием эффективны только тогда, когда в их основе лежат знания ребенка, его представления об окружающей действительности, опыт.

Для формирования грамматических навыков в средней  группе можно использовать игры-драматизации и дидактические игры с игрушками. Если же нужных игрушек не окажется (ежиха и ежата, медведица и  медвежата), целесообразно использовать фланелеграф или теневой театр. Фигурки животных для них могут изготовить воспитатели. 
Приведем пример драматизации.

В средней  группе проводятся занятия по формированию навыка образования названий посуды суффиксальным способом. Детям на примерах показывают, что одинаковые значения бывают выражены разными морфологическими средствами: есть слова с суффиксом  -ниц (сухарница, хлебница), но есть и другие, которые тоже обозначают посуду, но звучат не так – солонка, масленка (суффиксы -онк, -ёял:), чайник, кофейник (с суффиксом -ник).

На этом возрастном этапе особое внимание уделяется  образованию разных форм глаголов, спряжению глаголов по лицам и числам.

Продолжается  работа по образованию звукоподражательных  глаголов (ворона каркает, кошка мяукает, петух кукарекает, воробей – чик-чирик  – чирикает). Детей обучают способам отыменного образования глаголов (мыло – мылит, краска – красит, учитель – учит, строитель – строит).

В старшем  дошкольном возрасте программа рекомендует  знакомить детей с типичными способами словообразования [1].

Прежде  всего, закрепляют полученные на предыдущих возрастных этапах такие грамматические навыки, как навыки образования наименований посуды и детенышей животных и птиц с помощью суффиксов (грачонок – грачата, снегирь – снегирята – один и много, но один птенчик – ласточка, синичка, много – ласточки, синички). Здесь уместны задания на объяснение значения слов: «О чем говорит слово воробьишкой» (Детеныш воробья, маленький, шаловливый, а воробей большой). В основном при этом используются словесные игры и упражнения: «Магазин», «Зоопарк», «Угадай, чего не стало».

Закрепление наименований детенышей может осуществляться в процессе рассматривания картин из серии «Дикие и домашние животные» (корова с теленком, лошадь с жеребенком и др.).

Более сложная  задача – образование названий профессий  от разных частей речи с помощью  суффиксов, приставок и других средств. Ребенок учится вычленять части  слова (приставки, корни, суффиксы, окончания), осмысливать их, оперировать ими.

Чтобы уточнить, какие профессии знают дети, можно  провести игру «Знаешь ли ты профессии?» (упражнение в образовании существительных, обозначающих лиц по профессии).

Таким образом, овладение речью – сложный, многосторонний, психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, дыхание и артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем правильно развивалась речь, нужна речевая среда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование уровня сформированности грамматической правильности речи у детей младшего дошкольного возраста

 

2.1. Определение уровня сформированности  грамматической правильности речи у детей младшего дошкольного возраста

 

Эмпирическое  исследование уровня сформированности грамматической правильности речи у детей младшего дошкольного возраста осуществлялось на базе МБДОУ «Кайбальский детский сад «Солнышко» с. Кайбалы Республики Хакасия, во второй младшей группе «Подсолнушки», в период октября по ноябрь 2012 года.

В исследовании приняло участие 18 детей в возрасте 3 – 4 лет. Основным критерием выборки явился возраст детей.

Для определения  уровня сформированности грамматической правильности речи мы использовали диагностические задания М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной.

Диагностические задания

Морфология

  1. Проверка умений согласовать существительные с прилагательными в роде и числе.

Рассматриваются (в форме игры) две куклы Маша и Даша (их внешний вид: цвет волос, глаза, одежда, обувь.)

- Во что одета Маша? Какое  у нее платье, какого цвета? (Платье  синее, синего цвета.) Какие волосы? (Светлые, белые.) На голове бант какого цвета? Какие глаза? (Голубые, синие, большие.) Что у Маши на ногах? (Носки, туфли.) Какого они цвета?

- Посмотрим, во что одета Даша. Что это у нее? (Брюки, свитер.) Какого цвета брюки? Какого  цвета свитер? Что у нее на  ногах? и т.д.

- Две подружки Маша и Даша  всегда вместе. У Маши платье ... , а у Даши брюки и свитер .... У Маши волосы ... (светлые), а у Даши нет ... (банта).

2. Проверка навыков согласования  слов в падеже, понимание и употребление существительных с предлогами (в, на, за, под, около).

Игра «Расставим посуду на место».

- Пришла девочка на кухню и удивилась – там такой беспорядок! Кастрюля под столом, чашки с блюдцами на окне, чайник под стулом, ложки и вилки в сковороде, сковорода около шкафа.

- Давайте расставим все по  местам.

- Где стоит кастрюля? (Под столом.)

- Куда мы ее поставим? (На плиту.)

- Где стоят чашки с блюдцами? (На окне.)

- Куда мы поставим чашки с  блюдцами? (В буфет.)

- Ложки и вилки где лежат? (В сковороде.)

- Куда мы положим ложки и  вилки? (В ящик стола или в  стол.)

- Где стоит сковорода? (Около  шкафа.)

- Куда мы поставим сковороду? (На плиту около кастрюли.)

- Где стоял чайник? (Под стулом.)

- Куда поставим чайник? (На плиту.)

3. Проверка усвоения формы родительного  падежа единственного и множественного  числа.

Игра «Угадай, чего не стало».

На столе карандаши, ручки, ножницы, книги, тетради. Воспитатель (кукла, мишка) убирает ручку, карандаш или книгу.

Дети отгадывают.

- Чего не стало? (Ручки, карандаша,  книги.)

Воспитатель убирает тетради.

- Чего не стало? (Тетрадей.) И  т. д.

Словообразование

1. Проверка умения правильно называть животных их детенышей в единственном и множественном числе.

Рассматриваются картинки с изображениями  собаки и щенка, кошки и котенка, козы и козленка, коровы и теленка.

- Кто это? (Кошка.) Кто у кошки? (котенок.) - Один котенок, а если их много, как говорят? (Котята.)

- Кто это? (Собака.) Кто у собаки? (Щенок.) Один щенок, а если их  много, как говорят? (Щенята.)

- Кто это? (Корова.) Кто у коровы? (Теленок.) Если их много? (Телята.) и т. д.

2. Проверка употребления в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Детям предлагают картинки с изображениями  предметов и животных разной величины.

- Это что? (Дом.) Этот дом большой,  а этот? (Маленький.) Как можно  сказать, чтобы было понятно,  что он маленький? (Домик.)

- Это кто? (Заяц.) Какой он? (Большой.) А этот? (Маленький ... зайчик.) А еще как можно сказать? (Заинька.)

То же со словами: кошка-котенок, котеночек; утка-утенок, утеночек; лягушка-лягушонок и др.

Синтаксис

  1. Проверка умения употреблять простые предложения.

Информация о работе Эмпирическое исследование уровня сформированности грамматической правильности речи у детей младшего дошкольного возраста