Эмпирическое исследование влияния коррекционно – развивающих занятий при формировании межличностных взаимодействий детей старшего дош

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование психологической природы феномена нарушения межличностных взаимодействий со сверстниками (психологического конфликта) у дошкольников; разработка и апробирование игровых методов коррекции психологического конфликта в старшей дошкольной группе на основе диагностической и психокоррекционной работы.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Рассмотреть теоретические подходы к межличностным взаимодействиям детей дошкольного возраста.
Дать определение психологического конфликта у дошкольников и выявление его симптомов.
Проанализировать возникновения и развития конфликта при несформированности операциональной стороны игровой деятельности.
Проанализировать возникновения и развития конфликта при искажениях мотивационной основы деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические подходы к межличностным взаимодействиям детей дошкольного возраста 6
1.1. Проблема детских взаимодействий в российской и зарубежной психологии 6
1.3.Взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в совместной деятельности 10
2. Психологический конфликт у дошкольников 15
2.1 Исследование причин и симптомов 15
2.2 Возникновение и развитие конфликта при несформированности операционной стороны игровой деятельности дошкольника 22
2.3 Возникновение и развитие конфликта при искажениях мотивационной основы деятельности дошкольника 27
2.4 Пути психолого-педагогической коррекции нарушений межличностных взаимодействий со сверстниками у старших дошкольников 31
2.5 Программа коррекционно – развивающих занятий на формирование совместной деятельности и сплочения детей среднего дошкольного возраста 34
3. Эмпирическое исследование влияния коррекционно – развивающих занятий при формировании межличностных взаимодействий детей старшего дошкольного возраста 40
3.1 Проблема, цель, гипотеза и задачи исследования 40
3.2 Объект исследования, процедура и методики исследования 41
3.3 Результаты исследования по проводимым методикам 42
Заключение 49
Список использованной литературы 52

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.doc

— 447.50 Кб (Скачать файл)

В процессе проведения теста  ребёнку рассказывают, что в одном  домике – красном – много разных игрушек, книжек, а в другом –  чёрном – игрушек практически  нет. После инструкций взрослый записывает тех детей, которых ребёнок берёт к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поместить в чёрный дом. По окончании беседы можно спросить у ребёнка, не хочет ли он кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь?»[20,с.48].

Для исследований межличностных  взаимоотношений в группе детей  была использована методика «Секрет» [18,с.71]. Более подробное изложение методики в приложении.

Для проведения социометрии  с детьми дошкольного возраста необходимо создание игровой ситуации. Для этого необходимо подготовить по 6 красочных картинок на каждого ребенка. Взрослый (лучше, если это будет посторонний человек — психолог или методист, но допускается и проведение данной игры и воспитателем) говорит ребенку; «Сегодня все дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки. Ты можешь подарить эти картинки тем детям, которым захочешь, только каждому по одной» (положительный выбор). У ребенка можно спросить также, кому из детей он бы ни за что не подарил бы картинку (отрицательный выбор).

В ходе игры взрослый выясняет у ребенка, почему он выбрал именно этих детей. Все ответы фиксируются  на отдельном листе.

Игра организовывается так, чтобы дети, прошедшие процедуру, не встречались с теми детьми, которым она предстоит. Например, ее можно проводить перед прогулкой, когда опрошенные дети выходят в раздевалку.

3.3 Результаты исследования  по проводимым методикам

 

Первичное исследование группы детей проводилось в начале исследования в первых числах апреля 2006 года, после этого была проведена серия коррекционно-развивающих занятий по программе К.С. Крюковой «Давайте жить дружно», представленной во второй главе. После проведения коррекционно-развивающих занятий было проведено вторичное исследование по приведенным выше методикам. Первичные и вторичные результаты исследования сплочения группы при формировании совместной деятельности были запротоколированы и представлены в таблицах.

Методика «Лесенка»

Таблица 1

Код испыт.

Первичное исследование

Вторичное исследование

Сам

Мама

Папа

Вос-ль

Сам

Мама

Папа

Вос-ль

1

3

3

2

1

2

2

1

3

2

1

3

2

1

4

5

1

2

3

5

1

2

3

5

2

3

4

5

1

3

2

5

1

1

2

3

1

2

3

4

2

3

3

3

1

2

3

2

3

1

4

2

3

1

2

1

2

3

4

5

1

2

3

4

2

3

3

6

1

3

2

4

10м

2

2

-

3

1

2

-

3

11д

2

3

3

5

1

2

3

4

12д

3

2

1

4

2

2

1

4

13д

1

2

3

5

1

2

1

2

14д

3

2

2

5

2

3

2

4

15д

3

1

3

4

2

2

3

4

16д

2

1

2

3

2

2

3

4

17д

3

2

2

5

2

3

3

4

18д

3

1

1

4

3

3

2

4

19д

1

2

2

3

1

2

3

4

20д

2

3

3

4

1

3

2

5


 

При первичном исследовании дети сами себя поставили: на первое место  – 6 человек, на второе – 7 человек, на третье место – 7 человек. При вторичном  исследовании дети поставили сами себя – на первое место – 11 человек, на второе место – 6 человек, на третье место – 3 человека. На основании этого можно предположить, что после коррекционно-развивающих занятий у большинства детей повысилась самооценка.

