Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 13:19, курсовая работа
Целью данной работы является исследование психологической природы феномена нарушения межличностных взаимодействий со сверстниками (психологического конфликта) у дошкольников; разработка и апробирование игровых методов коррекции психологического конфликта в старшей дошкольной группе на основе диагностической и психокоррекционной работы.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Рассмотреть теоретические подходы к межличностным взаимодействиям детей дошкольного возраста.
Дать определение психологического конфликта у дошкольников и выявление его симптомов.
Проанализировать возникновения и развития конфликта при несформированности операциональной стороны игровой деятельности.
Проанализировать возникновения и развития конфликта при искажениях мотивационной основы деятельности.
Введение 3
1 Теоретические подходы к межличностным взаимодействиям детей дошкольного возраста 6
1.1. Проблема детских взаимодействий в российской и зарубежной психологии 6
1.3.Взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в совместной деятельности 10
2. Психологический конфликт у дошкольников 15
2.1 Исследование причин и симптомов 15
2.2 Возникновение и развитие конфликта при несформированности операционной стороны игровой деятельности дошкольника 22
2.3 Возникновение и развитие конфликта при искажениях мотивационной основы деятельности дошкольника 27
2.4 Пути психолого-педагогической коррекции нарушений межличностных взаимодействий со сверстниками у старших дошкольников 31
2.5 Программа коррекционно – развивающих занятий на формирование совместной деятельности и сплочения детей среднего дошкольного возраста 34
3. Эмпирическое исследование влияния коррекционно – развивающих занятий при формировании межличностных взаимодействий детей старшего дошкольного возраста 40
3.1 Проблема, цель, гипотеза и задачи исследования 40
3.2 Объект исследования, процедура и методики исследования 41
3.3 Результаты исследования по проводимым методикам 42
Заключение 49
Список использованной литературы 52
Содержание
Межличностное взаимодействие совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Общение с ребенком - необходимое условие психического развития ребенка. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.
Важную роль в развитии личности
ребёнка - дошкольника играет влияние,
оказываемое на него общение со сверстниками.
Потребность в общении
В совместной деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказываться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между детьми возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои права и желания, не считаясь с желаниями сверстников.
Изучение отклонений в развитии межличностных взаимодействиях на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Именно поэтому информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее генезиса, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции приобретает первостепенное значение.
К проблеме детского неблагополучия, отклоняющимся формам поведения в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. За-порожец, Я.Л. Коломинский, В.Н. Мясищев, А.П. Усова, А.С. Спиваковская, В.С. Мухина, Т.Н. Счастная, Н.Я. Михайленко, А.А. Рояк, М.И. Лисина, Т.А. Репина, A. Маслов, A. Бандура, И.И. Томпсон, Д.Е. Мей и другие.
Предмет данного исследования – межличностные взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования выступили дети старшей группы, посещающие МДОУ № 140 г, в количестве 20 человек.
Целью данной работы является исследование
психологической природы
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Гипотезой исследования является предположение, что в результате коррекционно – развивающих занятий направленных на формирование межличностного взаимодействия происходит снижение конфликтности в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: а) методика «Опрос», б) методика «Лесенка», в) методика «Два домика», г) социометрическая игра «Секрет».
В настоящей работе использовалась
игротерапия как форма коррекци
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе рассматриваются проблемы детских взаимодействий в российской и зарубежной психологии. А так же взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в совместной деятельности. Вторая глава посвящена рассмотрению психологического конфликта у старших дошкольников. Дана программа коррекционно – развивающих занятий на формирование совместной деятельности и сплочения детей среднего дошкольного возраста. Третья глава посвящена процедуре и результатам эмпирического исследования гипотезы о том, что в результате коррекционно – развивающих занятий направленных на снижение конфликтности в игровой деятельности происходит формирование межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. В заключении подводятся итоги теоретического анализа и проведенного эмпирического исследования, основные выводы. Приложение содержит таблицу взаимоотношений, таблицу самооценки, социометрическую таблицу выявления «звезд», «непринятых», «предпочитаемых», «изолированных», рекомендации для воспитателей. Список литературы включает 53 источника.
Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных взаимодействий в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей - всё это представляет исключительный интерес [37,c.13].
Межличностные взаимодействия с каждым годом привлекает всё большее внимание исследователей в России и за рубежом, и являются по существу, ключевой проблемой социальной психологии, изучающей многообразные объединения людей - так называемые группы. Эта проблема смыкается с проблемой «личность в системе коллективных отношений», столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения.
Несмотря на то, что дошкольной психологией и педагогикой немало сделано в этой области, многие вопросы всё ещё остаются недостаточно исследованными. Кроме того, сама сложность проблемы требует использования новых методических средств, применяемых на современном этапе социально-психологической наукой.
Как известно уже, изучение дошкольных групп имеет свои традиции в психологии. Основываясь на принципиальных положениях во взаимоотношениях личности коллектива, представленных в трудах А.С.Макаренко и Н.К.Крупской, социально-психологические исследования групп детского сада начали в 30-х годах Е.А.Аркин и А.С. Заслужный.
Дальше, начиная с 50-х годов, советская психология начала развиваться бурными темпами, при этом появилось много работ по проблеме межличностных взаимодействий. Среди них пока, к сожалению, единичны исследования групп детского сада. На эту тему были написаны отдельные работы ЯЛ. Коломинского, Л.В.Артемьевой и др. [37,c.14].
