Эмпирическое исследование уровня сформированности грамматической правильности речи у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 07:11, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить педагогические условия формирования грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы создания педагогических условий формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста 8
1.1. Особенности освоения грамматического строя речи детьми дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях. 8
1.2. Методические основы формирования морфологических навыков у детей дошкольного возраста. 23
1.3. Методические основы формирования синтаксических навыков у детей дошкольного возраста. 30
1.4. Методические основы формирования словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста. 38
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня сформированности грамматической правильности речи у детей младшего дошкольного возраста 46
2.1. Определение уровня сформированности грамматической правильности речи у детей младшего дошкольного возраста. 46
2.2. Методические рекомендации для воспитателей по формированию грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста. 51
Заключение 61
Библиографический список 63
Приложение 66
Приложение А. Диагностический материал 66
Приложение Б. Результаты исследования 73

Файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.docx

— 2.51 Мб (Скачать файл)

Примерно  к середине второго года жизни  в речи ребенка появляются двухсловные  предложения. Именно их появление говорит  о первом шаге в развитии предложения  из «первичного синтаксического  целого». Важным фактором является то, что ребенок самостоятельно конструирует эти предложения [8].

К двум годам  возникают трех-четырех сложные  предложения, которые можно рассматривать  как начальную стадию усвоения грамматической структуры предложения. Она связана с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. По мнению А.А. Леонтьева и других исследователей, в это время появляются первые сложные предложения. Так, в возрасте 1 года 9 месяцев ребенок начинает произносить сложные бессоюзные предложения [8].

Основные  типы сложного предложения усваиваются  к трем годам. Первоначально они  соединяются без союзов, затем  союзами. Дети используют как сочинительные, так и подчинительные союзы. Четвертый и пятый годы жизни являются дальнейшим этапом в овладении системой родного языка. В речи детей четвертого года жизни, как указывает В.И. Ядэшко, по-прежнему преобладают простые распространенные предложения (57 %), однако структура их заметно усложняется за счет роста количества членов предложения. Впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами, увеличиваются однородные дополнения и определения. Употребляют дети и сложные предложения, составляющие, по данным В.И. Ядэшко, 11% по отношению к общему числу предложений.

Усложняется структура и сложноподчиненных  предложений. Нередки случаи, когда  перед перечислением однородных членов в одном из простых предложений, входящих в состав сложноподчиненного предложения, стоит обобщающее слово. Среди придаточных предложений  наиболее распространенными являются дополнительные придаточные предложения, придаточные времени, причины, места, сравнительные, условия, реже определительные, цели, меры и степени [1].

В монологических высказываниях детей этого возраста встречаются сложные предложения  усложненного типа, которые состоят  из трех и более простых предложений, объединенных либо сочинительной, либо подчинительной связью. Дети употребляют прямую и косвенную речь.  
Исследователи детской речи (Г.М. Лямина, В.В. Гербова) отмечают, что до четырех лет ребенок легко комментирует то, что видит, говорит о том, что будет делать или сделал, но молчит во время выполнения собственных действий.

На пятом  году жизни, по данным Г.М. Ляминой, у детей наблюдается усиление желания и умения подтвердить речью свою деятельность. Правда, высказывания детей в этих случаях на 90 % состоят из простых предложений. У дошкольников этого возраста отмечается большая потребность объяснить друг другу то, что они видят и знают. В этих ситуациях дети произносят столько сложных предложений, сколько не услышишь от них даже на очень насыщенных в познавательном отношении занятиях по родному языку. Дошкольники в этом возрасте уже приобретают некоторый жизненный опыт в осмыслении причинно-следственных связей. Именно в этот период количество придаточных причинных предложений в речи детей заметно возрастает. Неслучайно детей пяти лет нередко называют «почемучками» (В.И. Ядэшко).  
В речи дошкольников А.Н. Гвоздев отмечает единичные примеры обособления (обособленный причастный оборот; обособленное одиночное прилагательное, отделенное от существительного; уточняющая управляемая группа слов) и приводит пример с редким разделительным союзом «или».  
По мнению Л.С. Выготского, старший дошкольный возраст характеризуется функциональным многообразием речи.

В этом возрасте А.Н. Гвоздев отмечает сложные предложения с двумя придаточными, при этом имеются и соподчиненные и придаточные предложения разных степеней. Простые предложения в сложные дети объединяют при помощи союзов «когда», «как», «чтобы», «если», «потому что», «Что», союзных слов «кто», «отчего», «который» и т.д.

