Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 07:11, дипломная работа
Цель исследования: изучить педагогические условия формирования грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы создания педагогических условий формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста 8
1.1. Особенности освоения грамматического строя речи детьми дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях. 8
1.2. Методические основы формирования морфологических навыков у детей дошкольного возраста. 23
1.3. Методические основы формирования синтаксических навыков у детей дошкольного возраста. 30
1.4. Методические основы формирования словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста. 38
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня сформированности грамматической правильности речи у детей младшего дошкольного возраста 46
2.1. Определение уровня сформированности грамматической правильности речи у детей младшего дошкольного возраста. 46
2.2. Методические рекомендации для воспитателей по формированию грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста. 51
Заключение 61
Библиографический список 63
Приложение 66
Приложение А. Диагностический материал 66
Приложение Б. Результаты исследования 73
16. Мышление и язык [Текст] / под редакцией Д.П. Горского. – М.: Государственное издательство Политической литературы, 1957. – 360 с.
17. Правдина,
О.В. Логопедия [Текст]: Учебное
пособие для студентов
18. Психология детства [Текст]: Учебник./ Под ред. члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: Прайм ЕВРО-ЗНАК, 2003. – 368 с.
19. Психолого-педагогические
вопросы развития речи в
20. Развитие
речи детей дошкольного
21. Слобин, Д. Психолингвистика [Текст] / Д. Слобин, Дж. Грин; пер. с англ. Е.И. Негневицкой; под ред. А.А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1976. – 349 с.
22. Тихеева,
Е.И. Развитие речи детей (
23. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
24. Ушакова,
О.С. Развитие речи
25. Ушакова, Т.Н. Речь: истоки и принципы развития [Текст]: учебное пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2004. – 255 с.
26. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для дошк. пед. уч-щ по спец. - № 2002. «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
27. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. – М.: МГОПИ, 1993. – 72 с.
28. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст]: Пособие для логопеда и воспитателя детского сада. – 4-е изд. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭП», 1997. – 320 с.
29. Шашкина, Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, И.А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
Приложение А
Диагностический материал
Раздел «Морфология»
Раздел «Словообразование»
Приложение Б
Результаты исследования
Таблица Б.1
Результаты изучения грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста
Критерии оценок
Ф.И. ребенка |
Морфология |
Словообразование |
Синтаксис |
Высо-кий уро-вень |
Сред-ний уро-вень |
Низ-кий уро-вень | |||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 | |||||
1 Кирилл Б. |
С |
С |
С |
С |
Н |
Н |
+ |
||
2 Таня Б. |
С |
С |
С |
С |
Н |
Н |
+ |
||
3 Ваня Г. |
С |
Н |
С |
С |
С |
Н |
+ |
||
4 Аня Д. |
С |
Н |
С |
С |
С |
Н |
+ |
||
5 Наташа Д. |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
+ |
||
6 Миша Д. |
Н |
Н |
С |
С |
Н |
Н |
+ | ||
7 Аня Д. |
В |
С |
В |
В |
С |
С |
+ |
||
8 Рита И. |
В |
С |
В |
В |
В |
С |
+ |
||
9 Оля. Л |
В |
С |
В |
В |
В |
С |
+ |
||
10 Станислав Л. |
С |
Н |
С |
С |
С |
Н |
+ |
||
11 Влад Л. |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
+ | ||
12 Алина Л. |
С |
Н |
С |
С |
С |
С |
+ |
||
13 Юля П. |
С |
Н |
С |
С |
С |
Н |
+ |
||
14 Костя Р. |
С |
Н |
Н |
С |
Н |
Н |
+ | ||
15 Таисия С |
В |
С |
В |
В |
В |
С |
+ |
||
16 Женя Т. |
С |
Н |
С |
С |
С |
Н |
+ |
||
17 Влад К. |
С |
Н |
С |
С |
С |
С |
+ |
||
18 Дима Ш. |
Н |
Н |
Н |
С |
Н |
Н |
+ | ||
3 |
11 |
4 | |||||||
Итог: Высокий уровень |
17% |
||||||||
Средний уровень |
61% |
||||||||
Низкий уровень |
22% |