В тоже время по мнению детей мамы поставили бы своих  детей: при первичном исследовании: на первое место – 5 человек, на второе – 8 человек, на третье – 7 человек; при вторичном исследовании: на первое место – 2 человека, на второе – 12 человек, на третье – 6 человек. По мнению детей папы поставили своих детей при первичном исследовании: на первое – 3 человека, на второе – 5 человек, на третье – 8 человек, на четвертое – 3 человека; при вторичном исследовании: на первое место- 2 человека, на второе – 6 человек, на третье – 9 человек, на четвертое – 4 человека.

По мнению детей, воспитатель  поставил бы детей: при первичном исследовании, на первое место – никого, на второе – 2 человека, на третье – 6 человек, на четвертое – 4 человека, на пятое – 7 человек, на шестое – 1 человек. При вторичном исследовании: на первое место – 2 человека, на второе – 2 человека, на третье – 1 человек, на четвертое – 11 человек, на пятое – 4 человека.

На основании этого  можно сделать осторожный вывод, что мамы оценивают своих детей  выше, чем папы, что, в общем-то является вполне естественным явлением. Настораживает  факт оценки детей воспитателем, в глазах воспитателя дети плохо себя ведут и оцениваются в большинстве случаев негативно. Коррекционно-развивающие занятия, проведенные с детьми, не повлияли на оценку родителями и воспитателями, по мнению детей.

Методика «Два домика»

Таблица 2

Код испытуемого

Первичное исследование

Вторичное исследование

Красный домик

Черный домик

Красный домик

Черный домик

18

2

20

0

20

0

20

0

19

1

20

0

20

0

20

0

20

0

20

0

17

3

19

1

20

0

20

0

20

0

20

0

20

0

20

0

10м

20

0

20

0

11д

20

0

20

0

12д

20

0

20

0

13д

19

1

20

0

14д

19

1

19

1

15д

20

0

20

0

16д

19

1

20

0

17д

20

0

20

0

18д

18

2

20

0

19д

20

0

20

0

20д

18

2

20

0


 

В результате проведенного исследования по методике «Два домика» при первичном исследовании в семи случаях были негативно оценены 11 человек, при вторичном исследовании  в двух случаях были негативно оценены два человека. В результате проведенного исследования по методике «Два домика» можно предположить, что в результате проведенных занятий дети стали относиться друг к другу лучше, климат в группе стал более теплым и доверительным.

Социометрия - игра «СЕКРЕТ»

1 этап

Таблица 3

 

   

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

М

1

     

+

   

+

 

+

 

+

 

+

+

           

М

2

+

 

+

   

+

             

+

       

+

 

М

3

+

+

     

+

         

+

               

М

4

               

+

+

             

+

   

М

5

+

             

+

 

+

                 

М

6

       

+

       

+

 

+

               

М

7

         

+

         

+

         

+

   

М

8

+

 

+

           

+

+

+

               

М

9

 

+

   

+

   

+

     

+

             

+

М

10

+

 

+

             

+

             

+

 

Д

11

+

       

+

   

+

   

+

               

Д

12

+

+

                   

+

             

Д

13

         

+

         

+

               

Д

14

     

+

           

+

       

+

+

     

Д

15

         

+

         

+

             

+

Д

16

           

+

         

+

+

         

+

Д

17

+

                 

+

   

+

           

Д

18

     

+

                     

+

+

     

Д

19

           

+

             

+

+

       

Д

20

       

+

 

+

 

+

         

+

         

Число полученных выборов

 

8

3

3

3

3

6

4

1

5

3

6

8

3

4

2

3

2

2

2

3

Число взаимных

выборов

 

1

1

1

1

1

0

0

0

1

0

1

1

1

2

1

1

1

1

0

1


 

В результате проведенного исследования были выявлено: 4 «звезды», 2 «популярных» ребенка, 14 детей с  нормальным отношением в коллективе. Изолированных детей нет.

По числу взаимных выборов были определены пары детей, желающих сделать взаимные подарки: 2 – 3, 5 -9, 1 – 11, 12 – 13, 14 – 16, 17 – 14, 18 – 4, 20 – 14. Взаимные выборы сделаны 14 детьми, что составляет 70% от всего количества детей.