Появление грамматически оформленных простых  и сложных предложений в речи детей возможно лишь при условии  овладения ими достаточно большим  словарем и грамматическими формами  для выражения главных и второстепенных членов предложения.

Сначала, как отмечает В.И. Ядэшко, дети начинают пользоваться в речи такими членами предложения, как подлежащее и сказуемое. В возрасте до четырех лет эти части предложения составляют 61% всех употребляемых слов. Третье место занимают дополнения. К пяти годам дети чаще пользуются определениями и обстоятельствами разного значения. Увеличивается количество составных сложных подлежащих («волчок – серый бок», «мама – зайчишка») и сказуемых («попросилась ночевать»). Дошкольники начинают пользоваться вводными словами [1].

Исследователи детской речи отмечают, что словотворчество  начинается в ситуации, когда слово  известно ребенку (он его слышал), но еще недостаточно им усвоено. Например: «читус», «поливас», «окниг». Здесь просматривается общая стратегия: показать некоторое значимое изменение грамматической формы. При этом средство на первых порах может быть любым.  
Наиболее часто словотворчество наблюдается у детей в возрасте от 3,5 до 5,5 – 6 лет. Затем начинается его спад. К.И. Чуковский связывал это явление со снижением природной чувствительности к языку, потерей лингвистической гениальности. Д. Богородицкий объяснял спад словотворчества большой морфологичностью языка ребенка, сращиванием морфологических элементов, в результате чего слова начинают употребляться как целостные «гештальты». А.Н. Гвоздев связывал это явление со стремлением дошкольника говорить так, как говорят взрослые, желанием освоить грамматические нормы языка [1].

В старшем  дошкольном возрасте у детей появляется критическое отношение к себе и своим грамматическим ошибкам. Поэтому в обычной обстановке ребята начинают стесняться своих языковых экспериментов. Однако, как доказала А.Г. Тамбовцева-Арушанова, в случае, когда перед детьми ставятся коммуникативные задачи, решение которых связано с поиском нового, незнакомого слова, поисковая активность старших дошкольников оказывается высокой. Это создает предпосылки для овладения словотворчеством как средством художественной выразительности.

Итак, словотворчество – это закономерный путь освоения ребенком лексического богатства, имеющегося в языке, а не речевая ошибка, которую нужно исправлять или предупреждать [2].

Сопоставление различных показателей, характеризующих  речь детей с раннего возраста до поступления в школу, позволяет дать общую характеристику формирования грамматического строя речи, выделить следующие тенденции в ее развитии:

- рост объема и структурное усложнение единиц речи, выражающееся во все более частом употреблении больших предложений, увеличении их внутренней сложности, а так же в расширении использования различных частей речи;

- рост разнообразия используемых грамматических средств, более частое употребление тех форм, которые на ранних ступенях были редки (причастий, степеней сравнения прилагательных и пр.);


- унификация средств речи, уменьшение  ее разнообразия (в ситуациях, в которых ранее дети употребляли разные формы, они используют одну и ту же, что приводит к ее чрезмерно частому употреблению: например, рост употребления формы родительного падежа имен существительных, подчинительного союза «потому что» и т.д.).

В старшем дошкольном возрасте происходит завершение освоения системы  родного языка. К шести годам  дети усвоили основные закономерности изменения и соединения слов в  предложения, согласование в роде, числе  и падеже [23].

У детей встречаются ошибки в чередовании согласных, в употреблении существительных во множественном  числе в родительном падеже, трудности  в образовании повелительного наклонения глаголов. Трудности для ребенка  представляют сочетание существительных  с числительными, местоимениями, употребление причастий, глаголов хотеть, звонить. Поэтому  освоение всего многообразия грамматических форм, характерных для русского языка, продолжается. Усвоение грамматики продолжается развитием элементов логического, отвлеченного мышления, формированием  языковых обобщений [1].

Таким образом, формирование грамматического строя речи (словоизменения, синтаксической структуры предложения) осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Развитие морфологической  и синтаксической систем языка у  ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.

В старшем дошкольном возрасте ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и  спряжения, усваивает многие единичные  формы, исключения. В этот период значительно  сокращается свободное использование  морфологических элементов (словотворчество), так как ребенок овладевает не только общими правилами грамматики, но и более частными правилами, системой «фильтров», накладываемых на использование общих правил [1].

Таким образом, к школьному  возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического  владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию  грамматических закономерностей при  изучении русского языка.

 

1.2. Методические основы формирования морфологических навыков у детей дошкольного возраста

 

В психолого-педагогической литературе (К.Д. Ушинский, К.И. Чуковский, А.Н. Гвоздев и др.) делались неоднократные попытки объяснить интенсивное усвоение грамматики в дошкольном возрасте особым «чутьем языка», «особой языковой одаренностью детей». Действительно, дошкольный возраст является периодом, в котором наблюдается наибольшая чуткость к языковым явлениям. Но дело не только в этом [24].

