Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 13:19, курсовая работа
Целью данной работы является исследование психологической природы феномена нарушения межличностных взаимодействий со сверстниками (психологического конфликта) у дошкольников; разработка и апробирование игровых методов коррекции психологического конфликта в старшей дошкольной группе на основе диагностической и психокоррекционной работы.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Рассмотреть теоретические подходы к межличностным взаимодействиям детей дошкольного возраста.
Дать определение психологического конфликта у дошкольников и выявление его симптомов.
Проанализировать возникновения и развития конфликта при несформированности операциональной стороны игровой деятельности.
Проанализировать возникновения и развития конфликта при искажениях мотивационной основы деятельности.
Введение 3
1 Теоретические подходы к межличностным взаимодействиям детей дошкольного возраста 6
1.1. Проблема детских взаимодействий в российской и зарубежной психологии 6
1.3.Взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в совместной деятельности 10
2. Психологический конфликт у дошкольников 15
2.1 Исследование причин и симптомов 15
2.2 Возникновение и развитие конфликта при несформированности операционной стороны игровой деятельности дошкольника 22
2.3 Возникновение и развитие конфликта при искажениях мотивационной основы деятельности дошкольника 27
2.4 Пути психолого-педагогической коррекции нарушений межличностных взаимодействий со сверстниками у старших дошкольников 31
2.5 Программа коррекционно – развивающих занятий на формирование совместной деятельности и сплочения детей среднего дошкольного возраста 34
3. Эмпирическое исследование влияния коррекционно – развивающих занятий при формировании межличностных взаимодействий детей старшего дошкольного возраста 40
3.1 Проблема, цель, гипотеза и задачи исследования 40
3.2 Объект исследования, процедура и методики исследования 41
3.3 Результаты исследования по проводимым методикам 42
Заключение 49
Список использованной литературы 52
Проведенная коррекция нарушений отношений со сверстниками у дошкольников позволяет сделать следующие выводы:
Одного лишь совершенствования операциональной стороны игровой деятельности у ребенка и изменений в мотивационной стороне детской деятельности, а также организации взаимодействия ребенка с детьми в процессе совместного ее выполнения (внешнего плана) недостаточно для налаживания полноценных (по характеру) взаимоотношений с детьми.
Внутри игровой деятельности уже в младшем дошкольном возрасте складываются межличностные отношения достаточно жесткой и ригидной структуры. Поэтому необходимым условием коррекции детских отношений становится переориентация негативизма (или равнодушия) сверстников, возможная лишь при включении ребенка в специальную систему игровых отношений, какой в данном случае являлась разработанная программа игротерапии.
Имеющийся конфликт не во всех случаях удается устранить полностью. Налаживание положительных отношений со сверстниками особенно осложняется длительным неблагополучием ребенка в детском коллективе. Протяженность конфликта во времени, как правило, чревата тем, что его первичные причины маскируются вторичными. В результате очень трудно выявить изначальную причину, а следовательно, и выбрать правильные приемы педагогического воздействия. Сказанное позволяет говорить о необходимости ранней диагностики таких конфликтных отношений.
При конфликте в операциях блокируется существенная для младших дошкольников потребность в совместной игре. Однако вынужденная ''изоляция" от нее (в связи с неуспехом в игре) не притупляет указанной потребности, о чем свидетельствует активное участие этих детей в экспериментальных игровых упражнениях.
Переориентация эгоистических мотивов и противопоставление им общественно-полезных, поддержка индивидуальных специфических потребностей стабилизирует деловые взаимоотношения этих детей со сверстниками, расширяет сферу игрового общения.
Анализ результатов психолого-педагогической коррекции дает основание считать, что игротерапия, направленная на устранение нарушений отношений со сверстниками у дошкольника, способствует устранению аффективных препятствий в межличностных отношениях детей, а также достижению более адекватной адаптации и социализации дошкольников. При выявлении в ходе диагностики конфликта в мотивах и конфликта в операциях игры и обучении ребенка в игровой форме способам общения со сверстниками путем создания социально значимой мотивации и развития общей игры было доказано, что при неблагополучии межличностных отношений ребенка, внутреннем эмоциональном дискомфорте может нарушиться полноценное интеллектуальное развитие его личности, поскольку благополучие отношений ребенка со сверстниками непосредственно определяет формирование собственно психологических структур личности: эмоций, мотивов, самосознания, личностной активности и инициативы.
Попытка диагностировать
и корректировать уровень общения
и взаимоотношений воспитаннико
На основании проведенного исследования: методики «Два домика», методики «Лесенка», социометрической игры «Секрет», после двух исследований, до и после программы коррекционно-развивающих занятий, можно сделать вывод. До проведения занятий группа детей представляла группу с 3-м типом психологического климата. Взаимными выборами охвачено большая часть детей (70%), социограмма имела элементарную структуру – «диады», имелась только одна «звезда». При выборе сверстника дети, скорее всего ориентируются либо на дружеские отношения, либо на случайные характеристики («угощает печеньем»). После проведения занятий группа детей представляла собой коллектив с переходным типом психологического климата (между 1 и 2 типом) по классификации Калининой Р.Р. Социограмма имеет уже более сложную структуру: «линейная связь», «кольцо», «звезды», увеличивается количество взаимных выборов от 70% до 75%. При выборе сверстников дошкольники ориентируются на их внутренние качества – игровые умения, качества личности, дружеские отношения.
Таким образом, можно заявить, что гипотеза о том, что в результате коррекционно – развивающих занятий направленных на формирование межличностного взаимодействия происходит снижение конфликтности в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, подтвердилась.