Рис. 1 Социограмма взаимных выборов первичного исследования

Социограмма взаимных выборов, представленная на рис. 1, состоит из «диад» и одной «звезды». Социограмма  такого вида дает повод предполагать, что данная группа детей находится на низком уровне развития межличностных взаимоотношений. Так как, чем сложнее структура взаимных выборов, тем выше уровень ее развития.

Социометрия-игра «СЕКРЕТ»

2 этап

Таблица 4

   

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

М

1

 

+

               

+

 

+

         

+

 

М

2

+

 

+

   

+

 

+

   

+

   

+

           

М

3

       

+

+

   

+

 

+

+

 

+

           

М

4

               

+

+

             

+

   

М

5

+

 

+

   

+

+

     

+

   

+

           

М

6

+

 

+

+

         

+

 

+

     

+

 

+

   

М

7

+

+

   

+

+

   

+

 

+

+

+

+

           

М

8

   

+

   

+

+

                   

+

   

М

9

+

 

+

+

               

+

             

М

10

   

+

+

       

+

       

+

   

+

     

Д

11

+

+

       

+

+

+

   

+

     

+

   

+

 

Д

12

+

 

+

+

               

+

     

+

     

Д

13

+

   

+

       

+

+

                   

Д

14

+

   

+

           

+

         

+

+

   

Д

15

+

       

+

                   

+

+

   

Д

16

                 

+

+

                 

Д

17

                   

+

                 

Д

18

 

+

     

+

           

+

             

Д

19

 

+

         

+

                       

Д

20

+

                             

+

     

Число полученных выборов

 

11

5

7

6

1

7

3

3

6

4

8

4

5

5

0

2

5

5

2

0

Число взаимных

выборов

 

3

2

4

1

2

4

2

0

2

1

4

1

2

0

0

1

0

1

0

0


 

В результате проведенного вторичного исследования группы детей было выявлено: 4 «звезды», 8 популярных детей, 6 детей с нормальным отношением в коллективе, 2 изолированных ребенка. На момент исследования эти два ребенка длительно болели. По числу взаимных выборов были определены пары детей: 1 – 2, 5 – 3, 6 – 3, 7 – 5, 9 – 3, 10 – 4, 11 – 1, 11 – 2, 11 – 7, 12 – 3, 13 – 1, 13 – 9, 16 – 11, 18 – 6. Взаимные выборы были сделаны 15 детьми, что составляет 75% от общего количества детей.

Рис. 2 Социограмма взаимных выборов вторичного исследования

Социограмма, представленная на рис. 2, состоит из «линейной связи», «кольца», двух «звезд». Данная социограмма  сложнее по своей структуре, чем  социограмма первичного исследования. Что дает нам повод предположить – уровень развития группы детей повысился. Следует иметь в виду, что также повысился процент взаимных выборов: от 70% до 75%, что также говорит о положительном развитии группы детей как коллектива.

Таким образом, на основании проведенного исследования: методики «Два домика», методики «Лесенка», социометрической игры «Секрет», после двух исследований, до и после программы коррекционно-развивающих занятий, можно сделать вывод. До проведения занятий группа детей представляла группу с 3-м типом психологического климата. Взаимными выборами охвачено большая часть детей (70%), социограмма имела элементарную структуру – «диады», имелась только одна «звезда». При выборе сверстника дети, скорее всего ориентируются либо на дружеские отношения, либо на случайные характеристики («угощает печеньем»). После проведения занятий группа детей представляла собой коллектив с переходным типом психологического климата (между 1 и 2 типом) по классификации Калининой Р.Р. Социограмма имеет уже более сложную структуру: «линейная связь», «кольцо», «звезды», увеличивается количество взаимных выборов от 70% до 75%. При выборе сверстников дошкольники ориентируются на их внутренние качества – игровые умения, качества личности, дружеские отношения.

Таким образом, можно  заявить, что гипотеза о том, что в результате коррекционно – развивающих занятий направленных на формирование межличностного взаимодействия происходит снижение конфликтности в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста подтвердилась.

 

Заключение

 

Общение положительно влияет на детские отношения, если оно насыщается социально значимой мотивацией, выражающейся в стремлении развить общую игру, сохранить общность детей в игровом объединении, и если предметом осознания ребенка в игре выступает другой ребенок - партнер по игре, а также область отношений с ним. Владение способами общения - важное условие налаживания отношений между детьми в игре.

Информация о работе Эмпирическое исследование влияния коррекционно – развивающих занятий при формировании межличностных взаимодействий детей старшего дош