Организация работы по обучению на занятиях дошкольников грамматически правильной речи. Исследования, проведенные под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой, позволили по-новому сформулировать зад и грамматической работы с детьми [19].

Ими являются:

- обогащение речи дошкольников грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на основе активной ориентировки в окружающем мире и в звучащей речи;

- расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное речевое общение);

- развитие у ребенка лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе языковых игр.

Усвоение  морфологической сторон речи. В возрасте от 1 года 10 месяцев до 2 лет происходит дифференциация слов по частям речи. Ранней диффузности значений слов соответствовала их формальная диффузность слова ребенка не изменялись и чаще всего не имели суффиксов, которые указывали бы на их грамматическую принадлежность. Процесс морфолотизации начинается почти одновременно у существительных и глаголов, отражая тем самым все более четкую дифференциацию ребенком предметного мира и действий в нем. Используемые детьми двух – трех с половиной лет глаголы составляют, по данным Г.М. Ляминой, 26,5 – 37% из общего числа всех остальных частей речи. Наиболее распространенные глагольные формы: просьба и предложение («дай», «возьми»); координация своих действий с другим ребенком («сядь», «пусти», «не трогай»); привлечение внимания к чему-то интересному, результатам своей деятельности («посмотри»). Перечисленные формы общения выражаются глаголами повелительного наклонения. Обращая внимание на их раннее появление, А.Н. Гвоздев писал, что глагол в форме второго лица единственного числа повелительного наклонения появляется в числе первых слов. Повелительное наклонение – основная форма глагола в период употребления детьми предложений из слов-корней.

На третьем  году жизни, по данным А.Н. Гвоздева, ребенок использует глаголы всех времен и форм. К трем годам малыш овладевает всеми основными падежными формами [1].

Вслед за существительными в речи ребенка  последовательно проявляются прилагательные, чаще всего в форме именительного падежа мужского или женского рода, а также наречия, личные местоимения, числительные, около 2 лет 3 месяцев — союзы и предлоги. При этом до 3 лет дети употребляют 15 союзов, а с трех до четырех лет к ним добавляются еще 13 союзов. Дети четырех – пяти лет, по данным Г.М. Ляминой, используют самые разнообразные глаголы и уже самостоятельно образуют их («поводись», «давай созывать ребят»), дифференцированно применяют виды повелительного наклонения в зависимости от разговора. Если речь идет о движении, дошкольники (70 – 75%) используют приказ («Беги», «Лезь!»). Если характеризуется чувство, состояние, действие, увеличивается количество (40 – 50%) вежливых обращений. Среди существительных 20 – 30% занимают наименования людей, профессий, животных, предметов быта. При этом дети используют как конкретные наименования, так и родовые, обобщенные («ребята», «девочки», «гости», «мебель», «посуда» и пр.). Значительно увеличивается число глаголов, обозначающих состояние, переживание, а среди существительных появляются слова, характеризующие нравственный облик человека («грязнуля», «безобразница» и др.) [1].

В процессе общения дети в возрасте 4 лет достаточно часто употребляют наречия, которые характеризуют в основном (70 – 80%) выполнение правил («надо», «можно», «нужно», «нельзя») или оценивают поведение («правильно – неправильно», «хорошо – плохо»). Однако наречия, характеризующие существо действий, поступков, отношений («дружно», «вместе», «нарочно») встречаются очень редко. Дети в возрасте 5 лет продолжают пользоваться преимущественно общими наречиями места («там», «тут» - 60 – 90%) и времени («потом» - 96%). Большинство употребляемых ими прилагательных содержат оценку поведения, а не их содержание. Из 22 наиболее часто встречающихся в речи детей предлогов активно (60%) используются четыре: «у», «в», «на», «с». Предлоги, указывающие на точное местонахождение предмета или направление движения («над», «между», «через», «до»), употребляются ими редко. Предлогами «под», «перед», «около», «о» дети практически не пользуются. На пятом году жизни количество используемых союзов возрастает. Увеличивается число подчинительных союзов, так как дети начинают пользоваться придаточными предложениями. Чаще всего они употребляют союзы «как», «если», а из сочинительных союзов — «а», «и». Это свидетельствует о том, что дошкольники уже могут не только перечислять, но и делать противопоставление [1].

Информация о работе Эмпирическое исследование уровня сформированности грамматической правильности речи у детей младшего дошкольного возраста