В 1968 году при Институте дошкольного воспитания, была создана лаборатория «Формирование личности ребёнка». Усилия сотрудников лаборатории были направлены главным образом на разработку комплекса методик и на изучение таких вопросов, как структура взаимоотношений детей на разных этапах дошкольного детства; особенности общения и взаимооценок детей в возрастной группе детского сада, а так же на решение некоторых вопросов, связанных со сферой самосознания дошкольников.
Американский психолог Т.Харрис в своих книгах говорит о том, что дети, которых родители удерживают от игр со сверстниками, часто в жизни испытывают трудности во взаимоотношениях. Он писал, что «только группа равных приучает ребёнка к взаимным поступкам и сурово исправляет ошибки» [49,с.54]. Т.Харрис высказывал предположение о том, что отсутствие того опыта общения ребёнка со сверстниками, притупляет способность понимать других людей [49.с.58].
А по определению известного педагога А.П.Усовой, дошкольная группа, это первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где они имеют возможность самостоятельно объединиться друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Именно в этих совместных играх ребёнок приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него качества общественности.
При исследовании системы взаимоотношений в группе детского сада они выделяли в них три вида, каждый из которых изучали отдельно с помощью специально разработанных методик. Так, например, большое внимание в исследованиях лаборатории было уделено изучению особенностей общения в условиях игровой деятельности, в сфере, где наиболее ярко выявляются межличностные отношения детей дошкольников. Работы Т.В.Антоновой [3], Л.А.Рояк [39], Т.А.Репиной [37]. Специальные методики дали возможность получить богатый материал, характеризующий целый ряд особенностей общения и межличностных отношений детей дошкольного возраста. Т.А.Репина особое внимание уделила изучению общения мальчиков и девочек в разных возрастных группах детского сада [37,с.38]. Работа Л.А.Рояк посвящена изучению детей с особыми трудностями общения, которые приводят нередко к изоляции таких детей от коллектива [39,с.48]. Т.В.Антонова исследовала возрастные тенденции проявления некоторых особенностей общения [3,с.48].
Важным направлением в научных исследованиях в лаборатории является изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста и влияние её на их взаимопонимание. Этому вопросу посвятили свои работы Л.А.Кричевский [36], Т.А.Репина [37], Л.А. Рояк [39], А. Рузская [40].
Исследования прогрессивных психологов показывает, что положение ребёнка в группе сверстников не является постоянным, а может меняться под влиянием многих факторов. Изменение положение «непопулярного» ребёнка может способствовать не только улучшению «микроклимата» вокруг него с помощью положительных оценок его качеств воспитателем, но и включение его в деятельность, где он сможет показать себя с лучшей стороны. Над этим вопросом работали и проводили опыты Репина [39] и А. Рузская [40].
В зарубежной науке имеет место субъективно идеалистическая теория, считающаяся, что отношения между людьми, в частности, отношения симпатии и антипатии определяются их врожденными качествами Соответственно этим своим неизменным качествам тот или иной ребёнок якобы будет обречен на «непопулярность» и попадает в разряд «изолированных» или будет «звездой» среди детей, т.е. ему будет обеспеченна в любой детской группе особо высокая «популярность». Представители этой теории пытаются найти в ней оправдание классовой структуры общества, утверждая, что разделение на классы - это закон природы. Исследования наших психологов доказали обратное. Выяснилось, что положительные взаимоотношения у детей так же возникают, когда они выполняют какое-либо задание не для себя лично, а для других людей.
Психологические и педагогические исследования показывают, какую большую роль на формирование отношения детей друг с другом может оказать игра, которая является для маленького ребенка не только школой познания окружающего мира взрослых, но и школой взаимоотношения людей. Образ жизни детей в детском саду и особенности их деятельности, так же накладываю определенный отпечаток на взаимоотношения детей.
Многие авторы А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин и др. в структуре межличностных процессов закономерно выделяют три составляющих и взаимосвязанных компонента: поведенческий (праксический), эмоциональный (аффективный) и информационный, или когнитивный (гностический) [44,c.3].
Если к поведенческому компоненту можно отнести и взаимодействие в совместной деятельности, и общение, и поведение члена группы, адресованное другому, а к гностическому - групповую перцепцию, способствующую осознанию субъектом качеств другого, то межличностные отношения будут аффективным, эмоциональным компонентом структуры межличностных процессов.
При определении общения мы будем исходить из положения М.И. Лисиной [23] о том, что общение - это всегда субъект-субъектные связи, а значит содержанием и неотъемлемой стороной общения и его продуктом выступают взаимоотношения, именно общение обусловливает избирательность отношений.
Таким образом, общение -
это коммуникативная
Межличностные отношения (взаимоотношения) - это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы. Несмотря на то, что межличностные отношения актуализируются в общении и в большей своей части в поступках людей, сама реальность их существования значительно шире. Выражаясь образно, межличностные отношения можно уподобить айсбергу, у которого лишь надводная его часть предстает в поведенческих аспектах личности, а другая, подводная часть, большая, чем надводная, остается скрытой.
Личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого процесса является установление контроля действий личности теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих.
В возрасте 4-5 лет ребёнок наиболее сензитивен для формирования добрых чувств к другим людям. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания, лежащие в основе формирования таких положительных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеской поддержки, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность, а так же качества, обеспечивающие способность к самосознанию и самоориентированию. Ребёнок учится той или иной форме поведения, ориентируясь на требование группы в виде «ролевых ожиданий», т.е. упражняясь в выполнении определенных социальных ролей, заданных системой межличностного взаимодействия в конкретной группе. Одобрение группы обеспечивает ребёнку возможность самовыражения и самоутверждения, способствует развитию у него уверенности, активности, позитивного самовосприятия [43,c.15].